Главная стр 1
скачать
Урок истории в 9 классе

Тема урока: Реформы Столыпина.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока:

образовательная

  • Добиться усвоения учащихся основных понятий урока: отруб, хутор, кооперация, артель

  • Способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать ответ по схеме, делать выводы.

  • Способствовать формированию умений обобщать знаний полученные из разных источников.

развивающая

  • Развивать у учащихся навыки решения практических задач по работе с текстом учебника.

  • Развитие устной и письменной речи.

  • Развивать мотивацию к анализу происходящих исторических событий и самоанализу.

  • Развивать гуманистическое мировоззрение.

методическая

  • Выявить пути оптимизации учебного процесса в рамках темы урока:

    1. Гуманизация процесса обучения

    2. Использование технологий развивающего обучения

    3. Развитие здоровьесберегающего компонента и рефлексии

    4. Применение ТСО

Оборудование: магнитофон с записью фрагмента «полонеза» из оперы М.Л. Мусорского «Борисов Годунов», запись голосового письма содержащего биографию П.А. Столыпина.

Политическая карта Российской империи нач. XX в.

ПК и проектор для демонстрации презентации «П.А. Столыпин и его реформы». Сравнительные таблицы приложение №1,2

Учебник А.А. Данилов, П.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России XX в. начало XXI века «Просвещение» Москва 2006г.



Ход урока.

Оргмомент.

Звучит полонез (фрагмент) из оперы М.Г. Мусорского.



Разминка.

1.Какие ассоциации возникают при прослушивании фрагментов?

2.Какие задачи стояли перед России в начале XX в.?

3.Какие факты свидетельствуют о необходимости проведения реформ?

4.Нет ли аналога кризиса России в нач. XX в. с кризисной ситуации смутного времени?

Сообщение и запись темы урока: Реформы П.А. Столыпина

Сегодня мы узнаем пути альтернативного общественного развития России в 1906 г. узнаем политическую необходимость проведения реформ, мы также узнаем содержание правительственной программы П.А. Столыпина, о кооперативном движении. Мы узнаем, удалось ли правительству во главе с П.А. Столыпиным осуществить реформы, какие цели и задачи ставились, познакомимся с итогом осуществления реформ.

Материал будет интересен и понятен, если вы будете активны и будете работать. И так начнем.

Презентация (приложение №1)

Учитель комментирует слайды:


  • Портрет и краткая биография П.А. Столыпина

  • Слайды со сценами крестьянской жизнью и бытом нач. XX в.

  • Таблицы революционных выступлений в городах и деревнях с 1905-1907г. (приложение №2)

  • Слова П.А. Столыпина: «К горю и сраму нашему, лишь казнь немногих предотвратит море крови…»

Вопросы для обсуждения:

    1. Почему именно П.А. Столыпину император Николай II поручает осуществить программу реформ

    2. Какова внутриполитическая ситуация была в России в нач. XX в.

    3. Какие факты свидетельствуют о необходимости реформ в России начала XX в.

    4. Как вы поняли слова П.А. Столыпина: «К горю и сраму нашему, лишь казнь немногих предотвратит море крови…»

Объяснение нового материала.

Учитель: 24 августа 1906 г. была опубликована правительственная программа реформ, содержание которой отражено в таблице и можем понять, что программа состояла из двух частей политической и экономической.

Программа реформ П.А. Столыпина

Политическая часть

Экономическая часть

Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер

  1. Объявление в некоторых районах империи военного положения

  2. Введение в этих районах военно-полевых судов

  3. Судебное разбирательство по делам о революционном терроре должно длится 48ч.,с применением приговора в течении суток

  4. Предлагалось изменить страну ввести:

свободу религиозных убеждений

гражданское равноправие

улучшение положение рабочих

реформа образования

реформа местного самоуправления

(используется приложение 3,4)




Аграрная реформа

  1. 9 ноября 1906 г. был издан указ разрешавший выход крестьян из общины

  2. Указ поощрял образование отрубов и хуторов (значения в разделе «Расширяем словарный запас»)

  3. Реформа призвана создать широкий слой собственников, опору самодержавия и стабилизировать обстановку в стране

  4. Реформа также призвана отвлечь крестьян от захвата и раздела помещичьих земель

  5. Одно из направлений аграрной реформы активная переселенческая политика крестьян за Урал

  6. Шириться кооперативное движение и создаются крестьянские артели

(см. приложение 1,2)

Рассмотрев данную таблицу и сопоставив графики и диаграммы, ответьте на вопросы:


  1. Из каких частей состояла программа реформ?

