Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ПУГАЧЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

АННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ПО ТЕХНОЛОГИИ И МХК

«МЫ И МОДА».


Учитель технологии:

Щербакова И.В.

Учитель МХК:

Двоянова Т.П.


2008
Тема- Мы и мода.



Цель: 1 .Закрепление знаний, умений и навыков по темам "Обработка ткани", "История костюмов".

  1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по данным темам. Расширить кругозор учащихся.

  2. Воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку друг другу; способствовать воспитанию культуры поведения.

  3. Развивать у учащихся память, культуру речи, поведение; интерес к культуре народов мира.

Демонстрации и наглядные пособия:

Лучшие рисунки учащихся по теме: "История костюмов"; иллюстрации костюмов различных исторических эпох; плакаты; наглядные пособия к урокам МХК: иллюстрации картин, классические музыкальные произведения. Модели костюмов выполненные из ткани учащимися 8-11 классов. Модели костюмов из нетрадиционных материалов 8 класс.



Межпредметные связи: МХК 10-11 классы; технология 5-11 классы, ИЗО.

Краткий план.

  1. Вступительное слово учителя технологии и МХК.

  2. История костюма.




  1. История греческих и восточных костюмов.

  2. Эпоха Средневековья.

  3. Период Возраждения.

  4. Костюмы эпохи Бароко. 5.Рококо и мода.




  1. Стиль ампир.

  2. Русский костюм:

-рубаха; -сарафан; -юбка; -фартук. 8.Арнуво:

-современный костюм; -костюмы из нетрадиционных материалов.

Ш.Заключительное слово.
Учитель МХК

Добрый вечер, дорогие друзья!



Учитель технологии.

Мы рады приветствовать вас сегодня в этом зале, на вечере «Мы и мода!» Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы - как история планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее, У каждого свой тайный, личный мир.

Е. Евтушенко.

Учитель МХК

Каждый человек повторяет весь путь, пройденный человечеством за многие миллионы лет. И пусть мы проходим дорогу в считанные годы, все равно начинать приходится с самого начала. Человека во многом создали труд и стремление к прекрасному. И это стремление очень наглядно в истории моды.

Мода - важнейший фактор эволюции не только костюма, но и регулятор социально - экономического развития общества в целом. В социальном плане мода делится на ее создателей: тех, кто одобряет моду (критиков моды), и улицу - тех, кто подражает моде. Говорят, что мода проходит и мода остается. Проходит конкретная мода, но остается сам факт ее существования, дизайн, принципы моделирования, образы людей в произведенных искусством. Все это составляет культуру костюма.

Учитель технологии.

Мы предлагаем вам сегодня, познакомиться с культурой народов мира и проследить ее развитие на примере становления одежды в различные исторические эпохи.



Античное искусство. Ученик.

Античное искусство делится на два периода Древняя Греция и Древний Рим.

Основой эстетичбеского принципа античной эпохи является связь между искусством и жизнью.

Идеалом красоты и формы считалось человеческое тело. Скульпторы достигали в этом очень больших успехов.

Древняя Греция VII - IV в. в. до н. э. представляла демократическое государство. Идеалом в то время считалось гармония силы духа е физической красоты. Поэтому очень много времени уделялось физкультуре и спорту. В знатных семьях детей продолжительное время учили искусств)' красиво одеваться.

Драпировка - основная часть греческого костюма. Одежда представляла собой прямоугольник, задрапированный на фигуре. Закреплялась одежда на плечах и сбоку шнуровкой, заколкой или брошками.

Ткани ткали ручным способом. Волокнистый состав ткани - шерсть, лен. Хлопок появился во время А. Македонского.

Цвета: розовый, пурпуровый, голубой; основной - белый; черной одежды не носили.

Основными видами одежды были: хитон (нижняя рубаха) гиматия (верхняя одежда) и хламида (прямоугольный кусок ткани, который набрасывали на плечи и закалывали на груди или на одном плече). Хламида была видом плаща.

Отличие женского хитона от мужского в том, что он имел большой вырез, который мог быть до груди, талии, бедер. Вырез в хитоне у женщин имел большое значение, т. к. он украшался различными способами.

