Главная стр 1
скачать

Управление образования администрации Чернянского района

Организационно-методический информационный центр



Воспитание детей младшего школьного возраста

средствами народной культуры

Автор: Дронова Валентина Ивановна - классный руководитель муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»п. Чернянка Белгородской области

2008


Условия возникновения опыта.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, к своим предкам, к своему народу, чувство чести, гордости, достоинства – это основа, на которой формируется тонкость чувств.

Мой опыт формировался под воздействием целей и задач, поставленных перед учительством в Концепции модернизации российского образования. Воспитательная система нашей школы направлена на формирование человека-патриота. Знакомство с историей, традициями своего народа, его культурой – это одно из направлений патриотического воспитания учащихся. Поэтому поиск путей и возможностей воспитания младших школьников на материале народной культуры, считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.

Актуальность опыта.

Народная культура обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.

В условиях современной школы мы обнаруживаем следующие противоречия:

Противоречие первое – между, с одной стороны, резким возрастанием общественно-государственной потребности в выходе из начального звена общеобразовательной школы юных граждан, характеризующихся владением основ народной культуры, и, с другой стороны, низким уровнем владения учителем-воспитателем начальных классов теорией и методикой стимулирования «народного» становления личности младших школьников

Противоречие второе – между, с одной стороны, органической необходимостью для начальной общеобразовательной школы использовать в подготовке своих питомцев к самостоятельной жизни и к полноценному участию в общественно-историческом процессе все социально-педагогически значимые образовательно-воспитательные средства и, с другой стороны, неподготовленностью наставников начального звена общеобразовательной школы к планированию и реализации системы духовно-нравственного воспитания детей с задействованием народной культуры.

Противоречие третье – между, с одной стороны, требованиями педагогики и методики воспитательной работы формировать каждое личностное качество в контексте фронтального развивающего наставнического воздействия на все сферы личности учащихся и, с другой стороны, практическим отсутствием в школе традиций подключения учащихся шести-девятилетнего возраста к народным праздникам или организации мероприятий такого рода непосредственно в коллективе класса.

Таким образом, в отечественной педагогической теории и практике объективно существует проблема: каковы по своему составу, сути и назначению рациональные общеметодические приемы и организационно-педагогические условия, способствующие повышению продуктивности задействования средств народной культуры в процессе воспитания младших школьников в условиях современной школы. Решение этой проблемы составляет цель моего опыта.

Ведущей педагогической идеей опыта является воспитание младших школьников средствами народной культуры, развитие у учащихся интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности младшего школьника средствами народного творчества.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение трех лет с 2005 года.

Опыт работы реализуется через воспитательную систему с использованием средств народной культуры со специфическими способами работы с ними. За три года на основе анкетирования можно сделать вывод о том, что повысился уровень знаний и умений, применяемых на практике элементов народной культуры.

Теоретико-методологическую базу осуществляемых изысканий составили: философские идеи социальной обуславливаемости развития и становления личности гражданина, труженика, семьянина ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория духовно-нравственного совершенствования молодого поколения в национально-региональных жизненно-практических обстоятельствах на базе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и национальной культуры ( В.А. Караковский, Д.С. Лихачев); воззрения ведущих специалистов по исследуемой проблематике на народную культуру как перспективную форму развития интереса младших школьников к историческому прошлому своего народа и других этносов, их обрядов и традиций (К.Ш. Ахияров, З.Т. Гасанов, Л.А. Ибрагимова, Т.Г. Исламшина).

Степень новизны опыта заключается в инновационном подходе к решению проблемы воспитания младших школьников на основе народной культуры.

Инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности»



Технология опыта

Цель данного опыта:

Создание педагогических условий, способствующих воспитанию детей младшего школьного возраста средствами народной культуры в условиях современной школы.



Задачи

1. Выявить и педагогически представить актуальные противоречия процесса обращения к средствам народной культуры при подготовке юных граждан Отечества в духе мира и взаимопонимания.

2. Установить образовательно-обогащающий потенциал народной культуры, включаемой в воспитательный процесс начального звена МОУ «СОШ № 3» п.Чернянка.

3. Определить и психолого-педагогически охарактеризовать воспитательно-развивающую ценность уместного и обоснованного насыщения досуга учащихся начальных классов элементами народной культуры.

4.Формировать эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, потребности общаться с его ценностями.
Описание средств достижения цели.

Решению поставленных в опыте задач способствует совокупность методов и форм организации работы, в числе которых: изучение и анализ литературы по теме; педагогический эксперимент; прямые и опосредованные, кратковременные и длительные наблюдения за реакциями учащихся на предъявление субъектами педагогического воздействия творческих заданий в рамках занятий по народной тематике и участия в праздничных народных торжествах; тематические беседы со школьниками, их родителями и другими наставниками; проведение целенаправленных анкетных опросов учащихся и их воспитателей; использование методов математической обработки эмпирических данных анкетирования и эксперимента; изучение продуктов детского творчества (поделки, сочинения, рисунки).



