Главная стр 1
скачать
Сударыня – масленица
Из далёких языческих времён пришла к нам русская масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Народ любил его и величал ласковыми словам : «честная масленица», «весёлая», «касаточка», « перепёлочка», «переберуха», «ясочка». Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его (обычно это конец января – начало марта) и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Вся неделя празднования масленицы по церковной терминологии именовалась мясопуст, т.е. полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста, который последует сразу за масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди ещё в седую старину нашли выход из условий мясопуста: нельзя есть мясо, но ведь существуют молоко, сыр, творог. Отсюда в народе эта неделя получила название сырная неделя. Кроме того, не воспрещается рыба. Но главным атрибутом этого, уже зимнего, праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорка такая была: « Без блина не маслена, без пирога не именинник». У украинцев и белорусов блинов на масленице не было. Вместо них в Украине, например, варили вареники с сыром, пекли гречневые блины – гречаники.

Блины пекли в течение всей сырной недели ( блинницы, блинщины ), и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу, крышу или могилу – для умерших родителей, давали нищим в память о предках.

Историки и писатели отмечают широкий размах праздника, участие в нём всех – и старого, и малого, о простолюдина, и знатного. В помещичье- дворянской семье Лариных, например, всегда помнили об этом празднике:


Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины…

(А.Пушкин. «Евгений Онегин»)


Смена забав и веселья в течение недели имела определённую последовательность, что закрепилось в названиях дней масленицы.

Понедельник назывался встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», отличает жизнерадостный, мажорный тон:
А мы масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали.

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Выстилали, душа, выстилали.

Сыром гору набивали,

Набивали, душа, набивали.

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали…
Распространены были и «величальные» песни в честь Масленицы:
Дорогая наша масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, наведённые,

Шуба синяя, ластки красные;

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!
Вторник – заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санках, народные гуляния, представления. В больших деревянных балаганах (помещениях для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где экспортом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях. Было в почёте и другое нехитрое развлечение – катание с обледенелых гор.

М.Забылин, автор книги « Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», вышедшей в 1880 г., пишет: «В Петербурге в прежнее время масличное гуляние было устраиваемо на Исаакиевской площади. Тут были устраиваемы и балаганы, и ледяные горы, и карусели, а по окраинам или вне пределов этой местности, назначенной для удовольствия публики, так называемой горной, была установлена езда в экипажах, прогулка аристократии и вообще богатого народа. В Москве до конца XVIII века катание на маслянице производилось на Москве-реке и на Неглинной от Воскресенских до Троицких ворот, где ныне разбит Александрийский сад… При Петре Великим Масляничные потехи помещались близь Красных ворот, где Пётр сам в понедельник на Маслянице открывал масляничное торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях».

Екатерина II после своей коронации в Москве дала народу на маслянице маскарад, режиссёром которого был известный актёр конца XVIII века Фёдор Волков. Вот как описывается это увеселение в романе В.Я. Шишкова «Емельян Пугачёв: «Двор продолжал веселиться вовсю. Московский люд в конце концов тоже получил свою долю удовольствий. Наступила масленица. По Москве появились афиши, что три последних дня масленой недели с десяти часов утра ежедневно по улицам Немецкой, двум Басманным, Мясничкой и Покровке будет ездить большой маскарад под названием «Торжествующая Минерва», в коем изъявится «гнусность пороков и стезя наук и добродетели». На смотренье маскарада и на вечернее катанье с гор приглашались «всякого звания люди». А на тех гуляньях в особом театре представят, мол, народу разные игрища, кукольные комедии, гокус-покус и пр…»

Среда-лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими явствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блиы, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, которые ведут своё начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, закладывать в кулак тяжёлое, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» (коллективные бои) или «сам на сам»(один на один), вести так называемые «охотницкие », бои для знатаков, любителей таких поединков. С удовольствием, по-видимому, наблюдал такие кулачные бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно: Как сходилися , собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

И приехал царь со дружиною,

Со боярами и опричниками,

И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажен

Для охотницкого бою, одиночного.

И велел тогда царь Иван Васильевич

Клич кликать звонким голосом:

«Ой, уж где вы, добрые молодцы?

Вы потешьте царя нашего батюшку,

Выходите-ка во широкий круг;

Кто побьёт кого, того царь наградит,

А кто будет побит, того бог простит!»

(М.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова…»)

И всё-таки это была игра, праздник, которому, естественно ,соответствовала и одежда. «Нарядные рукавицы наденем, выйдем на улицу, -на кулачки и позабавимся», -рассказывал кузнец Кондратий, один из героев А.Н.Толстого «Петр Первый».



Пятница масленичной недели была известна как тёщины вечера. Хотя и существует поговорка «Не к тёще на блины едешь (идёшь)» (о чём-либо сложном, непростом, что ждет впереди), не только тёщи зятей, но и зятья угощали в этот день тёщ!

Суббота - золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

Воскресенье – это проводы, целовник , прощенный день, которым завершается масленичный цикл. В книге М . Забылина «Русский народ» рассказывается, как ещё в начале 17 века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-либо оскорбили друг друга, то, встретившись в «Прощённое воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил : «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебе простит!» Обида была забыта.

С этой мудрой традицией встречаемся и в художественной литературе. В пьесе А.Н. Островского « Не так живи, как хочешь» находим: «В кого такой уродился? Теперь дни прощены, и чужие мирятся, а в них и вставаючи и ложаючись брань да перекор…»

Существовала также традиция: в « Прощёное воскресенье » посещать могилы родственников.

В воскресенье масленичной недели « сударыню-Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный « поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костёр. Давали чучелу Масленицы блин, и в воскресенье « сударыня-Масленица» торжественно сжигалась на костре со словами: « Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу ( блины исстари были символом поминовения усопших ), принося их в жертву ( блины бросали в костёр ) как символ будущего плодородия. Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний языческий смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зёрна – как бы воскресший покойник ; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе. Это хорошо выражена в пьесе – сказке «Снегурочка» А.Н. Островского думая о весне, крестьяне – берендеи пели:



Масленица мокрохвостка!

Поезжай долой со двора,

Отошла твоя пора!

У нас с гор потоки,

Заиграли овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху!

Весна – Красна,

Наша ладушка пришла!

В прощальных песнях, которые поют в воскресенье масленицы, слышна уже минорная тональность. В них масленица упрекается в том, что она обманула людей, разорила их, всё поела и посадила на Великий пост. Но основное содержание этих песен легко понять из начальных слов: « Полно, зимушка, зимовать ». Отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить за всё хорошее, что она дала. В то же время стужу гнали прочь, с нетерпением ожидая прихода весны.
скачать


Смотрите также:
Сударыня – масленица
66.82kb.
«Сударыня Масленица»
155.83kb.
Широкая Масленица Вот и закончился всеми любимый праздник Масленица. На «Новом свете»
14.1kb.
Масленица Славянский древний праздник Масленица
57.19kb.
Классный час по теме: «Широкая Масленица»
244.5kb.
Масленица
88.29kb.
II. Концептуальные идеи
153.75kb.
Внеклассное мероприятие по духовно нравственному воспитанию учащихся «Масленица» Власова Наталья Павловна заместитель директора по воспитательной работе
86.88kb.
За чистоту русского языка Товарищи мы или господа? «Мужчина, гражданин, товарищ, господин!»
17.25kb.
Масленица – инсценированный праздник
59.09kb.
Очень хорошо и забавно проходил традиционный праздник «Масленица», организованный в Борисоглебском кадетском корпусе. Праздник открыли веселые скоморохи
6.76kb.
Сценарий праздника "Масленица"
60.33kb.