Главная стр 1
скачать
Тема уроков: Социальный статус и ролевой набор личности. Ролевое поведение личности.

Класс: 11

Количество и тип уроков: 2 урока (пара), социально-психологический тренинг

Цель урока:

  1. ознакомить обучающихся с ролевой концепцией личности и с социально-психологическими вопросами, связанными с определением места человека в обществе через определение его социального статуса и социальных ролей,

  2. развить способность адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, обучить индивидуализированным приемам межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

  3. отработать в рамках компетентностного подхода умения анализировать, обобщать, сравнивать, высказывать собственное мнение, суждение; умение ориентироваться в поставленных образовательных проблемных ситуациях.


Основные термины и понятия: социализация, ресоциализация, социальный статус, престиж, ранг, социальная мобильность, социальная роль, ролевое обучение, имиджетерапия, ролевое поведение, ролевое напряжение, имитация, социальная группа

Оборудование: школьная доска, приложения (текстовые документы, наглядные пособия: схемы, таблицы), слайд-презентация (соответствующая аппаратура: компьютер и др.).
План уроков:

  1. Ролевая концепция личности.

  2. Социальный статус человека: понятие, виды, характеристика.

  3. Социальная роль: понятие, виды, основные характеристики и влияние на развитие личности.

  4. Ролевое поведение: понятие, ролевое обучение, ролевые конфликты и способы выхода из них.


Ход уроков:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему занятия. Изложение нового материала (с помощью слайд-презентации):




  1. Ролевая концепция личности.

Краткий рассказ учителя о ролевой концепции (с демонстрацией слайдов презентации), ее основных положениях.

Обсуждение с обучающимися понятия социализация (с привлечением полученных ранее знаний), а также проблемных вопросов, связанных с этим понятием.

Возможные вопросы для обсуждения:

- Как Вы можете определить понятие «социализация»?

- В чем значение процесса социализации?

- Продолжается ли социализация взрослого человека, или это процесс, который только касается взрослеющего человека?

После чего учитель предлагает провести сравнительную характеристику процесса социализации взрослого человека и ребенка.




  1. Социальный статус человека: понятие, виды, характеристика.

Демонстрация слайд-презентации (ознакомление обучающихся с понятием «социальный статус», с классификацией социальных статусов и основными характеристиками). В процессе обсуждения изложенного учителем материала, обучающиеся делают краткие записи в тетрадь.

Упражнение на определение и описание статуса по рисункам (через интеграцию материала с историей на примере представителей социальных сословий средневековья). Особое внимание обучающиеся должны уделить следующим вопросам:



- Что влияло на социальное положение человека в обществе?

- По каким признакам Вы смогли определить статус человека?

Обучающиеся должны также проанализировать изменилось ли положение представителей подобных социальных групп в современном мире, если да, то в какую сторону.

Игра «Королевство» (в том числе отрабатывается понятие социальная мобильность). Возможный вариант «Приветствие королеве!»

Дополнительное задание: работа с рабочими листами: обучающимся предлагается выполнить по рабочим листам задания №№ 1, 2.




  1. Социальная роль: понятие, виды, основные характеристики и влияние на развитие личности.

Демонстрация слайд-презентации (ознакомление обучающихся с понятием «социальная роль», с видами социальных ролей, основными характеристиками ролей).

В процессе изложения материала обучающимся предлагается написать свои роли (как внутригрупповые, так и индивидуальные) на карточках, после чего карточки смешиваются, заново выдаются детям. Задача учеников сделать комментарий о том, как он может кратко охарактеризовать ту роль, которая ему досталась, и предположить, кто был автором карточки (возможный вариант игры: «Карусель»).





  1. Ролевое поведение: понятие, ролевое обучение, ролевые конфликты и способы выхода из них.

Демонстрация слайд-презентации (ознакомление обучающихся с понятиями ролевого поведения и ролевого обучения, ролевого напряжения и ролевых конфликтов).

