Главная стр 1
скачать
Тематическое планирование уроков музыки в 6 классе – 34 часа

1 четверть: «Преобразующая сила музыки» - 9 часов.

2 четверть: «Преобразующая сила музыки» -7 часов.

3 четверть: «В чём сила музыки?» - 10 часов.

4 четверть: «В чём сила музыки?» - 8часов.

ЦЕЛИ:


1.Определение понятия «преобразующая сила музыки» и в чём оно заключается.

Определение силы воздействия музыки через два её важнейших качества:

красоту и правду.

Понимание связи музыки с жизнью, жизненного содержания музыкального образа и влияния музыки через человека на всю его жизнь.

2.Развитие чувства стиля композиторов и понимания многогранности ими восприятия жизни, умения слушать и размышлять о музыке, развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, эмоционального отклика и сопереживания, музыкальной грамоты и культуры учащихся, накопление слухового опыта.

3.Эмоционально-нравственное, духовное, интернациональное воспитание, формирование мировоззрения на примере жизни и творчества композиторов и времени, в котором они жили.

4.Создания благоприятного, дружеского климата в классе для активной, творческой деятельности учащихся, увлечения музыкой и понимания её ценности и роли в жизни.

6 класс – 1 четверть: «Преобразующая сила музыки» - 9 часов.





Дата

Тема

Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1




Введение
«Как многогранна музыка! Как юно она, звуча

сквозь времени пласты,

В сердцах людских

Затрагивает струны

Любви, печали,

памяти, мечты».

И.Волобуева




1

«Школьные годы» Д.Кабалевский

«Мелодия» из оперы «Орфей» К .Глюк

«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Матушка, что во поле пыльно?» рус.нар.п.

«Вальс» Жак Брель


Роль музыки в жизни человека, её влияние на мысли, чувства, настроения людей. Определение жизни как источника музыки. Знакомство с мифами и былинами: Орфей, Садко, Баян, Сирены. Создание ситуаций для развития сопереживания. Анализ произведений, сравнение по характеру, принадлежности, типу исполнения.

Певучесть, песня, вальс, шансон, шарманка, народный и эстрадный оркестр, певец, солист, хор, средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, тембр.



2




Сила музыки П.И.Чайковского



1

«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

Симфония №6(вторая тема 1ч.) П.Чайковский


Определение влияния музыки в контрастных произведениях. Творчество П.Чайковского – тонкого психолога души человеческой, музыка которого приносит утешение и опору. «Лебединая песня», симфония, форма, особенности русских народных песен.

3




Задушевность лирической музыки



1

«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

«Вальс»фа минор П.Чайковский

«Вальс» ми минор Ф.Шопен




Определение музыки как искусства звуков, способного отразить человеческие чувства и настроения. Показ способности музыки затрагивать человеческую душу на примере лирической музыки П.Чайковского и Ф.Шопена. История вальса. Анализ и сопоставление, нахождение общего и отличного , определение образа, формы, характера, принадлежности музыки.

4




Вторая жизнь песни


«Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!»

Д Фурманав



1

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

Сцена картины №5 из оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьев

Роль песни в жизни человека на примере творчества С.С.Прокофьева –

композитора-новатора русской музыки 20 века. Знакомство с книгой Б.Полевого о подвиге А.Маресьева. Обращение к народной музыке, определение знакомой мелодии, характера, формы, воздействия музыки.

Опера, особенности русских народных песен, образ птицы в искусстве и жизни.




5




Музыка в борьбе

за мир и свободу
«Песня и стих – это бомба и знамя!»

В.Маяковский



1

«На побережье тайном» М.Теодоракис

«Я – Фронт!» М.Теодоракис

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский


Роль музыки в борьбе за свободу на примере творчества М.Теодоракиса – композитора, борца-антифашиста.

Способность музыки укреплять или ослаблять силу воли, возбуждать смелость, уверенность, мужество. Определение черт греческой народной музыки, интонаций марша и решительности, призыва к свободе.

Сиртаки, бузуки, танцевальность.




6




Сила музыки И.С.Баха


«Человек –

это звучит гордо!»

М.Горький


1

«Органная фуга» соль минор И.Бах

«Весенняя песня» И.Бах

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский



Воздействие на человека музыки, созданной не только в наши дни, но и в отдаленном времени. Жизнь и творчество И.С.Баха, повернувшего музыку к человеку. Основатель немецкой классической музыки. Определение стиля: человечная, чувственная, духовная, возвышенная музыка, которая помогает людям, дает силу и веру, облагораживает человека.

