Главная стр 1
скачать
Вечные образы в искусстве

( открытый урок мировой художественной культуры в 11 классе)

Из опыта работы учителя музыки Сахаровской средней школы Алексеевского района Республики Татарстан

Цели урока:

Закрепить и расширить представление учащихся о теме любви – вечной теме в произведениях мировой художественной культуры.

Добиться осознанного восприятия различных видов искусства – литературы, изобразительного искусства, музыки, кинематографа, через постижение учащимися художественной картины эпохи, целостной художественной картины мира.

Задачи:

Познавательные:

умение видеть в художественных произведениях разных видов искусства определённой эпохи «поиск идеала женской красоты»;

умение определять принадлежность художественного произведения к определённому историческому периоду, определённому творческому методу.

умение понимать замысел произведений мировой художественной культуры.



Воспитательные:

воспитание высокого чувства любви, глубокого его осознания на примере классических произведений мирового искусства.

развитие творческого воображения, творческих способностей, эстетического вкуса.

Эстетические:

способность ощущать эмоциональную атмосферу художественного произведения, настроение, которым оно пронизано.

определить своё личное отношение к художественному произведению.

воспитание эстетических идеалов.



Музыкальный материал:

Записи музыки : мелодия Орфея из оперы Глюка «Орфей и Эвридика», музыки Р. Щедрина «Кармен – сюита», старинной музыки в звучании клавесина, записи романса А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду» из рок – оперы «Юнона и Авось», «Я вас любил» (муз. Шереметьева, сл. А.С. Пушкина). Фонограммы песен «Понимаешь» из репертуара «Фабрики звёзд», «Пожелание друзьям» Б.Окуджавы



Наглядный материал:

Плакаты – высказывания великих людей об искусстве, женщине.

Презентация (репродукции женских портретов русских художников 18 -20 в., скульптурного портрета Тутмеса «Нефертити», гравюры К. Утамаро «Огия Касен», картины Рубенса «Персей и Андромеда», портреты художников)

Стихи И.Гёте. В. Брюсова, Р. Рождественского, С. Щипачёва, Я. Полянского, И.С. Никитина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, К.Д. Бальмонта, А. Кочеткова, А. Фатьянова, М. Алигер, стихи восточных поэтов.

Выставка книг о любви: Тургенев «Первая любовь», Куприн «Гранатовый браслет», П.Мериме «Кармен» сонеты Шекспира, А.Грин «Алые паруса», М.Булгаков «Мастер и Маргарита

Фрагменты из к – ф «Унесённые ветром», «Титаник», «Ромео и Джульетта».

Видеосюжеты.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, ноутбук, компьютер

Видеокамера. Фотоаппарат.
Ход урока

Вход в класс под песню «Понимаешь» в исполнении П.Артемьева и И.Тоневой.



Учитель: Добрый день, ребята. Я рад приветствовать вас на очередном уроке мировой художественной культуры. Попытайтесь догадаться, о чём у нас пойдет речь на уроке?

Вступительное слово учителя.

Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно». Действительно, на протяжении тысячелетий были созданы непревзойденные шедевры мирового искусства, которым суждена долгая и вечная жизнь. Вечные образцы искусства до сих пор волнуют наши умы и сердца, пробуждают стремление к прекрасному. Разные виды искусства будут говорить сегодня о вечном - о любви. Но вначале видеосюжет, который подготовили ребята из творческой группы – мои сегодняшние помощники. Ребята проводили опрос людей различных возрастов: им важно было узнать, что для современного человека значит любовь, существует ли идеал женской красоты. Героями сюжета стали молодая пара, молодая семья, а также семья, прожившая не один десяток лет вместе. Ответы оказались разнообразными, но их объединяла одна идея: любовь существует, и всё доброе в человеке начинается с любви.

Просмотр видеосюжета № 1

Чтец. Всё начинается с любви…

Твердят: «Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!..

Всё начинается с любви:

И озарение, и работа.

Глаза цветов, глаза ребёнка –

Всё начинается с любви.

Всё начинается с любви:

С любви! Я это точно знаю.

Всё, даже ненависть – родная

И вечная сестра любви.

