Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением отдельных предметов»

Урок окружающего мира в 1 классе

«Кто такие птицы?»


Янпольская Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

г.Когалым, 2012
оглавление
Аннотация………………………………………………………………………………3

Разработка урока …………………………………………………………………….. 4

Образец презентации (приложение1)………………………………………………...11

Образец задания для игры «Найди лишнее», «Собери картинку» (приложение2)

…………………………………………………………………………………………..18

Знаки-символы для эмоциональной оценки своей работы…………………………19

Список литературы…………………………………………………………………….20

Аннотация

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» - один из уроков раздела «Что и кто? Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и отражает учебный план образовательной программы УМК «Школа России».

Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.

Урок спланирован в форме научного заседания, где каждый ученик примерит на себя роль учёного-исследователя.

В содержание урока включено много заданий с использованием дидактического материала для индивидуальной и групповой работ , напечатанного на компьютере, объектов исследования (перья птиц), мультимедийного оборудования, презентации.

Применила такие формы обучения, как беседа, исследование, игры, загадки.

Логика учебного занятия выстроена таким образом, что деятельность ученика не ограничивается уроком, а имеет своё продолжение вне учебного времени, что позволяет школьникам более полно познавать окружающий мир.



Конспект урока.





Организационная информация

Тема урока

Кто такие птицы?

Предмет

Окружающий мир

Класс

1 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Янпольская Ирина Анатольевна - учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением отдельных предметов»


Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Знакомство с птицами как представителями животного мира.

Задачи урока

Задачи

  • Познавательные: учить выявлять признаки данного вида животных; отличать новое от уже известного, продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.

  • Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой, учить отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Коммуникативные: умение работать в паре, в группе, вести учебный диалог; формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

  • Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения; системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Время реализации урока

35 мин

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Кто такие птицы?»; атласы-определители А. Плешаков «От земли до неба» с закладками (с.172, 180, 184,186); конверты с перьями птиц; счётный материал (красные и синие квадраты); парты расставлены для работы в группах (4 группы);

Дидактическое обеспечение урока

Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы: 1-4 классы – 128с.

Список учебной и дополнительной литературы

Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 2011. - 95 с.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2011. - 222 с.




Ход урока


  1. Организационный этап. Мотивация

Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.

Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в группе.

Посмотрите вверх, вниз, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними глазами.

На уроке мы будем работать под девизом (слайд №1) Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать!

Что будете делать для достижения этой цели?

II. Этап повторения изученного.
Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы», «Насекомые».
Сегодня у нас урок – научное заседание. Все вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий.

Кто такие учёные?

Учитель знакомит учащихся с толковым словарём Ожегова и лексическим значением слова учёный.

Отгадайте загадки:


Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (Пчела)

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна! (щука)


Драчун и забияка

Живёт в воде,

Кости на спине

Щука не проглотит. (ёрш)


Учитель вывешивает ответы на доску

Бабочка
Пчела


Щука
Ёрш

Кто это?

На какие группы можно разделить животных?

Кто такие насекомые?

Каких ещё насекомых знаете?

Кто такие рыбы?

Щука и ёрш – морская или речная рыба?

На доске появляется схема



бабочка

пчела


















щукам

ёрш



III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.
Игра «Найди лишнее». Посмотрите на фото животных (для каждого учащегося в конверте). Определите, какое животное «лишнее» и почему. Как узнали? (слайд 2)

Какую группу животных будем изучать сегодня? (слайд 3)

Какие задачи будем решать?

Мы продолжим заполнять таблицу «Животные».
IV. Этап актуализации знаний.
Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы.
Птицы. Что вы о них знаете?

(Учитель записывает маркером все предложения детей на облаках, чтобы в конце урока к ним вернуться)





V. Этап изучения новых знаний.
Цель – сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику.

Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами. Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение». На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины. Если утверждение верное – вы поднимите синий квадрат, а если неверное – красный. (Дети взяли пластины двух цветов. Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая цветную пластину: синий – да, утверждение верное, красный – нет, утверждение неверное. Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев.)

Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц

Откройте учебник на с. 24. Давайте проверим правильность нашего вывода.

Молодцы, вы справились с заданием (слайд 4-14)
VI. Зарядка-релаксация «Воздух. Земля. Огонь. Вода»
Цель – снять умственное напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.


VII. Практическая работа учащихся.
Цель – познакомиться со строением птицы, исследовать перо птицы, работать в группе, вести учебный диалог, умение выражать свои мысли, слушать и дополнять ответы учащихся.
Работа в паре. Составьте картинку. (В конвертах разрезанная картинка с изображением голубя) Кто это?

Назовите все части тела птицы. ( Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв.)

Проверка по учебнику стр.24
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов.

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.



Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Всё тело у птиц покрыто перьями (см. муляж) Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?

А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать). А если рассмотреть перо, то о чем мы можем узнать? (зачем оно нужно птице)

У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи? (Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.)

Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены с друг другом. Аккуратно разъедините их.

Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)

Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое)

Обмокните перо в стакан с водой. Что заметили? Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости) Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания?

Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.

Итак, мы узнали о птицах очень много. Кто скажет, что мы уже узнали?

Посмотрите на Мудрую Черепаху в учебнике. Что заметили? (украшена перьями)

Распустила хвост жар – птица
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес ………павлин.

(слайд 15-17)

Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье? Но яркая окраска перьев важна птицам для маскировки. Как человек использует перья? (слайд18)

Посмотрите чье перо изображено в учебнике. Как вы думаете, почему рядом изображена чернильница?



VIII. Этап применения изученных знаний.
Цель – умение работать в группе с дополнительной литературой, расширение кругозора, использование жизненного опыта.
Каждая группа получает задание в конверте.

На столе у вас лежит книга атлас-определитель «От земли до неба». У каждой группы в атласе закладки.

Найдите описание птицы, прочитать информацию о ней, ответить на вопросы, познакомить класс с полученными знаниями. (слайд19)

Название


Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

Окраска оперения

Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста)

Особенности поведения


IX. Этап коррекции.



Цель – вызвать у детей сочувствие к птицам, привлечь внимание к проблеме помощи птицам зимой.
(Слайд 20) Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Есть птицы, которые тоже занесены в Красную книгу.

Ученица читает наизусть стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».

О чём заставляет задуматься это стихотворение? Как вы можете помочь птицам?

X. Этап подведения итогов. Рефлексия.
С какой группой животных познакомились?

Какая отличительная особенность у этих животных?

Назовите птиц, которых мы упоминали на уроке? Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали

Давайте посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?

На партах у вас лежат маленькие птички. Если вам было неинтересно, непонятно, грустно возьмите синюю птичку.

Если было интересно, но не всё понятно – зелёную.



Если всё интересно, понятно, уютно – жёлтую.
скачать


Смотрите также:
Урок окружающего мира в 1 классе «Кто такие птицы?»
113.7kb.
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Кто такие звери?»
69.05kb.
Урок окружающего мира тема: «Кто что ест?» 3 класс Учитель: Шевченко Елена Ивановна 2012-2013 уч год. Урок окружающего мира
70.54kb.
Урок окружающего мира в 3 классе «Что такое бенилюкс?»
63.23kb.
Урок окружающего мира в 3 «Б»классе «Животный мир Земли. Животные часть природы»
118.67kb.
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: "Жизнь леса. Лес природное сообщество"
107.95kb.
Урок окружающего мира в 4 классе. Учителя начальных классов Мясоедовой И. В. Тема: Африка
64.66kb.
Урок окружающего мира в 3 классе
72.26kb.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Трудные времена на русской земле»
38.41kb.
Урок окружающего мира проведенный во 2 классе учителем Воронковой С. А
40.8kb.
«Мы жители Земли» Подтема: «Лес и его обитатели»
131.26kb.
Урок-проект окружающего мира в 1-м классе "Комнатные растения наши друзья"
58.28kb.