Главная стр 1
скачать
Предмет: литературное чтение, урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Тема урока: Павел Петрович Ершов «Конёк – горбунок».
Цель урока: знакомство с сюжетом и героями сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок».
Задачи урока:

Образовательные:

  • учить понимать поступки героев, давать им характеристику;

  • обогащать словарный запас учащихся через словарную работу;

  • учить рассуждать, объяснять и доказывать собственное мнение, делать выводы;

Развивающие:

  • развивать навык сознательного выразительного чтения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз;

  • развивать речь учащихся, внимание, мышление, воображение;

  • развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности, в процессе работы в группах;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к русской литературе, к поэзии;

  • воспитывать любовь к чтению.


Продолжительность: 1 урок по 40 минут.
Класс: 4 класс.
Технологии: презентация Microsoft РowerРoint.
Оборудование: учебник Л.М. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Родная речь. 4 класс, часть 1», книги П.П. Ершова разных издательств, портрет П.П. Ершова, копии страниц учебника, иллюстрации к сказке разных художников, вопросы мини-викторины, П.К., мультимедийный проектор, презентации Microsoft РowerPoint
Раздел: «Чудесный мир классики»
Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

1.Организационный момент

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица.

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.



 Слайд №1

2. Сообщение темы урока


Учитель. По нашему классу тоже будет ходить сказка. Почему? (Мы изучаем сказку П.П. Ершова «Конёк-горбунок».

Выставка книг разных издательств и разных годов издания

2.Речевая разминка

Учитель. Сейчас мы с вами подготовимся к чтению.

Учитель. Прочитайте стих про себя. О ком в нем говорится?

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу,

Как он ездил за кольцом,

Как был на небе послом,

Как он в Солнцевом селенье

Киту выпросил прощенье;

Как, к числу других затей,

Спас он тридцать кораблей;

Как в котлах он не сварился,

Как красавцем учинился;-

Словом: наша речь о том,

Как он сделался царём.

Прочитать жужжащим чтением, с радостью, с сожалением, прочитать в парах по строчке, прочитать хором.



Слайд № 2
Слайд № 2

3. Актуализация знаний,

загадки о сказках

 


Учитель. Сначала я вам предлагаю отгадать загадки

 Слайд № 3

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.



Емеля (слайд № 3)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.



Гуси-лебеди

(слайд № 3)

Сладких ягод аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло в ночи, как днём.



Жар-птица

(слайд № 3)

Был друг у Ивана

Немного горбатым,

Но сделал счастливым его и богатым.


Конёк-горбунок

(слайд № 3)




Учитель. Я считаю, что среди отгаданных вами сказок, одна оказалась лишней. А вы как думаете? (Сказка «Конёк-горбунок», она литературная, у неё есть автор.)


После детских ответов –

слайд № 3

4. Повторение прочитанного.

Учитель. Кто автор сказки «Конёк-горбунок»? (Пётр Павлович Ершов.)

- Давайте вспомним, с чего всё началось? (Краткое повторение прочитанного.)

Учитель. Кто главные герои? Чем они занимались? Что случилось однажды? Что решили делать?

 После ответа - слайд № 4

Выборочное чтение

 


Учитель. Кто первый пошёл в дозор? Прочитайте, как прошла ночь, чем занимался старший брат?




Учитель. Что вы знаете про вторую ночь?




Учитель. И, наконец, третья ночь? Кто пошёл в дозор? (Иван) Почему он не сразу пошёл в дозор? (Он лежал на печи и пел песни. Ему не хотелось идти.) Что придумал отец? (Он пообещал Ивану баранки, картинки.) Итак, Иван пошёл в дозор. Что произошло ночью, прочитайте.

Слайд № 5

  • «Поле все Иван обходит…»

слайд № 5

  • «Звезды на небе считает…»

слайд № 5

  • «Караульщик наш привстал…»

слайд № 5

  • «И увидел кобылицу…»

слайд № 5 

5. Словесное рисование.



Учитель. Ребята, а какой вы представляете себе эту необычную кобылицу? (Ответы детей)




Учитель. Посмотрите, как художники – иллюстраторы представили себе кобылицу. Какая из этих иллюстраций вам нравится больше, почему? (Ответы детей)

Слайд № 6

6. Характеристика героев и их поступков.

Учитель. Кого пообещала кобылица Ивану? (Двух коней и конька – горбунка.)