Всё начинается с любви:

Мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг –

Всё начинается с любви…

Весна шепнёт тебе: «Живи…»

И ты от шёпота качнешься

И выпрямишься, и начнешься,

Всё начинается с любви!



Учитель Слово «любовь» - на всех языках мира понятно без перевода. Чувство любви самое поэтичное – возвышенное, чистое, прекрасное. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, живописи, скульптуре, кинематографе. И мы сегодня это докажем. Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир.

С годами – дорожить вдвойне:

Любовь – не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Любовью дорожить умейте

Всё будет: слякоть и пороша,

Но вместе надо жизнь прожить

Любовь с хорошей песней схожа

А песню нелегко сложить.
Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить это великое загадочное чувство – любовь. Самое прекрасное творение природы – женщина. Именно женщины неизменно из века в век вдохновляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства. Всё это были разные женщины, но есть нечто, объединяющее их, – в каждой из этих женщин живёт загадка. Загадка их красоты, женственности, обаяния.

Не случайно эти два слова – любовь и женщина всегда рядом. Немецкий поэт И.В Гёте когда-то сказал вот эти замечательные слова: (обращение к плакату)

Женщина с нами, когда мы рождаемся,

Женщина с нами в последний наш час,

Женщина- знамя, когда мы сражаемся,

Женщина- радость, раскрывшихся глаз.



На экране Скульптурный портрет Нефертити (слайд№1)

Ученик 1. Тридцать три века отделяют нас от эпохи, когда жила древнеегипетская царица Нефертити, «прекрасная ликом», «умиротворяющая солнце голосом сладостным». Её скульптурный портрет (первая четверть XIV в. до н.э.), открытый в 1912г. при раскопках немецким археологом Л. Борхардтом, стал настоящим событием. Не менее знаменательна была и короткая запись в архивном отчете, сделанная Борхардтом: «Описывать бесцельно – смотреть! Действительно, трудно описать словами одухотворенную нежность этого лёгкого, стремительного профиля в голубой короне, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность черт точеного лица. Не могут не обратить на себя внимание, почти ничем не нарушаемая симметрия, удивительное чувство меры в передаче пластических форм. Поистине царственная осанка, способная вызвать восхищение и благоговейное преклонение перед совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле. Этот удивительный портрет, являющийся символом вечной красоты и обаяния, по праву занимает одно из самых почетных мест среди поэтичнейших женских образов наряду с Афродитой Милосской, «Джокондой» Леонардо да Винчи, мадоннами Рафаэля.

Мир, в котором мы живём, бесконечно изменился, иной стала «планета людей», но по-прежнему нас волнует загадка Нефертити. Волнует, потому что подлинная красота всегда немного загадочна и таинственна, потому что она всегда чудо.



На экран проецируется Гравюра К. Утамаро «Огия Касен» (слайд№2)

Ученик 2. А вот совершенно иной символ красоты и женственности, запечатленный в цветных гравюрах (в технике ксилографии) японского художника конца XVIII века К. Утамаро. Наш современник И.Э. Грабарь тонко подметил главную особенность творчества японца: «Ещё никому не удавалось так тонко передать характер женщины, как Утамаро».

«Огия Касен» - так называется одна из самых известных гравюр Утамаро. Художник запечатлел молодую женщину в раздумье, её лицо кажется грустным, печальным. Прелестная Огия Касен облокотилась о правую руку, в которой держит кисть, а в левой руке – лист бумаги, приготовленной для письма. Кому оно предназначено? Может быть, возлюбленному? Сколько деликатности, сдержанности и такта в её задумчивой позе, наклоне головы, непроизвольном жесте рук, в нервном, трепетном извиве складок одежды, изысканном колорите?

Лицо женщины почти ничего не выражает, её образ условен, но как о многом говорит он зрителю. Художнику удаётся самыми скупыми средствами графики добиться подлинной выразительности. Весь свой замысел он подчиняет созданию идеального образа женской красоты: нежный овал лица, высокий открытый лоб, бархатистые густые брови, линия которых повторяет линию глаз, губы, похожие на два розовых лепестка, изящные, тонкие пальцы и запястья рук, изысканная линия сложной причёски. Огия Касен не просто красива, ей свойственна возвышенная и утонченная красота, она гармонично прекрасна. Утамаро намеренно вывел образ красавицы за границы конкретного мгновенья, предначертав ему жизнь в вечности.

