Главная стр 1
скачать
Технология продуктивного чтения

http://www.school2100.ru/img/tech/slide-reading.png

Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Краткая версия.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.



I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  2. Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  3. Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

I. Работа с текстом до чтения.
1. Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
II. Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.
1. Дети самостоятельно читают текст про себя, а затем вслух по предложениям или абзацам (небольшим).
2. Учитель задает уточняющие вопросы по ходу чтения, контролирует адекватность первоначального восприятия и понимания прочитанного. Объясняются или уточняются значения слов; учитель периодически возвращает детей к их предположениям, которые были высказаны до начала чтения. Идет постоянное уточнение и углубление понимания.
3. Повторное чтение более крупными отрывками, беседа.
III. Работа с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла.
1. Вопросы учителя ко всему тексту, которые позволяют понять его уже на уровне смысла. Беседа по проблемному вопросу.
2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).
скачать


Смотрите также:
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Краткая версия. В образовательной системе «Школа 2100»
29.82kb.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Великий И. В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет»
44.58kb.
Урок русского языка. 4класс, программа «Школа 2100»
75.49kb.
Программа формирования универсальных учебных действий
551.85kb.
Программа формирования икт-компетенций. 2012-2017 г г
133.75kb.
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся
150.51kb.
Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»
141.6kb.
Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»
1579.94kb.
Обоснование выбора педагогической технологии
202.36kb.
Программа по информатике и икт (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»
80.6kb.
Рабочая программа адресована учащимся 2-го класса мбоу «Чернореченская сош №2» по образовательной системе «Школа 2100…»
608.92kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе «школа 2100»
371.32kb.