Что произошло через некоторое время? (Брат забрёл в балаган и увидел коней.)

Как поступили братья? (Решили украсть коней и продать.)

- Одобряете ли вы поступок братьев? (Нет.) Почему? Скажите, какими Павел Петрович Ершов представляет нам старших братьев? (Хитрыми, жадными, обманщиками.)

- Мы уже знаем, что Ивану удалось догнать братьев с конями. А кто ему помог в этом? (Конёк-горбунок.) А почему братья не забрали конька-горбунка? (Он был некрасивым и маленьким.)


 

Слайд № 7

Слайд № 7

6. Физкультурная минутка для глаз

«Лошади»

Слайд № 8

 Выборочное чтение.

Учитель. Что сказал Иван, когда догнал братьев? Прочитайте

 Слайд № 9 Мультимедийная установка – закрыть луч проектора.

7.Чтение сказки учителем.

Учитель. Мы продолжаем знакомство со сказкой, нам осталось совсем немного.




8.Анализ прочитанного отрывка:


Учитель. Какое впечатление от прочитанного? Что понравилось, что - нет. Как Ивану удалось с царём познакомиться? Почему царь Ивану предложил служить во дворце? Что стало с отцом и братьями?




9. Работа в группах.


Учитель. Стихи П.П. Ершова очень легко читаются и запоминаются. Я предлагаю вам восстановить строчки из произведения, а потом проверить по учебнику.

В долгом времени аль вскоре 
Приключилося им ………..: 
Кто-то в поле стал ходить 
И пшеницу ……………….. 
Мужички такой печали 
Отродяся не …………………; 
Стали думать да гадать -- 
Как бы вора …………………….; 
Наконец себе смекнули, 
Чтоб стоять на ………………….., 
Хлеб ночами поберечь, 
Злого вора ……………………….




Дети делятся на группы, получают карточку с заданием, работают вместе, проверяют выполненную работу по учебнику.

9. Итог урока.


Учитель. Выразите своё отношение к сказке. Кто из героев вам понравился? Почему? Кого бы из героев хотели бы иметь своим другом? (Ответы детей)

- Еще много интересного происходило с Иваном в этой сказке, а рядом с ним был лучший друг и помощник – Конёк-горбунок.



 

- Прочитайте эту сказку и узнаете, как Иван ловил Жар-птицу.

Слайд № 9

- Как нашел он Царь-девицу.

Слайд № 9

- Как спасал он Рыбу – кит.

Слайд № 10

- Как на небе побывал.

Слайд № 10

- Как искал на дне он перстень.

Слайд № 11

10. Домашнее задание

Дочитать сказку, ответить на вопросы.



Слайд № 12

Литература и Интернет-ресурсы.

    1. Загадки с ответами «Отгадай сказку» -

http://www.ubilya.ru/Mysteries_of_Guess_the_fairy_tale.

    1. Л.М. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Учебник «Родная речь. 4 класс, часть 1», , М.: «Просвещение», 2009 год.

    2. OCR Кудрявцев Г.Г. Государственное издательство детской литературы 
       Министерства просвещения РСФСР. М.- Л. 1964. –

http://lib.ru/LITRA/ERSHOW/konek.txt_with-big-pictures.html

    1. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой «Родная речь», М.: ООО Вако, 2011 год.



скачать


Смотрите также:
Урок изучения и первичного закрепления нового материала. Тема урока: Павел Петрович Ершов «Конёк горбунок»
87.46kb.
Урок-путешествие физика 7 класс. Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера)
130.93kb.
Урока по французскому языку в 7Б классе Учитель: Середавкина Ольга Николаевна Тема урока: «Les activités des élèves»
63.26kb.
Трение. Сила трения
116.44kb.
Урок, основанный на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий. Тема «В зоопарке» Цель
92.1kb.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний Тема урока : Звёздное небо
107.64kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Урок литературы в 5 классе по теме: «Удивительный мир сказки П. Ершова «Конёк-горбунок»
131.53kb.
Что читать летом 2 класс Русские народные сказки и былины П. Ершов. «Конек- горбунок»
21.25kb.
Конспект урока Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков» Тип урока: урок изучения нового материала
104.5kb.
Игра- путешествие по сказке П. П. Ершова «Конёк- горбунок» Оформление: Текст сказки П. Ершова «Конек – Горбунок»
38.55kb.
Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности»
135.9kb.