Главная стр 1
скачать





Согласовано Утверждаю:

на методическом совете

Протокол №______ Директор школы

«___»_____________2013 г. _____ М.М.Хасанова

«____»___________2013г.

Учебно – тематическое планирование

по литературному чтению для 1 класса на 2013-2014 учебный год


Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 131» г. Перми

Павлова Татьяна Евгеньевна



Рабочая программа по литературному чтению
1 класс

УМК "Перспективная начальная школа"

Раздел 1. Пояснительная записка

Программа «Литературное чтение» Чураковой Н.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

Курс рассчитан на 52 часа  (4 часа в неделю).

Программа обеспечивается:



  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.

  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.

  • Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2007. 

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).

Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.


  • Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

  • Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).

  • Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

  • Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Программные требования 1-го класса определяются:



  • необходимостью формирования потребности и мотива чтения;

  • начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;

  • логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;

  • актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Раздел 2. Учебно-тематический план.



Содержание

Количество часов

1

Стихи и проза




2

Устное народное творчество и литература




3

Эмоциональный тон произведения




4

Средства художественной выразительности




5

Жанры литературы




6

Библиографическая культура




7

Навыки чтения





Раздел 3. Содержание тем учебного курса.


Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наи зусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе анали-тико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу первого года обучения 

Должны иметь  общее представление:



  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

  • об отличии фольклорного текста от литературного;

  • об отличии поэтического текста от прозаического;

  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

  • о том, что такое рифма.

Знать:

  • наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;

  • содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча;

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

  • отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для реализации программного содержания используются:



  1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. - М.: Академкнига / Учебник, 2006;

  2. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. Хрестоматия. - М.: Академкнига / Учебник, 2006;

  3. Малаховская, О. В. Литературное чтение: тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. -М.: Академкнига / Учебник, 2006;

  4. Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 1 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2006.



№ п/п

Тема урока

К-во час

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся


Вид контроля

Элементы

дополнительного

содержания


1

Волшебные предметы и помощники (с. 3-5)

1

Введение

новых


знаний

Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка

Знать смысл слова «докучать».

Уметь работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»

Текущий

Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка

2-3

Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» (с. 6-9)

2

Введение

новых


знании

Произведения устного

народного творчества.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров


Знать законы построения

докучной сказки.



Уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки

Текущий.

Выразительное

чтение


Первичные представления

об олицетворении



4

Секреты считалок (с. 10-11)

1

Введение

новых


знаний

Произведения устного

народного творчества.

Декламация произведений. Чтение наизусть


Знать особенности построения считалок.

Уметь рассказывать считалки; различать потешки и считалки

Текущий.

Чтение в парах



Рифма

5

Древние считалки (с. 12-13)

1

Комб.

Произведения устного

народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного

произведения


Уметь сравнивать между

собой произведения одного фольклорного жанра; читать в парах



Текущий.

Чтение в парах



Рифма

6

Тайны загадок (с. 14-17)

1

Введение

новых знаний



Произведения устного

народного творчества. Понимание основного содержания текста



Знать понятие «олицетворение».

Уметь разгадывать загадки

Текущий.

Выразительное чтение



Олицетворение

7

Как устроена загадка (с. 17-19)

1

Введение

новых знаний



Произведения устного

народного творчества. Осознанное правильное

чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями


Знать приёмы сравнения

и олицетворения.



Уметь сочинять загадки;

ориентироваться в книге,

находя нужное произведение


Текущий.

Выразительное

чтение


Практическое

освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка



8

Заклички: обращение к природе

(с. 20-21)



1

Введение

новых


знаний

Произведения устного

народного творчества.

Передача впечатления

от услышанного своими

словами. Выразительное

чтение


Знать жанр «закличка», его особенности.

Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

Текущий.

Выразительное

чтение


Заклички

9

Трудности скороговорок

(с. 22-23)



1

Введение

новых


знаний

Произведения устного

народного творчества.