  2. Как объяснить в учебнике термины хутор и отруб?

  3. Почему было важно разрушить крестьянскую общину?

  4. Почему наравне с аграрным вопросом решался и вопрос либеральных преобразований.

Работа с учебником стр.50

Учитель: А теперь ребята подведем итоги программы реформ. Работаем с учебником (раздел «Итоги реформ» стр.50). Наша задача прочитать и выписать первые итоги реформ в тетрадь.



  • Посевные площади возросли от 10% до 150%

  • Экспорт хлеба увеличился на треть

  • Урожайность достигла 40%

  • Рост промышленного производства достиг 8,8%

  • Увеличивается количество кооперативов и артелей вместо фермерских хозяйств

Рефлексия

На основе таблицы составьте схему программы реформ П.А. Столыпина





Работа с картой

Учитель: А теперь посмотрите на карту Российской Империи нач. XX в. темным коричневым цветом отмечены регионы страны с высокой плотностью крестьянского населения. Назовите эти регионы.



Ребята называют. Западный регион. Центральная Европейская часть страны. Юг России. Поволжье.

Учитель: А теперь назовите освоенные переселенцами земли окрашенные на карте светло-зеленым цветом.



Ученики называют: Юг Урала, Западная и Восточная Сибирь, Алтай Хабаровский край и земли Дальнего Востока.

Разработка ключевой идеи темы

А теперь важная часть материала осознать основную идею сегодняшней темы вам помогут слова-опоры, следите за моим рассказом и запоминайте выставленные слова на доске (слова-опоры подчеркнуты в тексте учителя).

Итак:

- 24 августа 1906 г. была опубликована правительственная программа реформ П.А. Столыпина



- она состояла из двух частей

- программа реформ призвала сбить накал революционной борьбы и решить аграрный вопрос

- также предполагала серьезные демократические изменения в стране

- основная часть реформ касалась разрушения крестьянской общины

- указ от 9 ноября 1906 г. разрешал создавать отрубы и хутора

- однако не смотря на усилия правительства было создано всего 10% фермерских хозяйств

- с этой целью проводилась переселенческая политика

- итоги программы реформ П.А. Столыпина противоречивы, но в целом успешны, хотя крестьяне вместо фермерских хозяйств создавали артели и кооперативы однако в целом наблюдая рост производства и в сельском хозяйстве и в промышленности.

Итак ребята какой вывод можно сделать из данного рассказа?

Вывод: Столыпинский план реформ был программой модернизации России. Главное внимание уделялось аграрной реформе с целью решить крестьянский вопрос и создать класс собственников.



А теперь запишите домашнее задание.

Домашнее задание.

  1. Параграф 6 читать, ответить устно на вопросы с1-4

  2. Составьте схему программы реформ П.А. Столыпина

  3. Дайте оценку указа от 9 ноября 1906 г., стр. 47

  4. Выучить слова. Расширяем словарный запас

  5. Задание №1, стр.51. Обоснуйте свою точку зрения.

скачать


Смотрите также:
Урок истории в 9 классе Тема урока: Реформы Столыпина. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели урока: образовательная
55.54kb.
План урока №1 Тема урока Введение Тип урока Урок формирования новых знаний
1322.26kb.
Конспект урока по биологии в 6 классе Тема урока : «Дыхание животных» Место урока : третий урок в теме «Дыхание» Тип урока: урок новых знаний
64.91kb.
Урок в 5-м классе по теме «Графика. Алфавит» Тип урока : урок объяснения нового материала. Цели урока: расширить знания учащихся в области истории родного языка
85.73kb.
Тип урока Урок изучения и закрепления новых знаний Тема урока, № урока по теме А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»Урок №1
116.33kb.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Урок математики в 1 классе умк «Перспективная начальная школа» Тема урока:«Задача. Условие и требование» Место урока в теме: 1-й и 2 й урок Тип урока: открытие новых знаний
98.27kb.
Тип урока: урок сообщения новых знаний. Тема урока: «Слова, близкие и противоположные по смыслу
87.12kb.
Урок по курсу «История Древнего мира», 5 класс Тема урока «Рабство в Древнем Риме» Тип урока : урок усвоения новых знаний
43.19kb.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Предмет география Класс 11 Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
15.17kb.
Тип урока: урок смотр знаний. Тема урока: Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения, обращения и знаки препинания в нем"
35.41kb.