Главная стр 1
скачать
Работа по профилактике компьютерной зависимости в школе.

В данной программе предлагаются следующие формы работы: профилактический урок в начальной школе (2-4 класс), урок-дискуссия в старшей школе 8-9 класс, собрание для родителей учащихся 1-9 классов.


Урок в начальной школе 3-4 класс.
Цели урока: формирование отрицательного эмоционального отношения детей к излишнему увлечению компьютерными играми, формирование осознанного отношения к рациональному использованию свободного времени, к собственным увлечениям.
1. Приветствие ведущего, представление, тема урока.

Сегодня мы поговорим с вами на тему «Наше свободное время и компьютер».


2.Вопрос к детям: Чем вы любите заниматься в свободное от учебы время? Дети отвечают.
3. Кто из Вас любит проводить время за компьютером. Любимые занятия (игры, общение)? Ведущий выслушивает ответы детей.
4. Как вы думаете, увлечение компьютером – это полезное или вредное увлечение для человека?

Дети высказывают идеи о том, в чем вред и в чем польза увлечения компьютером.

Ведущий предлагает с помощью пиктограмм сделать рисунки «вреда» и «пользы» на листах бумаги и на доске (объяснить значение слова «пиктограммы» можно на примере дорожных знаков). Выслушав все мнения о вреде и пользе, сделав пиктограммы, ведущий подводит итоги.
5. Рассказ. Сегодня я расскажу вам о мальчике, с которым произошла удивительная история.
В одной обыкновенной семье жил мальчик. Он учился в школе, как все дети, имел друзей, был общительный и жизнерадостный. Его папа и мама радовались, глядя на своего ребенка, и не о чем не беспокоились. Мальчик любил играть и всегда мечтал иметь самые новые и интересные игрушки. Однажды в доме появилась необычная машина, которая очень заинтересовала мальчика, она могла делать удивительные вещи. При помощи нее можно было попасть в удивительные, сказочные миры. Нажал кнопку – и ты оказался внутри любимого мультика. Снова нажал – и ты уже римский воин, а вокруг тебя поле битвы и ты – герой. И так все по-настоящему, аж дух захватывает. Мальчик был очень удивлен, ничего подобного он раньше не видел. Будто бы ты не в своей комнате сидишь дома, а путешествуешь по фантастическим мирам.

Время шло. Новая машина так увлекла мальчика, что все свободное время он проводил в необыкновенных путешествиях. Они были не настоящие, но постепенно все это стало для него интереснее, чем живая жизнь. Первое время он приходил со школы, делал уроки, потом играл. Услышав, что родители вернулись с работы – бросал игру и бежал им навстречу, рассказывая о своих делах. Родители радовались, видя, как увлечен их сын.

День ото дня мальчик погружался в мир игры все глубже и глубже, словно в бездонный колодец. Вскоре игра так захватила его, что он забыл о друзьях, забыл об уроках, и даже, что самое страшное, забыл, что у мамы день рождения и не поздравил ее. Иногда мама пыталась отвлечь его от игры, но он сердито отмахивался, убегая в свою комнату. Однажды они сильно поссорились из-за того, что мама хотела запретить игру. Он кричал так, как никогда раньше не мог кричать на маму. Она плакала, а папа ударил его. Но мальчик ничего не чувствовал, его голова была заполнена сказочными мирами и он поскорее скрылся в своей комнате.

Странно, с тех пор исчезла та радость, с которой мальчик играл в свою игру. Ему хотелось все новых впечатлений, он играл все дольше и дольше. Однажды он так долго сидел за своей игрушкой, что уснул от усталости прямо на месте.

И ему приснился странный сон. Будто он не человек, а механическое существо с железной головой, руками и ногами на шарнирах, с микросхемами и светодиодами вместо глаз, безжизненным голосом. Но самое страшное – он не мог двигаться, говорить и действовать по своему желанию. Только какое-то ужасное чудовище заставляло двигаться его неживое тело и угрожающе говорило: «Теперь ты в моей власти, ты не человек, ты такой же, как я, будешь всегда выполнять мою волю…».

Мальчика охватил ужас, он закричал от страха и отчаянья и…. проснулся. Открыв глаза, отдышавшись, будто вынырнул из глубокого колодца, он огляделся. На столе стояла любимая игрушка, безмолвно чернел экран. Но мальчику почему-то не хотелось снова начинать игру. Он вдруг вспомнил маму и папу… Потом подумал, что хорошо было бы поиграть с ребятами…


6. Ведущий предлагает поделиться ребятам своими впечатлениями об услышанной истории.
7. Предлагается придумать желаемое продолжение этой истории. Выслушиваются варианты ребят. Важно не оценивать детские ответы. Если придуманный конец неблагоприятный, ведущий может выразить свои чувства: грусть, сожаление и т.д.
8. Ведущий предлагает детям послушать авторский конец этой истории.