Обувь: на пробковой подошве (повторяла форму ступни) с ремешками, которыми опоясывались вокруг икр. Обувь украшали серебром и золотом, носила ее только знать.

Прически гречанок были из длинных и коротких волос. Были модными светлые волосы. Дополнением были зонтик и веер в виде листа.

Было развито ювелирное искусство: перстни, браслеты.

Демонстрация греческих костюмов. Ученик.

Подобные виды одежды были распространены среди многих других народов мира. Например: в Индии и сейчас женщины заворачивают тело в кусок ткани, этот вид одежды называется «Сари». Материя закреплялась на бедрах и оборачивалась вокруг тела. Другой ее конец набрасывался на плечи, и является головным убором.



Демонстрация костюма «Сари».

Для «Сари» используются различные виды ткани, начиная от хлопковых до шелка.

Конечно же, на выбор ткани влияет достаток и общественное положение женщины.

В традиционных костюмах стран Азии очень широко распространены шаровары пышные по всей длине.

В женской одежде широко используются платки преимущественно из легких шелковых тканей.

Демонстрация восточных костюмов.

Средневековье. Учитель МХК.

В средневековой, феодальной Европе основой жизни является религия, которая пропагандировала идею полноты зла и соблазна мира, и обманчивости его красоты. Тело - оковы бессмертной души. Оно исключалось из мира прекрасного. Появляется другой идеал красоты -духовный.

Средневековую культуру принято разделять на два периода: Романский и Готический.

В Романский период X - XII в.в. появляется новый крой в одежде - 3 шва. Развивается конструирование в одежде. В одежде верхняя часть плотно облегает фигуру, низ расширен клиньями. Одежда создается закройщиками путем муляжа. Одежда повторяет форму тела, избегает складок, зажимов и заломов.

В это время появляются узкие длинные штаны из двух половинок. Детали одежды разного цвета. В одежде знатных феодалов появляется использование цвета и знаков феодального герба.

Головные уборы плоские. Обувь с острыми носами.

Для женской одежды характерны 2 туники: нижняя светлая длинная с длинными рукавами, верхняя - короткая с широкими короткими рукавами. Так же характерен узкий короткий жилет, поддерживающий грудь.

Прически простые, косы перевязывали лентами, венки, обручи с подвязкой под подбородок.

В качестве отделки применялась вышивка по низу изделия и рукавам.

Учитель технологии.

В архитектуре готического стиля XII - XV в.в. происходит создание средневековых храмов, ввинчивающиеся в небо башни, трехчастная структура зданий, каменная резьба.

В костюме видно повторение архитектуры. Сочетание сложных геометрических линий, объемов контрастных цветов, искаженных удлиненных форм. В это время интенсивно развивается конструирование одежды, происходит соединение рукавов с проймой - непостоянное, с помощью тесьмы. Различные формы лифа и юбок.

Развивается футлярная система; когда тело стали сильно стягивать различного рода приспособлениями (шнуровка, корсет) с целью отойти от естественных форм фигуры.

Появились ватные прокладки в области груди, на плечах.

Обувь остроносая до 70см. подвязывалась к коленям.

У женщин завышенная талия, юбка сзади удленнялась шлейфом, спереди укорачивалась. Это придавала фигуре форму беременной женщины.

Головные уборы конусообразные с вуалью.

Прически уходили на второй план.

Эпоха Возрождение XV - XVI в. Ученик.

Идеал эпохи - Гармония духовной и физической красоты. Начинается подъем в искусстве, живописи, архитектуре. Леонардо да Винчи, Микеланджело вновь воспевают красоту человеческого тела. Происходит освобождение человека от «футляра».

Идеал женщины: длинные золотистые волосы, светлая гладкая розовая кожа, плечи широкие, грудь невысокая плавно - округленная, ноги длинные, кости нигде не выступают, осанка естественная.

Женщины не носят каркасы под юбкой, не затягивают корсет. Человеческое тело стремится к естественным формам. В платье линия талии почти на естественном месте, пышность юбки достигается за счет пришивания к лифу двух юбок и массивных складок. Верхняя юбка из тяжелой ткани (бархат, парча).