Учитель. Любовь! От неё расцветает мир, зажигаются глаза и сердца влюбленных. Древние греки сочинили такую легенду. Молодой Пан – бог лесов и лугов – повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её нежной грацией и красотой, забыл даже о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та, испугавшись, убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми, белыми цветами. Так Сиринга стала сиренью. Кусты сирени благоухают ночью, когда наступает время влюблённых. (на экране букет сирени)

Чтец. Душистое море кружит голову

Окно открыла девушка на стук,

Качнулась к парню легче лёгкой песни

И тонкими кистями нежных рук

Взяла его лицо с сиренью вместе.
Учитель. О любви сказано: «Тайная сила велика есть!» И это действительно тайна. Влюблённых обожествляют, любят самоотверженно, преданно, с рыцарской верностью.

Чтец 1

Как мне легко, как счастлив я в тот миг,

Когда, мой друг, речам твоим внимаю

И кроткую любовь в очах твоих,

Задумчивый, внимательно читаю!

Тогда молчит тоска в моей груди

И нет в уме холодной укоризны.

Не правда ли, мгновения любви

Есть лучшие мгновенья нашей жизни!

(И.С. Никитин)



Чтец 2

О небо, я клянусь, она была прекрасна!

Я горел, я трепетал,

Когда кудрей, сбегающих с чела,

Шёлк золотой рукой своей встречая,

Я был готов упасть к ногам её,

Отдать ей волю, жизнь, и рай, и всё,

Чтоб получить один, один лишь взгляд,

Из них, которых всё блаженство – яд

(М.Ю. Лермонтов)


Чтец 3

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас, за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной, -

И так хотелось жить, чтоб звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

(А.А. Фет)


Звучит романс «Я вас любил» - (слова А.С. Пушкина, музыка Шереметьева). (запись)

Учитель. Прозвучал один из музыкальных шедевров – романс «Я вас любил»

Любовь бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, любовь-радость и любовь-страдание. Но настоящая любовь всегда возвышает человека, делает его лучше.

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали её слезинки, вырастали ландыши – символ любви и грусти.

В ясную и безлунную ночь небосвод усыпан тысячами звёзд. Одни блестят, как бриллианты, другие едва видны. Одни шлют свой далёкий свет влюблённым. Об этих таинственных звёздах влюблённый человек создал поэтические мифы и легенды. Вот одна из них, запечатлённая в картине Рубенса «Персей и Андромеда»



На экране - Рубенс «Персей и Андромеда» (слайд№3)

Далеко-далеко на южном конце земли находилась цветущая страна. Эфиопия, которой управляли царь Цефей и его супруга царица Кассиопея. У них была единственная дочь Андромеда. Она была краше морских нимф (нереид), прявших в морских глубинах руно на золотых прялках. Кассиопея хвалилась красотой своей дочери повсюду.

Разгневался властитель морей бог Посейдон и наслал на Эфиопию невиданное бедствие.
Учитель, обращаясь к ребятам: «Кто сможет продолжить мой рассказ, что было дальше?»

Ученик: Каждый день из бурного моря появлялось ужасное чудовище – Кит. Из его огромной пасти и страшных глаз вылетали клубы пламени, которые он извергал во все стороны. Цветущая Эфиопия могла превратиться в мёртвую пустыню. Страх и ужас охватили жителей страны.

Царь Цефей спросил у оракула, как можно спасти страну. И ответил оракул: «Кит перестанет сжигать страну тогда, когда ему на съедение он отдаст свою единственную дочь Андромеду».

Долго рыдали родители, но покорились. Ещё до того, как начался рассвет, они отвели дочь на морской берег и цепями приковали к скале.

Из морских глубин появился Кит. Он широко раскрыл пасть, языки пламени вырвались оттуда.

