Главная стр 1
скачать

  1. Читательские умения формируются. С текстом работаем, дети умеют составлять сюжетный план, схематически изображают систему героев в тексте, пишут отзывы о прочитанном, высказывают свою точку зрения на произведение в сочинениях-письмах или сочинениях – рассуждениях, например, на уроке после прочтения книги Твена «Приключения Тома Сойера» им было предложено две точки зрения в виде писем: одна точка зрения - выдуманное письмо Сида к читателям, в котором он старается оправдать себя и опорочить Тома; другая – письмо в газету о бесполезности книги М. Твена, о том, что ее нужно запретить (письмо существовало в реальности в советское время). Дети целый урок опровергали данные точки зрения, затем дома написали письма-ответы.

Шарыпова Тоня

Письмо-ответ Сиду

Добрый день, Сид! Получили твое письмо, которым были не очень довольны. Мы в классе прочитали повесть Марка Твена и пришли к выводу, что ты был не прав.

В самом деле, Том был очень хорошим мальчиком, и в душе он любил свою тетю, как и она его.

По твоему письму видно, что в очередной раз ты на него наябедничал.

Если тебя считают лицемером, ябедой, то ты и есть такой, и тебя не исправить (если ты сам не примешь меры), а если Том родился разбойником, то он останется таким же.

Да, это хорошо, что тебя дома и в школе ставят в пример, но Тому видно это не нужно. Ты хочешь быть лучшим, а Тому это не важно.

Среди друзей его считают лидером. У Тома было много хороших дел.

Например, когда Бекки взяла с учительского стола книгу учителя и случайно порвала ее, Том сказал, что это сделал он. Тому пришлось выдержать порку.

Правда, у него есть и плохие дела.

Нельзя перевести человека в отрицательные герои. Он, какой есть, и он останется таким, каким создал его автор.

Когда надо, Том открывает в своем поведении благородство и доброту, а когда надо, - злобу.

Несмотря на плохие поступки, Том всем нравится.

Ты сидишь на уроке за партой, как мышь, а у Тома такой характер, что он может показать учителю язык, и все на него обратят внимание и посмеются, а тебя просто никто не замечает. Но ты тоже молодец. Ты учишься хорошо и ведешь себя так, что к тебе нельзя придраться.

Сид Сойер! Знайте, что нельзя жаловаться на своего брата. И не ябедничайте больше на него!

С искренним уважением и совершенным почтением ученица 5а класса Шарыповав Тоня.


Письмо-ответ в редакцию Зайкова Сергея

Уважаемая редакция!

Я, Зайков Сергей, против того, чтобы книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера» изъяли из библиотеки. Так как у Тома были не только плохие, но и хорошие поступки.

Том Сойер ходил в школу, очень много читал, а по прочитанному придумывал интересные игры. Например, он со своими друзьями играл в Робин Гуда. Играли в пиратов, уплывали на плоту, искали сокровища.

Том помог разоблачить преступника, индейца Джо.

Многие шалости Тома можно оправдать его любопытством, желанием узнать что-то новое, тягой к приключениям.

Когда читаешь книгу, плохие поступки Тома воспринимаешь как детские шалости, они вызывают смех и положительные эмоции.

Поэтому, уважаемая редакция, я подумал, что не нужно исключать эту книгу из детских библиотек. Пусть ее читают дети и узнают о приключениях Тома Сойера.


Таким образом, опираясь на текст, дети смогли вступить в полемику и аргументировать свою точку зрения.

Хорошо, что они искренни, наивны, их легко спровоцировать, они быстро включаются в спор, ищут доказательства в тексте.

