Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тиинск
№п/п
Дата/
план
|
Факт
|
Тема урока
Тип урока
|
Элемент содержания
|
Планируемые результаты
|
Код
|
Д/з
|
Научится
|
Получит возможность научиться
|
Личностные и метапредметные
результаты
|
Вид
|
Форма
|
1.
|
|
Введение.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
|
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство
с содержанием учебника обществознания
5 класса.
|
Объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования.
|
Фиксировать информацию
в различных знаковых системах.
|
РУУД: Объяснить с помощью схемы, чем общественные науки отличаются от других наук и
от школьного предмета «обществознание».
КУУД: Представить
в виде схемы значение науки
в жизни общества; различия между общественными и другими видами наук; взаимосвязь общественных наук с школьным предметом «обществознание».
|
Входной контроль.
|
Стр. 5-8
|
Раздел I. Человек в социальном измерении (19 часов)
|
-
Загадка человека (3 часа)
|
2.
|
|
Загадка человека.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
|
Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Социальная среда обитания человека
|
Формулировать характеристики природы человека
с т.з. современных общественных наук.
|
Алгоритму нахождитьдополнительнойинформации (памятка)
|
ПУУД: Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
ЛУУД: Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное
в природе человека.
КУУД: Сравнивать свойства человека и животных
|
Входной контроль.
Осмысление рассмотренных в §1проблем и задания практического характера.
|
§1, вопросы и задания,
стр. 13-14
|
3.
|
|
Потребности и человека.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
|
Человек и его потребности.
Разумные, неразумные, материальные, социальные и духовные,
корысть – одна из причин коррупции
|
Определять проблему урока и понятия, выделять главное.
|
Алгоритму осуществлять проекты.
|
ПУУД: Раскрывать
на конкретных примерах значение самостоятельностикак показателя взрослости.
ЛУУД: Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.
РУУД: Составитьпо алгоритму план по возвышению и расширению своих потребностей.
|
Текущий контроль.
УО
Работа
с основными понятиями.
|
§2,
вопросы и задания,
стр. 19-20
|
|
|
Интересы человека.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
|
Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов.
|
Характеризовать основные этапы и факторы социализации
личности.
|
Аргументации своей т.з.
|
ПУУД: Анализировать имеющиеся данные на основе работы
с текстом (о Суворове).
ЛУУД: Психолог С. Рубинштейн писал: «Можно интересоваться чем- нибудь и быть заинтересованным в чем нибудь». Привести конкретные примеры, подтверждающие это высказывание
|
Текущий контроль.
Работа
с рубрикой «дополнительное чтение».
|
§3, вопросы и задания,
стр. 26-27
|
5.
|
|
Как человек оценивает себя и других.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
|
Самооценка и её разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание.
Представление о добре и зле для оценки и самооценки.
Завышенная самооценка – путь к коррупции
|
Выделить
в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов
в деятельности.
|
|
РУУД: Объяснить
с помощью схемы смысл понятия «самооценка».
ПУУД: Анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом
(о Суворове).
ЛУУД: Психолог
С. Рубинштейн писал: «Можно интересоваться чем- нибудь и быть заинтересованным в чем нибудь».Привести конкретные примеры, подтверждающие это высказывание
|
Текущий контроль.
Понятийный диктант.
Работа
с рубрикой «Интересные факты»
|
§4, вопросы и задания,
стр. 32-33, написать эссе
|
6.
|
|
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
|
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности Жизнь
с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов
в России. Выдающиеся достижения инвалидов.
|
Использовать элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Обучение навыкам формулирования понятий.
|
Подготовить мини проект.
|
ЛУУД: Оценивать
с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей
с ограниченными возможностями
ПУУД: Определиться
в небольшие группы и обойти окрестные дома и улицы, что
в них приспособлено для инвалидов, а что нет. Как бы вы переделали неудобные места? ПУУД: Сформулировать предложения и отразить
в проекте.
|
Текущий контроль.