В это время широко применяются кружевные гофрированные воротники, различные вставки из сетки, жемчужных нитей.

Обувь стала более удобной, не стало острых носов, он стал иметь округлую форму.

Прически у женщин разнообразной формы, чаще простые, в моде - косы. Шляпки носили округлой формы с вуалью.

Рукава в одежде вначале были чрезвычайно расширены к низу, затем максимальное расширение поднялось до линии локтя.

Тенденция увеличения в этот период наблюдается во всем, не только в одежде. Например: в архитектуре строятся большие дома с большими окнами, золотые беседки.

Стиль Барокко XVII в. Ученик.

Стиль барокко зародился в конце XVI в. в Италии. Наряду с использованием ярких, светлых, чистых тонов возникает интерес к нежным полутонам и ахроматическим цветам - серому, белому, черному, которые подчеркивались цветочным контрастом в ансамбле.

В XVI в. впервые вводится символика траурного черного цвета.

В отделке тканей большую роль играет золотая и серебряная нить.

Декоративность костюма проявляется в перегрузке рельефных украшений. Которые скульптурно создавались из самой ткани. Это многочисленные пучки лент, рюши, оборки, гофрировки, буфы, отделка воланами, шнуром из золотых и серебряных ниток.

В моде гладкие и тонкие ткани: атлас, тафта, муар, газ, тонкая шерсть.

В основе женского костюма лежит - каркас, костяной корсет с металлическими пластинками. Формы корсетов меняются.

Во второй половине века силуэт резко меняется. Главная выразительная линия этого периода - линия двойной юбки.

Отделкой служат манжеты, косынки из легких прозрачных тканей: газа шифона; глубокий вырез декольте.

Обувь - туфли из цветной парчи, бархата. Имеют большой высокий каблук и узкую заостренную носовую часть. Их украшали бантами, пряжками, розетками.

В декоративной косметике - белила, румяна, наклеивание мушек.

Стиль Рококо XVII в. Ученик.

Утонченный стиль отличается изысканностью и сложными формами, причудливым орнаментом, особое внимание уделяется строительству загородных вилл.

Для данного стиля характерно стремление к уходу от действительности в интимный мир грез и любви.

Во время «Рококо» в моду входит пышность и величественность.

В одежде появился кринолин для создания кругового объема вокруг талии; тюрнюр - для создания и увеличения объема по бокам.

Прически самые замысловатые - в виде цветочных клумб, корзин с фруктами, парусников. На их создание уходило иногда по несколько дней. Ношение таких причесок доставляло немало хлопот их хозяевам.

В моду также вошли обилие кружев, оборок, бантов, цветов, дорогих ювелирных украшений.

Идеал красоты: светлая кожа, светлые или белые волосы; тонкая затянутая в корсет талия, небольшая округлая грудь.

Использовались ткани: шерсть, хлопок, лен, шелк тончайшего качества. Расцветки самые разные.



Стиль Ампир XVII - XIX в. Ученик.

Характерные элементы орнамента - античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы, располагавшиеся плотными симметричными рядами.

Этот стиль отличается большой статичностью, пышностью, блеском, помпезностью.

Силуэт - стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колоны. Плотные блестящие ткани украшали однотонный рельеф вышивки или симметрию декоративной отделкой.

В женском платье - линия талии завышена, корсет или полностью отсутствует или создает высокую грудь.

Костюм часто имеет шлейф, низкое декольте, короткий рукав фонарик на широком манжете.

Позднее костюм становится более тяжелым. Увеличивается количество поперечной отделки по низу. Расширяется линия плеча. Юбки укорачиваются. Характерное для стиля ампир увеличение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали.

Головные уборы - капоры, иногда с вуалью, шляпа типа ток, на руки стали надевать длинные лайковые перчатки, часто без пальцев.

Обувь - туфли - открытые, плоские, кожаные на низком каблуке.

Русский костюм.
«По одежке встречают...»
Учитель МХК. Рубаха.

Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду -племени принадлежит, каково его общественное положение.