Перед изучением поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» познакомила с «Замечаниями на поэму «Руслан и Людмила», в шести песнях, сочинение А.Пушкина, 1820» «Невский зритель», 1820, июль и с «Письмом к редактору» А.Г. Глаголева: на каждую парту положила ксерокопии; детей привлекла, прежде всего, дата («неужели в 1820!?»), прокомментировала, (пятиклассникам трудно читать критику), и мы были готовы работать с текстом. Это был тот случай, когда дети очень хорошо знали сюжет: прочитали в начальной школе, посмотрели видеофильм в классе, объяснить, что нам необходимо второе прочтение текста, очень трудно («Зачем?» практичности им не занимать). «Листочки на партах сработали», мотивация была прочная: « Как можно, о сказке самого Пушкина сказать « грубая»!?»

Дети легко и, главное, с удовольствием работали с текстом. Они разобрались, что в сказке прекрасное и нежное, что безобразное и грубое, как проявились чувства нежные и добрые, что есть добро и зло.





  1. Учебный материал учебника способствует формированию эмоционально – эстетического восприятия и нравственно – эстетических ценностей.

Примеры уроков

☼☼П.П. Бажов «Синюшкин колодец», урок – размышление на тему:

«Кому и когда дает богатство Синюшка?», дети, опираясь на текст сказа, размышляют о добре, зле и коварстве. На этом уроке задумались и попытались выстроить гипотезы: что такое счастье, что такое алчность?

☼Урок по теме: «Потерянное время» в сказке Шварца и в художественном фильме» помог детям понять, с помощью каких художественных средств автор создает комический эффект: как ведет себя герой, в какие комичные ситуации он попадает. Сопоставление с фильмом развивает умение видеть другую точку зрения, в частности, взгляд режиссера и его понимание сказки Шварца.

☼☼ Работая с текстом повести М. Твена «Приключения Тома Сойера», ребята составляли таблицу, состоящую из двух граф: «Хорошие поступки Тома», «Плохие поступки Тома», затем делали выводы, обобщая собранный в тексте материал. Работа для пятиклассников несложная, но важно формирование умения различать, что такое хорошо, что такое плохо. Делая выводы, они заметили, что Том Сойер много читал, потому его игры всем нравились, они были интересны для друзей. Это открытие важно для положительной мотивации к чтению. ( Повесть Марка Твена прочитана не только по учебнику)

☼☼ В.Г. Короленко «Слепой музыкант» большинство учащихся прочли полностью, с интересом. Сострадание – вот главное чувство, которое сопровождало на уроках, говорили о дружбе, о цели в жизни, но главным было сострадание.

☼☼ Русские традиции, память, родной дом, родина, любовь к близким людям – опорные слова уроков, посвященных замечательной книге И.С. Шмелева «Лето Господне».


  1. Работа по формированию литературоведческих понятий проходила только по учебнику и только в тексте. Например, дети выучили термин «сюжет», потому что очень часто составляли сюжетный план; «главный герой в сюжете» - это понятие также формируем в практической работе, дети рисуют схему «Система героев в сказке (рассказе, повести)»

Аллегория, эзопов язык, мораль – понятия для детей пятого класса трудные, заниматься заучиванием бесполезно, единственный выход: практика, анализ большого количества басен.

Представляю результаты контрольной работы, которая состояла из трех частей.

В первой части работы учащиеся должны были дать понятие (не требовалась точность определений, уровень понимания) басни, аллегории, эзопова языка, морали. Из двух классов не справились четверо (5а – 1, 5б-3), отличные работы у шести, хорошие (оценка «4») у 8, остальные выполнили на «3».

Вторую часть работы представляют задания, проверяющие понятие «герой», герой басни. Со второй частью работы справились все. Оценку «пять» получили семь учащихся, «четыре» - семь учащихся, остальные выполнили задание на «три».

Третья часть работы состояла из заданий, проверяющих понятие

«основная мысль».

Не справились четверо, на «пять» выполнили четверо, на «четыре» - пятеро, остальные на «три».

Прокомментированная контрольная работа проведена во второй четверти, к басне мы вернулись в контрольной работе в четвертой четверти.