Осмысление рассмотренных в §5 проблем и задания практического характера.
|
§5, вопросы и задания,
стр. 39-40
|
-
Деятельность и поведение человека. Познание мира (2 часа)
|
7.
|
|
Деятельность.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
|
Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности.Деятельность и поведение.Деятельность, как способ существования человека.Личность
|
Выделять
в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов
в деятельности человека.
|
|
РУУД: 1) Проанализировать используя схему «Структура деятельности» вид своей деятельности по выбору.
2) выработать на примере характеристики своих ежедневных действий модель обучения в школе.
ПУУД: Обосновать. Согласны ли вы
с высказыванием «Отрицательный результат (деятельности) тоже результат».
|
Текущий контроль.
Осмысление рассмотренных в §6 проблем и задания практического характера. (практическая работа)
|
§6, вопросы и задания,
стр. 47-48
|
8.
|
|
Как человек познает мир и самого себя.
Урок открытия «нового» знания.
|
Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества:
чувственное рациональное познание. Самопознание.
|
Обучение формулированию понятий.
Обучения навыкам ведения дискуссий.
Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
|
Правилам ведения дискуссии.
|
КУУД: Принять участие
в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше».
ПУУД: Объяснить как человек познает мир и самого себя.
ЛУУД: Оценивать себя и отличать истинное знание от ложного.
|
Текущий контроль.
Работа
с заданиями повышенной сложности.
|
§7, вопросы и задания,
стр. 53
|
9.
|
|
Образование и самообразование.
Урок развивающего контроля.
|
Образование и самообразование.
Коррупция в образовании.
Экстернат. Современная школа. Школьное образование в РФ.Инклюзивное образование.
|
Использовать элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений.
|
|
РУУД: Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу.
ЛУУД: Выразитьсвое отношение к инклюзивному образованию.
|
Текущий контроль.
Понятийный диктант.
Работа
с рубрикой «дополнительное чтение».
|
§8, вопросы и задания,
стр. 59-60
|
-
Положение человека в обществе: что его определяет (2 часа)
|
10.
|
|
Положение человека
в обществе.
Урок открытия «нового» знания.
|
Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социального статуса и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирожденные качества человека. Приобретенные качества человека. Социальное пол положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.
Использование служебного положения в личных целях
|
Определить
от чего зависит положение человека
в обществе.
Оценить собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний
|
|
ПУУД: Выписатьработая в парах с текстом учебника права и обязанности и ответственность человека в обществе.
ЛУУД: Составить перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Чтобы
вы хотели изменить в своем характере.
|
Текущий контроль. Работа
с рубрикой «дополнительное чтение».
|
§10, вопросы и задания,
стр. 76-77
|
11.
|
|
Социализация.
Урок систематизации знаний.
|
Быть человеком-учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Воспитание.
|
Характеризовать основные этапы и факторы социализации
личности.Характеристика собственных социальных ролей
|
|
КУУД: Приводить пример, на основе беседы с родителями или другими взрослыми, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненнойситуации.
ЛУУД: Написать несколько предложений о том , что мешает вести себя хорошо. А что помогает.
|
Текущий контроль.
Работа с рубрикой «Советуем запомнить»
(с понятиями урока).
|
§9, вопросы и задания,
стр. 67-68
|
-
Возраст и его влияние на социальное положение человека. Отрочество (2 часа)
|
12.
|
|
Возрасты нашей жизни.
Урок рефлексии.
|
Жизнь, как возможность реализации человека. Проблемы старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.
|
Сравнить и сопоставить на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода.
|
Навыкамисследовательской деятельности.
|
РУУД: На основе работы
с текстом учебника, соотнести себя, своих родителей
с соответствующей возрастной группой.
ПУУД: Проводить опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы
|
Текущий контроль.
Осмысление рассмотренных в §11 проблем и задания практического характера.
|
§11, вопросы и задания,
стр. 83-84
|
13.
|
|
Особенности подросткового возраста.