Участие в диалоге при

обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Выразительное чтение



Знать жанр «скороговорка».

Уметь различать малые жанры фольклора: загадку,

считалку, скороговорку,

закличку, небылицу


Тематический.

Выразительное

Чтение в парах


Скороговорки.

Чистоговорки



10

Созвучные хвосты слов. Г.Остер «Эхо» (с. 24-25)

1

Введение

новых


знаний

Произведения современной отечественной литературы.

Осознанное правильное

чтение художественного

текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями



Знать содержание произведения.

Уметь определять приёмы

выразительности в процессе анализа текстов.



Иметь представление

о стихотворном и прозаическом произведении



Текущий.

Пересказ


Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить

красоту и смысл

в обыденном.

Знакомство

с рифмой, поиск

и обнаружение рифмы



11

Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог» (с. 26-27)

1

Введение

новых


знаний

Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения. Чтение наизусть

Знать понятие «рифма», название произведения. Уметь декламировать стихотворения; находить средства художественной выразительности в тексте

Текущий.

Чтение наизусть



Рифма

12-

13


Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) (с. 28-31)

2

Введение

новых


знаний

Произведения современной отечественной литературы.

Жанровое разнообразие

предлагаемых к изучению произведении: литературная сказка, стихотворение


Знать содержание произведения.

Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворного

Текущий.

Ответы на вопросы



Рифма

14-

15


Шуточные стихи. И.Пивоварова. А. Дмитриев. Джеймс Ривз (с. 32-34)

2

Комб.

Произведения современной отечественной литературы

Знать наизусть одно

из стихотворений.



Уметь рифмовать слова

Тематический. Чтение наизусть

Рифма

16-

17


Сказка-цепочка.

Русская народная сказка «Репка»

(с. 36-38)


2

Комб.

Произведения устного

народного творчества. Восприятие на слух

и понимание произведений разных жанров. От-

веты на вопросы по со-

держанию прослушанно-

го, прочитанного. Выра-

зительное чтение


Знать композиционные

особенности кумулятивной сказки.



Уметь читать по цепочке

Текущий.

Выразительное

чтение


Знакомство

с жанром кумулятивной сказки.

Разный смысл повторов


18

Звучащие стихи. Е.Благинина.

А.Усачёв. Джеймс Ривз

(с. 39-41)


1

Введение

новых


знаний

Произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прослушанному

Знать наизусть одно

из стихотворений; средства выражения авторского

отношения к изображаемому.

Уметь высказываться о своем отношении к содержанию произведений


Текущий.

Чтение наизусть



Эмоциональная

передача характера произведения при чтении вслух,

наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений; несловесных

средств - мимики,

движений, жестов


19-

20


Звукопись в поэзии и прозе.

М.Горький «Воробьишко» (в сокращении) (с. 42-44)



2

Введение

новых


знаний

Жанровое разнообразие

произведений: литературная сказка, стихотворение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Участие в диалоге при обсуждении произведения



Знать содержание прочитанных произведений.

Уметь обнаруживать приём звукописи в прозаическом и поэтическом текстах

Текущий.

Пересказ


Выразительность

звукописи



21

Считалка, скороговорка или дразнилка? (с. 45-47)

1

Введение

новых


знаний

Различение жанров произведений: малые

фольклорные жанры,

стихотворение.

Декламация произведений



Знать малые фольклорные

жанры: считалка, скороговорка.



Уметь различать малые

жанры фольклора: считалку, скороговорку



Текущий.

Чтение


в парах

Малые фольк-

лорные жанры:

считалка, скоро-

говорка


22

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б.Заходер (с. 48-51)

1

Введение

новых


знаний

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками

Уметь находить средства

художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмористические произведения



Текущий.

Выразительное

чтение


Определение

серьёзного и шуточного (юмористического) характера произведения



23

Стихи про мальчиков и девочек.

В.Лунин. Э.Успенский (с. 52-53)



1

Комб.