Орган, фуга, токката, полифония, хорал.





7




Музыка И.С.Баха и Л.Бетховена



1

«Прелюдия» ми минор И.С.Бах

«Менуэт» соль мажор Л.Бетховен

«Весенняя песня» И.Бах

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский


Творчество И.С.Баха и Л.В.Бетховена. Определение свойств, сближающих и отличающих их музыку. Склад музыки: полифония и гомофония. Определение принадлежности музыки, характера. Прелюдия, менуэт, гомофония.


8




Сила героической музыки


«Через борьбу к победе!»

Л.Бетховен




1

Симфония №5 «Героическая»

1 часть Л.В.Бетховен

«Я – Фронт!» М.Теодоракис




Восприятие музыки Л.Бетховена, ее могучей силы на человека и побуждения к преодолению трудностей жизни. Рассказ о творчестве Л.Бетховене и Ю Фучике – чешском писателе, борце против фашизма, Помощь музыки в борьбе с врагами. Интонации героя, судьбы, борьбы, победы в симфонии. Отзыв о музыке.


9




Закрепление

«Помощь музыки в трудную минуту»


1

Материал четверти.

Кроссворд «Влияние музыки»

Музыкальная викторина



Осознать, что музыка не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние, сказывающееся на всей деятельности человека, его поступках, отношении к миру и людям, на всём его поведении.

Вспомнить примеры музыки, отражающие это. Определить черты стиля композиторов четверти. Назвать наиболее полюбившиеся произведения.



6 класс – 2 четверть: «Преобразующая сила музыки» -7 часов.



Дата

Тема

Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1




Участие музыки в революционном движении
«Музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная сила».

Д.Кабалевский


2

«Интернационал» П.Дегейтер

«Марсельеза» Р.Лиль

«Маленький реквием» Д.Кабалевский

«Россия» Д.Тухманов




Роль музыки в переломные моменты истории общества. Интернациональное значение музыки. История создания революционных песен: гимн рабочих мира и гимн Франции. Эмоциональная сила песен, средства выразительности. Творчество Д.Б.Кабалевского.

Песня, марш, гимн, реквием.



2




3



Воплощение в музыке атмосферы времени


1

«Вокализ» С.В.Рахманинов

Концерт №3 (1ч.) С.В.Рахманинов

Концерт №2 (1ч.) С.В.Рахманинов

«Чапай остался жив» Е.Жарковский

«Россия» Д.Тухманов



Отражение в музыке напряжения и волнения, царившего в России начала 20 века. Жизнь и творчество С.В.Рахманинова, особенности стиля: любовь к родной песне, природе, переживание за судьбу Родины. Определение интонаций, образа, принадлежности музыки, сходных черт произведений урока. Тема набата.

Вокализ, концерт, песня, певучесть.



4



Сатира в музыке



1

«Песня единого фронта» Г.Эйслер

«Шествие» из опера «Золотой петушок»

Н.А.Римский-Корсаков

Фрагменты-характеристики Додона, Полкана, Петушка, Звездочета

«Солдатушки, бравы ребятушки» рус.нар.п.


Сила сатиры в музыке. Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакого – русского композитора-сказочника. Идея создания оперы. Определение по музыкальным интонациям героев оперы, сравнение. Соотнесение музыкального склада и колорита с историческим временем. Обращение композитора к народной музыке, частушкам и восточным мелодиям. Анализ Шествия.

Сатира, юмор, опера, интонация, песня, частушки, восточный марш, богатство звучания симфонического оркестра.






5



Сила музыки А.Н.Скрябина


«Силен и могуч тот, кто испытал отчаянье и победил его!»

А.Н.Скрябин



1

«Этюд №12» (Патетический) А.Н.Скрябин

«Во кузнице» рус.нар.песня

Кроссворд «Краски музыки»


Жизнь и творчество А.Н.Скрябина, черты стиля: драматизм, тревожность, «мятежный дух» в музыке. Влияние на музыку личности композитора и его времени. Определение сближающих качеств музыки четверти, соответствие с работами художника А.Рылова и писателя М.Горького.