Урок развивающего контроля.
|
Возраст и положение человека в обществе. Права и обязанности несовершеннолетних Отношения со сверстниками.
|
Определять правильность действия
на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
|
Уметь договариваться
|
ЛУУД: Описывать отрочество как особую пору жизни.
ПУУД: Раскрывать на конкретных примерах значение
самостоятельностикак показателя взрослости
|
Текущий контроль. Работа
с заданиями рабочей тетради.
|
§ 12, вопросы и задания,
стр. 91-92
|
-
Есть ли социальные преимущества у мужчин? (2 часа)
|
14.
|
|
Что такое гендер?
Урок открытия «нового» знания.
|
Биологический пол, мужской, женский. Гендер, как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли.
|
Описать гендер как социальный пол на основе приведения примеров гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек.
|
|
КУУД: Дать объяснение утверждениям: мужчина-«сильный пол». Женщина-«слабый пол» и выполнить практикум, предложенный
в конце параграфа.
ПУУД: Подготовить коллективный портрет«Мужчины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение
в обществе», «Женщины
в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться. положение в обществе».
|
Текущий контроль.
Работа
с рубрикой «Интересные факты»
|
§13, вопросы и задания,
стр. 97-98
|
15.
|
|
Различия
в поведении мальчиков и девочек.
Урок систематизации знаний.
|
Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек
в подростковом возрасте.
|
Доказать, что различие в проведении мальчиков и девочек, связаны
с природными различиями и гендерной социализацией.
|
Представить информацию
в различных знаковых системах
(по выбору).
|
РУУД: Представить варианты решения вопроса: «С чем связаны различия в поведении мальчиков и девочек».
ПУУД: Подготовить сообщение «Воспитание мальчиков и девочек у разных народов».
ЛУУД: Представить ответ на вопрос: Что значит в вашем возрасте вести себя, как положено мальчику, как положено девочке.
|
Текущий контроль.
Работа
с рубрикой «Интересные факты»
|
§14, вопросы и задания,
стр. 103-104
|
-
Национальность. Гражданство (3 часа)
|
16-17.
|
|
Национальная принадлежность.
|
Национальность. Этнический фактор
в государственном развитии. Миграция, мигранты.
Толерантность. Этнический фактор
в государственном развитии. Национальные различия: как научиться их уважать.
|
Использоватьэлементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений.
|
|
РУУД: Спланировать, что такое национальная принадлежность, пути решения ответа
на поставленный вопрос.
ПУУД: Подготовить презентацию о культуре других народов,которую вы смогли узнать во время путешествий, поездок, экскурсий.
ЛУУД: Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиции толерантности
|
Текущий контроль.
Работа
с рубрикой «Обратимся
к закону»
|
§15, вопросы и задания,
стр. 112
|
18.
|
|
Юные граждане России.
|
Граждане. Гражданство. Конституция РФ
о гражданстве.Паспорт. Права человека. Юные граждане России: права и обязанности.
Антикоррупционные законы РФ
|
Объяснять значение понятий гражданин, гражданство,права человека, паспорт.
|
|
РУУД: Назвать права человека, работая
с отрывками Конституции РФ,которые он получает
от рождения.
КУУД: На основе парной работы научиться задавать вопросы контролируя партнера(меняясь ролями: контролер и исполнитель).
|
Текущий контроль.
Работа
с рубрикой «Обратимся
к закону»
|
§16, вопросы и задания,
стр. 118-119
|
-
Здоровье в «социальном портрете личности» (2 часа)
|
19.
|
|
Здоровый образ жизни.
|
Здоровье современных детей.Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Долголетие.
|
Формировать положительное отношение
к необходимости соблюдать здоровый образ жизни. Коррекция собственного поведения
в соответствии
с требованиями безопасности жизнедеятельности
|
Прогнозировать.
|
РУУД: Спрогнозировать свою физическую активность к старости, сопоставляя свой распорядок дня и основные составляющие зож.
