Раздел
|
Тема урока
|
Цель и задачи урока
|
Тип урока
|
Формы контроля
|
Количество
часов
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
Введение – 2 ч.
| -
Что такое медицинская география?
|
Познакомить учащихся с медицинской географией как самостоятельной отраслью медицины.
Показать связь с другими науками.
Раскрыть понятия «среда обитания» или «окружающая среда».
|
лекция
|
Составление плана индивидуаль - ной работы
|
1
|
|
|
-
Становление медицинской географии.
|
Сформировать общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии.
Выделить этапы развития медицинской географии.
Познакомить с основными представлениями о влиянии природы на здоровье людей на разных этапах развития медицинской географии.
|
лекция
|
1
|
|
|
Тема I.
Формирование медико – географических представлений. Методы медико – географических исследований – 9 ч.
| -
Формирование медико – географических представлений в истории человечества (Иран и Китай).
|
Познакомить учащихся с формированием медико – географических представлений в Древнем Иране и Древнем Китае.
|
семинар
|
Участие в семинарах, выполнение практических работ, тестирование.
|
1
|
|
|
-
Формирование медико – географических представлений в истории человечества (Индия и Тибет).
|
Сформировать и систематизировать знания о медико – географических представлениях в Древней Индии т Древнем Тибете.
|
семинар
|
1
|
|
|
-
Древний Египет. Месопотамия.
|
Сформировать знания о медико – географических представлениях в Древнем Египте и Месопотамии.
|
практика
|
1
|
|
|
| -
Развитие медицины в Древней Греции и Древнем Риме.
|
Сформировать представление о медицине различных древних цивилизаций.
Познакомить учащихся с учением Гиппократа и других древнегреческих и древнеримских врачей.
|
практикум
|
|
1
|
|
|
-
Развитие медико – географических представлений в Средние века в Арабских странах.
|
Сформировать знания о развитии медико – географических представлений в Средние века.
Расширить знания о науке в Средние века.
|
лекция
|
1
|
|
|
-
Развитие медицинской географии в эпоху возрождения и начальный период новой истории.
|
Показать влияние великих географических открытий на развитие географии , картографии, медицины.
|
лекция
|
1
|
|
|
-
Развитие отечественной медицинской географии.
|
Выделить этапы в развитии отечественной медицинской географии.
Познакомить с основоположниками российской медицинской географии и с их вкладом в науку.
|
семинар
|
1
|
|
|
-
Медицинская география в XIX – XX вв.
|
Сформировать представления о медицинской географии XX в., её задачах, проблемах и прогнозах.
|
лекция
|
1
|
|
|
-
«Ключи» исследования медицинской географии.
|
Выяснить причинно – следственные связи и закономерности влияния природных и социально – экономических факторов на здоровье человека.
|
Урок - конференция
|
1
|
|
|
Тема II.
Факторы окружающей человека среды и его здоровье – 16 ч.
| -
Понятие о природных и социально – экономических факторах в медицинской географии.
|
Сформировать у учащихся понятие о природных и социально – экономических факторах.
Определить влияние этих факторов на человека.
|
практикум
|
Участие в семинарах, выполнение практических работ, тестирование.
|
1
|
|
|
-
География болезней.
|
Рассмотреть общие закономерности географического распространения болезней; познакомить с понятиями «нозогеография», «трансмиссивные болезни», «эврихорные болезни», «стенохорные болезни», выделить ареалы распространения отдельных типов болезней.
|
лекция
|
1
|
|
|
| -
Солнечная радиация.
|
Сформировать знания о взаимодействии солнечного излучения с атмосферой, познакомить с фотобиологическими процессами, опираясь на изученный материал по географии, астрономии, физике, установить причинно – следственные связи в природе.
|
практикум
|
|
1
|
|
|
-
Солнечная радиация и биосфера.
|
Сформировать представление о взаимодействии солнечной радиации на биосферу.
|
практикум
|
|
1
|
|
|
-
Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов. Геомагнетизм и его влияние на организм.
|
Показать влияние лунного свечения и геомагнетизма на жизнедеятельность организмов.
|
семинар
|
1
|
|
|
-
Космическое излучение.
|
Формировать знания о космическом излучении, радиационном поясе и магнитном поле Земли.
|
практикум
|
1
|
|
|
-
Влияние температуры на организм человека.
|
Определить метеорологические факторы.
