Главная стр 1
скачать
Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение

Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа.


Духовный смысл иконы А.Рублева «Троица»http://festival.1september.ru/articles/537964/img1.jpg

План – конспект открытого урока

по мировой художественной культуре. 9класс.

Учитель МХК: Лисовицкая Галина Петровна

2011год


Тема урока: «Духовный смысл иконы А.Рублева «Троица»»

Цель урока: развитие у обучающихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в живописи.

Задачи урока:

Образовательная: расширение культурно-художественного кругозора через знакомство с творчеством Андрея Рублева.

Развивающие:

а) осмыслить логику восприятия и понимания иконы;

б) научиться эмоционально откликаться на произведение искусства, воспринимать художественный мир иконы;

в) способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.



Воспитательная: донести до старшеклассников понимание глобальных и насущных проблем бытия, вечность и глубину образа ветхозаветной Троицы, воспитание уважения к минувшему.

Возможная личностно – значимая проблема: научиться понимать и эмоционально откликаться на произведения искусства другого времени, чувствовать связь эпох и поколений через вдумчивый анализ алтарного образа, созданного А.Рублевым.

Планируемые результаты изучения материала: обучающиеся знакомятся с содержанием иконы А.Рублева «Троица», развивают свои способности к восприятию и осмыслению библейских сюжетов в древнерусской живописи .

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Эмоционально – художественное «погружение», моделирование художественного образа по описанию и представлению, создание ситуаций творческого поиска.



Форма урока: урок - исследование одного шедевра

Развитие умений учащихся:

Погружение в мир искусства, «общение» с художественными произведениями способствует развитию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. Развиваются навыки групповой творческой деятельности, совершенствуется устная и письменная речь обучающихся. Развиваются воображение, способности к эмоционально-ценностному восприятию, креативность. Также развиваются умения анализировать и интерпретировать информацию и способность к оценке собственных знаний.



Оборудование: мультимедийная система.

Предварительная подготовка: по опережающему заданию два ученика готовят к уроку сообщения по теме.

Тема урока, его место в целом программы:

«Духовный смысл иконы А.Рублева» - урок углубления в тему «Изобразительное искусство» (9 класс) по программе Г.И.Даниловой



План урока:

1.Вводная часть. Моделирование образа иконы. (3мин)

2. Исследование иконы А.Рублева «Троица»». Поиск художественного образа(30.)

а) Первая ступень познания: «зритель смотрящий»(3мин.)

б) Вторая ступень: «зритель думающий»(20минут)

в) третья ступень: «зритель чувствующий»(7минут)

3. Рефлексия(5 мин)

4. Заключительное слово учителя(2 мин)



Эпиграфы урока:

«Святыни «Святой Руси» не могут быть растеряны, проданы, поруганы, забыты, разбазарены – это смертный грех».

«Мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия».

Д.С. Лихачев



Технологическая карта урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Добрый день. Тема урока: «Духовный смысл иконы А.Рублева «Троица». Наша задача - внимательно рассмотреть и дать художественную оценку одному из шедевров древнерусской живописи. Сегодня мы попробуем провести урок – исследование одного шедевра.

Можем ли мы в начале урока ответить на вопрос: в чем духовный смыл иконы Андрея Рублева? Нет. Поэтому, шаг за шагом, исследуя содержание иконы, мы придем к ее пониманию. Работать будем в парах.

В основе нашей деятельности будет лежать диалогическое общение в сотрудничестве. Диалог – это две логики, например автора и зрителя, учителя и ученика, ученика и произведения искусства. Помните, что произведения искусства говорят с нами художественными образами. Чтобы подняться до уровня понимания художественного образа нужно пройти следующий путь:


  1. Сбор информации («зритель смотрящий»)

  2. Художественный анализ («зритель думающий»)

  3. Творческое осмысление («зритель чувствующий»)

СБОР ИНФОРМАЦИИ – ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ.

Прежде, чем мы начнем знакомиться с содержанием иконы, поговорим о художнике – Андрее Рублеве. Его имя стало символом Святой Руси, символом древнерусского искусства.рублев андрей

(Биографию А.Рублева рассказывает один из учеников)

Страницы биографии Андрея Рублева(1360-1430)

Андрей Рублев родился в конце 60-хгодов 14 века в небольшом городке Радонеже, неподалеку от Троице – Сергиевой Лавры.

