Главная стр 1
скачать


Метапредметный урок

Литература 8 класс

«У войны не женское лицо»

Ю. Друнина «Зинка»

Учитель русского языка и литературы

МОУ школы-интерната Курского муниципального района

Ставропольского края

Киселева Наталья Алексеевна

«У войны не женское лицо» (урок-размышление по стихотворению Ю.Друниной «Зинка»).

Тип урока: комбинированный

Форма: урок-размышление

Класс: 8

Цели урока:

Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя текст, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка»;

развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций;

воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.

Оборудование: 1. Проектор, компьютер, экран; презентация с использованием музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта; песни «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев-Кумач); репродукций: Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов «Всадница», фотографий: девушка, женщина-мать с ребенком; фотографии женщин на войне. 2. Карточки с заданиями для групп, цветные фломастеры.

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…
(Юлия Друнина)

ХОД УРОКА:



  1. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Предпосылки создания эвристической ситуации.

  1. На экране - заставка-интрига «В мир приходит женщина, чтобы…» На фоне музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта и репродукций известных картин и современных фото с изображением женщин звучит стихотворение в исполнении учителя.

Слайд

Учитель:

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,


Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтобы цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

Женщина.. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, композиторы. Лик женщины…Есть в нем что-то возвышенное: одухотворенный лик Богоматери, лик красоты, счастливый материнский лик…

2. Составление кластеров. Ассоциативные ряды.

- Давайте подберем ассоциации к слову «Женщина». Составление кластера (мать, любовь, красота, дом)

- Посмотрите на плакат «Родина-мать зовет». Здесь тоже изображена женщина. Где же лик одухотворенности, нежности? Слайд

- Кто знает, в какое время появился этот плакат? (в первые дни Великой Отечественной войны).

Учитель: Звучит песня «Вставай, страна огромная…»(под музыку песни). В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из «снайперки», подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе. Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин.


  1. Формулировка учащимися темы и цели урока.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о женщине на войне).

Учитель: Тема сегодняшнего урока «У войны не женское лицо» (запись на доске).

- Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». Составление кластера (кровь, смерть, взрывы).

- Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (женщина и война – несовместимы).



  1. Стадия осмысления. Чтение и анализ стихотворения.

1.Учитель: Наверное, вы уже слышали это выражение «У войны не женское лицо». Это истина. Сегодня нам предстоит поиск этой истины в стихотворении поэтессы Юлии Друниной, которая 17-летней выпускницей одной из московских школ, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт. Слайд

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Ее позиция, ее женский взгляд на войну выразились в строчках:



Кто сказал, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Эпиграфом к уроку станут слова Ю.Друниной Слайд



Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив


И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…

Сегодня мы познакомимся с одним таким «посланием с войны» - стихотворением «Зинка».

2. Прогнозирование по названию.

-Попытайтесь предположить, почему стихотворение называется именно так: «Зинка» (не «Зина», не «Зинаида»). Какой будет героиня?

После знакомства со стихотворением соотнесем ваши предположения с фактами.

3.Чтение наизусть стихотворения учителем.



Юлия Друнина «Зинка»

Памяти однополчанки –
Героя Советского Союза
Зины Самсоновой.

I

Мы легли у разбитой ели,


Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька,


я – не против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый,


у меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик


Беспокойную дочку ждёт…
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.

Отогрелись мы еле-еле,


Вдруг – приказ:
«Выступать вперёд!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.

II

С каждым днём становилось горше.


Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,


Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.


Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Её тело своей шинелью


Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

III


…Знаешь, Зинка, я –
против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый,


У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье


У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.

4. Беседа.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- Прочитайте, кому посвящено это стихотворение? (З.Самсонова – ровесница Ю.Друниной, тоже добровольно ушедшая на фронт. 86 советским женщинам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Одной из них была З.Самсонова, геройски погибшая в 1944 году).

- На сколько частей поделила Ю.Друнина стихотворение и почему?

- Сравним 1 и 3 часть. Что заметили в их построении? (слова почти одинаковые, повторяются, но если 1 часть построена в форме диалога, то 3 – монолога, обращённого к погибшей подруге и самой себе).

Словарная работа. (метапредметная связь)

Учитель: Тема нашего урока «У войны не женское лицо». Лицо, лик. Эти слова очень похожи. Каковы значения этих слов в словаре В.И.Даля?

ЛИК - лицо, облик, образ; изображение лица на иконах.

ЛИЦО - в возвышенном знач. Лик; передняя часть головы человека; облик; особа, человек. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля).

Значит, лик – это высокое, прекрасное женское начало. Совместимо ли слово «лик» со словом «война»? (НЕТ)

- Обратимся к стихотворению. В каких частях стихотворения мы видим преимущественно «лик женщины»? (в 1 и 3 частях).

- А в какой части – страшное «лицо войны»? (во 2).

Несмотря на то что автор делит стихотворение на 3 части, по сути оно состоит из 2 частей.

