Главная | стр 1
Тип урока: урок сообщения новых знаний. Тема урока: «Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы)». Цель урока: обобщение знаний о синонимах и антонимах, развитие умения употреблять их в речи. Ход урока. I. Организационный момент. II. запись в тетради числа, слов «Классная работа». Ш. Минута чистописания. Объяснение и показ учителем на доске и самостоятельная запись учащимися в тетрадях букв, их сочетаний и слов: Бб Бегемот разинул рот: булки просит бегемот.
V. Сообщение темы и целей урока. VI. Изучение темы урока.
- Как вы думаете, был ли смысл ссориться персонажам стихотворения и почему? - Сегодня мы поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы. 2. Знакомство с определением синонимов. - "Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает "соименный", то есть синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию. Чтение с экрана определения синонимов, заучивание наизусть. - Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе. Имена существительные: Луна, месяц; бегемот, гиппопотам, ошибка, ляпсус, лошадь, конь. Прилагательные: красный, алый, пурпурный; глаголы: идти, шагать.
2. Родина, Отчизна. 3. Друг, приятель.
По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре. - Назовите слова-синонимы, встретившиеся вам в тексте.
холод – жара стужа – зной
- Посмотрите, что об этом говорится в учебнике. Стр. 180, упр. 478, 479, 480. 8. – А сейчас попробуйте найти антонимы в загадке, выпишите их в тетрадь. (Стихотворение читает наизусть ученик). Бывает он в холод,
- Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер). - Посмотрите внимательно на пары антонимов: холод – зной, добрый – злой, умчится, примчится. VII. Закрепление изученного. С какими лексическими явлениями мы сегодня познакомились? (С синонимами и антонимами). 9. Устно назовите антонимы: В глаза хвалит, а за глаза бранит. Жди горя от моря, а беды от воды. Где умному горе, там глупому веселье. Добрый плачет от радости, а злой – от зависти. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник. Ученье – свет, а неученье – тьма. - Какие слова называются синонимами? - - Какие слова называются антонимами? 10. Игра «Подбери синоним»: Учитель. Низкий голос… Дети. Грубый. Учитель. Низкий шкаф… Дети. Невысокий. Учитель. Плотный ужин… Дети. Сытный. Учитель. Резкий звук… Дети. Громкий. Учитель. Резкое слово… Дети. Грубое. Учитель. Свежий ветер… Дети. Прохладный.
Учитель. Шумная улица… Дети. Тихая. Учитель. Полная сумка… Дети. Пустая. Учитель. Густой лес… Дети. Редкий. Учитель. Густой суп… Дети. Жидкий. Учитель. Ручной зверь… Дети. Дикий.
На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись… И. А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука».
Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. И. А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей».
Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. Н. А. Некрасов «»Крестьянские дети».
Не дождался, к старухе воротился – Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». 13. В данном тексте найдите синонимы. И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали … Н. Носов - Почему их так много в отрывке? Для чего их использует автор? (Автор передает чувство голода у мальчика через синонимический ряд слов, каждое из которых передает оттенок процесса насыщения: есть – просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать – жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать – торопиться принимать пищу; рубать - есть поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать употребляются с целью подчеркнуть поспешность в еде, неприятное впечатление от процесса насыщения. Подкрепляться – принимать пищу для подкрепления своих сил; заправляться – такое же значение, но с шутливым оттенком.) 14. Вставьте антонимы в пословицы. (Пословицы записаны на доске) а) Тяжело в ученье - … в бою. б) Сытый … не товарищ. в) Старый друг лучше … двух. 15. Выберите слова, близкие по смыслу выделенным: Студёный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый). Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный). 16. СИНОНИМЫ: А Жаркий – знойный – горячий Н Т О Н И М Ы Морозный – студёный – холодный СИНОНИМЫ: А Большой – огромный - громадный Н Т О Н И М Ы Маленький – крошечный – мизерный СИНОНИМЫ: А Н Злой – сердитый - грозный Т О Н И М Ы добрый – нежный - ласковый VIII. Домашнее задание : Стр. 180, упр. 481. IX. Подведение итогов. Выставление оценок. Смотрите также: Тип урока: урок сообщения новых знаний. Тема урока: «Слова, близкие и противоположные по смыслу
87.12kb.
Урок истории в 9 классе Тема урока: Реформы Столыпина. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели урока: образовательная
55.54kb.
План урока №1 Тема урока Введение Тип урока Урок формирования новых знаний
1322.26kb.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
Тип урока Урок изучения и закрепления новых знаний Тема урока, № урока по теме А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»Урок №1
116.33kb.
Конспект урока по биологии в 6 классе Тема урока : «Дыхание животных» Место урока : третий урок в теме «Дыхание» Тип урока: урок новых знаний
64.91kb.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Предмет география Класс 11 Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
15.17kb.
Урок по курсу «История Древнего мира», 5 класс Тема урока «Рабство в Древнем Риме» Тип урока : урок усвоения новых знаний
43.19kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Школа: мбоу сош №120
67.21kb.
Тип урока Тема урока. Основное содержание. 1 Урок усвоения новых знаний
88.86kb.
Урок математики в 1 классе умк «Перспективная начальная школа» Тема урока:«Задача. Условие и требование» Место урока в теме: 1-й и 2 й урок Тип урока: открытие новых знаний
98.27kb.
«Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу: синонимы и антонимы» 123.78kb.
|