Выделение языковых средств художественной

выразительности.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров


Знать наизусть одно из стихотворений.

Уметь читать по ролям;

определять приёмы выразительности в процессе

анализа текстов


Текущий.

Чтение наизусть



Эмоциональная

передача характера произведения при чтении вслух,

наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений; несловесных

средств - мимики,

движений, жестов


24

Фантазия в литературе. Б.Заходер (с. 54-55)

1

Комб.

Произведения современной отечественной литературы. Чтение наизусть. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать краткие сведения о биографии и творчестве

Б.Заходера.



Уметь читать по ролям стихотворные произведения

Тематический.

Выразительное чтение



Фантазия в литературе

25-

26


Особый взгляд на мир. И.Токмакова. С.Козлов (с. 56-59)

2

Введение

новых


знаний

Понимание содержания

литературного произведения. Тема, главная

мысль. Герои произведения. Правильность чтения: недопущение пропуска и замены слов


Знать наизусть одно из стихотворений.

Уметь читать по ролям.

Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях

Текущий.

Чтение


наизусть

Сравнительный

анализ двух об-

разов. Рифма


27-

28


Что видит и слышит поэт.

С.Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60-64)



2

Введение

новых


знаний

Выделение языковых

средств художественной

выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров


Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.

Иметь представление

о жанрах - рассказе, стихотворении



Текущий.

Отвечать на вопросы

|


Выражение соб-

ственного отно-

шения к каждому

из героев



29

Прибаутка и небылица (с. 65-67)

1

Введение

новых знаний



Произведения устного

народного творчества. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры.

Выразительное чтение


Знать жанровые особенности прибаутки и небылицы.

Уметь соотносить текст с иллюстрацией

Текущий.

Чтение в парах



Малые фольклорные жанры: прибаутка

30

Дразнилка, прибаутка или небылица (с. 67-75)

1

Введение

новых


знаний

Произведения устного

народного творчества. Участие в диалоге при

обсуждении произведения


Знать жанровые особенности прибаутки, небылицы, дразнилки.

Уметь находить в тексте

парную рифму



Текущий.

Чтение в парах



Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы

31

Искусство иллюстрации.

Что видит художник (с. 69-80)



1

Введение

новых


знаний

Произведения устного

народного творчества.

Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения


Уметь выразительно читать, соотносить текст и иллюстрацию

Текущий.

Выборочное чтение



Выразительность

рифмы


32

Рифмующиеся слова и изображения (с. 71-80)

1

Комб.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. Установка на постепенное увеличение скорости чтения

Уметь понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

Тематический.

Выразительно



читать

Выразительность

рифмы

скачать


Смотрите также:
Тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса на 2013-2014 учебный год
203.14kb.
Тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса на 2013-2014 учебный год
312.25kb.
Тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса на 2013-2014 учебный год
338.43kb.
Тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса на 2013-2014 учебный год Составитель(и): Учитель начальных классов
287.58kb.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (1 «в» класс) Учебный год: 2010-2011 Учитель
104.51kb.
Тематическое планирование по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год Учитель начальных классов маоу «сош №131» г. Перми
20.23kb.
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса
427.18kb.
Календарно тематическое планирование по литературному чтению на 2012-2013 уч год класс 4
369.79kb.
Тематическое планирование по окружающему миру для 3 в класса на 2013 2014 учебный год Учитель маоу «сош №131» г. Перми
148.03kb.
Тематическое планирование по изо для 1 класса на 2013-2014 учебный год Составитель(и): Учитель начальных классов маоу «сош №131» г. Перми
190.52kb.
Тематическое планирование по математике для 3 в класса на 2013 2014 учебный год Учитель маоу «сош №131» г. Перми Кычева Галина Васильевна
499.61kb.
Календарно-тематическое планирование по истории России в 8 классе на 2013-2014 учебный год Дата Тема Час Базовый минимум Основное содержание (факты, явления ) Понятия
323.2kb.