Главная стр 1
скачать
Земля у нас одна!

Тип урока: урок обобщения и повторения изученного материала

Форма: урок – игра, групповая форма.

Оборудование: Физическая карта России, компьютер, проектор

Карточки-задания, смайлики с разным настроением



Цель: Закрепление знаний об особенностях природы России

Задачи: Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении общих вопросов о природе страны; Развивать интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, при работе в группах, познавательный интерес к предмету. Воспитывать любовь к природе, родной земле.

Методы: частично-поисковый, анализа и синтеза, практический.

1) Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока.

Приветствие учеников, гостей.

Наш сегодняшний урок пройдёт в форме игры – конкурса. Работу групп будут оценивать жюри.

Напоминаю, что сегодняшний урок является заключительным при изучении раздела Природа России.

Прежде всего, пусть каждый из участников решит, чем будет заниматься сегодня на уроке.

«Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

(Н.Забила)

Что можно сказать о величине территории по стихотворению Н.Забила?

Да. В России всё поражает своими масштабами. Западно-Сибирская равнина – самая большая в России по площади и одна из крупнейших в мире. Здесь найдены богатейшие запасы нефти и газа. По этой равнине протекают реки Обь и Енисей. Восточно-Европейская равнина (вторая по величине в России), река Волга, Ладожское озеро – крупнейшие в Европе, Кавказ – самые молодые и высокие горы. Урал каменный пояс земли русской.



2) Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний

Мы изучили природные компоненты и их размещение на территории России

Назовите их. (Климат, Рельеф, Горные породы, Воды, Почвы, Растительный и Животный мир)

1 задание: Определите, о каком природном компоненте идёт речь?

Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни на Земле, человек может без него существовать только 3 дня. Климатолог А.И. Воейков писал, что это… «продукт климата» (вода);

Этот природный компонент оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: ГП, солнечная радиация, движение ВМ, подстилающая поверхность (климат)

Этот природный компонент определяет внешний вид территории, предохраняет поверхность от разрушений внешними процессами, влияет на поверхностные и грунтовые воды, его распространение зависит от климатических условий и характера почв (растительность);

Этот природный компонент очень разнообразен, приспосабливается к определенным условиям существования, распространение его зависит от климатических условий, растительности и характера почв (животный мир);

В.В.Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом природы», он отражает взаимосвязи всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия (почва);

Расскажите кратко, что вы узнали о данных компонентах, изучая природу России.

2 задание: Блиц-опрос.

Методика «Лоскутного одеяла». Получаете карточки, на них написаны вопросы. На коричневой карточке вопросы о рельефе, геологическом строении., на жёлтой - вопросы о почвах., на белом фоне о климате., на голубом о внутренних водах., на зелёном о природных зонах, животных и растениях. Ваша задача – ответить на поставленный вопрос и прикрепить карточку к магнитной доске.

Участники команд должны внимательно слушать. В случае неверного ответа участника команда может спасти. А если, нет верного ответа у команды право, ответить предоставляется команде первой поднявшей руку.

«Рельеф и геологическое строение» (карточки коричневого цвета)



  1. Что доказывает уклон территории России к северу? (Течение рек Лены, Енисея, Печоры, Двины, Оби)

  2. Самый высокий действующий вулкан России? (Ключевская Сопка)

  3. Какое происхождение имеет озеро Байкал? (Тектоническое)

  4. В честь этого исследователя назван хребет вдоль реки Лены? (Иван Демидович Черский)

  5. Часть платформы, фундамент, которой погружён на глубину? (Плита)

  6. Смещение тела по слою глины под действием силы тяжести. (Оползень)

« Почвы» (карточки жёлтого цвета)

1.Чем почва отличается от горных пород? (плодородием)

2. Сколько времени потребуется для образования 1 см почвы? (15000лет)

3.Как назвал почву В. В. Докучаев? (Зеркало ландшафта)

4.К каким оболочкам относится почва? (Биосфера и литосфера)

5.Почему происходит засоление почвы? (Недостаток воды и высокие температуры)

6. Осадочная горная порода, которая состоит из глинистых частиц с примесью песка. (Суглинок)

«Климат» (карточки белого цвета)


  1. Мороз и солнце; день чудесный…

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит:

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

Определите, какой тип погоды отражён в этом стихотворении А. С. Пушкина

(Антициклональный)

2. Где в России расположен муссонный климат? (Дальний Восток)

3. Почему в горах выпадает больше осадков? (Горы задерживают воздушные массы и

охлаждают)

4. Почему полюс холода Северного полушария находится в Верхоянске (Оймяконе)?

