Главная стр 1
скачать
Разработка открытого урока по МХК в 8 классе.

Тема урока: «Дизайн и архитектура сада».

Цель: Выполнение групповой творческой работы.

Задачи:

  1. Развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности.

  2. Воспитывать художественно-творческий вкус и потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры.

  3. Учить использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

  4. Изучить приемы создания проектов современных садов.

  5. Формирование компетентного подхода в творческой деятельности учащихся.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к теме урока, карточки с заданиями.

Организационный момент. Объявление темы урока и цели.

I. Ход урока. Слово учителю.

Человек – это частица природы на земле. Из окружающей природы он восстанавливает свои силы, в нем просыпается вдохновение, улучшается настроение, проходят грусть, печаль и тревоги. Весна, пробуждение природы и всего живого.

- У кого из вас возникало желание весной подойти к цветущему кусту сирени или яблони, чтобы ощутить аромат цветов?

- А кто останавливался, чтобы разглядеть на клумбе распустившиеся цветы?

- А наблюдали ли вы за тем, как из маленького семечка прорастает росточек и постепенно превращается в растение с цветами и плодами?

- Какое желание и какие мысли возникают у вас в этот момент?

- Скажите, а зачем нужны деревья, цветы, трава?

- А что вы можете сказать о парках, садах, клумбах. Зачем они нужны в современном мире? (слайд 1-8) (Для отдыха, нужд человека (фруктовые), для красоты).

Культура многих стран предусматривает организацию садов, парков для отдыха.

Благоустройство сада включает в себя как инженерную подготовку местности - планировку, ограду, дорожки, строения, водные сооружения, так и озеленение - посадку растений, которые повышают содержание кислорода в воздухе, снижают воздействие ветра, уличного шума, задерживают пыль, и просто радуют глаз. Последнее время существует тенденция превращения участка не просто в огород, окруженный застройками, а в красивый сад, в котором гармонично соседствуют жилые постройки, декоративные водоемы, плодовые деревья и кустарники, овощные культуры и цветы. Такое искусство объединения природы с архитектурными произведениями называется ландшафтным дизайном. (Слайд 9). Одно из главных направлений ландшафтного искусства - создание декоративного сада. Сегодня на уроке речь пойдет о создании сада в китайском стиле. О некоторых приемах и хитростях этого искусства.

Когда европейцы открыли для себя сады Китая, они были поражены их красотой и своеобразием. Китайская школа садового искусства оказалась совершенно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Китайцам была чужда идея  сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой. Китайцы же проповедовали иное: для них природа была высшей ценностью. Создавая рукотворный пейзаж, садовый мастер, по убеждению китайцев, должен пытаться воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях. Такой взгляд был для европейцев настоящим открытием. Во многом под влиянием китайских садов в Англии в XVIII веке зарождается пейзажный стиль садового искусства, который стремится подражать природе. Из Англии мода на сады в природном стиле распространилась по всей Европе и интерес к ней не угасает и по сей день. (Слайд 10)

Сады создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны  с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию. (Слайды 11-14) Не все китайцы могут иметь у себя садовые участки и по этому они создают мини -сады у себя дома, которые можно поставить на стол. И выращивают миниатюрные деревья – бонсаи. (Слайды 19-22)



II.  Сейчас вы выполните упражнение для активизации левого и правого полушария головного мозга, отвечающие за творческую и логическую деятельность. Упражнение лучше делать стоя. (Приложение 5). Хорошо. Садитесь.

III. Цель нашего урока заключается в выполнение групповой творческой работы по созданию сада. Класс разделен на 3 группы. Каждая группа выполняет свое задание. Изготовление макета китайского сада. 1 – пейзаж с садом в технике коллаж. Оборудование для учащихся: ватман А3, клей ПВА, ножницы, цветные обрезки бумаги. 2 – сад, клумба – объемная работа в технике лепка пластилином. Оборудование для учащихся: пластилин, стеки, спички, пенопласт. 3 - объемный сад – конструирование. Оборудование для учащихся: коробка, песок, небольшие камни, веточка, емкость для воды, заготовка беседки, клей, ножницы, грабли. На столах у вас лежат инструкции с последовательным планом работы. К основному заданию необходимо разгадать кроссворды и придумать название своего сада. Можете приступать к работе. Для большей творческой активизации прослушайте традиционную китайскую музыку - Пурити. IV. Пока группы выполняют основную работу, проверим домашнее задание. Сообщения по заданным темам. (Приложения 1,2,3). Решение кроссвордов. Группы сообщают правильные ответы. (Приложения 4). Работа окончена. Прошу группы представить свои сады и дать им названия. Работы и кроссворды соединяются в единую композицию на доске.

