Тематическое планирование уроков музыки в 6 классе – 34 часа
1 четверть: «Преобразующая сила музыки» - 9 часов.
2 четверть: «Преобразующая сила музыки» -7 часов.
3 четверть: «В чём сила музыки?» - 10 часов.
4 четверть: «В чём сила музыки?» - 8часов.
ЦЕЛИ:
1.Определение понятия «преобразующая сила музыки» и в чём оно заключается.
Определение силы воздействия музыки через два её важнейших качества:
красоту и правду.
Понимание связи музыки с жизнью, жизненного содержания музыкального образа и влияния музыки через человека на всю его жизнь.
2.Развитие чувства стиля композиторов и понимания многогранности ими восприятия жизни, умения слушать и размышлять о музыке, развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, эмоционального отклика и сопереживания, музыкальной грамоты и культуры учащихся, накопление слухового опыта.
3.Эмоционально-нравственное, духовное, интернациональное воспитание, формирование мировоззрения на примере жизни и творчества композиторов и времени, в котором они жили.
4.Создания благоприятного, дружеского климата в классе для активной, творческой деятельности учащихся, увлечения музыкой и понимания её ценности и роли в жизни.
6 класс – 1 четверть: «Преобразующая сила музыки» - 9 часов.
№
Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
1
Введение
«Как многогранна музыка! Как юно она, звуча
сквозь времени пласты,
В сердцах людских
Затрагивает струны
Любви, печали,
памяти, мечты».
И.Волобуева
1
«Школьные годы» Д.Кабалевский
«Мелодия» из оперы «Орфей» К .Глюк
«Мальчишки и девчонки! А.Островский
«Матушка, что во поле пыльно?» рус.нар.п.
«Вальс» Жак Брель
Роль музыки в жизни человека, её влияние на мысли, чувства, настроения людей. Определение жизни как источника музыки. Знакомство с мифами и былинами: Орфей, Садко, Баян, Сирены. Создание ситуаций для развития сопереживания. Анализ произведений, сравнение по характеру, принадлежности, типу исполнения.
Певучесть, песня, вальс, шансон, шарманка, народный и эстрадный оркестр, певец, солист, хор, средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, тембр.
2
Сила музыки П.И.Чайковского
1
«Мальчишки и девчонки! А.Островский
«Зелёная рощица» рус.нар.песня
Симфония №6(вторая тема 1ч.) П.Чайковский
Определение влияния музыки в контрастных произведениях. Творчество П.Чайковского – тонкого психолога души человеческой, музыка которого приносит утешение и опору. «Лебединая песня», симфония, форма, особенности русских народных песен.
3
Задушевность лирической музыки
1
«Мальчишки и девчонки! А.Островский
«Зелёная рощица» рус.нар.песня
«Вальс»фа минор П.Чайковский
«Вальс» ми минор Ф.Шопен
Определение музыки как искусства звуков, способного отразить человеческие чувства и настроения. Показ способности музыки затрагивать человеческую душу на примере лирической музыки П.Чайковского и Ф.Шопена. История вальса. Анализ и сопоставление, нахождение общего и отличного , определение образа, формы, характера, принадлежности музыки.
4
Вторая жизнь песни
«Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!»
Д Фурманав
1
«Зелёная рощица» рус.нар.песня
Сцена картины №5 из оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьев
Роль песни в жизни человека на примере творчества С.С.Прокофьева –
композитора-новатора русской музыки 20 века. Знакомство с книгой Б.Полевого о подвиге А.Маресьева. Обращение к народной музыке, определение знакомой мелодии, характера, формы, воздействия музыки.
Опера, особенности русских народных песен, образ птицы в искусстве и жизни.
5
Музыка в борьбе
за мир и свободу
«Песня и стих – это бомба и знамя!»
В.Маяковский
1
«На побережье тайном» М.Теодоракис
«Я – Фронт!» М.Теодоракис
«Чудо – музыка» Д.Кабалевский
Роль музыки в борьбе за свободу на примере творчества М.Теодоракиса – композитора, борца-антифашиста.
Способность музыки укреплять или ослаблять силу воли, возбуждать смелость, уверенность, мужество. Определение черт греческой народной музыки, интонаций марша и решительности, призыва к свободе.
Сиртаки, бузуки, танцевальность.
6
Сила музыки И.С.Баха
«Человек –
это звучит гордо!»
М.Горький
1
«Органная фуга» соль минор И.Бах
«Весенняя песня» И.Бах
«Чудо – музыка» Д.Кабалевский
Воздействие на человека музыки, созданной не только в наши дни, но и в отдаленном времени. Жизнь и творчество И.С.Баха, повернувшего музыку к человеку. Основатель немецкой классической музыки. Определение стиля: человечная, чувственная, духовная, возвышенная музыка, которая помогает людям, дает силу и веру, облагораживает человека.