( Высокогорье, резко-континентальный климат)

5.Как называются типы климата умеренного пояса. (Арктический)

6. Профессия человека, изучающего климат Земли. (Климатолог)

« Внутренние воды» (карточки голубого цвета)

1.Самая длинная река Европы? (Волга)

2. Самая многоводная река России? (Енисей)

3. У этой реки летнее половодье? (Амур)

4. Эта река образуется при слиянии рек Бия и Катунь? (Обь)

5. Объём воды, протекающий через поперечное сечение реки за единицу времени? (Расход)

6. Солёное озеро в Астраханской области. (Баскунчак)

«Природные зоны. Животные и растения» (карточки зелёного цвета)


  1. Где в России находится зона арктических пустынь? (на островах Северного Ледовитого океана)

  2. Животное – символ тайги? (Медведь)

  3. Для какой зоны характерны: суслик, ковыль, дрофа, жаворонок ( Степи)

  4. Почему растения в тундре растут медленно? (Низкие температуры не позволяют длительной вегетации)

  5. Животное, из рогов которого добывают ценное лекарство? (Пятнистый олень. Пантокрин)

6. Летела гагара, летела гагара, на вешней заре.

Летела гагара с морского утеса над почвой сырой.

А там, на болотах, а там, на болотах брусника цвела.

А там, на болотах дымились туманы. Олени паслись (Н.И.Тряпкин).

О какой природной зоне идёт речь в данном стихотворении? (тундра)

3 задание: Термин – определение. Изучая географию нельзя не знать специальных терминов. Изучая природу России, таких терминов определений встретилось немало. Следующий конкурс: Термин – определение. Ваша задача найти соответствие между термином и определением.

1.Благоприятное сочетание тепла и влаги для выращивания растений. А) Испаряемость

2.Количество влаги, которое может испариться при данных условиях. Б) Муссон

3.Ветер, меняющий направление дважды в год. В) Ураган

4.Повышение температуры с высотой. Г) Изотермы

5.Наука о климате. Д) Циклон

6.Количество солнечной радиации, поглощённое земной поверхностью. Е) Испарение

7.Сильные, продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы. Ж) Пыльные бури

8.Часть солнечной радиации, рассеянная в атмосфере З)Агроклиматические ресурсы

9.Ветер, достигающий огромной скорости И)Температурная инверсия

10. Факторы, оказывающие влияние на формирование климата. К) Антициклон

11Количество влаги, которое испаряется с поверхности. Л) Климатология

12.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре. М) Поглощённая 13.Атмосферный вихрь с высоким давление в центре. солнечная радиация.

14.Линии равного давления. Н) Климатообразующие факторы

15.Линии, соединяющие точки с одинаковым значением температуры. О) Изобары

П) Рассеянная солнечная радиация

( 1 – З; 2 – А; 3 – Б; 4 – И; 5 – Л; 6 – М; 7 – Ж; 8 – П; 9 – В; 10 – Н; 11 – Е; 12 – Д; 13 – К; 14 – О; 15 – Г)

А сейчас проведём физкультминутку. «Указатель» Дети выходят из-за парт, складывают впереди себя вытянутые руки в виде указателя. Учитель задаёт вопрос:

В каком направлении находится Москва? Куда течёт река Волга? Где находится северный полюс? В каком направлении находятся Кавказские горы? Покажите, в какой стороне от нас полуостров Камчатка?



4 задание: «Географический театр»

Учащиеся должны представить процессы и явления в динамике, как пантомиму: «Ветровые волны», «Снежная лавина», «Ураган» Согласитесь, географический театр – источник вдохновения.



5 задание: «Литературный конкурс»

Всегда источником духовного развития человека была природа. Писатели, поэты посвятили красоте природы, нравам, обычаям народов много художественной произведений.



  1. О каких горах, и о какой закономерности географической оболочки Земли говорится в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина?

…подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье.

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утёсов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зелёные сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

( О Кавказе, о высотной поясности) Наличие высотных поясов в горах обусловлено изменением с высотой климатических условий, а следовательно – типов почв, растительности, животного мира.

2)Характер течения, какой реки описывает М.Ю.Лермонтов в своём стихотворении?

…воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но. По степи разбегаясь,

Он, лукаво принял вид.

И. приветливо ласкаясь,

морю Каспию журчит:

Расступись о старце море.

Дай приют моей волне.

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

( Характер Терека, типичной горной реки, текущей в Кавказских горах. По выходе на Прикаспийскую низменность Терек приобретает черты равнинной реки с более спокойным течением)

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье.



6 задание: Экологический конкурс.