На следующий день мальчик рассказал свой сон маме. Выслушав, она сказала: «Вспомни, раньше у тебя было много разных увлечений, а сейчас ты играешь в одно и то же все время». Мальчик согласился и подумал, что это правда. Он любит лепить из пластилина и все удивляются, как похоже у него получается. По вечерам он любит с мамой и папой быть вместе и разговаривать о том, что произошло за день. А еще ему всегда очень хотелось научиться играть с папой в шахматы. А еще он любит, когда ребята приходят в гости или зовут его играть на улицу. Они долго с мамой вспоминали, что он умеет и любит делать. А потом он подумал: «Конечно, интересно играть в свою новую игру, но только не все свободное время. Ведь надо успеть все остальное, вокруг в жизни так много всего важного и интересного, ничего нельзя пропустить».


9.Рисование. Какой момент этой истории вам понравился больше всего, или кажется самым важным? Дети рисуют, затем ведущий предлагает желающим ребятам рассказать о рисунках.
9.Завершение занятия. Ведущий благодарит ребят за участие в работе.

Урок 8-9 класс.

Урок – дискуссия.
Цели урока: формирование осознанного отношения подростка к использованию компьютера в свободное время; формирование навыков безопасного пользования ПК, интернет-ресурсами.
1. Приветствие. Представление ведущего. Тема урока: «Компьютер в нашей жизни».

2.Пространственная социометрия. Упражнение актуализирует существующие в подростковой среде установки о роли компьютера в их жизни.

Участникам группы предлагается разделиться на группы в зависимости от согласия или несогласия с предложенными утверждениями.
1) Компьютерные игры – увлекательное и безопасное увлечение.
2) Виртуальное общение интересней и разнообразней, чем живое.
3) Информационное пространство интернета развивает человека.

Выслушиваются аргументы участников каждой группы «за» и «против» по каждому утверждению. На этом этапе работы ведущему важно выслушивать аргументы, не оспаривая, а уточняя и проясняя содержание.


3.Работа в группах. Все участники делятся на три подгруппы. Каждая группа получает задание придумать по пять аргументов «за» и «против» по следующим темам.

1) Игры в компьютере.

2) Общение в сетях.

3)Информационное пространство интернета.

Каждая группа получает задание придумать аргументы «за» по одной, и «против» по другой теме так, чтобы ведущий мог организовать общение групп.

Например:

1 группа: игры в компьютере – за

общение в сетях – против;

2 группа: общение в сетях – за

информация – против;

3 группа: информация – за

игры в компьютере – против.

Обсуждение в круг проводится в виде дискуссии, группы обмениваются аргументами. На доске вывешиваются аргументы.
4. Подводя итог работе, ведущий вводит понятие «компьтерная зависимость». Предлагается работа с тестом. Заполнение теста проводится самостоятельно ребятами без объявления результатов.

Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?


2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете общению со своим партнером?
4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?
9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?
10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь  в сети?
15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?

Ключ: при сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь;


при сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

Ребята отвечают на вопросы, подсчитывают баллы, но с ключом не сверяют.

5.Видеосюжет. Ведущий предлагает ребятам рассказать о своих чувствах и мыслях по поводу увиденного.
6. Мозговой штурм. Как отличить здоровое увлечение от болезненной зависимости. Работаем на доске: таблица.


Признаки поведения

Здоровое увлечение

Болезненная зависимость

7. Ведущий предлагает вернуться к тесту и сверить результаты с ключом.


8.Статистические комментарии к теме «болезненная зависимость».

«смерть от компьютера»:

-2007г. смерть жителя Китая перед экраном компьютера после 7 дней игры в онлайне.

-Крупнейшая клиника в пригороде Пекина до 280 пациентов от 12-24 лет.

(школьник 17 л. помещен в клинику родителями, т.к. проводил за комп. по 15 ч. )

-Россия – мальчик 12 лет вернулся после игрового зала и умер от острого нарушения мозгового кровообращения.

- Интеллектуальный уровень зависимых от «имэйл» в 2 раза ниже, чем у наркоманов, употребляющих марихуану.

