Главная стр 1
скачать

Игра-путешествие на уроке русского языка по теме: " Имя существительное". 6-й класс




Цели.

  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.

  • Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры.

  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.

Ход урока

1. Орг момент.

2. Изучение признаков имени существительного, определение синтаксической роли имени существительного.

Слайд №1 (Приложение 1)

1)Слово учителя.

Сегодня мы совершим космическое путешествие в галактику “Части речи ” под кодовым названием: “ Имя существительное”. Но сначала нужно получить допуск к полету. Вы и раньше совершали путешествия по частям речи русского языка. Но сегодня путешествие особенное. Для того, чтобы его совершить, нужно получить допуск к полету. Для этого необходимо доказать, что вы найдете имя существительное в любом тексте, среди разных частей речи.



2)Работа у доски.Текст.

Полет.

Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начнется его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир. (слайд №2)

- Задайте вопросы к существительному, подчеркните существительные. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.



Учитель.

- Вы молодцы, справились с заданием. Все допущены к полету!



Учитель.

- Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах! На старт! Пуск!

Вот мы уже направляемся к галактике, перед нами звездное небо.(Слайд № 3)

3. Уточнение целей урока, их конкретизация.

Учитель.

- Задача сегодняшнего нашего путешествия - повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться видеть орфограммы имени существительного. (Слайд № 3) Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики “Имя существительное”.

4. Повторение морфологических признаков имени существительного.

- Пока мы в пути к галактике, необходимо изучить карту галактики и маршрут следования внутри нее.



Фронтальный опрос.

1)На какие группы делятся имена сущ-е?

2)Перечислите морфологические признаки сущ-го.

3) Какой род могут иметь сущ-е?

4) Назовите мне сущ-е общего рода?

5)Сколько склонений у сущ-го? А что нового о склонение сущ-х мы узнали в 6 классе?

6)Как изменяются сущ-е?( по падежам и числам)

- Планеты и их спутники – морфологические признаки имени существительного.



Учитель.

-Это карта немножко волшебная. Нанесем на карту Планеты и их названия.(морф. признаки сущ-го) (Слайд № 4)

Работа с кластерами (морфологические признаки, способ их определения).По мере определения признаков, появляются “спутники”. Определяются некоторые связи, например, склонения и рода. По окончании работы задаются вопросы.

Вопрос: Ребята, а не забыли ли мы рассмотреть на этой карте что-то очень важное для нас?

(Синтаксическая роль имени существительного).



Вопрос: почему одни планеты голубого цвета, а другие коричневого?

(Так обозначены постоянные и непостоянные признаки имени существительного.)

-Еще раз проверим, правильно ли мы назвали признаки?(Слайд №5)

- Сделаем морфологический разбор сущ-го от Земли. (Слайд № 6)



5. Объяснение темы урока.

Учитель. Вот теперь вы готовы к посещению самой галактики. Прослушайте мои инструкции. Нас ждет исследовательская деятельность. Поэтому мы должны в сектора планет и их спутников собрать необходимую для наших имен существительных информацию, т.е. ее записать. Работать будете вместе со мной.

6. Закрепление материала.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким!

Учитель.

- А теперь, как и положено в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Спишите слова, данные в скобках, в нужном падеже. Как называются эти сущ-е? Как они изменяются?



Сколько (время), дорожить (время), в горячем (пламя), полковым (знамя), под (бремя) усталости, крупные (семя), назвать по(имя), идти по (путь). (Слайд № 7)Проверка по цепочке.

- Спасибо, вы мне очень помогли. Вряд ли бы мне удалось так быстро и хорошо справиться с этой работой без вас.



Физминутка.

Вот теперь можно лететь:

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись,

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.



7. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.

1) - Наш корабль почему вдруг остановился. В чем причина? Оказывается ему нужна дозаправка. Но чтоб открыть доступ к топливу, нам необходимо найти правильный код. Для этого мы с вами напишем цифровой диктант на условие выбора написания суф. –ЕК- ИК- в сущ-х. Когда в суф. сущ-х пишется Е, а когда И?

(1-ИК;2-ЕК. Золотой ключик, маленький кусочек, душистый горошек, зеленый листочек, надувной мячик, сели за столик, игрушечный чайничек, вареный грибочек) Слайд № 8.Молодцы! Вы правильно нашли код и заправили корабль. Летим дальше.

2)- А это задание называется «Неизвестная звезда». Вставьте правильно буквы и ответьте на вопросы. (Слайд № 9.)

3)- А теперь представьте, что на наш корабль напали космические пираты и они требуют ответить на их вопрос. (Слайд № 10)



Объяснительный диктант. (негодование, неволя, не был в школе, незадачливый ученик, неширокая дорога, а длинная, говорить неправду, нелепость, непогода, неуверенность, книга не большая, а маленькая, недруг, незабудка.)

4)-И опять испытание. К Земле приближается метеорит, чтобы остановить его, вспомним о правописание О-Е в суф.сущ-х.

-Запишите данные слова в два столбика1) с гласной О в суффиксе;2) С гласной Е в суффиксе.

Флаж..к, береж..к, чайнич..к, снеж..к, грибоч..к, девч..нка, боч..нок, пятач..к, старич..к, бараш..к, сапож..к, камуш..к, подсолнуш..к, реч..нка.

-над одушевленным сущ-ми поставьте букву О, над неодуш.- Н.

4) - А теперь и вы должны выполнить свои отчеты. Для этого перед каждым из вас лежит “Бортовой журнал”(работа по перфокартам: орф. «О-Ё-Е в разных частях слова»



8. Итог урока.

- Ну что ж. Пришло время покидать галактику и отправляться домой. Земля уже близко, но для этого нужно ответить на вопрос: - Путешествуя по галактике “Имя существительное”, какие орфограммы мы повторили сегодня? (Слайд № 11)

По окончании этого вида работы учитель говорит: “Вы все с этим справились. И на пути к Земле должны получить задание на дом, чтобы ваш отчет был полным».

Домашнее задание. Слайд № 12

- Составить связный текст или отдельные предложения с данными существительными.Сделать морфологический разбор 2-3существительных.



Полет, космонавт, звезда Солнце.

10. Выставление оценок.

Слайд №13



Учитель.

Вы все успешно провели этот полет. Не справившихся с такой трудной научной работой нет. И все успешно освоили галактику «Имя существительное»



Но есть такие капитаны кораблей, которые были более других активны и показали свои отличные и хорошие знания.

Сдайте ваши ракеты и бортовые журналы для проверки.
скачать


Смотрите также:
Уроке русского языка по теме: " Имя существительное"
51.33kb.
Имя существительное ( обобщение) Цели и задачи: закрепить все изученное по теме Имя существительное
95.25kb.
Урок русского языка в 4-м классе по теме Имя существительное
63.22kb.
Урок русского языка. «Имя прилагательное и имя существительное»
51.5kb.
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя числительное"
64.35kb.
Конспект урока русского языка в 6 классе «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»
53.97kb.
«Повторение. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное»
174.84kb.
Урок русского языка
66.42kb.
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Знакомство с глаголом как частью речи»
47.8kb.
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Подписная кампания или компания» Адресована: учителям русского языка
74.15kb.
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная речь как показатель культуры человека»
447.22kb.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение» Манакова Татьяна Викторовна учитель русского языка и литературы, образование высшее
189.45kb.