Главная стр 1
скачать
Урок истории в 7-ом классе

Тема урока: Торговля и ремесла

Новгородской

земли.

Учитель: Козырь Н.Н. Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида г. Нелидово


Цели урока: 1. Познакомить учащихся с торговлей

и ремеслами Новгородской земли.



  1. Корригировать познавательную деятельность учащихся на основе приемов сравнения и описания.

  1. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование. - Карта «Раздробленность

Киевской Руси ХП-ХШ вв.»,

- план-схема Древнего Новгорода,

- кроссворд,

- Лента времени,

- атласы,

-аудиозапись «Новгородский торг»,

- картина А.Васнецова «Новгород­ский торг»,

- пословицы,

- карточки с рисунками «Изделия новгородских ремесленников»,

- индивидуальные задания.

1. Организационный момент.

Расшифруйте тему урока.



2. Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа.

-Какую тему изучали на прошлом уроке? (Новгородская земля).

-Покажите территорию Новгородской земли на карте.

-Каким было расположение Новгородской земли? Почему оно

считалось удобным и выгодным? (Потому что через Новгородскую

землю проходил важный торговый путь «Из варяг в греки»). Какой

торговый путь проходил по Новгородской земле?

-Покажите его на карте.

-Чем была богата Новгородская земля? (Лесами, реками, озерами,

солью, железной рудой).

-Чем занимались жители Новгородской земли? (Охота, рыболовство, собирательство, скотоводство).

-Почему они практически не занимались земледелием?

-Какой город был столицей Новгородской земли? (Новгород).

-Объясните происхождение этого слова.

-Как в народе называли Новгород? (Господин Великий Новгород).

-Почему? (Потому что это один из самых богатых и больших

городов Древней Руси).

Задание. Составить план Новгорода. (Задание слабому ученику)

- Вспомните главные части этого города.



Кроссворд.

1)Озеро, находящееся в центре Новгородской земли. (Ильмень). 2)Главный Новгородский храм. (Софийский собор)

3)Река, протекавшая через Новгород. (Волхов).

4)Главная часть Новгорода. (Кремль).

5)Часть города, где располагался торг. (Торговая).

6)Место, где селились ремесленники и мелкий торговый люд.

(Посад).

Рассказ ученика с опорой на план-рисунок.

-Экскурсию по Древнему Новгороду попрошу провести ....

В своем рассказе можно использовать слова из кроссворда, план-рисунок города.

Работа с пословицами.

-Составив дату из пропущенных в пословицах цифр, вы узнаете дату первого упоминания Новгорода в летописи.


Весна да осень - на дню погод ..(восемь).

.. .(пять) пальцев в одно кольцо не возьмешь.

.. .(девять) раз надо сказать, на десятый только послушает. (859г.)

-Расположите дату на Ленте времени.



3.Физминутка.

(Напишите дату движениями шеи и подбородка).



4.Сообщение темы и целей урока.

-Богатой и могучей была Новгородская земля. Славилась она не земледелием, а своими ремеслами и торговлей. И сегодня на уроке мы побываем на торговой площади Древнего Новгорода, познакомимся с самым известным новгородским купцом, посмотрим на изделия новгородских ремесленников.



(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

Торговля и ремесла Новгородской земли.

Ремесло — это рукодельное мастерство, ручной труд, работа и умение, коим добывают хлеб.

- А кто такие ремесленники? Что они изготовляли?



а) Практическое задание. Соотнести изделия ремесленников.

Новгородские ремесленники

Ткачи кузнецы оружейники бондари

Резчики по дереву гончары ювелиры кожевники

Индивидуальное задание для Корнаушенкова К. Лепка из пластилина кувшина.

-А сейчас с помощью машины времени и современной техники мы отправимся на Торговую площадь Древнего Новгорода.



б) Аудиозапись (Торг. Меры длины. Береста.)

-Какими ремеслами славились новгородцы?

-Нарисуйте изделия новгородских ремесленников.

Игра «4-ый лишний»: Локоть, пядь, вершок, метр.

-Что можно было измерить в таких единицах? (Ткань, полотно).

-Назовите старинные меры длины. (Локоть, пядь, вершок).

-Покажите локоть, пядь, вершок. (С опорой на иллюстрацию).

