Главная стр 1
скачать
Урок русского языка «Открытие новой Галактики»

Тема семинара: «Формирование орфографических навыков при анализе связанного текста. Виды грамматического разбора в процессе обучения на уроках русского языка».

Тема урока: «Обобщение по теме глагол»

Форма урока: урок-путешествие.

Цели: обобщение знаний учащихся о глаголе как части речи, формирование орфографической зоркости, развитие умения объяснять пропущенные орфограммы, развитие речи, обогащение словарного запаса, закрепление умения распознавать части речи, воспитывать умение слышать друг друга, развивать познавательный интерес, развивать умение видеть и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.

Оборудование: индивидуальные рабочие карточки с заданиями, рабочий лист, словарные слова, рисунок ракеты «ГЛАГОЛ», слова-глаголы, схематическое обозначение орфограмм.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись,

И друг другу улыбнулись

- Пусть улыбка и хорошее настроение не покидают вас весь урок. Садитесь.



II. Сообщение темы и целей урока.

- Посмотрите, как необычно записано сегодняшнее число.



Ш е с т н а д ц а т о е а п р е л я.

К л а с с н а я р а б о т а.

- Что вы увидели? (Яркие звёзды)

- Что закрыто этими звёздочками?

(Опасные места, в которых можно допустить ошибки)

- Как в русском языке называются такие места? (Орфограммы)

- Я предлагаю вам отправиться в необычное космическое путешествие. Мы откроем с вами новую Галактику. Но для того, чтобы путешествие состоялось, нам нужно повторить и систематизировать изученный нами материал о глаголе и быть очень зоркими при обнаружении орфограмм.

- Запишите число, классная работа. (Снять звёзды) Проверьте.



III Чистописание.

- В дорогу с собой мы возьмём (на доске)



ЗНАНИЯ

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

- Найдите в этих словах букву, которая обозначает два звука (Я). Выполните упражнение в написании этой буквы.



IV Словарно-орфографическая работа.

Выпишите в тетрадь слова, на тему КОСМОС, подчеркните однокоренные слова.

К.рабль, м.тро, косм.с, лаг.рь, «В.сток», б.бл.отека, к.смонавт, р.кета, к.смический.



(Даются словарные слова на доске на карточках, затем карточки переворачиваются, работа проверяется)

Индивидуальная работа (ведётся параллельно)

- Основной экипаж в составе четырёх человек должен выполнить записи в бортовых журналах и сдать их для проверки в центр управления полётами.

Рабочая КАРТОЧКА № 1

1. Вставь пропущенные орфограммы.

2. Подчеркни главные и второстепенные члены в выделенном предложении. Укажи части речи в этом предложении.

Астр…номы изуч…ют звёзды и планеты. Согласно мнению астрологов существуют дв…надцать созвездий на н…босводе, влияющих на ж…знь и судьбу людей. Астрологи называют эти созвездия знаками зодиака.



Рабочая КАРТОЧКА № 2

1.Разбери по составу слова.

новые полёт звёздочка полетели
2.Разбери выделенное слово как часть речи.

Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года из иллюминатора своего космического корабля увидел3 наш прекрасный земной шар.


Рабочая КАРТОЧКА № 3



1.Разбери выделенные слова как часть речи.

Туманность Андромеды – является нашей галактической3 соседкой3.

Рабочая КАРТОЧКА № 4

Выполни фонетический разбор слова

НОЧЬЮ -




- Внимание! Внимание! Вызываю центр управления полётом. Зачитайте, пожалуйста, текст карточки под № 1.

V Физкультминутка.

- Послушайте прогноз астрологов на сегодня.


Львам везёт, они садятся.

Ракам на носках подняться.

Обеим знакам повезёт,

Удача нынче их найдёт.

Козерог, в ладоши хлопни,

Водолей, ногою топни.

Близнец, всем нам улыбнись,

С Овном вместе подтянись.

Козероги, улыбаясь,

хлопают в ладоши.

У перечисленных всех знаков

сегодня день хороший.

Скорпион рывки руками

выполнит у нас сейчас.

Ну, а всем садиться нужно

Работать начинаем дружно.



VI Работа по теме урока.

-Ребята, а что нам понадобится для того, чтобы отправиться в космическое путешествие?



(Космический корабль или ракета)

-Не так-то просто нам с вами её получить. Взгляните, она уже стоит на старте. Но центр управления полётами не разрешит нам взлёт, пока мы не повторим всё по теме (открыть название ракеты «ГЛАГОЛ»)

- Писатель, литературовед, переводчик Алексей Кузьмич Югов назвал «Глагол – самой огнепышущей, самой живой частью речи».

- Ответив на 1-ый вопрос упражнения № 512, мы сможем построить стартовую площадку для запуска ракеты.

- Мистер Ошибия поместил в каждый иллюминатор непонятные знаки. Нужно расшифровать, что написано на каждом иллюминаторе? (1 л., 2 л., 3 л.)

- Давайте разместим слова-глаголы под иллюминаторами, объясняя пропущенные орфограммы.

Пойдёшь, рисуете, дежурим, мечтаю, уезжает, пишут.