Наша задача – понять, чем отличаются эти 2 части по эмоциональной окраске, образам, каково женское восприятие войны?

5. Работа в группах. Для этого продолжим работу со стихотворением в группах.

1 группа. Задание по 1 и 3 части стихотворения .



  1. Какой музыкой и наглядностью вы сопроводили бы эти части стихотворения и почему? ( торжественная, спокойная, возвышенная) , картины с изображением деревенского пейзажа.



  1. Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звуков [л], [э]? Как называется этот прием? (аллитерация)

Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.


  1. По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лик женщины»? Какой у вас получился образ женщины? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).

2 группа. Задание по 2 части стихотворения.

1. Какой музыкой и наглядностью вы сопроводили бы 2 часть стихотворения и почему? (тревожная, патриотическая, скорбная), картины с изображением боев.



  1. 2. Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звука [р]? Как называется этот прием? (аллитерация- создание звукового образа)

Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

3. По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лицо войны»? Какое оно у вас получилось? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).

I

Мы легли у разбитой ели,



На продрогшей, гнилой земле.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг – приказ:
«Выступать вперёд!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.

II

С каждым днём становилось горше.


Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,


Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

…Почему же в бинтах кровавых


Светлокосый солдат лежит?

Её тело своей шинелью


Укрывала я, зубы сжав…
6. Выступление групп. Подведение итогов.

--С каким подобранными вами в начале урока ассоциациями к слову «война» можно соотнести стихотворение? (смерть, боль)

- С какими ассоциациями к слову «женщина» можно отнести стихотворение? (мать, дом, красота).

-Совместимы ли эти слова: женщина и война? (Нет).



Учитель: Мы познакомились с женским видением войны в этом стихотворении: страшное, трагичное, чудовищное лицо войны – некрасивое, не одухотворенное, как лик женщины.

- Как вы думаете, смогли мы доказать, что «У войны не женское лицо»? (Да, это сочетание противоестественное.)

- Но ведь было что-то, что привело женщину, призванную дарить жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь? Почему же Зинка, другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами прибавляли себе лишний год, чтобы пойти добровольцем на фронт; вели в атаку, спасали от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью; не думая о себе. (Они убивали, ведь это война.. Они, для которых предназначена природой роль матери, дарящей жизнь, выбрали роль «светлокосого солдата», призванного убивать, погибать самой?! (они встали на защиту Родины – матери, на защиту самой жизни ради будущих поколений. Суровая необходимость их мобилизовала. Они сделали свой нравственный выбор. В трудное для страны время они заняли собственную позицию, проявив волю и силу, мужество).

Слайд

Согласно «Словарю по этике», жизненная позиция - это принцип поведения, точка зрения личности на свое место и роль в общественной жизни. Значит, роль определяется жизненной позицией. Слайд

- Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие? (позиция патриота, гражданина).

Именно поэтому они выбрали роль солдата, защитника, выстояли в тылу, в оккупации. И они сделали все, чтобы приблизить победу.

Такая позиция была и у Ю.Друниной Слайд: «потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать».

7. Рефлексия.

Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к слову «Зинка». Чтение синквейнов.

1. Отважная, решительная.

2. Любить, защищать, беречь.

3. Защита Родины – долг каждого гражданина.

4. Мужество, героизм.

- Вернемся к вашим «предположениям» по названию стихотворения. Совпали ли они? (Горячее послание Ю.Друниной нам, будущим поколениям, - это реквием по несостоявшейся жизни).

Заключительное слово учителя под музыку «Аве, Мария». Слайд

Все дальше от нас эта война. В этом году мы отметили 65-летие со дня Великой Победы. Вглядитесь в эти лица. Это они, ТОГДА 17-летние, «светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны.

Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное – из книг. Литература возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

В память о нашем уроке я хочу оставить вам буклет, в котором список книг о войне, эпиграфом к нему я взяла слова Ю.Друниной. Среди авторов – и женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер , Анна Ахматова, Светлана Алексиевич, повесть которой так и называется « У войны не женское лицо».

Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.





скачать


Смотрите также:
Урок Литература 8 класс «У войны не женское лицо»
94.23kb.
Методическая разработка классного часа «У войны не женское лицо»
54.89kb.
Конкурс исследовательских работ «Дорогами войны» Зубенко Олеся 1 место за работу «У войны не женское лицо»
12.29kb.
Классный час "У войны не женское лицо"
56.06kb.
Светлана Алексиевич у войны не женское лицо 2005
3385.47kb.
Классный час «У войны не женское лицо»
35.43kb.
Сценарий литературной композиции «У войны не женское лицо»
74.14kb.
Светлана Александровна Алексиевич Чернобыльская молитва. Хроника будущего
2909.24kb.
Сценарий внеклассного мероприятия: " Женское лицо "
97.02kb.
Урок литературы. 6 класс. Методические рекомендации. Предмет: Литература, 6 класс
189.27kb.
Каким должен быть современный учитель?
60.93kb.
Искусство периода Великой Отечественной войны Русская литература периода ВОВ
126.22kb.