Кит устремился к девушке. Андромеда закричала. Тут с небес в крылатых сандалиях на помощь примчался Персей. Он пронзил чудовище мечом, но Кит ещё больше разъярился и изверг, страшное пламя. Тогда Персей вытащил из волшебного мешка голову Медузы Горгоны и направил глаза Медузы на чудовище. Вмиг Кит превратился в огромный скалистый остров посреди бурного моря.

Персей освободил Андромеду и проводил во дворец отца. Счастливые родители отдали дочь замуж за героя. Боги превратили героев легенды в звёзды и вознесла их на небо, где и сейчас блестят созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Кита и Персея.

Особое внимание в картине привлекает яркая эмоциональная красочность колорита. Особенно выделяется красный цвет, который символизирует победу Персея над Китом, но в то же время красный цвет выражает чувство двух главных героев Персея и Андромеды, чувство зарождающейся любви.

Оттенки серого и мерцающие холодным блеском доспехи Персея, подчёркивают его мужественный героический образ.

При изображении Андромеды Рубенс использовал краски светлых тонов, в итоге мы видим нежные мягкие линии, очерчивающие фигуру Андромеды, весь её облик, являющийся идеалом красоты и женственности.

Звучит в записи Мелодия Орфея из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»

Учитель. Ребята, откуда эта божественная мелодия, знакома ли нам, где вы могли её слышать?

Ученица: Звучит мелодия Орфея из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Эту мелодию мы могли слышать на уроках музыки и МХК. В основе древнегреческий миф о любви. Герои, после разлуки, снова встретились в подземном царстве и уже ничто не могло их разлучить. Боги превратили Орфея в снежно - белого лебедя и вознесли его на небо – он стал созвездием Лиры.

Современники любят и помнят этот миф, он лёг в основу рок-оперы Журбина «Орфей и Эвридика».

Любовь, любовь – загадочное слово

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всём старо ты или ново

Томленье духа ты иль благодать?

Любовь мне – как блистание

Звезды над миром зла.

Любовь мне – как признание

На добрые дела, чтоб мир

Отмылся дочиста

Душа тревогу бьёт

Любовь мне как пророчество,

Зовущее вперёд

Любовь – как жажда истины

Как право есть и пить

Я может быть, единственный,

Умеющий любить?


Учитель. «Любви все возрасты покорны» – сказал когда-то А.С. Пушкин. И верно. Гёте, о котором мы сегодня уже вспоминали в начале урока, в 74 года делает предложение 19-летней Ульрике. Знаменитого Энрико Карузо душили рыдания, когда он пел о любви, те же рыдания и слёзы душили публику в зале. Любовь – это крылья. Недаром говорят: «Все влюблённые талантливы». Мы знаем примеры подлинной красоты любви – единственной, на всю жизнь, любви не всегда разделенной, но возвышающей и облагораживающей.

Помогите мне вспомнить такие примеры:

(Данте и Беатриче, Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Арбенин и Нина, Чернышевский и Ольга Сократовна, Пушкин и Наталья Гончарова, Лермонтов и Варенька Лопухина, булгаковские Мастер и Маргарита, Родион Щедрин и Майя Плисецкая… )

Представление выставки книг о любви

«Вечный ключ сердец»

Ученица: (продолжает приводить примеры, но уже у выставки)

И.А. Тургенев и Полина Виардо (обращается к выставке книг). Любовь к французской певице Полине Виардо длилось 40 лет. Она была замужем, семью создать было невозможно, может быть, поэтому в произведениях о любви появилась щемящая душу нотка грусти.

Тургенев «Первая любовь…»

«Страдание – это счастье, которое, например, эгоисту или человеку низкому неведомо» - писал Тургенев.

Куприн «Гранатовый браслет» - один из самых сильных рассказов о любви. Героиню рассказа Куприн писал со своей матери, которая в течение 2-3 лет получала анонимные письма от влюблённого в неё человека. Любовь-трагедия – заканчивается выстрелом из пистолета. Вера Николаевна сумела оценить чувство Желткова и понять, что мимо не прошла настоящая большая любовь, которая появляется только 1 раз в тысячу лет.