Орган, фуга, токката, полифония, хорал.
7
Музыка И.С.Баха и Л.Бетховена
1
«Прелюдия» ми минор И.С.Бах
«Менуэт» соль мажор Л.Бетховен
«Весенняя песня» И.Бах
«Чудо – музыка» Д.Кабалевский
Творчество И.С.Баха и Л.В.Бетховена. Определение свойств, сближающих и отличающих их музыку. Склад музыки: полифония и гомофония. Определение принадлежности музыки, характера. Прелюдия, менуэт, гомофония.
8
Сила героической музыки
«Через борьбу к победе!»
Л.Бетховен
1
Симфония №5 «Героическая»
1 часть Л.В.Бетховен
«Я – Фронт!» М.Теодоракис
Восприятие музыки Л.Бетховена, ее могучей силы на человека и побуждения к преодолению трудностей жизни. Рассказ о творчестве Л.Бетховене и Ю Фучике – чешском писателе, борце против фашизма, Помощь музыки в борьбе с врагами. Интонации героя, судьбы, борьбы, победы в симфонии. Отзыв о музыке.
9
Закрепление
«Помощь музыки в трудную минуту»
1
Материал четверти.
Кроссворд «Влияние музыки»
Музыкальная викторина
Осознать, что музыка не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние, сказывающееся на всей деятельности человека, его поступках, отношении к миру и людям, на всём его поведении.
Вспомнить примеры музыки, отражающие это. Определить черты стиля композиторов четверти. Назвать наиболее полюбившиеся произведения.
6 класс – 2 четверть: «Преобразующая сила музыки» -7 часов.
№
Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
1
Участие музыки в революционном движении
«Музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная сила».
Д.Кабалевский
2
«Интернационал» П.Дегейтер
«Марсельеза» Р.Лиль
«Маленький реквием» Д.Кабалевский
«Россия» Д.Тухманов
Роль музыки в переломные моменты истории общества. Интернациональное значение музыки. История создания революционных песен: гимн рабочих мира и гимн Франции. Эмоциональная сила песен, средства выразительности. Творчество Д.Б.Кабалевского.
Песня, марш, гимн, реквием.
2
3
Воплощение в музыке атмосферы времени
1
«Вокализ» С.В.Рахманинов
Концерт №3 (1ч.) С.В.Рахманинов
Концерт №2 (1ч.) С.В.Рахманинов
«Чапай остался жив» Е.Жарковский
«Россия» Д.Тухманов
Отражение в музыке напряжения и волнения, царившего в России начала 20 века. Жизнь и творчество С.В.Рахманинова, особенности стиля: любовь к родной песне, природе, переживание за судьбу Родины. Определение интонаций, образа, принадлежности музыки, сходных черт произведений урока. Тема набата.
Сила сатиры в музыке. Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакого – русского композитора-сказочника. Идея создания оперы. Определение по музыкальным интонациям героев оперы, сравнение. Соотнесение музыкального склада и колорита с историческим временем. Обращение композитора к народной музыке, частушкам и восточным мелодиям. Анализ Шествия.
«Силен и могуч тот, кто испытал отчаянье и победил его!»
А.Н.Скрябин
1
«Этюд №12» (Патетический) А.Н.Скрябин
«Во кузнице» рус.нар.песня
Кроссворд «Краски музыки»
Жизнь и творчество А.Н.Скрябина, черты стиля: драматизм, тревожность, «мятежный дух» в музыке. Влияние на музыку личности композитора и его времени. Определение сближающих качеств музыки четверти, соответствие с работами художника А.Рылова и писателя М.Горького.
Определение двойственного характера песни «Во кузнице»: шуточная плясовая и удалая энергичная, боевая песня. Разбор элементов музыкальной речи.
Этюд, симфония, концерт.
6
Песня – острое оружие в борьбе за свободу
1
Опера «В бурю» Т.Хренников
(Сцена из2-го действия)
«Во кузнице» рус.нар.песня
Творчество Т.Хренникова. Идея создания оперы, обращение к народной музыке. Роль песни как оружия в борьбе за свободу. Определение знакомой мелодии и смены её характера. Анализ.
Вокально-хоровая работа.
7
Обобщение
«Преобразующая сила музыки»
«Музыка – море гармонии, в это море погружается человек, чтобы вновь предстать освящённым и преображённым.»