Раскрыть механизм влияния температуры на организм человека.
Сформировать навыки оказания первой помощи при тепловом обморожении и ударе.
|
практикум
|
1
|
|
|
-
Влияние ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на организм человека.
|
Выяснить все виды реакций организма на действие метеорологических факторов таких как – ветер, атмосферное давление, влажность воздуха.
Познакомить с понятием «метеотропные реакции», подчеркнув значимость профилактики отрицательных последствий этих реакций.
|
лекция
|
1
|
|
|
-
Геохимические факторы.
|
Углубить знания о влиянии геохимических факторов на функционирование человеческого организма.
Объяснить значение макро – и микроэлементов для организма
человека.
|
практикум
|
1
1
|
|
|
|
-
Биохимические провинции и связанные с ними эндемические заболевания.
|
Дать представления о биохимических провинциях и их влиянии на здоровье человека.
|
|
1
|
|
|
-
Адаптация. Адаптивный тип.
|
Дать понятие «адаптации», «адаптивный тип», «основные адаптивные типы человека», и выяснить их значение для жизнедеятельности организма.
Рассмотреть адаптационные процессы, проблемы, виды, этапы, степени адаптации организма.
|
практикум
|
1
|
|
|
-
Акклиматизация.
|
Познакомить с понятием «акклиматизация» и изучить фазы акклиматизации.
|
лекция
|
1
|
|
|
-
Медико – географическая оценка населения и населённых пунктов.
|
Сформировать представление об основных показателях медико – санитарной оценки; углубить знания о влиянии социально – экономических условий на здоровье человека.
|
практикум
|
1
|
|
|
-
Влияние города на организм человека.
|
Познакомить с основными видами загрязнения городов.
Сформировать представление о влиянии факторов загрязнения городской среды на здоровье человека.
|
практикум
|
1
|
|
|
-
Человек и воздух.
|
Показать влияние загрязнения воздуха на здоровья человека.
|
семинар
|
1
|
|
|
-
Человек и вода.
|
Раскрыть основные факторы загрязнения воды, выявить основные заболевания вызываемые загрязнением воды.
|
лекция
|
1
|
|
|
-
Человек и почва.
|
Познакомиться с основными загрязнителями почвы, влияющими на здоровье человека.
|
практикум
|
1
|
|
|
Тема III.
Болезни, вызываемые природными и социально – экономическими факторами – 4 ч.
| -
Окружающая среда и здоровье человека.
|
Показать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
|
практикум
|
|
1
|
|
|
-
Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости.
|
Сформировать понятия о природном очаге болезни и природной очаговости.
|
практикум
|
Участие в семинарах, выполнение практических работ, тестирование.
|
1
|
|
|
-
Понятие о тропических болезнях.
|
Дать понятие о тропических болезнях, аллергии, аллергической реакции, аллергенах, поллинозах, пищевой аллергии.
|
семинар
|
1
|
|
|
-
Болезни, вызываемые ядовитыми животными. Миазы.
|
Расширить знания о группе ядовитых животных.
Дать понятие миазы.
Определить ареалы распространения и пути предупреждения отравлений при контактах с ядовитыми животными.
|
семинар
|
1
|
|
|
Тема IV.
Лечебные рекреационные ресурсы – 2 ч.
| -
География отдыха и туризма.
|
Раскрыть значение отдыха и туризма для здоровья человека и рассмотреть районы России с наиболее благоприятными рекреационными ресурсами.
|
практика
|
|
1
|
|
|
-
Значение природной среды в укреплении здоровья. Рекреационные ресурсы.
|
Углубить знания о значении природной среды в укреплении здоровья.
|
практика
|
1
|
|
|
Тема V. Нозогеография –
2 ч.
| -
Рекреационные ресурсы области. Создание проектов туристических маршрутов.
|
Познакомиться с рекреационными ресурсами области.
Создать туристические маршруты по Амурской области.
|
практика
|
Подготовка и презентация проектов.
|
1
|
|
|