Организация учебно-воспитательного процесса

В какой стране бы ни жил человек – это, прежде всего, должен быть достойный гражданин своего государства с высокими нравственно-моральными качествами, патриотико-гражданской позицией, креативным мышлением, способным к позитивной творческой деятельности в социуме, обладающий коммуникативными способностями.

Перед школой стоит особая задача: вырастить и воспитать гражданина страны. С этой целью воспитательное воздействие осуществляю на традициях народной культуры.

В практике своей работы воспитание детей младшего школьного возраста с использованием элементов народной культуры я реализую через:



  • постижение основных пластов народного искусства: фольклора; прикладного искусства.

  • введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры «от родного порога»;

  • знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;

  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

  • изучение основных жанров фольклорных сочинений;

  • знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой.

Процесс обучения и воспитания осуществляется в системе «внеклассная работа» и строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: путешествий, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, музейных уроков. Особый акцент делаю на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций.

В своей работе с детьми младшего школьного возраста я использую русскую народную тематику: малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина, что составляет стержень национального характера.


















Приобщая детей к нашему русскому эпосу, я пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине – России, к ее бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному.

Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа, названный календарной поэзией, я использую в своей учебной и внеклассной работе. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков. Традиционным стало проведение «Фольклорного праздника» /Приложение 1/

Знакомясь с произведениями устного народного творчества, дети отыскивали, собирали загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек.

Представлю только некоторые из них:



На заре зарянской

Катится шар вертянский

Никому его не обойти, не объехать.
Золотой хозяин с поля идет,

Серебряный пастух на поле идет,

Мелкое стадо гонит.

(Солнце, месяц, звезды)
Ни свет, ни заря,

Пошло, согнувшись, со двора (Коромысло)
И обед не обед, коли хлеба нет.
Где охота и труд, там поля цветут.
Делай доброе, худое на ум не пойдет.
Хозяйство крепкую руку любит.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Добрая шутка дружбы не портит.
Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.

Ребята рисовали на темы сказок, составляли небольшие книжки – самоделки, посвященные определенному жанру устного народного творчества.

Интересная традиция, рожденная в начальной школе, которая прочно вошла в жизнь школы – народные праздники. /Приложение 2/

С большим желанием дети разучивают колядки, заклички, потешки.

Фольклорные праздники в нашем классе стали радостным событием в жизни ребят. Подобран целый ряд сценариев тематических мероприятий. /Приложение 3, 4/

На лицах детей можно прочитать удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Происходит подлинное общение школьников с искусством своего народа. У ребят формируется чувство патриотизма, привязанности к родному краю.

В 1 классе мы провели праздник встречи весны. День сорока мучеников 9 марта носит название сорок на языке народа. Сороки с полным основанием можно считать детским праздником. Накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков» с хохолком и крылышками. Утром в день праздника раздают их детям. К этому празднику дети собирали сказки, загадки, пословицы, поговорки о весне, заучивали заклички и считалки, разучивали игры. В заключение праздника дети пили чай с печеньем и различного вида кондитерских изделий с изображением птиц. Их пекли родители.

В 3 классе подготовили и провели праздник урожая – осенины. Праздник начался с заклички. Ребята звали осень с «обильными хлебами», «листопадом и дождем», пели хороводные песни. Задорно звучали частушки. Девочки исполнили русские народные песни. Не обошлось на празднике без танцев.

Принимая участие в празднике «На широкой русской масленице» дети с удовольствием работали, проявили полнейшую активность, их переполняло радостное чувство. Материала собрали много. Нам помогали родители, учитель музыки. Старшеклассники изготовили куклу-чучело – «Масленицу».

Праздник получился веселым – с песнями, прибаутками, играми, частушками. Мамы, бабушки напекли вкусных блинов. /Приложение 5/

С недавних пор россияне отмечают такой праздник как Рождество.

Дети рассказывают, почему не едят до первой звезды, что подавали на торжественный ужин, для чего пекли из теста различные фигурки, изображающие коров, быков, петухов. Уж теперь-то они знают, почему наряжают у нас на Новый год елку.

Ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков разучиваем русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Садовник» и другие. А как же здесь обойтись без считалки?

Какой радостью и восхищением загораются глаза детей, когда они посещают краеведческий музей, особенно уголок «Русская горница». Первое, на что обращают внимание дети – это лампада перед иконой. В мир русской старины погружаются дети, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом».