Определение двойственного характера песни «Во кузнице»: шуточная плясовая и удалая энергичная, боевая песня. Разбор элементов музыкальной речи.

Этюд, симфония, концерт.


6



Песня – острое оружие в борьбе за свободу


1

Опера «В бурю» Т.Хренников

(Сцена из2-го действия)

«Во кузнице» рус.нар.песня


Творчество Т.Хренникова. Идея создания оперы, обращение к народной музыке. Роль песни как оружия в борьбе за свободу. Определение знакомой мелодии и смены её характера. Анализ.

Вокально-хоровая работа.



7



Обобщение

«Преобразующая сила музыки»
«Музыка – море гармонии, в это море погружается человек, чтобы вновь предстать освящённым и преображённым.»

Р.Вагнер


1


Материад 1 полугодия

Кроссворд «Великаны музыки»

«Мелодия» из оперы «Орфей» К .Глюк

«Мальчишки и девчонки! А.Островский

«Зелёная рощица» рус.нар.песня

Симфония № (вторая тема 1ч.П.Чайковский

«Вальс»фа минор П.Чайковский

«Вальс» ми минор Ф.Шопен

«Органная фуга» соль минор И.Бах

«Я – Фронт!» М.Теодоракис

«Чудо – музыка» Д.Кабалевский

Симфония №5 «Героическая»

«Вокализ» С.В.Рахманинов

Концерт №2 (1ч.) С.В.Рахманинов

«Чапай остался жив» Е.Жарковский

«Этюд №12» (Патетический) А.Н.Скрябин

«Россия» Д.Тухманов


Вспомнить и разъяснить примеры воздействия музыки на человека и всю жизнь. Обращение внимания на преобладание маршевости в характере произведений, так как основной темой музыки была борьба, народные движения, революция. Подчеркнуть возможность музыки успокоить человека, придать силы, возвысить его и украсить всю его жизнь. Определение и соотнесение композиторов, жанра, названий произведений в таблице. Повторное слушание и исполнение любимых произведений. Закрепление значений музыкальных терминов.



6 класс – 3 четверть: «В чём сила музыки?» - 10 часов.



Дата

Тема

Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1




Героическая тема в музыке



1

Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин»

Ария Сусанина

Хор «Славься!»


«Баллада о солдате» В.Соловьев-Седой


Закрепление знаний о преобразующей силе музыки, умений применять их в жизни. Показать, что жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как и красота искусства неотделима от жизненной красоты. Определение качеств силы музыки: красоты и правды.

Определение и сравнение характеров эпизодов из первой оперы М.И.Глинки. Особенности творчества М.И.Глинки – основоположника русской классической музыки. Анализ фрагментов в таблице. Тема героев Родины. Особенности русской народной музыки в профессиональной музыке: певучесть, широта мелодий, неторопливость.

Опера, ария, хор, баллада, интонация.

2




Красота и правда музыки И.С.Баха


« Не ручей, а море должно быть тебе имя!»

Л.В.Бетховен


1

«Токката фуга»

«Шутка» из сюиты №2

«Прелюдия» И.С.Бах

«Весенняя песня» И.С.Бах

«Вокализ №1» на тему И.С.Баха

Д.Б.Кабалевский



Развитие умений применять знания о стиле и творчестве И.С.Баха при определении принадлежности музыки композитору. Определение характера и средств выразительности его музыки, её силы: стремление сделать человека свободным, гордым, благородным, счастливым. Богатство красок, чувств и эмоций в его музыке.

Сюита, скерцо, легкость, танцевальность полифония, прелюдия, токката, фуга.




3



Музыкальные обработки


1

«Органная фуга» соль минор И.Бах

Вокальное исполнение «Шутки» И.С.Баха

Современная обработка «Шутки»

«Чудо-музыка» Д.Б.Кабалевский




Определение понятий: обработка, переложение, аранжировка, вариация, ремикс. Показать видоизменение песенных тем в симфоническую музыку на примере народных мелодий в творчестве П.Чайковского, М.Глинки, А.Даргомыжского, Л.Бетховена, И.Баха.

Развитие умений отличать хорошие обработки, украшающие музыку, от плохих, портящих её. Анализ и определение изменения в исполнении, характере музыки..Восприятие отличий инструментальных пьес от вокального исполнения. Значение обработок.



