Главная стр 1стр 2 ... стр 15стр 16
скачать

Менеджмент

Раздел 1. Методологические основы менеджмента

Тема 1. Понятие, сущность, задачи и концепции менеджмента

  • сущность и значение менеджмента

  • цель и задачи менеджмента на современном этапе развития экономики

  • основные концепции менеджмента (научное управление, административная школа, школа человеческих отношений, теория социальных систем, количественный подход)

  • основные черты и тенденции современного российского менеджмента

  • виды менеджмента

1. Сущность и значение менеджмента

  • Гусева : Управление есть всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент – его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций»

  • Хохлова Т.П. Менеджмент – профессионально осуществляемая деятельность по руководству и управлению объектом для достижения поставленных целей

  • А. Файоль: Управлять значит вести организацию к ее цели, извлекая максимум возможностей из имеющихся ресурсов.

  • Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Признаки разделения менеджмента и управления

  • 1) объект управленческого воздействия (термин «менеджмент» используется по отношению к социально-экономическим системам, а «управление»применимо к любым(например, техническим) системам);

  • 2) средства и применяемые технологии (менеджмент подчеркивает высокий профессионализм, наличие ключевых компетенций, владение передовыми управленческими технологиями, а «управление» нет);

  • 3) ориентация на результат («менеджмент предполагает обеспечение высокой эффективности функционирования объекта (системы) и достижения результата наиболее эффективными средствами (с наименьшими затратами); управление не выдвигает задачи эффективного использования ресурсов и достижения эффективности как главного результата деятельности);

  • 4) тип экономических отношений (менеджмент в полной степени реализуется в условиях рыночной экономики, управление присутствует в экономических системах любого типа.

Сущность менеджмента заключается в рациональном управлении
ресурсами:

  • 1. Знания – осознанная информация с целью её преобразования, получения результатов, удовлетворяющих общественные и (или) личные потребности и получения максимально возможной прибыли;

  • 2. Предпринимательские способности – умение идти на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукции или услуги; ноу-хау;

  • 3. Информация – сведения о фактах, событиях, явлениях, процессах, людях, предметах независимо от формы предоставления;

  • 4. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств производства материальных и других ценностей;

  • 5. Капитал –совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли. Виды: основной (здания, станки, машины, оборудование и т.д.), оборотный (сырье, материалы и т.д.);

  • 6. Земля – не только территория под зданиями, сооружениями и т.д. организаций, но и полезные ископаемые, леса, поля и все что там растет, водные ресурсы и другие природные ресурсы, используемые организациями, с целью удовлетворения общественных и личных потребностей и получения максимально возможной прибыли.

Аспекты менеджмента как процесса

1) выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности (функции менеджмента): планирование, организация, мотивация, контроль;

2) принятие и реализация управленческих решений;

3) переработка и выработка информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.

Основные категории менеджмента

  • Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

  • Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

  • Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему.

  • Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления. Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

  • Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития

2. Цель и задачи менеджмента на современном этапе развития экономики


Цель менеджмента - получение прибыли путем эффективного использования ресурсов организации. Реализация целей достигается «чужими руками»

М. Фоллетт

Задачи менеджмента на современном этапе развития экономики

  • Управление рынком товаров и услуг

  • Рациональное использование ресурсов

  • Повышение эффективности деятельности

  • Принятие обоснованных решений

  • Реализация стратегии организации

  • Формирование корпоративной культуры

3. Основные концепции менеджмента

Основные концепции менеджмента

Принципы менеджмента
Ф. У. Тейлора

  • 1. Научный подход к выполнению каждого элемента работы;

  • 2. Научный подход к привлечению, отбору, обучению и тре-

  • нировке рабочего;

  • 3. Кооперация с рабочими;

  • 4. Разделение ответственности за результаты работы между

  • менеджерами и рабочими.

Принципы управления по А.Файолю

Особенности американского и японского менеджмента

4. Основные черты и тенденции современного российского менеджмента

Тенденции современного российского менеджмента

1. Специализация;

2. Социализация;

3. Профессионализация;

4. Компьютеризация;

5. Глобализация.

Модели российского менеджмента:

  • «Здравого смысла», наблюдаемая в последнем десятилетии XX в.

  • «Западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими на российском рынке.

  • «Традиционных (советских) методов управления»

Главные особенности современного российского менеджмента

  • 1. Традиции (технологический подход к управлению, склонность к спонсорству).

  • 2. Научность (высокий научно-интеллектуальный потенциал).

  • 3. Опыт (государственного регулирования экономики, освоения высоких технологий).

  • 4. Становление образования, в том числе креативного и профессиональная подготовка менеджеров.

  • 5. Своеобразие (менталитета, организационной культуры).

  • 6. Предприимчивость (в условиях либеральной экономики).

  • 7. Затруднения (например, в регионально-политическом аспекте).

5. Виды менеджмента

Литература

  • Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 702 с.

  • Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – М.: Экономистъ, 2007. – 288 с.

  • Хохлова Т.П. Основы менеджмента: учебник и учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2008. – 414 с.

  • http://cde.osu.ru/demoversion/course124/1_0.html

  • http://asiapacific.narod.ru/countries/japan/managment.htm

Задание

  • Сравнить основные концепции менеджмента (научное управление, административная школа, школа человеческих отношений, теория социальных систем, количественный подход), указать их представителей.



Менеджмент

Раздел 1. Методологические основы менеджмента

Тема 2. Организация и ее деловая среда

  • - понятие и классификация организаций

  • - организация как система управления

  • - внутренняя и внешняя среда организации

  • - информационные ресурсы организации

  • - жизненный цикл организации и его основные стадии

  • - модели организаций как объектов управления (открытая и закрытая системы)

1. Понятие и классификация организаций

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей).

Классификация организаций

  • По статусу: формальные и неформальные.

  • По отношению к прибыли: коммерческие и некоммерческие.

  • По формам собственности: государственные; муниципальные; частные; смешанные.

  • По признаку деятельности (целевому назначению): промышленные; строительные; торговые; транспортные и т.д.

  • По специализации (широте производственного профиля): специализированные; диверсифицированные; комбинированные.

  • По характеру правового режима собственников: индивидуальная; коллективная.

  • По признаку размеров (масштабу деятельности): малые предприятия; средние предприятия; крупные предприятия.

  • По числу стадий производственного процесса: одностадийные, многостадийные.

  • По времени работы в течение года: предприятия круглогодичного действия; предприятия сезонного действия.

  • По виду производимой продукции: по производству товаров; по оказанию услуг.

  • По характеру потребляемого сырья: предприятия добывающей промышленности; предприятия обрабатывающей промышленности.

  • По организационно-правовым формам: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; унитарные предприятия.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Сущность и значение менеджмента цель и задачи менеджмента на современном этапе развития экономики
1256.49kb.
Сущность менеджмента
111.62kb.
Дисциплины 1 Эволюция концепций менеджмента
122.17kb.
Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» Содержание тема Основы менеджмента 3 Сущность менеджмента 3 История развития менеджмента 5
1362.99kb.
23. Особенности менеджмента отдельных сфер деятельности Сущность финансового менеджмента
261.55kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в сервисе»
64.38kb.
1. Понятие и сущность финансового менеджмента. Финансовые инструменты и механизмы
1132.2kb.
Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятия рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента
51.34kb.
Задания на контрольную работу
18.81kb.
Рекламный менеджмент
1330.63kb.
Функции и структуры менеджмента предприятия и организации объекты менеджмента
804.98kb.
Лекция 1 Методологические основы менеджмента Сущность, цели и задачи курса менеджмента
784.05kb.