Главная стр 1
скачать

КГСКОУ Маралихинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида
Урок истории в 8 классе
«Золотой век русской культуры»



Учитель истории и обществознания:

Гольева Т.В.


2011-2012 учебный год
Урок 51. Золотой век русской культуры.

Цель

Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX в..



Задачи

Образовательные: показать исторические особенности развития золотого века русской культуры; показать вклад живописи, архитектуры в мировую культуру; показать значение русской литературы первой половины XIX в.; познакомить с основными памятниками русской культуры.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, внимание, воображение, память; умение анализировать произведения искусства; продолжать развивать умения работать с текстом учебника.

Воспитательные: пробудить у учащихся понимание красоты произведений искусства, воспитывать уважение к людям творческого труда.

Основные знания

Первая половина XIX в . – развитие золотого века русской культуры: живописи, архитектуры, литературы, музыки..



Основные термины и понятия

Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка..

Оборудование и материалы

Портреты, иллюстрации, слова для схемы.

Тип урока

Сообщение новых знаний.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Оргмомент







Актуализа-

ция знаний,

объявление

новой темы



Вступительное слово.

Два крупных события первой половины XIX в. : Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года повлияли на развитие русской культуры. У писателей и поэтов, художников в произведениях появился интерес к истории Отечества.



Тема: «Золотой век» русской культуры.

Слушают


Записывают в тетрадь

Изучение нового материала



Вводное слово.

-Сегодня мы говорим о культуре.

?Что такое культура?

Живопись.

Архитектура.

Литература.

Музыка.

(Слова – на доску магнитами)
Работа с текстом учебника.

Стр. 246.

-О каком художнике прочитали?

-Кого изображал на своих картинах?

Живопись.

В.А.Тропинин - портреты.
Словарная работа: портрет.

Демонстрация и разбор иллюстраций.
Рассказ о Венецианове.

А.Г. Венецианов – портреты и пейзажи.

Словарная работа: пейзаж.


Демонстрация и разбор иллюстраций.
Обобщение и вывод о живописи:

в первой половине XIX в. художники изображали простых людей, исторические события.
Рассказ о строительстве храма Христа Спасителя.

Рассматривают фотоснимок 1.

Беседа по вопросам:

-В честь какого события построен храм?

-На чьи деньги сооружали?

-Какая участь постигла храм?

-Кто разработал проект этого храма?
Архитектура.

К.А. Тон – в Москве.

Демонстрация фотографий и продолжение рассказа.

-Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, вокзалы в Москве и Петербурге.
-Что еще построено по проекту Тона?
Работа с текстом.

-Что строили в Петербурге?

-Какой известный архитектор работал в Петербурге?

К.И.Росси – в Петербурге.

-Что построено по проектам Росси?

-Как стала называться площадь перед музеем?

-Почему «Русский музей»?



Демонстрация фотоснимков.
Работа с текстом учебника.( 2 абзаца.)

-Назовите поэтов и писателей первой половины XIX в.?

-Какое произведение написал Карамзин?

Дополнение о Карамзине.

Литература.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.М. Карамзин.
Работа с рассказом для дополнительного чтения «Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор».

Находим ответ на вопрос в тексте.

-Из какой семьи был М.И. Глинка?


Словарная работа: фортепиано, скрипка.

-Какая тема интересовала Глинку?

Словарная работа: опера.

-Какую оперу написал Глинка?

-Кто такой Иван Сусанин?

Прослушивание отрывка из оперы.

-Почему Глинка был вынужден изменить название оперы?

Музыка.

М.И.Глинка.
? Почему начало XIX в. назвали «золотым веком» русской культуры?
Обобщение и вывод по теме.

Слушают


Объясняют значение слова.

Один читает, остальные следят

Отвечают
Записывают в тетрадь

Находят значение слова.


Рассматривают, отвечают на уточняющие вопросы

Слушают


Записывают в тетрадь
Находят значение в учебнике

Рассматривают, отвечают на уточняющие вопросы

Слушают

Слушают


Рассматривают
Участвуют в беседе.
Записывают в тетрадь
Рассматривают
Слушают

Отвечают


Один читает, остальные следят
Записывают в тетрадь.

Отвечают

Рассматривают.
Один читает, остальные следят.
Отвечают

Слушают
Записывают в тетрадь

Задаю вопрос – находят ответ, зачитывают (слабые), сильные отвечают, бегло прочитав.

Находят значение слов


Отвечают
Объясняют значение слова, слушают дополнение

Отвечают


Слушают

Отвечают
Записывают в тетрадь


Отвечают

Слушают


Физпауза

-Я читаю стихотворение, а сядет тот, кто правильно его закончит.

Если видишь: на картине


Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется - пейзаж.

Если видишь, что с картины


Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется - портрет.




Первичное закрепление нового материала

Вопросы и задания:

Соотнеси фамилии и виды искусства (Схема убирается с доски и выкладывается вновь по ответам учащихся)

Живопись Тропинин

Венецианов

Архитектура Тонн

Росси

Литература Пушкин



Лермонтов

Карамзин


Музыка Глинка
-Кого из живописцев вы знаете?

-Какие архитектурные памятники сооружены в первой половине 19 в.?

-Как называется опера Глинки?
Прослушивание романса «Я помню чудное мгновенье» и переход к теме следующего урока.

-Кто автор стихов.

О А.С. Пушкине поговорим на следующем уроке.


Устанавливают соответствие

Отвечают


Слушают


Подведение итогов

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке, объявление оценок

Слушают комментарии учителя

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания.

Стр. 246-250, читать, отвечать на вопросы.



Записывают домашнее задание




скачать


Смотрите также:
Урок истории в 8 классе «Золотой век русской культуры»
87.44kb.
Реферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке
205.11kb.
«Золотой век русской поэзии»
36.88kb.
Золотой век русской культуры
92.12kb.
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век»
358.53kb.
Культура России в первой половине XIX в
16.24kb.
Урок-семинар: Поэзия "Серебряного века"
105kb.
3 часа в неделю, всего 102 часа
116.56kb.
Творчество Баратынского и золотой век русской поэзии
39.71kb.
Программа для общеобразовательных и профильных
101.92kb.
Золотой век алхимии
116.1kb.
Конспект открытого урока в 11-м классе «Серебряный век русской культуры»
106.81kb.