4



Музыкальные шутки


1

«Сюита№2» И.Стравинский

«Шутка» из сюиты №2 И.Бах

Скороговорка «Улица хмурится»



Показать приемы композитора для создания эффекта весёлой шутки. Жизнь и творчество И.Ф.Стравинского. Определение формы, образов, характера и средств выразительности частей сюиты; сравнение с «Шуткой» И.Баха. Отличие и общее произведений. Смысл музыкальных шуток: изящество, остроумность, легкость, улыбка.

5



Тема природы в музыке

Нравственная сторона


2

Опера «Снегурочка» Н.А.Римский-Корсаков

Ария Снегурочки

Песня Леля

Сцена таяния Снегурочки


«Ты слышишь, море?» А.Зацепин


Показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыке; определить силу музыки Н.А.Римского-Корсакова через единство жизненной красоты и мастерство композитора. История и идея создания оперы. Обращение к народному сюжету и народной музыке, изображение звуков природы, выражение красоты человеческих чувств и бережного отношения ко всему живому.

Опера, ария, песня, наигрыши, вариация.



6







7



Сила музыки В.А.Моцарта


«Вечный свет в музыке –

имя тебе Моцарт!»

А.Рубинштейн

1

Рондо из «Маленькой ночной серенады»

Лакримоза из «Реквиема»

Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»


Жизнь, творчество и стиль В.А.Моцарта. Определение черт музыки: солнечность, ясность, чистота, прозрачность, легкость

Умение ощущать в музыке радость и печаль. История создания реквиема.

Серенада, сюита, рондо, рефрен, эпизод, ария, реквием, лакримоза, опера, финал.


8



Сила музыки Г.В.Свиридова

Дух эпохи
«Нам нужна музыка…

под стать времени…»


1

«Романс» Г.Свиридова

«Время, вперёд!» Г.Свиридов

«Ты – человек!» Е.Крылатов


Жизнь и творчество Г.В.Свиридова – русского художника в музыке. Определение красоты музыки, созвучной нашему времени. Анализ увертюры: характер, построение, образ, сила воздействия. Идея композитора - выразить дух и пульс нашей эпохи; музыка – эмблема современности.

Романс, увертюра, гимн, иллюстрация.



9



Сила музыки Д.Б.Кабалевского


1


«Наш край» Д.Б,Кабюалевский

Финал концерта№3

«Прекрасное далеко» Е.Крылатов


Определение красоты музыки о современной молодежи. Передача радости и красоты юности, её неутомимой энергии, пульса жизни детей, подрастающего поколения – борцов за мир. Анализ финала концерта, определение мелодии песни в форме вариации. Определение основных жанров музыки: песня, танец, марш.

Жизнь и творчество Д.Б.Кабалевского



10



Закрепление


1

Материал четверти

Кроссворд «Музыкальные термины»

Музыкальная викторина


Развитие умений определять жизненное содержание музыки и её силу через её красоту и правдивость. Осознание мысли, что музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость; лживая музыка приносит человеку вред, травмирует его психику и здоровье.

6 класс – 4 четверть: «В чём сила музыки?» - 8часов.





Дата

Тема

Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1



Образы детства в музыке С.С.Прокофьева



1

«Отъезд» из сюиты «Зимний костёр»

С.С.Прокофьев

«Ты слышишь, море?» А.Зацепин

«Хорошо, что есть каникулы!»

Д.Львов-Компанейц



Жизнь и творчество С.С.Прокофьева. По характеру звучания музыки определить настроение и образ детей. Выделение музыкальных средств выразительнисти: ритм, тембр, темп, динамика. Разбор жизненного содержания, воплощённого в музыке. Убедиться, что воздействие музыки зависит от ее правдивости и точности передачи образа (движения). Изобразительность в музыке.

Сюита, форма, симфонический оркестр, симфония, лад, синкопа.



2




Образы природы


Единство народного и композиторского склада

Гимн радости и обновлённой жизни



2

Концерт «Лебедушка» В. Салманов

4 часть «Увели нашу подружку»

«Песня о России» Г.Струве

Музыкальная викторина по творчеству С.В.Рахманинова:

1.«Итальянская полька»

2.Концерт №3 - 1часть

3.«Вокализ»

4.Концерт №2 – 1часть

«Весенние воды»


Обращение композиторов к народным истокам. Тема красоты природы, бережного отношения ко всему живому в творчестве В.Салманова. Анализ музыки, разбор музыкальных средств выразительности и изобразительности. Помочь оценить правдивости и высокую художественность, воплощенную композитором в единстве русского песенного склада народных стихов и композиторской музыке.