Любовь - страсть – которая так часто сопровождается ревностью. На этом построена и знаменитая новелла Проспера Мериме «Кармен»,

(звучит музыкальный фон «Кармен-сюита» композитора Р.Щедрина)

которая воспламеняет сердце мужчин, волнует и современного читателя. А. Блок посветил Кармен – символу страсти – целый цикл своих стихов. А Родион Константинович Щедрин написал балетные сцены «Кармен-сюита». Вы, конечно, помните фильм «Воры в законе», где нашла отражение новелла французского писателя.

130 сонетов Шекспира.(портрет – слайд№4) В них поэт, отказываясь от возвышенных эпитетов, создаёт удивительный образ возлюбленной, образ обычной и земной женщины. Мне запомнились такие строки:

Ты не найдешь в ней совершенных линий

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини

Но милая ступает по земле.
Александр Грин. «Алые паруса» – это вымысел, фантазия автора, все знакомы с этим сюжетом. Но именно такой сюжет позволяет автору создать удивительный образ девушки, которая сумела сохранить мечту, веру в свою судьбу и счастье. «Алые паруса» - это рассказ о том, как в грязных лачужках, среди злых насмешек пьяных рыбаков хрупкая Ассоль осталась верной своему чистому сердцу.

А вот книга, в которой одна из 3-х сюжетных линий повествует о любви, с ней вы недавно познакомились на уроках литературы.

(читает фрагмент из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь.

Я пыталась рассказать о тех книгах, которые оставили след в моей душе. Назвала я полку книг «Вечный ключ сердец», где любовь к каждому человеку приходит по-разному, но это чувство способно перевернуть мир человека и наполнить его жизнь новыми красками.

Звучит запись : А. Рыбников. Романс из оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду»

Учитель Поцелуй любви желанной, - он с водой солёной схож

Чем сильнее жаждешь влаги, тем неистовее пьешь.


Любовь в мировом кинематографе
Учитель. Жажда, неистовство, трагедия великой страсти, гимн торжествующей любви…

Существует множество фильмов о любви. У каждого из вас, наверняка, есть свой, любимый… Вашему вниманию предлагается несколько фрагментов мирового кинематографа. Нужно угадать фильм, вспомнить кинорежиссёра, определить место этого эпизода в драматургии фильма.

Фрагмент из кинофильма «Унесённые ветром»

(Ребята называют фильм, кинорежиссёра, какой момент запечатлён.)



Учитель: Как вы думаете, что помогло Скарлетт вернуть любовь мужа, сохранив при этом женское достоинство?

Предполагаемые ответы: Человеческие качества - целенаправленность, сдержанность, терпимость, вера в свои силы, доброта, вера в Бога, помощь нуждающимся. Она любила своего мужа по-настоящему, была ему верна, сердце полностью принадлежало только ему одному.



Учитель: Возможны ли сегодня современные Скарлетт?

Предполагаемый ответ: Настоящая любовь существовала во все времена. Многие утверждают, в наши дни любви настоящей нет. Но это не так. Человек не может жить без сердца, а сердце не может жить без любви. Любовь – это искусство и оно не каждому дано.

Учитель: Удалось ли актрисе Вивьен Ли передать образ сильной женщины?

Предполагаемый ответ: Актриса прекрасно передает нам образ «той самой» Скарлетт Охара. Она словно чувствует всю её любовь. Возможно, сама актриса в тот момент была влюблена. Мастерски передает нам сильную любовь Скарлетт с помощью мимики, жестов, эмоций. Все её чувства и характер.

Фрагмент из кинофильма «Титаник» (режиссёр: Джеймс Камерон)



Учитель: В чём неповторимость любви главных героев фильма «Титаник»?

Предполагаемый ответ: Неповторимость любви главных героев в том, что она зародилась на корабле внезапно, неожиданно между юношей и девушкой разных социальных слоёв. Развивалась быстро, оба были счастливы. Но корабль потерпел крушение, и их разлучила смерть, но даже смерть не способна была заставить героиню забыть любимого.

Учитель: Какой фрагмент фильма наиболее запомнился и почему?

Обобщение: Больше всего, наверное, понравился фрагмент из фильма, когда героиня после кораблекрушения крепко держала руку любимого, хотя он уже замёрз. Она с огромным трудом разжала его руку и закричала: «Вернись». Хотя сама сильно замерзла, но она вновь и вновь повторяла. Это заставляет сердце дрогнуть.