О труде крестьянском рассказывает детям руководитель школьного краеведческого музея. /Приложение 6/

В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей являются родители, бабушки дедушки. Итогом всей поисковой работы становится оформление альбома «Моя родословная». Широко применяю в своей работе включение родителей в воспитание детей, яркой формой, которую полюбили и дети и родители стали семейные праздники. Наряду с историей и культурой русского народа, мы изучаем историю, культуру, традиции своего края: песни и частушки, колядки и заклички, игры и хороводы. Таким образом, задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей. Такими у нас в классе стали: ярмарка «Дары Осени», «Поздравим папу», «Поздравим маму», праздник семьи «Дружная семья», классно-семейные походы. Тематические классные часы «моя родословная», «О чем расскажет семейный альбом», «Горжусь своими родителями» как раз и ставили целью воспитание человека-семьянина. /Приложение 7/

Дети с большим удовольствием участвуют в проведении православных праздников. Им интересно, чем занимались люди в те стародавние времена, что они ели и во что одевались, как проводили свободное время. Дети в русских народных костюмах поют колядки. Теперь они знают, что такое коляда, знают и то, зачем ряженые ходят по дворам на святочной неделе, гадают в ночь под Рождество.

Я часто рассказываю своим ученикам о культуре быта нашего народа, о привычках и обычаях, о памятниках старины, чтобы воспитать у детей уважение к прошлому нашего народа. Они всегда улавливают суть моего рассказа и пытаются поддержать разговор.

Думаю, что дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относится к предкам, к той земле, на которой живут, ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями.

Таких детей никогда не назовут «Иванами, не помнящими родства своего». Эти дети – в свою очередь - воспитают поколение настоящих патриотов.



Результативность:

Для отслеживания результатов работы и оценки эффективности выбранного направления воспитательной деятельности автором были использованы следующие методики: тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», методика С.М. Петровой «Русские пословицы», метод ранжирования, методики «Репка, «Цветик-семицветик».

Для определения индивидуальных и коллективных характеристик как дополнительные средства выступали игры из многовариантной серии «Ассоциация». Методика «Портретная галерея» давала образную характеристику класса, группы в целом с помощью изобразительных средств, позволяла определить черты характера, поступки подростков, которыми он обладает в данный момент и прогнозировать те качества характера, поступки, которыми он хотел бы обладать.

Центральная идея предлагаемых методик - создание ситуации «свободного выбора», в которой только и становится реальным выявление отношений. «Свободный выбор» представлен либо как умозрительный выбор, либо как эмоциональное предпочтение, либо в качестве создаваемой практическо-действенной ситуации реального поведенческого выбора. Использование представленных игровых методик позволило решать задачу в развитии личности ребенка - активизировать его внимание к собственному «Я», развивать потребность познания себя, самосовершенствовании, стимулировать самореализацию каждого в доступной деятельности с учетом индивидуальности.

Для определения эффективности используемых средств народной культуры изучались многочисленные данные, полученные с помощью наблюдения за младшими школьниками, их опроса, анализа продукта их деятельности (сочинения, метод незаконченных предложений, продукты прикладного творчества и т.д.). Анкеты, игровые методики были построены таким образом, чтобы полученные данные могли обрабатываться простыми статистическими приемами.

В результате анкетного опроса, анализа продуктов деятельности школьников и педагогического наблюдения нами было выделено 3 уровня знаний и умений применять в практике элементы народной культуры.



Высокий уровень - ему соответствует следующее: учащиеся имеют систематичные знания о народной культуре, умеют применять народные игры, пословицы, поговорки, обряды в практической деятельности, обладают навыками организации проведения народных игр и народных праздников.

Средний уровень характеризуется отсутствием системных знаний о народной культуре, имеют неглубокие знания культуры своего края.

Низкий уровень - это когда учащиеся не имеют знаний о народной культуре, не играют в народные игры, не знают народного фольклора: пословиц, поговорок, народных праздников и т.д.

В момент проведения первичного анкетирования (2005 г) учащихся, они имели средний и низкий уровни знаний народной культуры и умений применять их в практике. (Диаграмма 1)


Диаграмма 1



Уровень знаний и умений применения элементов народной культуры на практике

Полные данные представлены в виде таблицы.


Таблица №1

Уровни знаний и умений  применения элементов народной культуры младшими школьниками (2005 г)


Уровни \признаки

Показывает знания о народных играх %

Умеет применять знания на практике %

Обладает организационными способностями %


Обладает коммуникативными способностями %


Высокий

10

7

15

29

Средний

21

23

35

36

Низкий

69

70

50

35

Таблица 2

Результаты обследования младших школьников (2008 г)


Уровни \признаки

Показывает знания о народных играх %

Умеет применять знания на практике %

Обладает организационными способностями %


Обладает коммуникативными способностями %


Высокий

29

17

35

30

Средний

60

63

45

55

Низкий

11

20

20

15

Сравнивая результаты исследований, мы отмечаем, что в 2008 году процент учащихся с высоким уровнем знаний и умений применения элементов народной культуры в практике школьной жизни к третьему году начальной школы возрос. Младшие школьники имеют достаточные знания и умения применять народные игры, народный фольклор на практике. Больше учащихся стали обладать организационными и коммуникативными способностями.