Р.Вагнер
1
Материад 1 полугодия
Кроссворд «Великаны музыки»
«Мелодия» из оперы «Орфей» К .Глюк
«Мальчишки и девчонки! А.Островский
«Зелёная рощица» рус.нар.песня
Симфония № (вторая тема 1ч.П.Чайковский
«Вальс»фа минор П.Чайковский
«Вальс» ми минор Ф.Шопен
«Органная фуга» соль минор И.Бах
«Я – Фронт!» М.Теодоракис
«Чудо – музыка» Д.Кабалевский
Симфония №5 «Героическая»
«Вокализ» С.В.Рахманинов
Концерт №2 (1ч.) С.В.Рахманинов
«Чапай остался жив» Е.Жарковский
«Этюд №12» (Патетический) А.Н.Скрябин
«Россия» Д.Тухманов
Вспомнить и разъяснить примеры воздействия музыки на человека и всю жизнь. Обращение внимания на преобладание маршевости в характере произведений, так как основной темой музыки была борьба, народные движения, революция. Подчеркнуть возможность музыки успокоить человека, придать силы, возвысить его и украсить всю его жизнь. Определение и соотнесение композиторов, жанра, названий произведений в таблице. Повторное слушание и исполнение любимых произведений. Закрепление значений музыкальных терминов.
6 класс – 3 четверть: «В чём сила музыки?» - 10 часов.
№
Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
1
Героическая тема в музыке
1
Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин»
Ария Сусанина
Хор «Славься!»
«Баллада о солдате» В.Соловьев-Седой
Закрепление знаний о преобразующей силе музыки, умений применять их в жизни. Показать, что жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как и красота искусства неотделима от жизненной красоты. Определение качеств силы музыки: красоты и правды.
Определение и сравнение характеров эпизодов из первой оперы М.И.Глинки. Особенности творчества М.И.Глинки – основоположника русской классической музыки. Анализ фрагментов в таблице. Тема героев Родины. Особенности русской народной музыки в профессиональной музыке: певучесть, широта мелодий, неторопливость.
Опера, ария, хор, баллада, интонация.
2
Красота и правда музыки И.С.Баха
« Не ручей, а море должно быть тебе имя!»
Л.В.Бетховен
1
«Токката фуга»
«Шутка» из сюиты №2
«Прелюдия» И.С.Бах
«Весенняя песня» И.С.Бах
«Вокализ №1» на тему И.С.Баха
Д.Б.Кабалевский
Развитие умений применять знания о стиле и творчестве И.С.Баха при определении принадлежности музыки композитору. Определение характера и средств выразительности его музыки, её силы: стремление сделать человека свободным, гордым, благородным, счастливым. Богатство красок, чувств и эмоций в его музыке.
Определение понятий: обработка, переложение, аранжировка, вариация, ремикс. Показать видоизменение песенных тем в симфоническую музыку на примере народных мелодий в творчестве П.Чайковского, М.Глинки, А.Даргомыжского, Л.Бетховена, И.Баха.
Развитие умений отличать хорошие обработки, украшающие музыку, от плохих, портящих её. Анализ и определение изменения в исполнении, характере музыки..Восприятие отличий инструментальных пьес от вокального исполнения. Значение обработок.
4
Музыкальные шутки
1
«Сюита№2» И.Стравинский
«Шутка» из сюиты №2 И.Бах
Скороговорка «Улица хмурится»
Показать приемы композитора для создания эффекта весёлой шутки. Жизнь и творчество И.Ф.Стравинского. Определение формы, образов, характера и средств выразительности частей сюиты; сравнение с «Шуткой» И.Баха. Отличие и общее произведений. Смысл музыкальных шуток: изящество, остроумность, легкость, улыбка.
5
Тема природы в музыке
Нравственная сторона
2
Опера «Снегурочка» Н.А.Римский-Корсаков
Ария Снегурочки
Песня Леля
Сцена таяния Снегурочки
«Ты слышишь, море?» А.Зацепин
Показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыке; определить силу музыки Н.А.Римского-Корсакова через единство жизненной красоты и мастерство композитора. История и идея создания оперы. Обращение к народному сюжету и народной музыке, изображение звуков природы, выражение красоты человеческих чувств и бережного отношения ко всему живому.
Опера, ария, песня, наигрыши, вариация.
6
7
Сила музыки В.А.Моцарта
«Вечный свет в музыке –
имя тебе Моцарт!»
А.Рубинштейн
1
Рондо из «Маленькой ночной серенады»
Лакримоза из «Реквиема»
Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»
Жизнь, творчество и стиль В.А.Моцарта. Определение черт музыки: солнечность, ясность, чистота, прозрачность, легкость
Умение ощущать в музыке радость и печаль. История создания реквиема.