Фрагмент из кинофильма «Ромео и Джульетта», (кинорежиссёр Дзеффирелли) (сцена у балкона)



Возможный ответ к сюжету № 3 Сцена у балкона – одна из самых поэтичных в произведениях мировой литературы о любви. Это удивительная сцена, впрочем , как и вся трагедия Шекспира, вдохновляла многих художников на создание произведений, так же ставших шедеврами мирового искусства.

Вопрос: Кто из знаменитых художников обращался к шекспировскому сюжету?

Ответы: Французский композитор Г. Берлиоз создал симфонию на этот сюжет, а его соотечественник Шарль Гуно – лирическую оперу «Ромео и Джульетта».

В 1869 г. П.И.Чайковский написал одно из лучших своих сочинений – симфоническую увертюру «Ромео и Джульетта», а композитор С.С.Прокофьев одним из высших достижений своего творчества считал музыку к балету «Ромео и Джульетта», где прославленная балерина Галина Уланова сумела выразить на языке танца образное слово шекспировской трагедии.



Учитель: Наверное, уместным будет фрагмент из балета с Прокофьева «Ромео и Джульетта», который я вам предлагаю посмотреть прямо сейчас.

Видеосюжет №2 на экране

Чтец 1

Фатьянов «Хочешь

Ворвалась ты ко мне непрошено,

Только разве тебя я виню?

Хочешь, - я для тебя хорошая

Песню новую сочиню?

Ты достойна большой поэзии

Мне с тобой все дела по плечу.

Хочешь – я для тебя в созвездие

Дорогая моя, взлечу?

Чтоб была ты еще красивее

Чтоб похожа была на зарю.

Хочешь – звездочки синие, синие

Вместо бус я тебе подарю?

И исполнив мечту сокровенную,

Я тебя никому не отдам.

Хочешь – я вселенную

Властью брошу к твоим ногам?



Чтец 2 Фатьянов «О любви»

Она пришла негаданно, незванно,

Разрушив все

И все построив вновь.

Преображая капли в океаны

Всепобеждающая первая любовь.

Неясное все стало несомненным.

Стал шторм девятибальный – ветерком,

Любое море стало по колено

И расстояние любое – пустяком.

Любимая!

Конечно, на планете

Никто такой во веки не встречал!

На лбу веснушки – лучшие на свете!

Ну как это никто не замечал!

Таких веселых, видных еле-еле!

Таких задорных, солнечных, родных!

И даже у Мадонны Рафаэля –

Ведь это ж ясно! – не хватает их
(звучит музыка клавесина)

Портретная живопись 18 века

Учитель. Поиск идеала женской красоты продолжает портретная живопись ХVIII века именно в этом жанре русские художники достигли уровня европейской живописи. Одним из них был Федор Семенович Рокотов. (Портрет художника на экране слайд№5)

(музыка умолкает)



Ученица 1. Каждый портрет Рокотова – это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. Описание не в силах передать скольжение света на гладкой эмалевой поверхности, красоту и движение цвета, то мерцающего в глубине, то прорывающегося приглушенным жаром, едва уловимые переходы одного полутона в другой, затягивающей сумрак фона, из которого, словно наплывом, возникают лица его героев. Пленителен образ юной Струйской, ( он появляется на экране слайд№6) он приковывает внимание зрителя. Эти рокотовские глаза, чуть удлиненные, как бы прищуренные, такие загадочные и живые, заставляют вглядываться в портрет вновь и вновь. Этому портрету в ХХ в. посвятил стих Николай Заболоцкий «Любите живопись, поэты!». Оно нам очень хорошо знакомо, а мы сегодня дополним восприятие портрета Струйской строчками из восточной поэзии.

Омар ибн Али Рабиа

(арабская поэзия)

Чтец 1

Тебя одну я вспоминаю

Когда не спится мне,

Когда под утро засыпаю

Приходишь ты во сне.

Минута, словно бесконечность –

Когда ты далека.

Когда ты рядом, даже вечность –

Быстра и коротка.
Чтец 2

Абу-ль Атахия

Любимая в блеске

Своей красоты!

