Главная стр 1стр 2
скачать
Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Кафедра управления, экономики и права

Успанова Лязат Жакасовна


«Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении как фактор формирования социальной активности школьников»

Выпускная аттестационная работа

по программе дополнительного профессионального образования

«Менеджмент в образовании»

Научный руководитель

КИПРИЯНОВА

Елена Владимировна, д.п.н.,

руководитель отдела научной работы

ГОУ ДПО ЧИППКРО


2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I
. Теоретические основания организации ученического самоуправления в школе………………………………….………………………6
1.1. Сущность, принципы, функции, условия и роль ученического самоуправления в развитии личности…………………………………………6
1.2. Организация ученического самоуправления в школе как педагогическая проблема………………………………………………………………….…………20
1.3. Педагогическая система организации ученического самоуправления в школе………………………………………………………………………………..29

1.4. Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в школе…………………………………………...34

Выводы по I главе…………………………………………………………………37
Глава II. Развитие ученического самоуправления в условиях школы как средство формирования социальной активности……………………………38

2.1. Организация и содержание ученического самоуправления, способствующего формированию социальной активности учащихся…...……..38

2.2. Методические аспекты организации ученического самоуправления в школе………………………………………………………………………………..42

2.3. Анализ результатов деятельности школы по формированию социальной активности личности в процессе развития ученического самоуправления…………………………………………………………………….43

Выводы по II главе ………………………………………………………..….........44

Заключение………………………………………………………………………...46
Список использованной и цитируемой литературы……………………….....….47
Приложения………………..……………………………………………………....50
ВВЕДЕНИЕ

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы», одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001 г., развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что в Уставе общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение зафиксировано.

В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

Проблема – какова эффективная организация ученического самоуправления в формировании социальной активности учащихся.

Актуальность – важную роль призвано сыграть участие детей и подростков в управлении своим классным и общешкольным коллективом. Развитие самоуправления помогает понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Целью настоящего исследования является изучение форм самоуправления для дальнейшего внедрения в школьной практике, создание модели ученического самоуправления в целях формирования социальной активности обучающихся.

Объект исследования – воспитательная система школы.

Предмет – система ученического самоуправления.

Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений [1].

В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения.

На основании выше сказанного можно поставить для исследования следующие задачи:



  1. Классифицировать ошибки и затруднения, создающие педагогические проблемы при создании ученического самоуправления, а также выявить причины их возникновения и рассмотреть пути их преодоления.

  2. Определить сущность, принципы, функции, роль, условия ученического самоуправления.

  3. Определить функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления.

  4. Рассмотреть комплекс условий для реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе.

  5. Развитие ученического самоуправления в условиях школы как средство формирования социальной активности.

Новизной работы является…..

Работа содержит 2 главы, … схем, …моделей, ….рисунков,…. диаграмм, …. источников литературы.



Целью школьного образования является адаптация молодого человека к существующей действительности общества, в котором будет протекать его дальнейшая жизнь. Наиболее эффективная система образования ориентирована на требования, предъявляемые обществом человеку. Современная жизнь требует от человека следующих качеств: умение учиться, умение выбирать, умение общаться. Именно такие качества способствуют самореализации человека в настоящей действительности.

Одна из задач школьной системы образования – подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность [5].
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ


    1. Сущность, принципы, функции, условия и роль ученического самоуправления в развитии личности

Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкований и определений. В социологии к самоуправлению подходят с позиции регулирования общественных отношений и определяют его как важнейшее средство социализации; в социальной психологии – с позиции фактора развития группы, считая, по мнению Р.Х.Шакурова, самоуправление одной из социально-психологических функций управления; в педагогике – с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.

Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов.

Наибольшее развитие самоуправление получило в педагогической деятельности А.С.Макаренко, который рассматривал самоуправление как составное звено более широкой и общей проблемы – становления воспитательного коллектива (термин А.С.Макаренко.- А.Ю.).

Коллектив, - считал А.С.Макаренко,- не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов, это целеустремленный комплекс личностей, организованных и обладающих органами коллектива.

Органическое единство интересов коллектива и интересов общества А.С.Макаренко считал основным мотивом формирования потребности воспитанников в самоуправлении, а само самоуправление рассматривал как условие получения конкретных навыков демократии.

Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что коллектив — важная составляющая педагогического процесса. Однако более всего эту мысль развил и внедрил в практику создатель «Педагогики общей заботы» И.П. Иванов. Он утверждает, что формирование личности происходит только в коллективе и через коллектив. И.П. Иванов разработал методику КТД, в основе которой лежат забота и творчество, анализ каждого дела, являющиеся, по словам С.Л. Соловейчика, ключом к этой методике. И.П. Иванов применял в своей работе самоуправление школьников, рассматривая его как способ демократичной организации коллектива, как гуманистической общности детей и взрослых, имеющей целью свободное развитие каждого.

Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которых реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.

В.М. Коротов определяет ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива; Л.И.Новикова считает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля.

Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Принципы ученического самоуправления

Под принципами деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г.Афанасьев, М.К.Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко). На основе разработок этих авторов была предпринята попытка определения социально-педагогических принципов школьного самоуправления. Сложность решения данной задачи заключается в том, что необходимо в выделяемых принципах учитываются важнейшие основания деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей). Таким образом, при организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться следующими общими принципами, характерных и для ученического самоуправления:



Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

Принципом выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления. Н.И.Приходько объясняет это тем, что«выборы в органы самоуправления должны рассматриваться не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению» [8, с.40].

Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

Принципом демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии;

Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;

Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;

Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;

Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;

Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

Из более общего принципа интеграции и дифференциации педагогического управления и детского самоуправления вытекают следующие:



Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему»[5, с.16];

Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;

Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;

Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И.Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности» [10.c.42];

Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной;

Еще один важный принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И.Приходько – принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.

Наряду с названными принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

Функции ученического самоуправления

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач» [11,с.58], своевременное и качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Он выделяет иерархизированную систему функций:



1. Целевые функции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей.

2. Социально-психологические, которые способствуют:

а. формированию сплоченного детского коллектива. Органы самоуправления, реализуя эту функцию, регулируют межличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Выполняя различные общественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступают в отношения руководства и подчинения, взаимной ответственности, зависимости, контроля. Наличие таких отношений, по образному выражению А.С.Макаренко, «цементирует» коллектив, способствует формированию у учащихся потребности совместной работы и общения.

б. эмоциональной тонизации коллектива (термин Р.Х.Шакурова.- А.Ю.), т.е. созданию в коллективе оптимистического настроения, «мажорного тона», как говорил А.С.Макаренко. Реализуя эту функцию, органы самоуправления должны постоянно быть в курсе настроений членов коллектива, убеждать учащихся в необходимости внимательного отношения друг к другу. Включившись в нее, органы самоуправления стремятся создать обстановку внимания к событиям в жизни членов коллектива, осуществляют учет настроений учащихся и ищут пути улучшения эмоциональной атмосферы, пытаются самостоятельно преодолеть возникающие трудности в создании благоприятного климата отношений.

3. Оперативно-организационные функции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп. Они представляют собой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.

Необходимо отметить, что органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют:

- социально-ориентированные функции, отражающие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание будущего поколения, на процесс социализации учащихся. Как писала Н.К.Крупская: «Одной из самой важной функций школьного самоуправления должно быть развитие у ребят организационных навыков» [4, с.21].

- личностно-ориентированные, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.

М.И.Рожков выделяет и специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признак системы, как саморазвитие. К ним он относит:

1. Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

2. Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

3. Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

Как пишет Н.И.Приходько: «В реальной школьной практике все функции ученического самоуправления находятся в тесном взаимодействии. Так, организация коллектива на выполнение принятого решения, безусловно, требует анализа принятого решения, определения путей. Форм и методов его выполнения, внесения определенных корректив в процесс сотрудничества и взаимодействия» [8, с.44].

Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директор и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.

Роль ученического самоуправления в развитии личности

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает дл многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь, по словам В.М. Коротова, «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека» [5, с.27].

Согласно исследованиям Н.И.Приходько, в ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

- анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

- анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

- аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

- объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

- определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

«Если школьник пассивен, бездеятелен, от его управленческих знаний и умений, информированности мало. Высокая управленческая культура школьника невозможна без высокой общественно-политической активности и гражданской социальной зрелости». [8.c.54]

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:



  1. прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

  2. формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Характеризуя свой воспитательный идеал, А.С.Макаренко писал: «Он (ученик.- А.Ю.) должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказывать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание» [6.c. 49]. Самоуправление является лучшей школой воспитания таких качеств. Ведь они, по словам В.М.Коротова, будут закономерным результатом организованных педагогами отношений и деятельности учащихся в органах самоуправления.