Одежда - была своеобразной «визиткой карточкой» всего рода или даже племени.

Наши предки - древние славяне называли одежду «одёжей». Это звучит как просторечие. В словаре Опсегова при данном слове стоит пометка «разговорное». Также употреблялось слово одеяние.



И так, какова же была одёжа наших предков?

Древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от слова «руб» -«кусок, отрез, обрывок ткани» - и родственно слову «рубить», имевшему когда - то ещё и значение «резать».

Другим названием рубахи было «сорочка», «сорочица».

Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле.

По мнению наших предков, следовало, так или иначе «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в одежде: ворот, подол, рукава.

Оберегом была отделка - вышивка, содержащая магические символы.



Демонстрация рубахи.
Учитель технологии. Юбка.

Матерчатая юбка появилась в Древнем Египте, где она была принадлежностью как женского, так и мужского туалета. В некоторых странах юбка была частью воинского «обмундирования».

Если в Европе с течением времени юбка становится принадлежностью исключительно женского туалета, то на Востоке её зачастую носят и мужчины.

Юбка всегда была постоянной принадлежностью народного костюма.

В России она была главной составляющей так называемого «панёвного комплекса». Основу его составляла поясная понева - своеобразный вид запашной юбки. Представьте себе три сшитых полотнища с продетым шнуром - гашником. Их обертывают вокруг бедер и укрепляют на талии. Причем полы не сходились, и в просвете, видна была рубаха.

Глухая понева появилась позже, когда прореху стали закрывать полотнищем другой материи, называли её - прошвой.

Делали поневу обычно из шерстяной домотканины, синей или черной в крупную клетку. Демонстрация юбки.

На нашей модели вы видите более современный - стилизованный вариант юбки.



Учитель МХК. Фартук.

Фартук - широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период мужчины этой страны, пользовались примитивной драпировкой

Передник был также распространен в Западной Азии. С Востока передник перекочевал в Европу.

Начиная с эпохи средневековья передник, становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники повара.

Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. Традиционный русский фартук изготавливали из домотканого полотна, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник мог иметь рукава.

В настоящее время фартуки делятся на три группы:



  • для уборки территории,

  • приготовления пищи,

  • приёма гостей. Демонстрация фартука.

Сейчас вы видите два варианта фартуков повседневный и праздничный.

Стиль Арнуво XX в. Учитель МХК.

«Арнуво» - новое искусство. Этот стиль проявляется в том, что вместил в себя как бы все стили. Его принципы - строгая функциональность, простота, свобода в выборе формы и материала. В основе одежда прямоугольной формы.

В одежде данного стиля можно найти детали разных эпох: и кружева и воланы, и пышные рукава, обилие складок. Этот стиль очень демократичен.

Произошел отказ от корсетов, изменилась длина платьев от макси до мини, отказались от многослойной одежды. В одежде появились элементы фольклора, стали носить обувь на каблуке различных форм от «шпильки» до «платформы».

Наряду с традиционными тканями появились и синтетические искусственные ткани разнообразных расцветок и фактур, что позволило значительно увеличить, ассортимент одежды.

Учитель технологии.

В разное время юбка становилась то длиннее, то короче, то уже , то шире, то свободно свисала, то опиралась на жёсткий каркас, то закладывалась складками, то украшалась оборками.

В XX столетии новым стало деление юбки на две части - для обеих ног отдельно. Это были первые юбки - брюки. Затем юбка стала сужаться, появилась «хромая юбка» - так сильно суженная в щиколотках, что во время ходьбы женщины прихрамывали. Затем на юбке стали делать большой разрез сбоку.

В 1920г. классической становится трикотажная юбка, предложенная Коко Шанель



Демонстрация современных юбок.

Габриель Шанель - француженка. Она не любила открывать женские колени (считала, что они не красивые). И когда все модельеры предложили мини, то она выкрутилась следующим образом: предложила ботфорты, которые закрывали колени. Она же первая предложила брюки.

Учитель МХК.

Нина Ричи - её стиль классический, выдержанный, отличается женственностью и изысканностью в простых черных, синих тонах. Её девиз: «Женщина должна быть женщиной».