Языческой фрески

Прекраснее ты.

С тобой забываю

Сокровища рая,

Эдемского рая

Плоды и цветы!


Ученица 2. Другим крупнейшим портретистом II половины ХVIII века был Дмитрий Григорьевич Левицкий. ( портрет художника на экране слайд№7) Художник, быть может, не столь утонченный, как Рокотов, но более многогранный. Он создал галерею портретов, необыкновенных по своей проникновенности, свежести и воздушности.

Перед нами портрет Екатерины Нелидовой из серии «Смолянки» (На экране слайд№8)

(звучит клавесин)

В портрете Нелидовой передано единство игрового начала и состояние души: неподдельной веселости и искреннего увлечения. Чистые газа, нежная, немного задорная улыбка, легко и грандиозно отодвинутая вперед ножка в жемчужном башмачке – чем не Золушка, впервые очутившаяся на балу, вся в предвкушении чуда и счастья? Кажется, еще мгновение – и появится прекрасный принц, зазвучит томный клавесин, и она, не прекращая улыбаться, начнет свой менуэт.

(музыка умолкает)

По оценке современников, она не уступает в мастерстве профессиональным актрисам. Нелидова не была красавицей, но на сцене она преображалась, становилась необыкновенно обаятельной. О ней можно сказать словами Ф.Тютчева:

Земное ль в ней очарованье

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться

А сердце рвется обожать…


Ученица 3: Славу русской живописной школы преумножил талантливейший живописец конца ХVIII в. – начала ХIХ в. Владимир Лукич Боровиковский, известный на Украине иконописец. Последний значительный портретист ХVIII в. Боровиковский лучшие лирические образы создал под влиянием пришедшего тогда искусство и литературу нового направления – сентиментализма. Создает свой тип женского портрета, где характерны тонкая мечтательность, тонкие переживания и чувствительность. Художник не стремиться к разнообразию композиционных приемов: как правило, это полуфигуры женщин, опирающихся на постамент, изображенных на фоне паркового ландшафта. Сосредотачивает внимание на лицах своих моделей и создает одухотворенные и поэтические образы. Таковы портреты Е.А.Нарышкиной. О.К.Филипповой, сестер Гагариных. (слайд№9) Но даже среди этих прекрасных полотен выделяется особым лиризмом и красотой живописи пленительно-загадочный и мечтательно-печальный портрет Марии Ивановны Лопухиной.

На экране Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. ( слайд№10)

В этом портрете художник воплотил представление своего времени о женской прелести. Прелести почти неземной и, как оказалось, недолговечной. (Лопухина скончалась в возрасте 22 лет). Но пока ничто не омрачает ее прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Цветовое решение полотна продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити , связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс и голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза. Художник избегает угловатых форм, предпочитая плавные, круглящиеся линии. Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев, васильков: роза наклонена так же, как голова девушки. Живописный ландшафт полностью соответствует настроению мечтательной Лопухиной.

Чтец Она давно прошла, - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви

И мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас

Так часть ее души от нас не улетела

И будет этот взгляд и прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать

Уча его любить – страдать - прощать – молчать…
Портретная живопись 19 века

Учитель. Историю женского портрета продолжают художники ХIХ века. Карл Павлович Брюллов, ( слайд№11)гениально сочетающий в своем творчестве классические каноны с романтическими веяниями. Одно из блистательных полотен – «Всадница» - это большой конный портрет с мотивом прогулки, что позволяет передать фигуру в движении. Пушкин посвятил ей стихотворение «Красавица».

На экране Брюллов. «Всадница» (слайд№12)

II половина ХIХ века. Иван Николаевич Крамской «Неизвестная». (слайд№13)

«Сердце и мысль» - вот что ценил художник в картине. Кто она? Светская дама? Актриса? Прототип неизвестен, но художник явно любуется своей героиней. Надменность, красота и тайная грусть «Неизвестной» для некоторых ассоциируется с образом А.Карениной.