В конце года всегда провожу контрольные работы по теории литературы. Пятиклассники не стали исключением. В работе проверяла не только знание определенных понятий, но и умение их видеть, различать, связывать с текстом. Работа в два варианта.

С работой справились все дети. Оценку «5» получили четверо, «4» - десять учащихся, остальные выполнили на «3».

Ошибки были сделаны в заданиях, где требовалось определить средства языка, некоторые ученики забыли персонажей русских народных сказок, совсем мало ошибок при определении морали, почти безошибочно ответили на вопросы о пословицах, баснях, хорошо усвоили понятие «юмор»

Текст контрольной работы по теории (два варианта) прилагается к отчету.



  1. Для пятиклассников характерно искать пути творческого самовыражения, мои ученики не являются исключением.

Пути творческого самовыражения:

☺☺ Участие в интеллектуальных играх (1раз в четверти)

☺ Сочинение сказок, песен

☺☺ Инсценирование басен

☺☺Инсценирование отдельных эпизодов из повести М. Твена

«Приключения Тома Сойера» (Тетя Поли и Том, Бэкки и Том, Том и

Гек Финн, Том подслушивает разговор Тети Поли с соседкой,

разговор Тома с незнакомым мальчиком и пр.)

☺☺ Спектакль по пьесе С.Я. Маршака «Петрушка – иностранец»

☻☼Коллективное создание сценария по мотивам сериала «Папины дочки»,

постановка и премьера спектакля для родителей

☼ Исследовательская работа

☺ Олимпиада

☺☺Просмотр художественных и документальных фильмов в доме

культуры с последующим обсуждением

☺☺ Просмотр и обсуждение видеофильмов в литературном кабинете

(☺☺ - значок означает, что почти все дети участвовали)

Элементы исследования обязательны при работе с текстом, поэтому на уроках дети получают задания исследовательского характера, но классы общеобразовательные, неоднородные, много слабо успевающих учеников, в каждом классе есть несколько занимающихся по программе 7, 8 вида, что затрудняет использование указанной формы работы.

Исследовательской работой мы занимались после уроков, дети приходили в кабинет литературы во вторник и в пятницу, и мы работали, жаль, что не все представили работы на школьную конференцию, но, я думаю, навык работы с текстами пригодится.

Темы они выбирали сами, я им определила, что можно, как должно, кроме того, мы воспользовались творческими заданиями учебника.



Я считаю, что темы интересные, разнообразные. Работы получились неплохие, исследование проведено, гипотезы выдвинуты и доказаны, трое выступили на школьной конференции, выступили хорошо, конечно, волновались, на вопросы жюри и участников конференции ответили не хуже старшеклассников, главное, что желание заниматься исследованием у большинства ребят не пропало, появился азарт: «а дальше, а в следующем году…», Алена Мельникова после конференции уже пыталась работать по двум темам (мотивация успеха).
скачать


Смотрите также:
Уроке после прочтения книги Твена «Приключения Тома Сойера»
67.62kb.
Разработка урока «приключения тома сойера»
45.41kb.
Конспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»
57.27kb.
Книга «Приключения Тома Сойера»
27.14kb.
С 5 по 11 классы «Война и мир»
41.9kb.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Время изучения: четыре учебных часа Цель
20.83kb.
Клад как основание приобретения права собственности
46.4kb.
Конспект урока литературы в 5б классе тема. Главный герой в сюжете литературного произведения. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Тип урока
35.89kb.
Тибет умер – да здравствует Дхарма!
141.26kb.
Литература для учащихся младшего школьного возраста. Сказки. Приключения. Фантастика. Александрова Г. В. «Приключения домовенка Кузьки»
71.77kb.
Книга писалась после прочтения Произведения «Властелин Колец»
29.21kb.
Конкурс юных сказочников проводится для воспитания у юных читателей цбс любви к своему краю посредством творческого прочтения книги Е. Н. Трясциной «Ореховая веточка»
30.4kb.