Демонстрация классических костюмов.

Пьер Карден представляет классический стиль спокойные сдержанные тона. Его задача: «Я хочу, чтобы мою одежду носили».

Светлана Комарова - её темы, это элегантная современная женщина, её модели изысканы и сдержаны.

Демонстрация вечерних платьев.

Терри Мюклир - его образы всегда сильны, драматичны, чувствительны и сексуальны. Много одежды облегающей, блестящей с замысловатыми деталями и дырками.

Учитель технологии.

Продолжая говорить об эпохе «Арнуво» хочется сказать, что в моду вошла кожа как искусственная, так и натуральная. Обилие отделочных элементов и фурнитуры. В крое, в его сложности и разнообразности, изменений не произошло, но благодаря новым материалам иногда не традиционным, появилась возможность создание новых нетрадиционных форм в одежде.

Например: Пако Робани и его металлическая, пластмассовая, стеклянная одежда.

Причёски самые разнообразные от очень длинных до очень коротких. Цвета волос от естественных до замысловатых (локоны выкрашены в разные цвета).

Макияж от очень яркого до почти естественного.

Развитие промышленности, науки, техники, освоение космоса - все это отражается в костюмах.

Вырабатываются основные стили в одежде: классический и спортивный.

Демонстрация костюмов из нетрадиционных материалов.

Демонстрация всех костюмов.

Учитель МХК.

Закончить наш вечер «Мы и мода» хочется словами:



«Вся история — есть ни что иное, как образование человека человеческим трудом».

К. Маркс.



Учитель технолоии.

«Истинное сокровище для людей - это умение трудиться».

Эзоп.


Литература:

  1. Мода/ Ж. Л. Бессон; Пер. с фр. Е. Батыревой.- М.: ООО "Издательство АСТ" 2002.-80с.

  2. Костюмы народов мира/ Ж. Л. Бессон; Пер. С фр. Т. М. Леоновой.-М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002.-77с.

  3. Н. Будур "История костюма", М.: Издательство "Олма-Пресс", 2001.-479с.

  4. М. Н. Мерцалова "Поэзия народного костюма", М.: "Молодая гвардия", 1988.-223с.

  5. М. Семёнова "Мы-славяне!", Санкт-Петербург Издательство "Азбука", 1997.-556с.

  6. Ю.Е .Регвес-Коробков. Журнал Школа и производство.

скачать


Смотрите также:
Урока по технологии и мхк
147.66kb.
Описание разработки урока Учитель: Предмет: Информатика и икт класс 8 (дата проведения урока 23 ноября); Тема урока: Назначение и устройство компьютера (продолжительность урока 45 минут) Тип урока: Изучение нового материала
153.2kb.
Урока по мировой художественной культуре. 9класс. Учитель мхк: Лисовицкая Галина Петровна 2011год Тема урока : «Духовный смысл иконы А. Рублева
108.72kb.
Колесникова Марина Александровна Учитель технологии, изо, мхк
361.02kb.
Урока по мхк в 8 классе. Тема урока: «Дизайн и архитектура сада». Цель: Выполнение групповой творческой работы. Задачи
115.38kb.
Колесникова Марина Александровна Учитель технологии, изо, мхк пояснительная записка рабочая программа
331.56kb.
Колесникова Марина Александровна Учитель технологии, изо, мхк пояснительная записка рабочая программа
279.62kb.
Колесникова Марина Александровна Учитель технологии, изо, мхк пояснительная записка рабочая программа
224.6kb.
Конспект урока по мхк 8 класс Верещагина А. И
84.68kb.
Урок-семинар по теме «Современные компьютерные технологии». Раздел программы : «Современные компьютерные технологии». Тема урока : обобщающий урок по теме «Современ­ные компьютерные технологии». Тип урока : обобщающий урок
38.37kb.
Урока по технологии Э. Т. Баязитова учитель технологии первой квалификационной категории асош №2 Тема урока: Защита творческих проектов «Русская красавица» Класс: 8 класс
106.48kb.
Крестово-купольный храм и его архитектурно- художественные особенности
140.27kb.