Главная стр 1
скачать

МОУ Николо-Урюпинская основная общеобразовательная школа



Русский язык

Тема: Упражнение в определении числа глагола

и изменение глаголов по числам.

(«Путешествие по лесу»).

Учитель


начальных

классов


Л.А. Домащенко

Открытый урок

в 3 классе.

Цель урока: 1. Развитие умения изменять глагол по числам, согласовывать

имя существительное и глагол в числе.

2. Обогатить речь учащихся глаголами.

3. Воспитание бережного отношения к природе, чувства

доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому

и прекрасному, что нас окружает.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший, он им протянет

Сотни рук и тысячи ладошек. (Лес)

Сегодня у нас урок – путешествие по лесу. Мы с вами заранее нарисовали и рассмотрели рисунки леса, чтобы лучше представить, как мы будем путешествовать.
Записали число, классная работа.


  1. Минутка чистописания.

У нас буква, которая соответствует первому звуку в слове лес, - [л]

лл л лл лл л лл л

лес лесок лесной лесник
- Что Объединяет эти слова?

(Корень, общий смысл)


- Какое слово является проверочным для всех слов?

(Слово лес )


- Почему?

(В нём ударная гласная)


- Здесь есть «лишнее» слово?

(Да)


- Найдите его?

(Это слово лесной )

- Почему?

(Все имена существительные, а это имя прилагательное)


По лесу ходи, но в лесу не вреди.
Как вы понимаете народную мудрость?


  1. Тема урока.

Наблюдение над измерением глаголов по числам.

Работа в дидактической тетради.




128. Прочитай.

Сегодня стоит (ед.ч.) тёплый весенний день.

Светит (_) солнце. Дует ( ) лёгкий ветерок.

Он изредка набегает ( ) на деревья. И они отвечают

( ) ему шелестом листьев. Ветер стихает ( ), умолкают

( ) и деревья.

  • Подчеркните в предложениях главные члены

  • Определите у глаголов число

  • Что для этого надо сделать? Подумай и выполни.



Деревья – это часть природы, вселяющая в нас силы.


- Какую пользу они приносят?


  • Поглощают углекислый газ

  • Очищают воздух от пыли

  • Деревья «гасят» шум, дают тень и прохладу летом.

  • Задерживают снег на полях.

  • Защищают поля от засухи.

Там, где много деревьев и кустарников, всегда свежий и чистый воздух. Например, тополь не только очищает воздух, но и выделяет вещества, которые губительно действуют на вредные микроорганизмы.


- Как надо относиться к природе?

  • Надо беречь природу.

  • Приумножать её богатства: сажать новые деревья и кустарники, ухаживать за ними.

(В 1 классе мы с вами посадили берёзки и ухаживаем за ними).


129. Причитайте текст и подготовься нарисовать словесную картину.
____________________________________

____________________________________
Мы идём (мн. Ч.) в лесу вдоль ручья и вдруг видим ( __ ) в земле

валуны5. Они наполовину спрятались ( __ ) в траве. Вот только гладкая верхушка торчит ( __ ). А вот валун совсем ушёл в землю. Одна его сторона заросла ( __ ) зелёным мхом. Вокруг валуна качаются высокие папоротники. Их резные листья как бы хранят ( __ ) тайны валунов.

  • Подчеркните в тексте глаголы и укажи число ( ед. ч. или мн. ч.)




  • Взаимопроверка.




- Ребята, а кто знает, что такое валун?

Валун (м. р.) – большой округлый камень (рисунок).

- Как определяли число глагола?


  1. Физкультминутка.

«Привал» (отдых)

«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.

«Ёлочки» - присесть, руки вперёд.

Следить за спиной, спина прямая.
Есть в лесу три палочки.

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

На ёлках – птичьи голоса,

Внизу на ёлочках – роса.


  1. Идём дальше…

Работа у доски «цепочкой»
Задание: единственное число существительных и глаголов заменить множественным.

Ед. число Мн. число
Комар пищит Комары пищат
Соловей поёт Соловьи поют
Жаворонок звенит Жаворонки звенят
Иволга свистит Иволги свистят
Сорока трещит Сороки трещат
Сова кричит Совы кричат
Дятел стучит Дятлы стучат
Клёст скрипит Клесты скрипят

Изумрудные лягушата прыгают под ногами. Между корней лежит уж и стережёт их. Щёлкает белка. В лапках сосен мелькает её пушистый хвост.

(Это строки из произведений М. Горького).


  1. Отгадайте ребусы.



Ц

З




, , ,

+ А




(лиса) (заяц)

  1. Работа с учебником.

(Страница 205, упражнение № 550).


550. Прочитайте текст.
Прошёл по лесу огромный лось, испугал зайчишку. Заскрипело старое дерево – кажется зайчишке, что идёт злой волк.

(По И. Соколову-Микитову).

Измени число выделенных имён существительных. Как изменяются глаголы и прилагательные, с которыми они связаны?
Напиши текст со словами во множественном числе.