КУУД: Устанавливать причинно-следственные связи, анализируя составляющие зож и состояние своего здоровья.
ПУУД: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
проводя опрос родственников или знакомых долгожителей,
выяснив у них в чем секрет долголетия.
|
Текущий контроль.
Работа с дополнительной информацией. «Влияние сект на здоровье человека».
|
§17, вопросы и задания,
стр. 125-126
|
20.
|
|
Безопасность жизни.
|
Пагубные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения. Опасность, безопасность. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью.
|
Корректировать собственноеповедение
в соответствии
с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Воспитать культуру здорового и безопасного образа жизни.
|
|
ЛУУД: Ориентироваться
в системе моральных норм и ценностей, мотивируя и обосновывая свой ответ на вопрос «Опасен не то, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе».
ПУУД: Корректировать собственное поведение
в соответствии
с требованиями безопасности жизнедеятельности.
КУУД: Планировать пути достижения целей анализируя свои привычки и пути избавления от вредных привычек.
|
Текущий контроль.
Осмысление рассмотренных в §18 проблем и задания практического характера.
|
§18, вопросы и задания,
стр. 132-133.
Повторить
стр. 134-135.
|
21.
|
|
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по разделу I.
|
|
|
|
|
Контрольная работа.
|
|
Раздел II. Ближайшее социальное окружение (Ближайшее социальное окружение)(10 часов)
|
|
-
Семья в жизни человека и общества (4 часа)
|
22.
|
|
Самые близкие люди.
|
Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка
в семье.
|
Характеризовать основные роли членов семьи, включая свою собственную.
Воспитать социальную ответственность и гражданские компетенции.
|
Навыкампродуктивного взаимодействия с другими людьми.
|
РУУД: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, работая со схемой «Кто такие современники»?
ПУУД: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре над разделом семья.
|
Текущий контроль.
Работа
с рубрикой «дополнительное чтение».
|
§19, вопросы и задания,
стр. 144
|
23.
|
|
Семейные отношения.
|
Семья и семейные отношения. Супружество. Родители. Родство. Семейные конфликты и
их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.
|
Дать характеристику семейным отношениям,
назвать причины конфликтов
в семье и пути разрешения конфликтов.
|
|
РУУД: Спланировать пути решения проблемы, обозначенной в уроке: «В чем причина конфликтов между родителями и детьми»,используя схему приведенную в учебнике.
КУУД: Понимать переносной смысл выражений, объясняя смысл пословиц, приведенных
в конце параграфа.
ПУУД: Формулировать собственное мнение и позицию, координировать её
с позицией партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения вопроса: «Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше всего?»
|
Текущий контроль.
Работа с дополнительной информацией. О взаимоотношениях
детей в семье.
Осмысление рассмотренных в §20 проблем и задания практического характера.
|
§20, вопросы и задания,
стр. 151-152
|
24.
|
|
Семейные ценности и традиции
|
Семейные ценности и традиции Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.
|
Характеризовать
значение семейных традиций и обычаев.
Обучить навыкам алгоритмизации деятельности; классификации информации; исследовательской деятельности.
|
Навыкампродуктивного взаимодействия с другими людьми.
|
ЛУУД: Строить классификацию выбирая основания и критерии при составлении родословного древа своей семьи.
ПУУД: Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми составляя родословное древо своей семьи.
|
Текущий контроль.
Работа
с рубриками «дополнительное чтение» и «Интересные факты».
|
§21, вопросы и задания,
стр. 159-160
|
25.
|
|
Забота и воспитание
в семье.
|
Воспитание в семьях разных народов мира.
Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека
в семье.
|
Развивать навыки «понимающего» чтения.Смогут объяснить понятие
«воспитание», сравнить системы воспитания детей.
|
|
КУУД: Научатся основам изучающего, усваивающего и поискового чтения, работая
с текстом учебника, используя и материал учебника истории 5 класса, сравнивая воспитание детей у древних спартанцев и воспитанием современных детей.