В ходе обсуждения понятий «ролевое поведение» и «ролевое обучение»

Учитель предлагает некоторым ученикам исполнить несвойственные им роли (в виде театральной зарисовки), после чего обсуждается вопрос о том, как себя человек чувствовал в предложенной роли: спокойно или напряженно? Если напряженно, то с чем это было связано?

В ходе обсуждения понятия «ролевые конфликты» и способов выхода из них обучающимся предлагается представить ситуацию, в которой у них наблюдался ролевой конфликт и выполнить упражнение «Маленькие жертвы» (возможный вариант: упражнение «Договор о силе»)

В конце занятия учитель вместе с обучающимися подводит итоги (с помощью слайд-презентации, теста)
3. Домашнее задание: подробное ознакомление с текстом Всеобщей декларации прав человека, написать эссе на тему: «Общество – это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других» (Ж.Ваньер)

Рабочий лист



Задание № 1:
Учитывая тенденции изменения социальной структуры нашего общества в последнее десятилетие, распределите по графам приведенной ниже таблицы, следующие социальные группы:

фермеры, пенсионеры, предприниматели, преподаватели школ, офицеры вооруженных сил, научно-техническая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие, торговые работники, деятели культуры


Социальные изменения


Группы, повысившие свой статус

Группы, понизившие свой статус

























































Задание № 2:


Социальная мобильность – это

Приведите пример:

«Вертикальной» мобильности –


«Горизонтальной» мобильности –

Задание № 3:


Ответьте на вопросы теста:

  1. Социальная мобильность – это:

А) изменение места того или иного субъекта в социальной структуре

Б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения)

В) движение к позициям с более высоким (социальное восхождение) или более низким (социальное нисхождение) престижем

Г) все перечисленное выше




  1. Социальный статус – это:

А) степень признания достоинств личности

Б) оценка обществом положения личности

В) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями


  1. Что из перечисленного характеризует прирожденный (предписываемый) статус:

А) национальность, квалификация

Б) пол, национальность

В) образование, квалификация


  1. Оценка обществом должности, профессии, вида деятельности – это:

А) престиж

Б) социальный статус

В) авторитет


  1. Какие из приведенных определений характеризуют понятие «социальной роли»?

А) совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус

Б) модель поведения, ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом



В) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом
скачать


Смотрите также:
Тема уроков: Социальный статус и ролевой набор личности. Ролевое поведение личности. Класс: 11 Количество и тип уроков
60.97kb.
Урок обществознания 10 класс Тема урока : Социальный статус личности
46.94kb.
Уроков; План недели открытых уроков: Дата Класс Тема урока Учитель Виды деятельности педагогов 18. 03. 13
71.81kb.
Класс Тема урока Учитель Виды деятельности педагогов 13. 03 4 класс (1 урок) Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька» Лопатина Татьяна Валентиновна взаимопосещение уроков самоанализ урока
115.41kb.
Программа Т. Ф. Курдюмовой 102 часа, из них 8 уроков развития речи, 10 уроков внеклассного чтения № урока, тема Количество часов Теоретико-литературные понятия Самостоятельная работа
147.65kb.
Уроков: Дата Класс Тема урока Учитель Виды деятельности педагогов 11. 02 13
102.91kb.
Уроков: Дата Класс Тема урока Учитель Виды деятельности педагогов 11. 02 13г. 2 а
154.1kb.
№ уроков Тема (раздел) Тип урока Планируемые результаты обучения
117.89kb.
Календарно-тематическое планирование уроков истории россии 7 класс № Тема Количество часов сроки план. Факт раздел I. Смутное время (6)+1 1
555.9kb.
Уроков математики
211.02kb.
Тематическое планирование уроков биологии Класс: 9 Количество часов: 68
267.52kb.
Уроков литературы в 6 классе. Учитель: Шавкунова Наталья Анатольевна Литература 6 класс
368.33kb.