  1. Индивидуальная работа.

Дидактическая тетрадь.

130. Прочитайте текст и озаглавьте его по-своему.
Кипрей.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Бывает в лесу пожар. Сгорят все кусты и деревья. Останется от леса только чёрная земля – пепелище. Но пройдёт год-другой, и на месте сгоревшего места вырастет кипрей, или иван-чай, как называют это растение в народе.

(По А. Онегову).




  • Подчеркни глаголы в единственном числе зелёным цветом, а во множественном числе – жёлтым.

  • Напиши, что тебе известно об иван-чае ( или о каком-либо другом растении). Озаглавьте свой текст.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________






Учебник.
553. Прочитай.
Ребята постоянно пом…гают лесу. Они разводят п…лезных ж…вотных, ухаживают за деревьями. Зимой ставят к…рмушки, весной развешивают птич…и домики, сл…дят за молодыми п…садками.
На какие правила пропущены буквы? Объясните.

(Проверка).





  1. Итог урока.

(Звучит музыка «Голоса птиц и зверей»).

- С какой частью речи мы сегодня работали? (С глаголами).

- На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делать? Что сделать? Что делают?).

- Что они обозначают? (Действие предмета).

- Каким членом предложения бывают? (Сказуемым).

- Как изменяются глаголы? (По числам).

- Почему одни слова отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ ? А другие на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение С. Никулина

«Русский лес».

Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна.

Течёт вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног.

А если и устану – присяду на пенёк

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где – то бродит леший с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

С. Никулин

МОУ Николо-Урюпинская основная общеобразовательная школа



Чтение.

Тема: История карандаша.

Учитель


начальных

классов


Л.А. Домащенко.

Открытый урок в 3-м классе

по системе Л.В. Занкова
Тема урока: История карандаша.
Цель урока: 1. Продолжить работу над ролью чистоговорок и

скороговорок в совершенствовании устной речи.


2. Продолжить знакомство из чего твои вещи сделаны.

3. Познакомить детей с изготовлением карандаша, что нужно

для изготовления карандаша.



Ход урока.

  1. Речевая разминка.

Ба – ба – ба – из окна торчит труба.

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Му – му – му молоко кому?

Ре – ре – ре – метём сор во дворе.

Су – су – су – очень холодно в лесу.

Та – та – та – у нас в доме чистота.

Чу – чу – чу – молоточком я стучу.

Утром, присев на зелёном пригорке,

Учат сороки скороговорки:

Кар – р – р! Кар – низ, кар – рамель, кар – рапуз.

Забавной обезьянке Бросили бананы

Бросили бананы. Забавной обезьянке.

Села мышка в уголок

Съела бублика кусок.

- Ребята, отгадайте загадку и попробуйте отгадать тему урока.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (Карандаш).

- Ребята, прочитайте загадку, которая написана на доске про себя.

- А теперь вслух.

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход!

- Что же это? (Карандаш).
- А вот ещё одна загадка.
Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдаёт.


- Какая же тема нашего урока?

( Рисунок карандаша. Словарное слово).

В энциклопедическом словаре читаем о карандаше.
Карандаш (от тюрского кара – чёрный и таш, даш – камень) стержень (часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования, черчения.
- Ребята, посмотрите из коры какого дерева, а дерево это сосна – сделаны наши карандаши.

Графит, который вкладывают в карандаш.

Фольга – из которой печатают на карандаше блестящие буквы.
- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Ильина и Сегал «История карандаша».

- После чтения вы мне ответите на вопрос. Какой это рассказ?


Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно…

(Чтение рассказа учителем).
- Какой же это рассказ? (Чтение детьми).

- Ответы на вопросы учебника.

1. Как сделали ваш карандаш?

2. Что нужно для изготовления карандаша?

3. Откуда везут эти материалы?
Чтение рубрики. Это интересно знать.
Каких только карандашей не выпускается в мире!

Самые разные по размерам и сечению – круглые, шестигранные, восьмигранные, трёхгранные, плоские.

Есть карандаши с кисточками, карандаши-резинки.

Имеются карандаши с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиком. Бубенчик позванивает, и писать становится веселее.

Бывают карандаши с календарём, таблицей умножения, портретами киноартистов, с азбукой, дорожными знаками или рекламными текстами. Выпускаются даже ароматические карандаши.

(Можно, например, нарисовать апельсин, который порадует не только глаз, но и обоняние).

Карандаши верно и надёжно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты для записи и зарисовок под водой.

Безотказен карандаш в условиях невесомости. На полярных станциях и ледниках «вечные» или шариковые ручки могут подвести – замёрзнуть. Карандаш – нет. Карандашом любил писать А. Толстой, который написал для детей «Приключения Буратино».


- А сейчас мы послушаем сказки о карандаше написанные вами.

(Чтение сказок детьми).


- Что, вы, узнали из урока?
- Ребята, если хотите узнать больше о карандаше, можно почитать следующие книги…

(Выставка книг).