  1. участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности. И воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

В.М. Коротов делает акцент на том, что не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. «Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожиданиям. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, формальное отношение к делу, индивидуализм» [5.c.22]. Непосредственные причины тому могут быть разными: неправильное осуществление выборности, отсутствие отчетности отдельных органов перед другими, ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.

Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

Условия развития ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.



  1. Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление функционировало на всех 4 уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно так же учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она признана решать, а так же сложившиеся традиции, материальные и кадровые возможности.

  2. Кадровые условия – возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления, а так же активистов ученического самоуправления.

  3. Социально-педагогические условия:

- Опора в работе с учащимися на ведущие принципы деятельности, теорию воспитательного коллектива и педагогической диагностики; учет психологических и возрастных особенностей и возможностей учащихся, их индивидуальных качеств; направленность деятельности на реализацию потребностей и интересов учащихся в школе.

- Включение в работу с органами ученического самоуправления по возможности большего числа педагогов.

- Формирование положительного отношения родителей к работе органов ученического самоуправления и привлечение их к участию в их деятельности.

- Использование в работе органов ученического самоуправления традиций, ритуалов, соревнований, игры, форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активности школьников.

- Позиция сотрудничества педагогов и учащихся в совместной деятельности.


  1. Психологические условия:

- Сплоченность школьных и первичных коллективов учащихся.

- Благоприятный психологический климат в школе, преобладающее мажорное настроение в нем.

- Формирование и развитие «этических ориентиров школьников»: добросовестного творческого отношения к труду и общественной работе, стремления проявить в низ свои способности, лучшие качества; развитие собственных волевых качеств, умение владеть своим настроением, быть выдержанным и терпеливым; доброта, тактичность, чуткость т отзывчивость в отношениях с окружающими; умение ценить общественное мнение, правильно относиться к справедливым замечаниям и критике со стороны учителей, товарищей, родителей.

- Предоставление каждому учащемуся такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации.

- Сближение формальной и неформальной структур первичных и школьного коллективов за счет расширения системы поручений в соответствии с интересами.

- Развитие делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления.

- Выработка целей, ценностей, определение единых норм и принципов совместной деятельности и взаимоотношений всех участников самоуправленческой деятельности.

- Психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления.

- Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.


  1. Программно-методические условия.

- Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.

- Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления.

- Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. «…ученическое самоуправление в школе может развиваться не только за счет расширения его границ, включения в самоуправленческую деятельность новых и новых участников, но и за счет усложнения его задач» [7, с.15].


    1. Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическая проблема

Проблемы – это различные затруднения (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом [33].

Классификация ошибок и затруднений, создающих педагогические проблемы, а также причины их возникновения и пути их преодоления:


  1. Группа ошибок, связанная с пониманием сути ученического самоуправления

1) Смешение организационных форм детской активности:
а) самоуправление детской общественной организации;

б) школьное ученическое самоуправление.

Причины: – Слабое знание Законов и нормативных актов;

– Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций.

Пути их решения: - Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов;

- Подписать соглашение о партнерстве с детскими организациями, функционирующими в школе.

2) Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы образовательного учреждения.

Причины:– Не способность или не желание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы школы подсистему ученического самоуправления.

Пути их решения: - Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии.

3) Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в "День дублера".

Причины:– Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;

- Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.

Пути их преодоления:- Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.

4) Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся.

Причины: – Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления.

Пути их преодоления: - Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления;



  • Сделать более простым и "доступным" путь вхождения состав этих органов.

5) Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети".

Причины:– Стремление "заигрывать" с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.

Пути их преодоления: - Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции

6) Подмена ученического самоуправления (далее УС) системой коллективных творческих дел (далее КТД).

Причины: – "Узкий" взгляд на возможности ученического самоуправления;

- "Расширительное" толкование потенциала КДТ.

Пути их преодоления: Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления.

7) Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру.

Причины: – Излишнее стремление использовать "карательные" функции ученического самоуправления в "воспитательных целях".

Пути их преодоления: Максимально осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она регулируется реальным УК РФ и УПК РФ.

2 Группа ошибок, связанная с качеством модели самоуправления

1) Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления.

Причины: – Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном общеобразовательном учреждении;

- Отсутствие навыков целеполагания.

Пути их преодоления: Получить квалифицированную консультацию у специалистов;


  • Провести коллективный "мозговой штурм" для определения целей и задач создаваемого ученического самоуправления

2) Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев.

Причины: – Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;

- Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.

Пути их преодоления: - Использовать принцип "Нет министров без портфеля", то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности.

3) Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.

Причины: – Низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.

Пути их преодоления: - Внимательно изучить соответствующую нормативную базу;


  • Получить квалифицированную консультацию у специалиста.

4) Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс - республика".

Причины: – Стремление соответствовать "моде" на использование государственной символики.

Пути их преодоления: - Вернуться к более "естественным" моделям организации самоуправления на уровне класса по типу местного самоуправления;

- Использовать данную модель в очень крупных школах, объединяя несколько классов или параллелей одной структурой самоуправления

5) Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления.

Причины: – Стремление соответствовать задаваемым научно-методическим "стандартам";

- Желание иметь научное руководство, чтобы быть "не хуже других".

Пути их преодоления: - Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям и старшеклассникам.



  1. Группа ошибок, связанная с функционированием ученического самоуправления

1) Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления.

Причины: Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления.



  • Пути их преодоления: Еще раз ознакомиться в требованием Российского законодательства;

  • Просмотреть Устав школы и внести необходимые изменения;

  • Разработать и принять дополнительные локальные акты.

2) Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.

Причины: Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки "преемников".

Пути их преодоления: - Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечить "преемственность поколений";


  • Постоянно обновлять программы и методику обучения актива.

3) Слабая методическая подготовка педагогов.

Причины: – Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности;

- Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике.

Пути их преодоления: - Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;



  • Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.

4) Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д."

Причины: – Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой оргтехники и т.д.;

- Непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления.

Пути их преодоления: - Выделить (по возможности) специальное помещение или составить график использования определенного помещения для организации работы органов ученического самоуправления.

5) Отсутствие или недостаток специально отведенного времени

Причины: – Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется".



  1. Группа ошибок, связанная с отношением к ученическому самоуправлению

1) Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и родительского комитета школы.

Причины:– Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.

Пути их преодоления: - Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители;


  • Проведение совместно подготовленных мероприятий.

2) Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления.

Причины: – Четко выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.

Пути их преодоления: - Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным.

3) Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых

Причины: – Ложно понимаемое представление о необходимости "максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления".

Пути их преодоления: - Понять необходимость позиции "консультанта" и "помощника" и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления.

4) Практическое игнорирование возможностей родительской общественности.

Причины: – Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьного самоуправления.

Пути их преодоления: - Не следует рассматривать родителей только в качестве источника дополнительного финансирования мероприятий ученического самоуправления;


  • Найти формы их привлечения к содержанию работы ученического самоуправления.

5) Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах школы.

Причины: – Стремление "уйти" от внешних проблем, которые могут "помешать" благополучной жизни органов ученического самоуправления.

Пути их преодоления: - Найти потенциальных партнеров, в том числи и детские общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия.


  1. Группа ошибок, связанная с педагогическими стереотипами

1) Формализация внедрения ученического самоуправления

Причины: – Стремление "отчитаться" о том, что в школе, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление.

Пути их преодоления: - Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления;


  • Создавать благоприятные условия для "естественного" выращивания той или иной модели ученического самоуправления

2) Перенос профессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению

Причины Не понимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе "ребенок- взрослый".

Пути их преодоления: - Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности.

3) Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность

Причины – Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников.

Пути их преодоления: - Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.

4) Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов

Причины – Восприятие ученического самоуправления как "исполнительного органа власти педагогов".

Пути их преодоления: - Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.

5) Использование формальных выборов органов ученического самоуправления

Причины – Отсутствие механизмов демократических выборов и практического опыта их применения.

Пути их преодоления: - Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов на всех уровнях от класса до всего общеобразовательного учреждения.

6) Включение педагогов в состав детских органов самоуправления

Причины – Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления.

Пути их преодоления: - Формировать детские органы самоуправления только из представителей детских коллективов

При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов — организаторов ученического самоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления.



    1. Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении

Функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса [33].

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

Для создания органов самоуправления необходимо:


  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.

  2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.

  3. Предоставить педагогическую поддержку и помощь. Педагоги должны поделиться реальной школьной властью с учениками, т. е. делегировать полномочия.

Детям можно отдавать следующие области школьной жизни:

  1. Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т. д.

  2. Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.

  3. Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.

  4. Спорт и спортивные мероприятия.

  5. Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, работа на пришкольной территории и т. д.

6.Производственная деятельность: труд на земле, в теплицах, на школьных животноводческих фермах (контроль над заработанными средствами, доходами, распределением, стимулированием и т. д.).