Никогда еще Крамской не писал такого многокрасочного, сияющего портрета, выписывая с любовью переливчатый блеск бархата, мягкий ворс меха, атласную поверхность лент и сверкание золотых браслетов. И только в огромных, полуприкрытых длинными, пушистыми ресницами глазах притаилась грусть и чудится блеск непролитых слез. Как знать, возможно, за внешним сиянием красоты и роскоши скрывается трагедия души, погубленной высшим светом, и образ «Неизвестной» Крамского перекликается с женским образом, созданным Лермонтовым в стихотворении «Как луч зари, как розы Леля…»

Период конца ХIХ начала ХХ века, названный в русском искусстве Серебряным веком, выдвигает новые задачи, новые направления, новые имена в живописи.

Валентин Александрович Серов – крупнейший художник, автор более 200 портретов. (Слайд№14)

Картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», (на экране слайд№15)

- созданы в минуты необычайного подъема, в редчайшем и подлиннейшем творческом экстазе. Серов стремиться передать очарование мимолетного и сиюминутного в сверкающих красках бытия.
Лицо нового искусства рубежа ХIХ начала ХХ в. во многом определяли художники объединения «Мир искусства», которые тяготеют к модерну.

Одним из сложных художников «Мира искусства» был Константин Андреевич Сомов.

«Дама в голубом». (на экране слайд№16)

Сомовский портрет отражает женский идеал своего времени с его поэтизацией страданий и болезненности, особой изощренности и сложности, рафинированной хрупкости.

Нельзя не назвать сегодня и М. Врубеля.

На экране М. Врубель. «Царевна-лебедь».( слайд№17)

Один из самых поэтических женских образов. В нем воплощается женская мечта о счастье. Органично слиты тонкая лирика, волнующая загадочность, сказочная фантастика и подлинная реальность. Но это уже символ нового тревожного столетия – 1900 г.

Заключительное слово учителя. Традиция создания женских образов, поиск идеала красоты внешней и внутренней не прерывается в искусстве до наших дней. Неисчерпаемая тема женских образов в живописи, поэзии, музыке, литературе. Особая прелесть и непосредственность отличает женщин в молодости, красота и грация - в зрелости, одухотворенность – в старости.

Итог урока:

Мы сегодня рассматривали мир любви созданный средствами искусства. Поэзия, музыка, графика, живопись, кинематограф вели поиск идеала женской красоты каждый своими художественными средствами. А мы пытались разгадать их тайну. И хочу надеяться, что ни у кого из вас не осталось сомнения в том, что Любовь- это вечная тема искусства.

Звучит песня в исполнении школьного дуэта под фонограмму, «Пожелание друзьям» Б.Окуджавы.

Учитель благодарит своих помощников и всех присутствующих на уроке за активное участие, выставляет оценки.



Литература:

Альманах. Приложение к журналу «Библиотека», часть 8. Изд-во «Либерия», М:1997

Воспитание школьников. 1991, №2,3.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений. М: Дрофа 2008

Искусство. Приложение к газете «1 сентября» 2000г., №36 (сентябрь)

Сто великих картин. М: Вече, 2000

Курганцева М.Н. Лирика Востока. М: Правда, 1986

Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Серия «Путешествие к музам», Калужская область, г. Обнинск, 1996



Репродукции картин русских художников ХVIII,ХIХ веков

Юный художник. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1987, №5
скачать


Смотрите также:
Урок мировой художественной культуры в 11 классе
227.15kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре
226.4kb.
Разработка урока по мировой художественной культуре в 11 классе тема урока: «Классицизм в архитектуре Западной Европы» Учитель мировой художественной культуры Шевлякова Л. А
113.65kb.
Урок мировой художественной культуры "Мир Византийскомй культуры"
58.27kb.
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
80.51kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре
331.92kb.
Кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды
160.31kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
263.14kb.
Урок по теме: «Эволюция темы поэта и поэзии в хронологическом контексте мировой культуры» «Притча о Сеятеле»
43.54kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) составлена на основе Примерной программы по мировой художественной культуре, утвержденной приказом Минобразования России от 09. 03. 2004г. №1312
351.33kb.
Презентация деятельности учителя изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения
49.16kb.
Урок физической культуры в 7-м классе "Гимнастика с основами акробатики. Развитие координационных движений на уроке акробатики с элементами художественной гимнастики"
120.81kb.