МОУ Николо-Урюпинская основная общеобразовательная школа

Русский язык

Тема: Имя прилагательное.

Определение рода и числа у

имён прилагательных.

Учитель


начальных

классов


Л.А. Домащенко

Открытый урок во 2-м классе

по системе Л.В. Занкова

Тема урока. Имя прилагательное.

Сопоставление имени прилагательного с именем

существительным.

Определение рода и числа у имён прилагательных.


  1. Разминка рук.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


  1. Работа в тетрадях по каллиграфии.

- Какие слоги мы сегодня будем писать?

- Что можно сказать о слогах – слияниях, которые мы сегодня писали?

- Кто прочитает слова на следующей строчке?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что можно сказать об этих словах?

- Кто прочитает предложение?

- Какие правила будем применять при написании предложения?

- Какие части речи встретились нам в этом предложении.
-- Ивы растут у реки. –
Работа со словарём.
- Сегодня мы писали с вами слоги – слияния.
А если мы будем находить в словаре для справок слова, чтобы начало первого слога было – пе, ме. В какой последовательности будут идти слова.
Мебель, медведь, пенал.

(Проговорим по слогам, куда падает ударение).


Пенал – длинная коробочка, футляр для хранения ручек карандашей,

перьев.
В старину писали гусиными перьями, позднее – металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова перо. На латинском языке перо называется пена. Поэтому и ящичек назвали пенал.


- Послушайте какое стихотворение написал Юрий Коринец.
Расскажу я, чтоб ты знал,

Для чего тебе пенал.

У тебя своя кроватка,

Где ты выспался в тиши,

А в пенале дремлют сладко

Перья и карандаши:

Наработаются лишку –

Залезают спать под крышку.


- А что мы с вами записали?

(Имена существительные).


Вывод: Что мы с вами вспомнили работая в тетради по каллиграфии.

(Мы повторили часть речи – имя существительное).


(Убрали тетради по каллиграфии на край парты).
Физкультминутка.
(Открыли рабочие тетради).
- Давайте проверим домашнее задание.

- Что вам было задано?

- А какое самое лучшее, самое интересное предложение.


  1. – Сегодня мы продолжим с вами знакомиться с частью речи – имя прилагательное.

Будем учиться определять род и число имени прилагательного.
- Послушайте загадку.
Живёт в доме хозяин:

Шубка атласная,

Лапки бархатные, ушки чуткие.

Днём спит или сказку говорит,

Ночью бродит, на охоту ходит.

(Кошка).


- Давайте выпишем прилагательные вместе с существительными. Определим число существительных.

Атласная шубка (ед. число, ж. род).

Бархатные лапки (мн. число). (Дети пишут в тетрадях).

Чуткие ушки (мн. число).


- Давайте изменим множественное число существительных на единственное число. Определим род.

- Произнеси существительные лапка, ухо вместе с прилагательными из загадки. Поставь к прилагательным вопросы.

- Изменились прилагательные после изменения числа существительных?

- Какой можно сделать вывод?

- А что нам говорит автор учебника Полякова

(стр. 118, правило).


Упражнение № 348.

1 предложение – разобрать,

2 – 7 предложения – самостоятельно.
Физкультминутка.
Упражнение № 349. (на доске – образец).
Существительное Прилагательное Глагол
Волк Красное Лежал

Лыжник Жёлтый Учил

Хищник Сладкая Хотел

Журнал Солёный Болел

Растение Горячее Брал
Игра «Когда это бывает?»
- Угадайте по признакам время года.

Голубые, синие

Небо и ручьи

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

(Весна).


Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

(Лето).
Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

(Осень).
Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки как рога.



(Зима).
- Ребята, давайте подведём итог урока. Чем мы занимались, что узнали нового.
/ Узнали, как определить род и число имени прилагательного по имени существительного, к которому оно относится. Классифицировали (группировали) слова по частям речи./
скачать


Смотрите также:
Урок в 3 классе. Цель урока: Развитие умения изменять глагол по числам, согласовывать имя существительное и глагол в числе
143.54kb.
Имя существительное ( обобщение) Цели и задачи: закрепить все изученное по теме Имя существительное
95.25kb.
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Глагол" Цели: 1 Обучающая
67.74kb.
Глагол – «вечный двигатель жизни» Стихи и высказывания о глаголе
310.02kb.
Надеялся глагол, 2 спр. Развеяно глагол, 2 спр
9.47kb.
Синеватый ва ударный это не глагол. Не 3 слова Рассеивал я рассеиваю
11.44kb.
Урок русского языка в 4-м классе по теме Имя существительное
63.22kb.
Уроках русского языка». Тема урока: «Обобщение по теме глагол» Форма урока: урок-путешествие
63.25kb.
Памятка по синтаксису выражение подлежащего и сказуемого
52.09kb.
Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам"
453.27kb.
Конспект урока русского языка в 6 классе «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»
53.97kb.
Любовь это больше глагол, чем существительное…
19.03kb.