-Почему наши предки для измерения ткани использовали руку? Как вы думаете, могла ли эта мера быть точной?


в)Рассказ учителя с опорой на иллюстрацию ( см.стр.210 учебника) или Аудиозапись 15 (Кремль. Пристань. Корабли).

- Новгород был удобно расположен на перекрестке водных путей. Из Балтийского моря можно было попасть в Ладожское озеро, а из него в реку Волхов. По новгородским небольшим речкам можно было достигнуть верховий рек Волги и Днепра.

Из Балтийского моря в Новгород плыли ладьи немецких и голландских купцов. Сначала плыли они по морю на больших морских кораблях. Затем в устье реки Волхов они перегружали свои товары на маленькие речные ладьи. Здесь их товары осматривали и брали с них торговую пошлину. Пошлиной назывался налог, который платили иностранные купцы за право торговать на новгородской земле. После уплаты пошлины они могли везти свои товары в Великий Новгород,

Новгородские купцы не только торговали с гостями на своей земле, но и сами плавали в немецкие и голландские земли, торговали со шведским королевством и соседней Польшей. Торговля приносила большое богатство новгородцам. Поэтому среди жителей Новгорода мало было бедных людей, большинство жили в достатке.



Задание. Соберите слова. Найдите и прочитайте объяснения этих слов в учебниках на стр.211.

Работа в тетрадях.

Словарь:


Пошлина- налог, который платили иноземные купцы за право торговать.

-Как вы думаете, с какой целью новгородцы брали пошлину с иностранных купцов? Куда шли эти деньги? (В городскую казну). Пристань - место на реке, где останавливались корабли.



5. Закрепление нового материала.

Практические задания.

Задание 1. Представьте себе, что вы новгородские купцы. Нагрузили вы корабль товаром и отправились в Киев. Из предложенных товаров выберите те, которыми могли торговать новгородские купцы.

(Хлеб, вяленая рыба, кувшин, ключ, пушнина, сотовый телефон, магнитофон, ручка).


Задание 2. Вы торговец тканью, полотном.. Отмерьте ткань. В каких единицах вы измеряли?

Самым известным купцом в Новгороде был Садко. До наших дней дошла о нем былина.



г) Работа с учебником (Чтение рассказа для дополнительного чтения стр. 211-212 Учебника).

  • Как Садко стал купцом?

  • С какими трудностями сталкивались новгородские купцы? Дом. задание.

Работа с пословицами.

Ремесло - кормилец.

Лучше торговать, чем воровать.

- Как вы думаете, устарели ли эти пословицы? Можно ли их отнести к нашей современной жизни? Народная мудрость не устаревает. Она передается нам от наших предков. И мы должны следовать ей.



6. Итог урока.

-Почему в Новгороде не было бедных людей? (Потому что ремесло и торговля приносили хороший доход жителям Новгорода).
скачать


Смотрите также:
Урок истории в 7-ом классе Тема урока: Торговля и ремесла Новгородской земли
59.6kb.
Урок истории в 9 классе Тема урока: Реформы Столыпина. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели урока: образовательная
55.54kb.
Новгородская земля
37.82kb.
Урок в 5-м классе по теме «Графика. Алфавит» Тип урока : урок объяснения нового материала. Цели урока: расширить знания учащихся в области истории родного языка
85.73kb.
Интегрированный урок истории и обществознания в 11 классе Тема урока : Повторительно обобщающий урок по всеобщей истории 20 века
47.64kb.
Урок истории в 11 классе. Тема урока- исследования «Судьба человека» (2 часа) Сценарий урока разработан учителем истории
129.48kb.
Урок-презентация. История, 9 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема урока: «Гражданская война в России». Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок)
47.83kb.
Урок в 8 классе. Разработка учителя истории Хамзиной А. М. Тема урока «Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг.» Тип урока: комбинированный
78.9kb.
Урок «Женские ремёсла села Тугустемир»
255.96kb.
Урок по истории в 6 классе. Тема урока : Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
129.85kb.
Урок-исследование по русскому языку в 4-ом классе тема: Исследование слова «доброта». Тип урока: повторительно-обобщающий урок форма урока: урок-отчёт
126.45kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.