ПРОВЕРКА

мечтаю дежурим - Чем отличаются слова первого столбика от слов

пойдёшь рисуете второго ? (Ед. мн. число)

уезжает пишут

-Что обозначают эти надписи на отсеках ракеты?

(Н. в., б. в., п. в.)

Выполните в тетради задание №1 из рабочего листа.


Рабочий лист


Задание 1.

Запишите глаголы в три столбика

н. в. п. в. б. в.

Мастерил (п), подготовит (б), заправили (п), красит(н), поднимается (н), думать (н.ф.),

взлетим (б).

- В какой столбик вы записали глагол думать? Почему?

- Ответьте на вопрос 2 упр. 512

Вопрос 3. (н. и б. по лицам и числам – спряжение; в пр. в. – по числам, в ед. ч. – по родам)

- А что это за римские цифры написаны на носовой части ракеты? Что они обозначают в теме «Глагол»? (Спряжение)



Задание 2. (рабочий лист)

- Давайте распределим эти глаголы в нужные отсеки.

Зовут (I), летят (II), трещит (II), брить (I иск.), смотреть (II иск), лежат (II), принесёшь (I), пьют(I).

- Задание усложняется. Нужно определить спряжение глаголов и вставить безударное личное окончание, объяснив написание: бре…т, шепч…т, смотр…т, превраща…те, увид…м




Проверка (прикрепляя к доске)

VII. Формирование орфографических навыков при анализе связанного текста.

- Знания о глаголе помогли запустить нашу ракету. И мы с вами начинаем взлетать, читая текст в задании №2 на рабочем листе.



Задание № 3.

Когда мы гл…дим на небосвод, то видим сверкающие пл…неты и звёзды. Планеты сверкают, поскольку отражают солнечный свет, но не имеют собственного света. Звёзды, наоборот, имеют собственный свет, потому что, как и Со…нце, образованы из горючих материалов.

Планеты Солнечной системы получают свет и т…пло от Солнца. Чем дальше

от Солнца они расположены, тем меньше света и тепла они получают, и поэтому на них х…л…днее.

В…сти наблюдения за звёздами следует ноч…ю.

Задания к тексту:

- Какой это текст по типу? (Рассуждение. Отвечает на вопрос: «Почему это происходит?)

- Мы подлетаем к галактике под названием ОРФОГРАФИЯ.

Но здесь творится настоящая катастрофа. Спутники потеряли свои планеты. Давайте поможем всем вернуться на свои места.



  1. Назовите планету орфограмму (Безударная гласная в корне)

- Верните спутники этой планеты на свои места. Слова спутники нужно искать в тексте.

ГАЛАКТИКА




Безударная гласная в корне


Солнце

глядим холоднее

тепло вести

на _ небосвод из __ горючих планеты

от _ Солнца на __ них


Ь
ночью

VIII. Итог урока. Оценки за урок.

- Порядок в галактике «Орфография» наведён. Пора возвращаться на Землю.

- Уважаемые космонавты, поднимите руку, кому понравилось путешествие?

- Центр управления полётами, поставьте, пожалуйста, оценки за работу в бортовом журнале. ОЦЕНКА



IХ. Домашнее задание.

- Для того, чтобы закрепить знания, любому космонавту необходима тренировка.

Вы потренируетесь, выполнив упр. 514

- Путешествие закончилось. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Автор урока: Малязина Людмила Васильевна

учитель начальных классов



Е- mail: dimanmaljazin@mail.ru


скачать


Смотрите также:
Уроках русского языка». Тема урока: «Обобщение по теме глагол» Форма урока: урок-путешествие
63.25kb.
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»
53.76kb.
Урок русского языка в 4 классе Учитель Лисицкая Н. И. Тема урока: Обобщение знаний о предложении. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о предложении. Задачи урока
71.18kb.
Урок в начальной школе в режиме проектной деятельности Конспект урока русского языка (2 класс) Тема урока : Подготовка к сочинению по материалам наблюдений
54.66kb.
План урока Тема урока : „Путешествие в Великобританию’’ по теме "Cтраны изучаемого языка, их культурные достопримечательности"
28.29kb.
Самоанализ урока 28 ноября 2008 года Тема урока Конституция России. Тип урока: изучение нового материала. Форма: урок-путешествие
25.19kb.
Урок в 3 классе. Цель урока: Развитие умения изменять глагол по числам, согласовывать имя существительное и глагол в числе
143.54kb.
Урок русского языка в 7 классе «Путешествие по заснеженному лесу» Урок обобщение по теме
38.54kb.
Урок по испанскому языку в 5 классе (Второй язык, первый год обучения) Тема урока: Профессии Тип урока : Обобщающий
46.23kb.
Урока русского языка в 5 классе «Б» по теме Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
81.46kb.
№ урока дата № урока по теме Тема урока Ди- дакти- ческая модель обучения Педаго гические средства Вид деятель
502.92kb.
Урок в 5-м классе по теме «Графика. Алфавит» Тип урока : урок объяснения нового материала. Цели урока: расширить знания учащихся в области истории родного языка
85.73kb.