- На 10% снижен IQ у тех , кто непрерывно пользуется своей почтой (бизнесмен, непрерывно проверявший свою почту, если не получал каждые 2 мин. послания – отправлял месседж сам).

-По данным компании из Лос-Анджелеса комп. и моб. тел. все чаще становятся причинами разлада между супругами. Опрос более 1000 американцев: 65% проводят больше времени с комп., чем с супругами или партнерами.

- смс-зависимость 7% пользователей моб. тел. разорвали отношения из-за телефонов.

-в Америке есть термин «кибервдова».

Статистика из кн. «Ребенок и компьютер», И. Медведева, Т. Шишова.


Ведущий делает резюме, в котором можно обсудить следующие тезисы: «компьютер пожирает наше время, наши желания, наши мозги…»

«Виртуальный мир – суррогат»

«Фантик и конфета»
9. Меры безопасности. Работа в группах по 4 человека. Как сохранить свою свободу и независимость от компьютера. После групповой работы все предложенные варианты записываются на доске и обсуждаются.
10.Итоги занятия. Что было самым важным? Ответ по желанию учащихся.

Ведущий благодарит за участие.



Родительское собрание.

Для родителей учащихся 1-9 классов.
1. Приветствие и представление ведущего. Тема встречи, время и план работы.

2. Цель собрания: информирование родителей о вреде увлечения детей компьютерными играми и интернетом, профилактика компьютерной зависимости у детей.


3. Актуальность темы «Компьютерная зависимость» в современное время.

4. Вопросы к родительской аудитории:

-У кого дети играют, общаются, «бродят» по интернету, одним словом, сидят за компьютером каждый день.

-Кто считает, что это безопасно и не беспокоится по поводу количества времени, проведенного ребенком за компьютером?

Ведущий резюмирует ответы родителей, акцентируя внимание на том, что сейчас многие родители обеспокоены этой проблемой.
5. Видеосюжет. Комментарии ведущего: события вызывают много разных чувств, сам ребенок, его поведение, то, что происходит между ним и мамой.

Наглядно видим, как разрушается психологическая атмосфера семьи и что происходит с ребенком.


6. Компьютерная зависимость. Что это такое?

Лекционный материал на основе статьи Э. Штейнберг, интернет-ресурсов, статей из журнала «Школьный психолог» № 5, 6 ,7, 9, 11.


Безопасность и культура пользования Интернетом. Анализ результатов исследования 2011-2012г. (Э. Штейнберг)

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека — одно из самых впечатляющих событий XXI века. Компьютер стал для миллионов пользователей рабочим инструментом, посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную реальность.

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Нам уже трудно представить себе, как обходится без этих помощников – учиться, работать, развлекаться. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое – всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество.

Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве. По данным эксперта в этой области Натальи Касперской, среди всех пользователей интернетом 59% - это подростки12-16 лет.

Проблемы возникают когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы (на самом деле эти пределы ни кем не определены), и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером.

В большинстве случаев компьютерная, интернет- или игровая зависимость возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности человека окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.



Выделяют следующие симптомы компьютерной зависимости

Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются

  • «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером,

  • невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером,

  • намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером,

  • утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,

  • оправдание собственного поведения и пристрастия.

  • Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером,

  • раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.


Физические признаки компьютерной зависимости представлены

  • нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром «сухого глаза»),

  • опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки),

  • пищеварительной системы (нарушение питания, хронические запоры, геморрой). .

Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.

Обычная жизнь становится нежелательным, обременительным дополнением к виртуальной. Действительная реальность уменьшается, становясь кусочком внутри виртуальной реальности.


Учитывая опасность и масштабы этого нового социального явления, в 2011-2012 учебном году психологической службой г.Энгельса было инициировано и проведено социально-психологическое исследование, посвященное вопросам профилактики компьютерной зависимости среди подростков – учащихся школ нашего города. Для исследования была разработана специалистами МБОУ ПМСС-Центр «Позитив» анкета (см. Приложение).
Целями данного исследования было выяснение:

  • фактической доступности компьютера и интернета для наших подростков

  • вовлеченности ребят в различные виды компьютерной деятельности

  • их информированности о правилах пользования и возможном вреде интернета

  • определение по полученным результатам необходимости создания профилактических и коррекционных программ

В исследовании приняли участие подростки 4-х, 6-х, 8-х, 10-х классов из десяти школ города. Общая выборка составила 1165 человек.