Сведений о нем очень мало. Не известна ни дата рождения, ни точная дата смерти – предположительно – 1430 год .Судить о нем, как личности и художнике мы можем благодаря его работам и времени, в которое он жил и которое сформировало его. Впервые летопись упоминает об Андрее Рублеве в 1405 году, когда «Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городка, да чернец Андрей Рублев» взялись расписывать церковь Благовещения на дворе великого князя в Кремле. Мастера –иконописцы работали всегда большой артелью, при этом младшие учились у старших. Руководил работой Феофан Грек. На его росписи приходили посмотреть со всей Москвы. Но Андрей Рублев не подражал страстной кисти византийца. Русский иконописец видел мир ясно, спокойно и кротко. Прозрачные краски его икон стали называть рублевскими.

Академик Д.С.Лихачев заметил, что «национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев - Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов».



Учитель: «Троица» - самое известное произведение А.Рублева. В этом творении в наиболее чистом виде выразилась вся многогранность древнерусского искусства: философская глубина, религиозная основа, символический характер образов, совершенство и неоднозначность живописной формы, композиции, ритма и цвета.

О том, как создавалось эта икона, расскажет …(один из учеников по опережающему заданию)http://festival.1september.ru/articles/537964/img1.jpg



История создания иконы Андрея Рублева «Троица»

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».


Первой заботой Андрея Рублева стало создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.
В это время обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей. Разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое.
Ветхозаветная Троица была символом единения русского народа.

Сюжетная линия содержания иконы

Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба.

До Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба.

Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей.

Богатая сервировка стола сменилась одной-единственной чашей.

Большой дуб превратился в маленькое древо.

Так икона осталась узнаваемой, но из нее исчезло все сиюминутное, уступив место вечному.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ – второй этап работы.

Сейчас вы уже кое-что узнали о ветхозаветной Троице, но если вы внимательно посмотрите на икону, то у вас возникнут вопросы. Вы из зрителя «просто смотрящего» превращаетесь в «зрителя думающего». Предлагаю вам вступить в диалог с иконой Андрея Рублева. Три минуты созерцания и произведение искусства заговорит с вами. Мысленно сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ. Можете записать вопросы в тетрадь.

(Звучит музыка, ребята работают 3 минуты. Затем зачитывают возникшие вопросы) Учитель отвечает, вместе размышляем и анализируем.


  1. Почему Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух изображены в виде ангелов?

  2. Какие символы говорят о том, что они ангелы?

  3. Что такое символ и почему он используется в иконографии?

  4. По каким признакам можно определить: кто есть кто?

  5. Что за чаша находится в центре стола?

  6. О чем говорят ангелы? А может быть они молчат?

  7. О чем говорит символика цвета?

  8. Что нарисовано на заднем плане иконы? Как понять смысловое содержание этих символов: дома, дерева, горы?

  9. Какую основную мысль вложил А.Рублев в смысловую трактовку иконы?

  10. Где сегодня хранится эта икона?

  11. В чем духовный смысл иконы?

Задание. Составить синквейн.

ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ: ТВОРЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИКОНЫ.

Древнерусская живопись полна религиозных символов. Символы – это условные знаки, образы, за которыми скрываются сложные религиозные идеи и представления. Без их знания невозможно прочтения иконы. Помните: икона – это книга для неграмотных.



Какие символы использовал А.Рублев?

Дом – символ домоуправителства, палаты Авраама символизируют образ Бога – отца.

Древо жизни – образ Бога – сына

Гора – возвышение духа, символизирует Святой Дух

Схожие лица ангелов – бог в трех лицах, лица три, а душа одна

Триединое божество – «Троица» - символ веры, надежды и любви

Гармоничное сочетание цветов говорит о мире и согласии

Крылья ангелов соприкасаются, как бы перетекают один в другой – признак единства и согласия.

Жертвенная чаша как прообраз страстей Христовых

Круг – символ гармонической завершенности

Троица – символ веры, надежды, любви.

Таким образом, икона «Троица» - это многозначный символ и содержит в себе несколько смыслов:



  • Буквальный, как гостеприимство Авраама.

  • Пророческий, как прообраз страстей Христа.

  • Моральный, как призыв к дружескому единению.

  • Символический, как раскрытие истинной сущности вещей.

А.Рублев с гениальным совершенством воплотил мысль о том, что любовь и единство святы, они основа бытия, не искаженная злом идея жизни.

Глянешь, смиряется духа смятение,

Дышит свободнее грудь;

И, забывая все: горе, сомнение

Можно свободно вздохнуть.

Тайна глубокая, чудная, вечная

Скрыта здесь в ликах святых;

Теплая, чистая вера сердечная

Нам отражается в них.

