Главная | стр 1
праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Цель: Способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие. I. Вступительное слово (учитель). Былое быльем поросло. Трава забвенья покрыла старые пепелища. Желание же увидеть собственными глазами то, что было, - неодолимо. В глубине души каждый сознает желание распахнуть окно в исчезнувший мир – подобно магнитному притяжению. Позавчерашнее и вчерашнее живут в сегодняшнем. И увидеть прошлое как небо в звездах – можно. Да и прошло ли прошлое? Разве оно не с нами? Не в нас? Язык, подобно человеку, изменяясь, все–таки остается самим собой. Что ведала Русь изначальная о младенчестве своем, о своей колыбели? Что досталось ей от культур, расцветавших и растоптанных потом натиском кочевников? И как - об этом вопрошали еще первые наши летописцы – Русская земля утвердилась? И мы сегодня не можем быть Иванами, не помнящими родства. Не имеем права забывать о том, что складывалось и развивалось веками, а именно – письменность и культура. Сегодня мы при помощи нашего устного журнала еще раз обратимся к своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные Празднику славянской письменности.
1-й Ведущий. Будьте внимательны, мы будем задавать вам вопросы, учитывать ответы и подводить итоги в конце нашей совместной работы.
2-й Ведущий. Итак, открываем нашу первую страницу. - Как вы думаете: можно ли представить жизнь без телевизора? Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. У наших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили кино, театр, спортивные соревнования. - А можно ли представить себе жизнь без электричества? Очень трудно. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, афиши и тому подобное. Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без? С этим вопросом мы обратились к учащимся нашей школы и вот что услышали: - без письменности мы не смогли бы общаться с дальними родственниками; - не узнали бы много интересного из истории; и т. п. Русский писатель и историограф Н. М. Карамзин говорил: “История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума”. - Как вы думаете, сохраняют ли свое значение последние слова писателя в наше время? 1-й Ведущий. Всем известна поговорка: “Слово не воробей, вылетит - не поймаешь”. - А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете? Сейчас мы поиграем в старинную русскую игру “Баранья голова”. Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например: 1-й – дом 2-й – дом, улица, 3-й – дом, улица, полотенце и т. д. Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем “баранья голова”. Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. 2-й Ведущий. Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Около пяти тысяч лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки – иероглифы. Слово иероглиф означает “священные знаки”. Каждый иероглиф означает слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. - Кто из вас знает еще какую-нибудь оригинальную систему письма? Есть, вернее, была узелковая письменность, придуманная славянами. Знаки этой “письменности” не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки – книги. Память о древнем узелковом письме осталась в языке, в фольклоре: “завязать узелок на память”, “связать мысль”, “нить повествования”, “узел проблем”, “завязка”, “развязка”. Сохранилась и пословица: “Что знала, то сказала, на нитку навязала”. 1-й Ведущий. Наше письмо выглядит иначе. Первый в мире алфавит был создан две тысячи лет назад финикийцами, и состоял он из 22 согласных звуков. В их языке можно было этим обойтись. А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Почему? Греки на основе финикийской письменности стали разрабатывать свой алфавит. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три буквы, стараясь усовершенствовать письмо. Впоследствии греческий алфавит завоевал почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность. - Сейчас попробуйте отгадать, что лежит в этом черном ящике? Для этого отгадайте загадку: слово, в котором всего 7 звуков, но 33 буквы (алфавит). В нашем ящике есть и другое слово – азбука. Как и когда она появилась? Откроем вторую страничку нашего журнала.
2-й Ведущий. Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности. Известно также, что кроме греческой славяне имели и свою оригинальную систему письма. Более 1110 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году. Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян. Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди. 1-й Ведущий. – Ну, а как же была придумана азбука для славян? Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. 2-й Ведущий. В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их. Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…” Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней. 1-й Ведущий. Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее. - Посмотрите инсценированный эпизод из повести М. Горького “Детство”. “Помню был тихий вечер; мы с бабушкой пили чай в комнате деда… Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ее по ладони и бодро позвал меня: - Ну–ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что? - Буки. - Попал! Это? - Веди”. (До слов: “Грамота давалась мне легко…”) - Какую пословицу можно подобрать к этому сюжету? Азбуку учат, во всю губу кричат! Страница третья: “Из жизни русского алфавита”. 2-й Ведущий. Следующая страничка поможет нам осуществить переход от славянской азбуки к русскому алфавиту. Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали. (Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами). - Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита? По наблюдению Соболевского буква “ъ” хранит молчание примерно с 13 века. До 13 века ей было, что сказать, а с 13 века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв… жилъ – былъ котъ, онъ елъ бутербродъ… Но занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О. И. Сенковский очень сердился на букву “ъ”: “Пагубнее всех и всего этот тунеядец “ъ”… на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги, стоит России ежегодно более 4000.000 рублей. Теперь понятно, почему буква “ъ” с 13 века молчит: для нее молчание – чистое золото”. Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем. И разве это не доказывает еще раз, что действительно язык – самый надежный хранитель наших истоков и корней. - Можете назвать такие пословицы? Начать с азов. Знать на ять. Сперва аз да буки, а потом и науки и т. д.
1-й Ведущий. -Что такое праздник? - День торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо. Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24 мая День славянской письменности”. В 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен 1000-летию со дня смерти Мефодия. В этот день в Москве, Киеве, Казани и других городах России шли торжественные молебны. В Петербурге на торжественном молебне, который проходил в Исаакиевском соборе, присутствовала императорская семья. П. И. Чайковский создал “Гимн в честь Кирилла и Мефодия”. Во всех городах Российской империи прошли крестные ходы.
С мая 1986 года в Мурманске по инициативе писателей Кольского полуострова чествуют письменную историю славян. В эти дни вспоминается бессмертное деяние святых братьев, подвижничество русских книжников, заново открываются поэтические страницы “Слова о полку Игореве”. В школах города и области проводятся встречи с писателями, литературные вечера, конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов. 2-й Ведущий. В. Сидоров
Так вот они – наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно-строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрел у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твердость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И Русь над водой многопенной, Открытая вольным ветрам, “Я есмь!” - заявила Вселенной, “Я есмь!” - заявила векам. Смотрите также: Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры
88.76kb.
Сценарий праздника ко Дню славянской письменности и культуры
63.4kb.
Сценарий праздничного театрализованного представления, посвящённого Дню славянской письменности и культуры
162.42kb.
Классный час по теме «День славянской письменности и культуры»
57.42kb.
Занятие для учащихся 1 2 классов «Праздник славянской письменности»
72.08kb.
Информация о проведении открытого урока, посвященного Дню славянской письменности и культуры
101.79kb.
Урок «Праздник Славянской письменности и культуры»
62.55kb.
Урок-концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры «Слово русское – храм красоты и силы духа»
36.39kb.
Сценарий праздника славянской письменности и культуры
72.85kb.
Дню славянской письменности и культуры
189.36kb.
Сценарий праздничного концерта, посвященного Дню матери
32.62kb.
Конспект сценарий общешкольного праздника посвященного Дню защитника Отечества «Служу отечеству» Балаян Николай Александрович 52.08kb.
|