Главная стр 1
скачать
Урок изобразительного искусства в 5 классе

« Русский народный праздник»

учитель МОУ «СОШ с.Рефлектор» Сиротина О.В.

Цель: Познакомить детей с русским народным празднеством Масленицей, посвященном окончанию зимы.

Задачи:
  • развитие творческой фантазии, активности, умение работать в малом коллективе (группе).


  • развитие непосредственного эмоционального восприятия;
  • воспитание бережного отношения к народным традициям;

Оборудование:

  1. Музыкальный ряд: русские народные песни.

  2. Репродукции картин Б.М.Кустодиева «Балаганы», «Масленица», «Ярмарка» В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»

  3. Картинки с изображением народных гуляний.

  4. Использование ИТК.

Структура урока

  1. Организационный момент (прослушивание музыкального отрывка).

  2. Постановка темы и целей урока.

  3. Беседа о русском народном празднике Масленица.

  4. Отражение темы Масленица в русском народном искусстве.

  5. Постановка художественной задачи. Разбивка класса на группы.

  6. Практическое выполнение задания.

  7. Подведение итогов. Выставление оценок.

  8. Домашнее задание.

Ход урока

I.(Звучит музыкальный отрывок русской народной песни).

Учитель зачитывает стихотворение

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Учитель: Как вы думайте, о каком русском народном празднике идет речь?

Сегодня я вас познакомлю с красивым русском народном праздником Масленица.Что же это за праздник?

Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится в этом году на период с 23 февраля по 01 марта. Т.е на этой неделе.


Масленица - разгульный народный праздник. Давным-давно это был языческий праздник, посвященный богу Солнца - Яриле. Сейчас Масленица празднуется как последняя неделя перед церковным Великим Постом.

Пост - это время, когда верующим в Христа людям запрещено есть жирные и мясные продукты. Поэтому в дни празднования Масленицы проводятся богатые пиры. Хозяйки готовят разные блюда и приглашают к себе гостей. Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и яйца, и много-много сладостей!



Но "главным блюдом " являются блины.

(зачитать стихотворение о блинах)

Учитель: Как вы думайте, почему символом масленицы является блин?

Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий


О блинах и масленице

В старину, пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не могло сравнится по популярности с блинами. Блин сопровождал человека всю жизнь от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов). Никто не знает, когда блины впервые появились на нашем столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов.


Считалось дурной приметой на столы в Масленицу не подать блины – значит, год будет неурожайный, голодный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Не все люди верили в приметы, но блины пекли всегда.
Любили на Руси праздник Проводов Зимы, потому и праздновали широко – в народе и по сей день, сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». И вот почему: сама по себе масленичная неделя не однородна. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок - узкой и широкой масленицы, а каждому дню масленичной недели было дано свое имя.

Понедельник – Встреча гостей

Вторник – Заигрыши. С утра дети начинали кататься на санях с гор..

Среда – Лакомка. Стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами.

На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам.


Четверг – Разгул.

С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежных городков, на конские бега, катание по улицам.



Пятница - Тещины вечерки. Ходили к тещам на блины.

Суббота – «Золовкины посиделки»


Воскресение - Прощеный день. Родственники и друзья ходили к родным и просили прощения за умышленные и случайные обиды. Поклоны и мольбы не считались унизительным. Важно было получить прощения.


Центральной фигурой всех праздничных дней была сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в старые сарафаны или кафтаны, опоясывали кушаком обували в драные лапти (соломенная кукла олицетворяла собой Зиму-Марену) Ее возили в санях, катали с гор на санках, славили и величали.
В последней день гуляний - устраивали проводы Масленицы. Сутра ребятишки собирали дрова для костра – жечь Масленицу.

Сжигали чучело надоевшей Зимы. Улетает дым высоко в чистое небо, будит после долгой спячки Красное Солнышко.



Учитель: А какую русскую народную сказку вы вспоминаете, когда говорим об этом обряде? (Снегурочка)

Многие художники изображали этот красивый русский праздник в своих картинах.


Отражение темы Масленицы в русском народном искусстве.

В. Суриков 1848-1916. Взятие снежного городка (фрагмент). 1891


  • "Масленица" Кустодиева
    Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. Но с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. "Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин..."

(показ репродукций)

. Не только художники отражали в своем творчестве тему Масленицы, но и поэты Например А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" писал такие строки о масленице:. (семье Лариных):

А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.

Учитель: Ребята у меня в руках вот такая кукла. Маленькая масленица нам нужно будет ее одеть. Давайте нарядим ее в русскую народную одежду. Одежду украсим вышивкой по мотивам русской народной одежды.



Давайте вспомним, какие узоры относятся к русской народной вышивке?

Что они означают?

Почему наши предки вышивали символами одежду?

Учащиеся делятся на две группы. Раздаются листы бумаги с изображением одежды. Учащиеся должны расписать шаблоны в стиле русской народной вышивке. Затем склеить ее. Одеть на чучело масленицы.

Вопросы для закрепления: Почему масленицу называют широкой, веселой, объедухой, сырной неделей? Почему символом масленицы стали блины?

(учитель зачитывает стихотворение)

Как на масленой неделе Из трубы блины летели!

Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!

Пришла маслена неделя, была у кума на блинах.

У кума была сестрица, печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,семерым их не поесть.

А сели четверо за стол, дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели и… блины-то все поели!

Подведение итогов творческой работы. Выставление оценок



Учитель: Ребята у нас сегодня какой день недели масленицы? Я вас хочу угостить блинами.

Домашнее задание: Нарисовать праздник Масленица.
скачать


Смотрите также:
Урок изобразительного искусства в 5 классе «Русский народный праздник»
51.46kb.
Методические рекомендации по изучению темы на уроках изобразительного искусства в 8-ом классе, IV четверть
53.44kb.
Урок изобразительного искусства в 3-м классе на тему "Красота в руках художника"
69.7kb.
«Народный праздничный костюм»
80.48kb.
К уроку изобразительного искусства в 1 классе Учитель изобразительного искусства: Зверева Надежда Тихоновна
90.54kb.
Занятие «Что такое русский народный фольклор?»
47.93kb.
Урок изобразительного искусства в 5-м классе "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"
60.4kb.
«Пейзаж изобразительного искусства»
81.95kb.
Интегрированный урок изобразительного искусства и чтения в 3 классе «Художник в театре»
58.5kb.
Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме: «Материнская любовь и верность в творчестве художников.»
42.04kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Каликина Ольга Антоновна учитель изобразительного искусства высшей категории Барнаул 2013 5 класс пояснительная записка рабочая программа
670.61kb.