Главная стр 1
скачать
Толерантность – путь к успешной социализации личности.
Разброс мнений среди тех, кто сегодня говорит и пишет о толерантности, огромен. В современном мире найдется немало людей, для которых толерантность является признаком слабости и нерешительности, отсутствием характера и силы воли. А отсюда всего один шаг до того, чтобы ею вообще пренебречь. Мы не можем с этим согласиться. В жизни молодого человека играют роль не только знания и способности, профессионализм и талант, но и фундамент личности, ее гражданская ответственность, которая включает сегодня ориентацию на толерантность. В образовательной среде необходимо направлять процесс становления толерантного сознания учащихся. Пренебрежение этой функцией закладывает возможность социальных потрясений в стране. Последствия непродуманных социально-экономических и политических реформ выразились в деформации традиционного российского толерантного сознания. Сегодня резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства. За последние десятилетия в обществе, в массовом его сознании получили распространение равнодушие, цинизм, агрессивность, недостойное, неуважительное отношение к себе и друг к другу, недоверие к государству и институтам гражданского общества. Возросла конфликтность и напряженность, как в межнациональных отношениях, так и во взаимоотношениях между школьниками, взрослыми, всеми слоями населения страны.

Успех человека в жизни зависит от многих факторов. Одним из них является умение общаться, ладить с людьми, находить взаимопонимание даже со сложными личностями. Благоприятные отношения с учителем, сверстниками, родителями – важный элемент социализации юного человека. Чтобы процесс учебы в школе был «в радость», давался легко, необходимо уметь строить отношения. Для успешной социальной адаптации необходимым условием является постоянство толерантности в окружающей среде. Социально-психологическая адаптация человека является условием и показателем его успешности. Она обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных средств саморегуляции. Таким образом, толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека. А фундаментом толерантности является понимание и доверие.

Толерантность – это морально – нравственное качество. Значит для успешного формирования толерантного сознания школьников необходимо создание условий для развития в первую очередь морально – нравственных качеств в социуме.

Писатель и педагог С.А.Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей мы учим их добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствами. Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей. Основные уроки нравственности, безусловно, формируются в семье.

Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства.

Дом для ребенка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание толерантности. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – не только словом, но и примером. Ребенок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянные тарелку и ложку, из которых он, практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался мастерить что-то из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребенок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребенком эмоций и чувств в собственном доме?

Сочувствие- это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому или маленькому двигаться к поставленной цели. Для маленьких – это возможность проявления любознательности, интереса, радости, желания познавать мир во всех его проявлениях.

Для взрослых людей чувства являются источником вдохновения, интереса к окружающему миру и людям, задор и радость в работе, в общении с людьми.

Для становления толерантности личности важно формирование мировоззрения нового типа – мир сложен, и охватить его одной идеей невозможно. Необходимо понять, что множество взглядов на мир и общество охватывает разные стороны мира, имеет разные исторические корни.

Нравственные качества любого ребенка закладываются в семье. Если родители знают, чем живет их ребенок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитетен и кто не имеет на него влияния – все это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребенка на дорогу нравственного созревания.

Нравственность ребенка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившемся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают.

Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, это отсутствие у ребенка боязни за то, что он сделал что-то не так. ребенок должен не бояться, но он должен стыдиться за свой поступок, переживать из-за него, чтобы больше никогда ничего подобного с ним не произошло. Для того чтобы почувствовать - необходимо время.

Сегодня очень часто можно столкнуться с такой ситуацией: ребенок совершил безнравственный поступок. Мама стоит рядом и говорит ему: «Скажи, что ты так больше не будешь». Ребенок, маленький или подросток, повторяет сказанное матерью, мать еще сама при этом извиняется и с чувством исполненного долга семья отправляется восвояси. Проходит совсем немного времени – ситуация повторяется вновь. Почему такое происходит? Потому что сама просьба о прощении была безнравственна, так как она шла не от души и сердца ребенка, она была им не прочувствована.

Именно в этом возрасте у детей начинают активно проявляться те качества характера, которыми они как бы провоцируют взрослых. «Посмотри, что я делаю! Тебе нравится или не нравится? Что ты на это скажешь?» Это связано с вхождением в учебную деятельность. Им стала понятна школа, стало ясно, что в ней необходимо делать. Дети начинают приспосабливаться к школьной жизни, к детскому коллективу, к условиям жизни школьного сосуществования. Именно в этот период времени родителям стоит задуматься о том, насколько ребенок может ужиться в детском коллективе. Каково ему в нем, какое значение он имеет для коллектива и может ли коллектив обходиться без него. Очень важно также присмотреться и прислушаться к своему ребенку: что он говорит о школе, своих сверстниках; переживает ли он, если совершил неблаговидный поступок; радуется ли, когда оказывает помощь другому человеку и т. д.

Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания.



Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто.
скачать


Смотрите также:
Толерантность – путь к успешной социализации личности
51.99kb.
Классный час «Толерантность путь к миру»
63.47kb.
Как фактор успешной социализации ребенка. Проблемы социализации личности в школе
77.11kb.
Классный час. Тема: «Толерантность путь к миру» Цель
72.35kb.
Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Факторы успешной социализации школьников
42.79kb.
Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности
594.4kb.
«Музыкально-образовательная деятельность одно из условий успешной социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей»
250.89kb.
Iv воспитательная работа
24.26kb.
Деятельностный подход в обучении как средство социализации личности
289.29kb.
"Толерантность — это дружба!" 6 Б класс
32.77kb.
Толерантность важное качество личности
53.15kb.
Толерантность – путь к миру. Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение. Задачи: Обучающая: познакомить учащихся с понятием «толерантность»
57.36kb.