V. Урок подходит к концу. Ребята, что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения вызвали у вас задания? Как вы думаете, коллективная работа необходима для создания такого проекта, как вы делали на этом уроке, или лучше выполнять индивидуально каждому? А у кого из вас возникло желание пойти учиться на ландшафтного дизайнера или садовода? Оценки за работу на уроке. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

VI. Анализ урока. Формирование компетентного подхода в творческой деятельности учащихся. В ходе урока были задействованы следующие компетенции: Социальная - организация групповой работы с определением цели, выполнение домашнего задания. Поликультурная – знакомство с достижениями культуры китайского народа. Мотивация роли предмета в жизни ученика. Профориентационная направленность будущих абитуриентов. Коммуникативная – организация дискуссий и высказывания своих мыслей по теме урока, защита проектной деятельности, слаженная работа в группах. Информационная - доклады, сообщения, решение кроссвордов, поисковая деятельность. Саморазвитие и самообразование – самостоятельная и познавательная деятельность учащихся. Продуктивная творческая деятельность учащихся – развитие творчества, исследовательская деятельность, выполнение групповой творческой работы.

На уроке были использованы следующие методы в формировании компетенций: опрос, дискуссия, наводящие вопросы, закрепление пройденного материала в виде кроссвордов, докладов и сообщений; изобразительная деятельность в техниках: коллаж, лепка пластилином, конструирование, макетирование.

Цель урока «Выполнение групповой творческой работы» достигнута.

Задачи выполнены.

Приложение 1.
Сообщение по теме: «История ландшафтного дизайна».

Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение “ландшафтная архитектура” впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов – существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).
В 10 – 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 – 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад – присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.

В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна.

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 – 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного и архитектурного дизайна.

В наше время уделяется огромное внимание в организации ландшафтного пространства. Парки, сады, клумбы, цветочные композиции выполняются для красоты и объединения человека и природы.

Приложение 2.


Сообщение по теме: «Особенности планировки и использование основных  ландшафтных компонентов».

Японский и китайский сад имитируют уголок юго-восточной Азии, выполненной в рамках одного стиля. По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид». Такой прием назывался  «принципом заимствования пейзажа». Окружающая сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.

 Для китайцев главное в искусстве создания сада – способность «в меньшем увидеть наибольшее». Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому единственным правилом для составления китайского сада служит обязательное использование трех элементов мироздания – растительности, воды и камня – и при том, сад должен выглядеть так, будто его не коснулась рука человека. Вода организует пространство сада. Гладь воды воплощает мир и покой, в  то время как струящаяся вода – символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственной облицовки. Павильоны на островах строились с таким расчетом, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» из воды и «смотрятся в свое отражение».

 Другой непременный элемент китайских садов – камни. Считается, что камни в саду уравновешивают природные стихии – воду, деревья и создания рук человеческих – архитектурные сооружения. Иногда в китайских садах даже устраивались  искусственные горки  из камней без всякой растительности. Камни отождествляют с горами, типичны водопады, которые имитируют горные реки. Галька и гравий в саду могут изображать воду, для этого рисуют граблями концентрические круги, окружности вокруг камней и валунов.

Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают.

Очень ценят китайцы и старые многовековые деревья. Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено. Из деревьев особой любовью китайцев пользуются сосны – символ благородства, «деревья счастья» - персик и слива и, конечно, магнолии, камелии, ивы. Почти в каждом китайском  саду можно встретить бамбуки – символ благородства и жизненной стойкости. Из цветов особое поклонение в Китае вызывал  древовидный пион - «царь цветов». Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, лотосы. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, сливу старались посадить рядом с камелией и магнолией, хризантему «оттенить» бегонией. Все растения  китайского сада имеют свою символику и смысл пейзажной композиции понятен без дополнительных пояснений. Персик выражает пожелание благополучия, гранат символизирует семейное счастье и продолжение рода, сосна – долголетие и силу характера, пион – богатство и знатность, яблоня – широту души. Есть сады для созерцания, сады воды, сады камней. Сад в китайском стиле — не просто образчик ландшафтной архитектуры, он — проекция души своего создателя на окружающий мир, на Природу, перенесенная в материальные объекты с использованием принципов фэн- шуй — традиционного китайского учения о всеобщей Гармонии, которая должна царить в мире.


Приложение 3.
Сообщение по теме: «Профессия садовник и ландшафтный дизайнер».
Ландшафтный дизайнер – это специалист, который занимается объединением архитектуры и природы. Его основная задача - организовать и спроектировать пространство сада, парка, придомовой территории.
Под понятием «ландшафтный дизайн» прячется очень сложная наука; это профессия, объединяющая в себе множество других специальностей; ландшафтник должен обладать определенными знаниями в инженерии и архитектуре, математике и изобразительном искусстве, биологии и почвоведении, искусствоведении и психологии, садоводстве и колористике, разбираться в механике, геометрии, химии, знать компьютерные программы, квалифицированных ландшафтных садовников, дефицит которых ощущается сегодня - ведь именно от них в дальнейшем зависит состояние сада; именно они должны уметь поддержать авторскую идею ландшафтного дизайнера.