Это подчеркивает оправданность применяемых в работе с младшими школьниками педагогических условий.

Динамика усвоения знаний и умений учащимися элементов народной культуры на протяжении обучения в начальной школе отражена в диаграмме (Диаграмма 2)


Диаграмма 2

Динамика усвоения учащимися знаний и умений применения элементов народной культуры на практике (2005-2008 гг.)

Вся работа по развитию и воспитанию младших школьников средствами народной культуры в условиях современной школы дает хорошие результаты:

  • дети с интересом воспринимают материал;

  • у учащихся появляется устойчивый интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились.

Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.

Результативность опыта проявляется в стремлении детей воспринимать изучаемый материал на творческом уровне, что проявляется в выполнении детьми различных творческих работ. Эти работы стали ярким примером творческого усвоения учащимися изученного материала, а изготовленные поделки стали источником эстетического наслаждения.

Немаловажным при оценке результативности данного опыта является стремление детей принимать участие во внеклассных мероприятиях, посвященных народным праздникам.

Опыт работы по теме отражен в статье «Этнокультурная направленность уроков русского языка и литературного чтения в формировании личности младшего школьника» (сборник материалов областной научно-практической конференции с международным участием «Слово в контексте народной культуры»)




Библиографический список

  1. Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост., вступ. сл. и примеч.: А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой. – М.: Правда, 1991.

  2. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:

  3. Большая Российская энциклопедия, 1998.

  4. Методы этнопсихологического исследования [Текст] /под ред.

Т.Г.Стефаненко, Е.И.Шлягина, С.Н.Епиколонов. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 124 с.

  1. Наше наследие: о проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Школьная библиотека, 2004. (Прилож. к журналу «Школьная библиотека»)

  2. Найденова, Е.А. Детский коллектив и толерантность [Текст]

/Е.А.Найденова //Межкультурный диалог: лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия /под ред. М,Ю,Мартыновой, В.А.Тишкова, Н.М.Лебедевой. – М.: Изд-во РУДН, 2003. – 406 с.

  1. Найденова, Е.А. Школа миротворчества для самых маленьких

[Текст] /Е.А.Найденова //Толерантность и культурная традиция: сборник статей /под ред. М.Ю.Мартыновой. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – С.267-324.

  1. Развивающее обучение: история, теория, практика: (Материалы зональной научно – практической конференции, октябрь, 1998г. /Под. ред. М.И. Волошкиной): Приложение к журналу «Начальная школа» 3 1. – М.: Начальная школа. – 1998.

  2. Русские обычаи и обряды. /Автор – сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2005.

  3. Спиридонова С.В. Методологические аспекты использования

нетрадиционных народных праздников в воспитательном процессе начальной школы / С.В. Спиридонова // Вестник МГОУ: Серия «Педагогика».– № 1 (41).– 2007.– С. 6974.
скачать


Смотрите также:
Управление образования администрации Чернянского района Организационно-методический информационный центр
171.53kb.
Управление образования администрации Чернянского района Организационно – методический информационный центр
179.39kb.
Управление образования администрации Чернянского района
509.85kb.
Программа эксперимента «Управление качеством профильной подготовки в рамках сетевого взаимодействия»
122.87kb.
Программа управления образования администрации Чернянского района профилактика безнадзорности и правонарушений
188.95kb.
Департамент образования администрации Кстовского муниципального района Информационно-методический центр Информационно-аналитическая справка о результатах единого государственного экзамена по биологии выпускников 11 –х классов оу кстовского муниципального
342.82kb.
Муниципальное учреждение управление образования администрации муниципального образования Каневского района Краснодарского края Районный информационно-методический центр
601.62kb.
Управление образования администрации города старый оскол и староскольского района моу «информационно-методический центр» патриотическое воспитание как основа формирования гражданской позиции школьника. (доклад)
88.43kb.
Управление образования администрации шебекинского района информационно методический центр проекты. Типология проектов, их проектирование
253.09kb.
На заседании
58.95kb.
Конкурс педагогических достижений по физической культуре и спорту Московского района Санкт-Петербурга (далее конкурс), проводится отделом образования администрации Московского района совместно с гбоу дппо цпкс «Информационно-методический
90.45kb.
Управление образования администрации Прохоровского района Приказ
99.78kb.