Хоровой концерт, полифония, речевая декламация, распевность, смешанный хор, солист, а капелла, контраст.

Жизнь и творчество С.В.Рахманинова, тема природы в музыке. Осознание взаимосвязи содержания и формы для выражения радости жизни.

Романс, кульминация, хор, гимн.








4



Музыка Востока



1

«Мараканда» Ф.Бахор

«Песня про жирафа» Ю.Чичков


Повтор особенностей славянской и среднеазиатской музыки. Контраст: певучесть – танцевальность, широкие распевы – распевы змейкой. История развития среднеазиатской народной музыки. Творчество Ф.Бахора. Картина праздничного шествия и фейерверка, яркий характер музыки, роль ударных инструментов, острота ритма, необычное звучание оркестра.

Пьеса, симфоническая картина.



5



Восторженная радость музыки И.Штрауса


«Жизнь – прекрасна!»

1

Вальс из оперетты «Летучая мышь» И.Штраус

«Песня про жирафа» Ю.Чичков

«Хорошо, что есть каникулы!»

Д.Львов-Компанейц


Жизнь и творчество «Короля вальсов» И.Штрауса. Особенности стиля: яркость и красота мелодий, богатство ритма, блеск оркестрового звучания. История возникновения вальса. Предназначение «серьёзной» и «лёгкой» музыки. Анализ музыки и определение средств музыкальной выразительности.

Сравнение танцевальности Ф.Бахора и И.Штрауса: ритмичная/песенная.

Вальс, оперетта, концерт, ритм, тембр.


6



Жизненная сила музыки П.И.Чайковского

«Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц,

русские обычаи».



1

Концерт №1 П.И.Чайковский

«Веснянка» украинская народная песня

«Песня о России» Г.Струве

«Хорошо, что есть каникулы!»

Д.Львов-Компанейц




Определение силы музыки П.И.Чайковского, воспевающего силу, красоту, богатство человека и всей жизни. Обращение к народным напевам, темам природы, размышлениям о жизни. Определение характера тем концерта, их контраста: напевность плавная и величавая, яркий русский колорит.

Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении хором, группами, а капелла.



7




Обобщение

Гармония красоты и правды

Урок – концерт


2

Материал года

Музыкальная викторина

Кроссворды по творчеству композиторов

Выставка творческих работ



Отражение понимания художественного воздействия музыки в размышлениях о ней. Обобщение тем года. Воспитание культуры слушателей и исполнителей.

.

8





скачать


Смотрите также:
Тематическое планирование уроков музыки в 6 классе 34 часа 1 четверть: «Преобразующая сила музыки» 9 часов. 2 четверть: «Преобразующая сила музыки» -7 часов
195.7kb.
Конспект открытого урока музыки. 6 класс. 2 четверть. Тема четверти: «Преобразующая сила музыки». Тема урока
38.04kb.
Преобразующая сила музыки
69.18kb.
Тематическое планирование 5 класс (35 ч) Целью уроков музыки в 5 классе
70.5kb.
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти : «В чём сила музыки?» Тема урока : в чём сила музыки Джулио Каччини?
48.92kb.
Поурочные разработки. 3 класс Первая четверть Введение Поурочное планирование уроков музыки в III класс
1523.4kb.
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения 5 класс 1 четверть (бинарный урок (2 урока) Тема: Взаимосвязь литературы и музыки. Что стало бы с литературой, если бы не было Музыки?
183.07kb.
Урок музыки «В чем сила музыки Моцарта?»
82.49kb.
Тематическое планирование Литература 7 класс ( 68 часов, из них 4 часа рр, 4 часа внекл чтение) I четверть 16 часов
452.39kb.
Урок музыки в 6 классе в чем сила музыки Михаила Ивановича Глинки
32.22kb.
Конспект урока музыки в 6 классе Тема урока : Волшебная сила музыки. Цель урока : Показать на музыкальных примерах «волшебное» свойство
65.65kb.
Тематическое планирование Литература 6 класс ( 34 часа, из них 3 часа рр, 4 часа внекл чтение) I четверть 8 часов
329.63kb.