Главная | стр 1
Тема урока: Определение понятия. Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений. Задачи урока:
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Методы: словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский. Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная. Оборудование: проектор, компьютеры. Дидактический материал: презентация «Определение понятия», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием. План урока.
Выставление оценок – 5 мин. Ход урока. 1. Организационный момент. Слайд 1 Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. Не нужно нам владеть клинком, Не ищем славы громкой. Тот побеждает, кто знаком С искусством мыслить тонким. Г.Уордстворд. 2. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 - 4. Мы продолжаем изучать тему «Понятия как форма мышления». Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. Давайте вспомним: - Что такое понятие? - Какие признаки объекта считаются существенными? - С помощью чего представляют отношения между понятиями? 3. Изучение новой темы. Слайд 5 - 9. - Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. - Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей. Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие. Запишите в тетрадь следующую схему (слайд 5): Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым. Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим. Запишите в тетрадь пример определения понятия (слайд 6):
Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие. Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой (слайд 7): Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи. Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие. Итак, при построении определения можно выделить два этапа: первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие; второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.
Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.
Пример: Информатика – наука об информатике.
Пример: Информатика – это не математика.
Пример: Информатика – это молодая и древняя наука. Вывод. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9) 4. Выполнение практического задания на компьютере. Практическая работа №6 задание 2 (Приложение 1). На всех компьютерах учащихся на рабочем столе в папке «К уроку» находится файл Пары.doc. Ученики садятся за компьютеры, открывают текстовый редактор и выполняют задание, через 10 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с учащимися упражнение для глаз. Коллективная проверка задания. Слайд 10.
- Как строится определение? -Какие ошибки могут возникать при построении определения?
1. Учебник § 2.3, с. 51-53. 2. В любом из словарей найти определение двух понятий через родовое понятие и видовое отличие. Выставление оценок. Приложение 1. Практическая работа №6 Задание 2. В текстовом процессоре открыть текстовый файл Пары.doc. ![]() Под текстом создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, копируя, вставьте их в соответствующие столбцы таблицы. Ответ:
Смотрите также: Урок информатики в 6 классе. Тема урока: Определение понятия. Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений. Задачи урока
52.49kb.
Урок истории в 9 классе Тема урока: Реформы Столыпина. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели урока: образовательная
55.54kb.
Методическая разработка урока в 8 классе на основе «знаньевой парадигмы». Тема: Функции кожи. Тип урока: комбинированный. Цели и задачи урока
105.96kb.
Урок истории в 7 классе Тема урока: § 30,31 Великая французская революция XVIII века
56.36kb.
Урок по истории в 6 классе. Тема урока : Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
129.85kb.
Урока дата Наименование урока Форма урока Вопросы урока
161.7kb.
№ урока Тема урока Цели и задачи Формируемые ууд тип урока Оснащение урока
254.16kb.
Урок математики в 1 классе умк «Перспективная начальная школа» Тема урока:«Задача. Условие и требование» Место урока в теме: 1-й и 2 й урок Тип урока: открытие новых знаний
98.27kb.
План-конспект урока географии Класс 9-й Дата Тема раздела: Общий обзор России Тема урока: Национальный и религиозный состав населения России Цели и задачи урока
77.8kb.
Урок в 5-м классе по теме «Графика. Алфавит» Тип урока : урок объяснения нового материала. Цели урока: расширить знания учащихся в области истории родного языка
85.73kb.
№ урока Тема урока Цели и задачи урока Навыки и умения Сроки пров урока
255.78kb.
Форма урока: урок-лекция с использованием икт тип урока: Урок изучения нового в форме лекции Тема урока : достопримечательности Великобритании Оснащение: персональный компьютер 64.49kb.
|