В результате анализа результатов выяснилось, что только 3% опрошенных подростков не имеют дома компьютера. У остальных есть, а дома у каждого четвертого (24%) - два и более компьютера. Выход в Интернет есть у 92% опрошенных. К 10 классу практически все (99%) имеют компьютер и выход в Интернет (97%). Таким образом, можно считать, что Интернет прочно вошел в жизнь молодого поколения наших горожан, и с этим нельзя не считаться. Среди тех единиц, которые не имеют домашнего компьютера, подавляющее большинство (92%) пользуются им у друзей, а в школе только каждый третий, и, чаще всего, это восьмиклассники. Возможность выйти в Интернет у друзей реализуют более половины нуждающихся, а в школе всего лишь 14%.

Самым важным в профилактике компьютерной зависимости является дозированность времени ежедневного пребывания за компьютером. Оказалось, что почти треть (29%) подростков проводит за компьютером около 6 часов в день, причем 65% из них сидят за компьютером вообще без каких-либо ограничений. С возрастом тенденция к бесконтрольному и неограниченному времяпрепровождению за компьютером нарастает и уже к 8-му классу достигает уже 40% среди опрошенных подростков.
На что же тратят наши дети это время?

На первом месте (67%) оказалось общение в различных социальных сетях – «В контакте», «Одноклассники» и других. С возрастом этот вид компьютерной деятельности становится все более популярным и достигает 78% к 10-му классу. На втором месте (65%) – компьютерные игры - как одиночные, так и сетевые. Особенностью является переход с возрастом на сетевые игры. Так, если в 4 классе в сетевые игры играют только 16% опрошенных ребят, то в 8 классе - в два раза больше (37%). На третьем – прослушивание музыки (45%). Далее - просмотр фильмов (33%).


На следующем этапе мы анализировали отношение родителей к занятости интернетом и компьютером их детей.

16% детей ответили, что их родители на это не обращают внимание (у десятиклассников уже 30% родителей никак к этому не относятся), у 13% опрошенных сами родители подолгу «зависают» за компьютером (у четвероклассников - это число доходит до 20%, скорее всего потому, что у четвероклашек родители «помоложе»). Еще 3% приветствуют «сидение за компьютером», т.к. ребенок находится дома, а не болтается по улицам.

Менее половины (41%) родителей контролируют и ограничивают время пребывания ребенка за компьютером. 7% родителей устраивают даже скандалы (в 10 классе - 12%).

Но только у четверти семей (24%) есть четкая договоренность о максимально возможном времени, проведенным за компьютером.


Большинство опрошенных ребят (75%) считают, что знают правила безопасного пользования Интернетом. Лишь 5 % честно признались, что не знают этих правил, а еще 19% просто не задумывались, что какие-то правила вообще существуют. Интересны возрастные тенденции: так, менее всего уверенных, что знают правила – десятиклассники (68%), но и, незадумывающихся о правилах вообще, тоже больше всего среди десятиклассников (28%).

Больше всего информации о правилах ребята получают от родителей (37%). На втором месте - друзья (21%) На третьем - средства массовой информации (19%) (у десятиклассников СМИ на первом месте - 40%).

Школу, как источник знаний правил безопасного пользования компьютером и интернетом, назвали только 15% опрошенных подростков (у 6-х и 8-х классов школа в этом плане опережает СМИ).

Тем не менее, 86% считают, что правила безопасности пользования компьютером и Интернетом нужны, а 14% считают, что эти правила не нужны.

Оценивая пользу Интернета, наши подростки, в основном, отмечают:

-легкодоступность любой информации-75%

-возможность общения-31%

-развлечение-26%

-помощь в подготовке дом.заданий, рефератов, презентаций-15%

Получение новых навыков: набора текстов, создание сайтов отметили лишь 5% опрошенных ребят.

Оценивая вред , который может исходить из Интернета, ребята в первую очередь отмечают вред здоровью: ухудшение зрения, нарушение осанки, малоподвижный образ жизни, головные боли и утомление. Эти вредные факторы назвали все 100% опрошенных. Все остальные вредоносные факторы назвали лишь небольшое количество опрошенных. Так:

-нарушения в психике и поведении- назвали 9% опрошенных,

-интернет отбирает много времени и отвлекает от учебы-8%

-доступ к вредной информации-7%

-формирование зависимости-6%.

-вредоносные программы, вирусы-4%


Таким образом, из данного исследования можно сделать следующие общие выводы. Доступность и вовлеченность наших подростков в Интернет стала тотальной. Около трети подростков проводят за компьютером очень много времени, которое подчас никем не контролируется. Среди видов деятельности за компьютером преобладает общение в социальных сетях, практически не контролируемое взрослыми.