ПУУД: Планировать общие способы работы в группах. Объяснять значение пословиц, предложенных автором учебника в конце параграфа.
|
Текущий контроль.
Работа с дополнительной информацией. О взаимоотношениях
детей в семье.
|
§22, вопросы и задания,
стр. 166-167
|
-
Как государство заботится о семье (2 часа)
|
26.
|
|
Государственная поддержка семьи.
|
Государственная социальная помощь. Материнский капитал. Социальные службы помощи семье. Почему государство должно поддерживать семью. Социальный работник.
Коррупция в социальной работе
|
Научиться навыкам рефлексии и навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий.
|
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений.
|
РУУД: Преобразовать практическую задачу в познавательную, отвечая на вопрос перед параграфом «Почему государство должно поддерживать семью?»
ПУУД: Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при подготовке ответа на вопрос «Какую помощь от государства получала или получает ваша семья?»
|
Текущий контроль.
Работа
с рубриками «Советуем запомнить», «Интересные факты».
|
§23, вопросы и задания,
стр. 172-173.
|
27.
|
|
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
|
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека. Попечительство. Дети сироты. Социальные сироты. Приемная семья. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка.
|
Исследовать ситуации, связанных
с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; нахождение и извлечение социальной информации
о государственной семейной политике
из источников различного типа и знаковой системы.
|
Обучится навыкам исследовательской деятельности.
|
КУУД: Исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
ПУУД: Планировать общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
ЛУУД: Формировать потребность в участии
в общественной жизни,
в благотворительных акциях
|
Текущий контроль.
Работа
с рубрикой «дополнительное чтение»
|
§24, вопросы и задания,
стр. 179-180
|
-
Человек в группе (3 часа)
|
28.
|
|
Человек в малой группе.
|
Общество. Как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы
в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.
|
Выявить главное и второстепенное в тексте. Развить навыкисамооценки и саморефлексии.
|
|
КУУД: Спрогнозировать ответ на поставленный вопрос авторами учебника «Каковы отношения между людьми в малой группе?»
ПУУД: Оценивать собственное отношение
с другими людьми, в том числе для корректировки собственного поведения.
РУУД: Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное подбирая ответ на вопрос: «Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе».
|
Текущий контроль.
Работа
с рубрикой «Советуем запомнить»
(с понятиями урока).
|
§25, вопросы и задания,
стр. 186
|
29.
|
|
Общение.
|
Общение, как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объем общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка
со сверстниками.
|
Навыкам саморегуляции
в учебной и познавательной деятельности.
Обучение навыкам логических рассуждений.
|
Навыкампродуктивного взаимодействия с другими людьми
|
РУУД: Овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением
КУУД: Строить логическое рассуждение, отвечая на вопрос : «Есть в словах Платона противоречие: «Сократ мне друг, но истина дороже».
ЛУУД: Формировать готовность и способность
к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников.
|
Текущий контроль.
Работа
с рубрикой «Советуем запомнить»
(с понятиями урока).
|
§26, вопросы и задания,
Стр192-193
|
30.
|
|
Межличностные конфликты
|
Конфликт. Межличностный конфликт.
Почему возникают конфликты. Пути разрешения конфликтов.
|
Научиться навыкам рефлексии и навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий.
Социальнойответственности и гражданской компетенции.
|
|
КУУД: Устанавливать причинно-следственные связи рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях.
ПУУД: Управлять собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов.
ЛУУД: Формироватьпозитивную моральную самооценку и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении.
|
Текущий контроль.
Работа
с рубриками «дополнительное чтение» и «Интересные факты».
|
§27, вопросы и задания,
стр. 199
|
31.
|
|
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по разделу II.
|
|
|
|
|
Тестовая проверка знаний
|
|
32-33.
|
|
Итоговое повторение
|
|
|
|
|
Зачет
|
|
34-35.
|
|
Резерв.
|
|
|
|
|
|
|