Главная | стр 1
Класс: 11 Количество и тип уроков: 2 урока (пара), социально-психологический тренинг Цель урока:
Основные термины и понятия: социализация, ресоциализация, социальный статус, престиж, ранг, социальная мобильность, социальная роль, ролевое обучение, имиджетерапия, ролевое поведение, ролевое напряжение, имитация, социальная группа Оборудование: школьная доска, приложения (текстовые документы, наглядные пособия: схемы, таблицы), слайд-презентация (соответствующая аппаратура: компьютер и др.). План уроков:
Ход уроков:
Краткий рассказ учителя о ролевой концепции (с демонстрацией слайдов презентации), ее основных положениях. Обсуждение с обучающимися понятия социализация (с привлечением полученных ранее знаний), а также проблемных вопросов, связанных с этим понятием. Возможные вопросы для обсуждения:
После чего учитель предлагает провести сравнительную характеристику процесса социализации взрослого человека и ребенка.
Демонстрация слайд-презентации (ознакомление обучающихся с понятием «социальный статус», с классификацией социальных статусов и основными характеристиками). В процессе обсуждения изложенного учителем материала, обучающиеся делают краткие записи в тетрадь. Упражнение на определение и описание статуса по рисункам (через интеграцию материала с историей на примере представителей социальных сословий средневековья). Особое внимание обучающиеся должны уделить следующим вопросам: - Что влияло на социальное положение человека в обществе? - По каким признакам Вы смогли определить статус человека? Обучающиеся должны также проанализировать изменилось ли положение представителей подобных социальных групп в современном мире, если да, то в какую сторону. Игра «Королевство» (в том числе отрабатывается понятие социальная мобильность). Возможный вариант «Приветствие королеве!» Дополнительное задание: работа с рабочими листами: обучающимся предлагается выполнить по рабочим листам задания №№ 1, 2.
Демонстрация слайд-презентации (ознакомление обучающихся с понятием «социальная роль», с видами социальных ролей, основными характеристиками ролей). В процессе изложения материала обучающимся предлагается написать свои роли (как внутригрупповые, так и индивидуальные) на карточках, после чего карточки смешиваются, заново выдаются детям. Задача учеников сделать комментарий о том, как он может кратко охарактеризовать ту роль, которая ему досталась, и предположить, кто был автором карточки (возможный вариант игры: «Карусель»).
Демонстрация слайд-презентации (ознакомление обучающихся с понятиями ролевого поведения и ролевого обучения, ролевого напряжения и ролевых конфликтов). В ходе обсуждения понятий «ролевое поведение» и «ролевое обучение» Учитель предлагает некоторым ученикам исполнить несвойственные им роли (в виде театральной зарисовки), после чего обсуждается вопрос о том, как себя человек чувствовал в предложенной роли: спокойно или напряженно? Если напряженно, то с чем это было связано? В ходе обсуждения понятия «ролевые конфликты» и способов выхода из них обучающимся предлагается представить ситуацию, в которой у них наблюдался ролевой конфликт и выполнить упражнение «Маленькие жертвы» (возможный вариант: упражнение «Договор о силе») В конце занятия учитель вместе с обучающимися подводит итоги (с помощью слайд-презентации, теста)
Рабочий листЗадание № 1: Учитывая тенденции изменения социальной структуры нашего общества в последнее десятилетие, распределите по графам приведенной ниже таблицы, следующие социальные группы: фермеры, пенсионеры, предприниматели, преподаватели школ, офицеры вооруженных сил, научно-техническая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие, торговые работники, деятели культуры Социальные изменения
Задание № 2:
|