7.Производственно-коммерческая деятельность: в школьных мастерских с организацией и выполнением заказов населения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т. д.

8.Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами
войны и труда.

9.Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.

10. Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д.

Учить самоуправлению — значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение. Для решения этих задач могут быть использованы ролевые игры: «День дублера», «День самоуправления в школе» и др.

Для педагога-организатора важно постоянно отслеживать, как развивается самоуправление в классах и школе. Для этого можно провести опрос учащихся по предлагаемой в приложении 3 методике. Предложенные в данной методике вопросы соответствуют функциям детского самоуправления и критериям развития его в ученических коллективах.

В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление — значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними — главная задача управления школой.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора, классных руководителей и педагогов является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением являются защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Нужно создать в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживать, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.


Так а что такое педагогическая система организации УС???? Из текста непонятно. Здесь лучше нарисовать модель. Что входит с систему? Система – это взаимосвязанные элементы… прежде всего и их иерархия. Лучше усилить эту часть. Должен быть четкий алгоритм что такое педсистема УС.



    1. Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Рассмотрим условия развития ученического самоуправления.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.

Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Прежде всего, для этого необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности [2].

Кадровые условия — возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления. Проведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученического самоуправления в частности должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на совершенствование педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления.

Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов, родителей и других специалистов обучать активистов ученического самоуправления. Весьма благоприятные условия для подготовки актива ученического самоуправления создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загородных лагерей и городских площадок. Целесообразно для обучения шире использовать опыт и базу всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в рамках регионального взаимодействия.

Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.

Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников).

Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытыми для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.

Возможен отдельный курс в программе «Граждановедение», где рассматривались бы вопросы местного самоуправления, или специальный курс по основам местного самоуправления, который может послужить серьезной теоретической основой для организации грамотной модели самоуправления общеобразовательного учреждения с соблюдением всех положений и требований современного российского законодательства.

Социально-психологические условия. Администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется вести систематическую разъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Не рекомендуется вводить эту воспитательную программу насильно или искусственно, так как педагогический коллектив должен «созреть» до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися, и прежде всего на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.

Недопустимо отношение к данному виду педагогической деятельности как к «второсортной». Директор, его заместитель по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.

Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

Для развития ученического самоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т. д.), а также современные компьютерные технологии, возможности всемирной сети Интернет.

Необходимо активнее привлекать к организации выборов органов ученического самоуправления специалистов местных и региональных избирательных комиссий, работающих по программе Центризбиркома «Правовая культура молодого избирателя».

В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.



Выводы по первой главе
В первой главе мы рассмотрели …. вопросы в соответсвии с задачами исследования. Нами было выявлено, что….. Здесь описать, что конкретно вами сделано относительно задач (они во введении). Общие слова ни о чем – не нужны.

Школа – наш второй дом. Школа для всех жителей республики одна, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, сосуществовать, общаться, обладать толерантным сознанием – не та ли это цель, которую ставят перед собой воспитательные системы всех школ? Детские годы – это определенный жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитой личности.

Школа – большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Наша цель – показать ребенку, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. В развитии таких отношений важную роль играет школьное самоуправление. Объединить коллектив, сформировать организацию с органами школьного самоуправления – вот наша задача.

В данном проекте будет описана та модель школьного самоуправления, которая функционирует на данный момент в нашей школе. Может быть, в ней еще много недодуманного, требующего пересмотра, корректировки, но ведь мы только в начале своего пути к идеалу, у нас еще все впереди, ведь не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать. Постараемся не допустить, тех ошибок, описание которых приведено выше. Мы хотим знать, как можно работать лучше, поэтому верим, что самосовершенствование нас выведет на верный путь.




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Теоретические основания организации ученического самоуправления в школе
685.9kb.
Ошибка: Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления
81.94kb.
Программа «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе»
585.05kb.
Выступление на конференции «Основные подходы к организации ученического самоуправления в условиях демократизации школы»
34.3kb.
Поручения в рамках организации школьного ученического самоуправления
58.21kb.
Задача управления школой состоит в том
254.36kb.
Решение воспитательных задач
182.13kb.
Организация ученического самоуправления
47.14kb.
Модель организации ученического самоуправления моу раменская сош №8 цель
16.94kb.
Программа «От ученического самоуправления к демократическому правовому пространству в образовательном учреждении»
586.15kb.
Сущность и назначение ученического самоуправления
107.03kb.
Проект развития ученического самоуправления «Солнечный круг»
76.77kb.