Жизнь и творчество Г.В.Свиридова – русского художника в музыке. Определение красоты музыки, созвучной нашему времени. Анализ увертюры: характер, построение, образ, сила воздействия. Идея композитора - выразить дух и пульс нашей эпохи; музыка – эмблема современности.
Романс, увертюра, гимн, иллюстрация.
9
Сила музыки Д.Б.Кабалевского
1
«Наш край» Д.Б,Кабюалевский
Финал концерта№3
«Прекрасное далеко» Е.Крылатов
Определение красоты музыки о современной молодежи. Передача радости и красоты юности, её неутомимой энергии, пульса жизни детей, подрастающего поколения – борцов за мир. Анализ финала концерта, определение мелодии песни в форме вариации. Определение основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Жизнь и творчество Д.Б.Кабалевского
10
Закрепление
1
Материал четверти
Кроссворд «Музыкальные термины»
Музыкальная викторина
Развитие умений определять жизненное содержание музыки и её силу через её красоту и правдивость. Осознание мысли, что музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость; лживая музыка приносит человеку вред, травмирует его психику и здоровье.
6 класс – 4 четверть: «В чём сила музыки?» - 8часов.
№
Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
1
Образы детства в музыке С.С.Прокофьева
1
«Отъезд» из сюиты «Зимний костёр»
С.С.Прокофьев
«Ты слышишь, море?» А.Зацепин
«Хорошо, что есть каникулы!»
Д.Львов-Компанейц
Жизнь и творчество С.С.Прокофьева. По характеру звучания музыки определить настроение и образ детей. Выделение музыкальных средств выразительнисти: ритм, тембр, темп, динамика. Разбор жизненного содержания, воплощённого в музыке. Убедиться, что воздействие музыки зависит от ее правдивости и точности передачи образа (движения). Изобразительность в музыке.
Музыкальная викторина по творчеству С.В.Рахманинова:
1.«Итальянская полька»
2.Концерт №3 - 1часть
3.«Вокализ»
4.Концерт №2 – 1часть
«Весенние воды»
Обращение композиторов к народным истокам. Тема красоты природы, бережного отношения ко всему живому в творчестве В.Салманова. Анализ музыки, разбор музыкальных средств выразительности и изобразительности. Помочь оценить правдивости и высокую художественность, воплощенную композитором в единстве русского песенного склада народных стихов и композиторской музыке.
Жизнь и творчество С.В.Рахманинова, тема природы в музыке. Осознание взаимосвязи содержания и формы для выражения радости жизни.
Романс, кульминация, хор, гимн.
4
Музыка Востока
1
«Мараканда» Ф.Бахор
«Песня про жирафа» Ю.Чичков
Повтор особенностей славянской и среднеазиатской музыки. Контраст: певучесть – танцевальность, широкие распевы – распевы змейкой. История развития среднеазиатской народной музыки. Творчество Ф.Бахора. Картина праздничного шествия и фейерверка, яркий характер музыки, роль ударных инструментов, острота ритма, необычное звучание оркестра.
Пьеса, симфоническая картина.
5
Восторженная радость музыки И.Штрауса
«Жизнь – прекрасна!»
1
Вальс из оперетты «Летучая мышь» И.Штраус
«Песня про жирафа» Ю.Чичков
«Хорошо, что есть каникулы!»
Д.Львов-Компанейц
Жизнь и творчество «Короля вальсов» И.Штрауса. Особенности стиля: яркость и красота мелодий, богатство ритма, блеск оркестрового звучания. История возникновения вальса. Предназначение «серьёзной» и «лёгкой» музыки. Анализ музыки и определение средств музыкальной выразительности.
Сравнение танцевальности Ф.Бахора и И.Штрауса: ритмичная/песенная.
Вальс, оперетта, концерт, ритм, тембр.
6
Жизненная сила музыки П.И.Чайковского
«Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц,
русские обычаи».
1
Концерт №1 П.И.Чайковский
«Веснянка» украинская народная песня
«Песня о России» Г.Струве
«Хорошо, что есть каникулы!»
Д.Львов-Компанейц
Определение силы музыки П.И.Чайковского, воспевающего силу, красоту, богатство человека и всей жизни. Обращение к народным напевам, темам природы, размышлениям о жизни. Определение характера тем концерта, их контраста: напевность плавная и величавая, яркий русский колорит.
Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении хором, группами, а капелла.
7
Обобщение
Гармония красоты и правды
Урок – концерт
2
Материал года
Музыкальная викторина
Кроссворды по творчеству композиторов
Выставка творческих работ
Отражение понимания художественного воздействия музыки в размышлениях о ней. Обобщение тем года. Воспитание культуры слушателей и исполнителей.