Назвать новый, экологический и природоохранный смысл народных пословиц, поговорок, эпизодов из русских народных сказок:

1. «Каждый кулик свое болото хвалит» (тесная связь организма со средой своего обитания. Его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях)

2. «Репу да горох не сей подле дорог» (загрязнение с/х продукции тяжелыми металлами вблизи автотрасс);

3. «Пока гром не грянет, мужи не перекрестится» (отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и химических производствах, запоздалое осознание и понимание последствий влияния человека на окружающую среду)

4. «Ложка дегтя портит бочку меда» (сброс малых объемов токсичных отходов в реки, попадание нефти в моря и океаны в результате аварий);

В природе ничто не существует обособленно, все её элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга и ущерб, нанесённый одному, немедленно вызывает ухудшение других, поэтому каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе.

Посмотрите, как восхитительна наша Земля! (Презентация «Земля у нас одна!)



  1. Подведение итогов урока

Наш сегодняшний урок подошёл к концу. Пожалуйста, жюри оцените работу групп.

Выставляю оценки за урок.



3)Рефлексия: Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

Прикрепите их вокруг «Лоскутного одеяла».



Земля у нас одна!

Тип урока: урок обобщения и повторения изученного материала

Форма: урок – игра

Цель: Закрепление знаний об особенностях природы России

Задачи: Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении общих вопросов о природе страны; Развивать интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, при работе в группах, познавательный интерес к предмету. Воспитывать любовь к природе, родной земле.

Методы: частично-поисковый, анализа и синтеза, практический.

Форма организации: Групповая

Средства обучения: настенная карта «Физическая карта России», медиапроектор, карточки-задания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствую учащихся, гостей. Проверяю готовность рабочего места к групповой работе.

Знакомлю присутствующих с членами жюри.



Приветствуют учителя, гостей, жюри. Проверяют готовность рабочего места.


Целеполагание

Поясняю, что сегодняшний урок заключительный при изучении раздела «Природа России».

Предлагаю каждому ученику сформулировать для себя цель урока, чем будет заниматься сегодня на уроке



Формулируют цели урока.

Актуализация

Читаю стихотворение «Как велика моя страна». Задаю вопрос: что можно сказать о величине территории?

Напоминаю, что мы изучали природные компоненты и их размещение по территории России. Прошу их назвать.



Слушают стихотворение , отвечают на поставленные мною вопросы.

Закрепление учебного материала

Раздаю карточки – задания:

  1. По описанию определить, о каком природном компоненте идёт речь.



  1. «Блиц – опрос» (Методика лоскутного одеяла»)



  1. «Термин – определение»




Определяют по описанию природный компонент и кратко о нём рассказывают.

Отвечают на вопросы «Блиц – опроса». Прикрепляют карточки с вопросами к магнитной доске, после ответа на поставленный вопрос.

На карточке находят соответствие между терминами и определениями.


Применение учебного материала

Провожу:

1) Физкультминутку «Указатель»

Задаю вопросы и прошу показать.


  1. Конкурс «Географический театр»



  1. Литературный конкурс:

Задаю вопросы.

  1. Экологический конкурс: прошу назвать новый природоохранный смысл народных пословиц.



  1. Показываю презентацию: «Земля у нас одна»




Дети встают и выполняют задания.

Показ учащимися пантомимы: «Ветровые волны», «Снежная лавина»,

«Ураган»

Чтецы читают стихотворения и группы отвечают на мои вопросы.

Обсуждают в группе и дают ответ.

Смотрят презентацию.



Контроль

Назначаю жюри, которое координирует работу групп в ходе всего урока.

После каждого конкурса итоги записываются на доске.

После презентации оглашают результаты.

Подвожу итоги, выставляю оценки за работу на уроке.



Следят за результатами.

Высказывают мнения.



Рефлексия

Прошу участников урока выбрать тот смайлик, который соответствует настроению и прикрепить их вокруг «Лоскутного одеяла» на магнитной доске

Выбирают смайлики и прикрепляют на магнитной доске.

скачать


Смотрите также:
Урок обобщения и повторения изученного материала Форма : урок игра, групповая форма
117.82kb.
Урок №1. Тема: Урок повторения и обобщения изученного материала по теме «Функция. Квадратные неравенства»
303.92kb.
Урок закрепления изученного. Форма урока урок-практикум. Задачи урока
89.3kb.
Урок повторения. Форма проведения: деловая игра «Биржа знаний»
54.65kb.
Неделя математики
22.31kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Урок обобщения изученного, закрепление знаний умений и навыков. Цель
41.7kb.
Урок коллективного изучения материала). Форма урока : коллективное изучение нового материала
87.02kb.
Урок применения изученного материала на разном уровне продуктивности
179.11kb.
Тип урока: «Урок повторения и обобщения». Тема урока: «Обобщение изученного об односоставных предложениях»
50.37kb.
Урок повторения и обобщения в форме тв-игры " своя игра"
89.11kb.
Урок обобщения и повторения
60.87kb.