Садовник - специалист по уходу за садом или озелененной территорией.

Он должен обладать обширными знаниями и навыками в определенной области, такими как: посадка деревьев и кустарников, их формирование, стрижка живых изгородей, создание декоративных композиций и цветников, обрезка плодовых, обработка сада от болезней и вредителей, своевременное внесение подкормок из удобрений, обработка почвы, пересадка растений, стрижка газонов, создание альпииариев, выращивание рассады, размножение и прививка растений, поддержание в порядке сада.


Профессия садовника относится к начальному профессиональному образованию. Получить эту профессию с присвоением квалификации и разрядов можно в государственных образовательных учреждениях начального и дополнительного профессионального образования.

Востребованы эти специалисты практически везде: в унитарных садово-парковых хозяйствах, в садовых центрах, в питомниках, в санаториях, в бизнес-центрах, в ландшафтных фирмах, на промышленных территориях, и, конечно, на частных участках. Везде, где есть культурные растения или производилось озеленение.   
Зарплата зависит от опыта, профессиональных знаний, качественного образования, объема проделываемой работы, удаленности объекта. В среднем от 12000 и до 50000 рублей в месяц.

Высшее образование можно получить в Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И. Вавилова на факультетах: «Ландшафтный дизайн (проектирование), и Ландшафтное (садово-парковое) строительство».

Среднее специальное и дополнительное образование и профессиональные навыки по специальности «Садовник частного участка» можно получить на практических курсах при ландшафтных центрах в Петербурге в Садово - архитектурном лицее № 113. В Москве в Колледже Ландшафтного Дизайна.


Приложение 4.
Ответы на кроссворды:



  1. Архитектурное строение в саду (беседка)

  2. Изображение природы (пейзаж)

  3. Построение художественного произведения (композиция)

  4. Царь цветов (пион)

  5. Обитатели сада (цветы)

  6. Искусство составления букета (икебана)

  7. Цветущая вишня (сакура)

  8. Китайская беседка (павильон)

  9. Основной элемент сада камней (камень)

  10. Миниатюрное дерево (бонсай)

  11. Рабочий в саду (садовник)

  12. Инструмент садовника (секатор)

  13. Еда для растений (удобрение)

  14. Цветок для гадания (ромашка)

  15. Емкость для полива (лейка)

Приложение 5.




А Б В Г Д Е Ж З И К

Л П П В Л В Л П В Л

Л М Н О П Р С Т У Ф

Л П Л Л П Л П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л
скачать


Смотрите также:
Урока по мхк в 8 классе. Тема урока: «Дизайн и архитектура сада». Цель: Выполнение групповой творческой работы. Задачи
115.38kb.
Класск класс Тема урока Тип урока Цель Практические задачи Воспитательные задачи Развивающие задачи Образовательные задачи Оборудование Формы работы Структура урока
70.17kb.
Класск класс Тема урока Тип урока Цель Практические задачи Воспитательные задачи Развивающие задачи Образовательные задачи Оборудование Формы работы Структура урока
67.42kb.
План урока в 8 классе III четверть Стили в искусстве это мироощущение времени. Урок 3 4 Тема: Архитектура как отражение миропонимания. Античность. Тип урока
46.01kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока: Древнейшая песнь материнства. Цель урока : Развитие творческих способностей учащихся. Задачи
121.95kb.
Урок математики в 1 классе умк «Перспективная начальная школа» Тема урока:«Задача. Условие и требование» Место урока в теме: 1-й и 2 й урок Тип урока: открытие новых знаний
98.27kb.
Урока по мировой художественной культуре. 9класс. Учитель мхк: Лисовицкая Галина Петровна 2011год Тема урока : «Духовный смысл иконы А. Рублева
108.72kb.
№ урока, Тема урока. Вид урока Где находится материал Требования к уровню подготовки обучающихся
152.54kb.
Методическая разработка урока в 8 классе на основе «знаньевой парадигмы». Тема: Функции кожи. Тип урока: комбинированный. Цели и задачи урока
105.96kb.
Урок литературного чтения в 3 классе Л. Н. Толстой «Прыжок» учитель: Иванова М. Н. с. Сергиевск,2010 Тема урока : Л. Н. Толстой «Прыжок» Задачи урока: формирование умения анализировать повествовательные произведения
35.07kb.
Урок русского языка в 4 классе Учитель Лисицкая Н. И. Тема урока: Обобщение знаний о предложении. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о предложении. Задачи урока
71.18kb.
Тип урока: Учебно-тренировочный. Тема урока: Сопряжённое развитие быстроты и силы. Цель урока: Развивать скоростно-силовые качества юных баскетболистов
112.47kb.