И.Бунин


Задание. Как «зритель чувствующий» напишите о том, какие эмоции вызывает это произведение искусства? В чем его духовный смысл?

Лексика урока: образы, лики, святость, евангельский сюжет, священная трапеза, символ мира и любви, возвышенная чистота, древо жизни, возвышение духа, единение, животворящая Троица, символ русского духа, философская глубина, умиротворение, просветленная радость…

В чем духовный смысл иконы? Заключительное слово учителя.

«Троица» Андрея Рублева написана в похвалу Сергею Радонежскому, которая подобно божественному откровению несет благословление миру.

Духовный смысл иконы – это спасение людей через духовное взаимопонимание, через мудрость согласия, через человечность любви.

Древняя икона открывает особенности русского национального сознания, стремление воспарить над реальностью, увидеть во всем высший смысл, ощутить во всей полноте чувство христианской любви к Богу и к реальной земной жизни.

Много в мире великих творений, но мало, кто создал произведения, равные по глубине прозрения иконам Рублева, внешне простые, но мудрые духовной глубиной, которая отличает поэзию Пушкина и Блока, музыку Глинки и Мусоргского, прозу Толстого.

Любовь к ближнему, простосердечие – вот сила, которая подвигла Андрея Рублева на сотворение немеркнущего шедевра.

В 1551году собор русской церкви постановил: «Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев». А уже в наше время церковь причислила его к лику святых – честь, которой русские художники никогда не удостаивались.



Рефлексия.

Прочитайте ( по желанию) свои раздумья.

Каждому ученику раздать лист с иллюстрацией иконы, как шедевр, о котором не следует забывать. На этом листе ребята выполнят творческую работу дома.

Оцените в баллах от 1 до 10 насколько значимо и полезно для вас знакомство с шедеврами древнерусского искусства.



Домашнее задание.

  • Исследовательский вопрос ( по выбору): свойственна ли другим художественным произведениям многозначность? Аргументируйте свой ответ.

  • Творческое задание: рассказать подробно родственникам об иконе А.Рублева «Троица». Проанализировать, что было интересно или неинтересно, кому и почему, оформить выводы в тетради для уроков МХК.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Библиография

  1. Л.А.Рапацкая «Художественная культура России». М., 2000г.

  2. История мировой культуры. Справочник школьника. М., 1996г.

  3. Т.В.Себар «Как научить понимать язык искусства» М., 2006г.

  4. МХК. 9кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Г.И.Данилова. М., 2008г.

  5. МХК. Конспекты уроков. Составитель И.А.Лескова. Волгоград. 2003г.

  6. Г.М.Пономарева «Основы культурологи». М.. 1998г.

  7. DVD – Мировая художественная культура 9 -10 класс. Иллюстрированная энциклопедия. /Л. Г. Емохонова, академия, 2007

  8. CD-ROM – Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 1997, 2001

скачать


Смотрите также:
Урока по мировой художественной культуре. 9класс. Учитель мхк: Лисовицкая Галина Петровна 2011год Тема урока : «Духовный смысл иконы А. Рублева
108.72kb.
Разработка урока по мировой художественной культуре в 11 классе тема урока: «Классицизм в архитектуре Западной Европы» Учитель мировой художественной культуры Шевлякова Л. А
113.65kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) составлена на основе Примерной программы по мировой художественной культуре, утвержденной приказом Минобразования России от 09. 03. 2004г. №1312
351.33kb.
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре 9 класса базовый уровень год разработки: 2013 составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений по мхк (5-11 классы)»
234.17kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
263.14kb.
Урока: 23 декабря 2009 г Тема урока: Нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Цели урока
70.79kb.
Конспект урока математики «Производная сложной функции» (11 класс) Учитель: Буденная Галина Николаевна 2011г. Тема урока: «Производная сложной функции» Слайд Тип урока: Урок применения знаний и умений. Цели урока. Образовательные
45.39kb.
Разработка урока изобразительного искусства для 2 класса. ( Слатвинская Галина Кузьминична, учитель начальных классов) Тема урока: Мастер золотые руки стеклодув
64.23kb.
Урок-презентация. История, 9 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема урока: «Гражданская война в России». Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок)
47.83kb.
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
80.51kb.
План-конспект урока «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы (Тема урока) фио толстова Светлана Петровна
74.27kb.
План-конспект урока ориентирование. (Тема урока) фио (полностью) Горюнова Галина Геннадьевна
104.02kb.