И, главное, ребята мало знают о той опасности и вреде, которые несет интернет.

А ведь кроме компьютерной зависимости, о которой все-таки многие слышали, есть много других «подводных камней» Таких как:


  • вовлечение в, так называемые, « негативные сети» - это сети насилия, наркотические сети, негативные сообщества (склонение к суициду, секты)

  • компьютерное мошенничество - выведывание у подростка важной личной информации для грабежа или воровства.

  • возможность стать жертвой «травли» в сети, унижения и домогательств педофила.

  • Спам и порнография.

На наш взгляд необходимо разрабатывать профилактические программы, которые помогут предупредить подростков обо всех опасностях Интернета и научат их безопасному использованию его преимуществ.
Материал из интернет-ресурсов.

Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день.

Как формируется зависимость?

У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.



Основные типы компьютерной зависимости

  • Зависимость от Интернета (сетеголизм)

  • Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)

Сетеголизм

Сетеголиками (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски относятся к близким.



Есть некоторые признаки сетеголика:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;

  • увеличение времени, проводимого он-лайн;

  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Кибераддикция

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:


I. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).
II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Признаки компьютерной зависимости:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,

  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,

  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,

  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,

  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,

  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,

  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,

  • Отказ от общения с друзьями.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,

  • снижение иммунитета,

  • головные боли,

  • повышенная утомляемость,

  • бессонница,

  • боли в спине,

  • туннельный синдром (боли в запястье).

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».

  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.

  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.

  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.

  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

5. Можно предложить родителям заполнить опросник.

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?


2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его  новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.


При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

7. Меры родительской безопасности.

1) необходимо осуществлять контроль за временем и четкие правила пользования интернетом (правила, договоренности, санкции, компьютерный контроль). Особо необходимо говорить о предъявлении требований в подростковом возрасте, особенностях взаимодействия родителя с ребенком – подростком.

2) наполнение жизни ребенка (увлечения и интересы)

3) необходим хороший контакт родителя и ребенка (почему ребенок уходит в виртуальное пространство). Разговор об эмоциональной связи родителя и ребенка, взаимопонимании и доверии, особенно в подростковом возрасте. Особенно, если у ребенка не складываются взаимоотношения со сверстниками.

8. Шансы впасть в компьютерную зависимость у ребенка уменьшаются, если

1) атмосфера в семье благоприятная и между членами семьи доброжелательные отношения

2) ребенок имеет разнообразные интересы и увлечения (хобби, секции, кружки)

3) ребенок умеет выстраивать позитивные отношения с другими людьми (у ребенка есть друзья, он не одинок в классе)

4) ребенок умеет ставить цели и достигать их (не только в компьютерной игре). Например, цели, которые касаются учебных дел, общения с друзьями, близкими или в других сферах жизни.







скачать


Смотрите также:
Урок в начальной школе (2-4 класс), урок-дискуссия в старшей школе 8-9 класс, собрание для родителей учащихся 1-9 классов
211.02kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Интегрированный урок в начальной школе
255.77kb.
Правила поведения учащихся в школе Организационные правила
47.48kb.
Разработайте технологическую карту организации внеурочной самостоятельной деятельности учащихся на основе эор по предмету
29.3kb.
Слайд-презентация "Мир здорового питания". 4-6 классы Спортивно-творческая игра "Сам себе доктор". 4 класс Тема урока: "Коктейль здоровья". 5 класс Тренинг по сохранению здоровья в начальной школе. 4 класс
390.54kb.
Урок в начальной школе в режиме проектной деятельности Конспект урока русского языка (2 класс) Тема урока : Подготовка к сочинению по материалам наблюдений
54.66kb.
Программ а мониторинговых исследований формирования универсальных учебных действий в начальной школе по фгос 2011 г Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г
1845.94kb.
Интегрированный урок в начальной школе (литературное чтение + математика + русский язык) «Всё в нём Россия обрела…»
19.45kb.
Выступление на педсовете учителя начальных классов Ильиных Н. Г. «Конфликт в начальной школе и пути его решения»
59.42kb.
Внеклассное мероприятие по физике «Сердце, отданное науке» для учащихся 10-11 классов. Учитель Пивень С. А. Игровой урок по геометрии «Четырёхугольники. Площадь»
22.28kb.
Информатика 10-11 класс
338.83kb.