Главная стр 1
скачать
КОСМОС И МЫ

Открытый урок
Педагог рассказывает:

Посмотрите на небо, когда стемнеет… на открытом месте, где небо не загораживают ни дома, ни деревья, нет рядом фонарей, можно увидеть много звезд. Все остренькие-остренькие, точно в темном куполе иглой прокололи крохотные дырочки, за которыми – голубой огонь.

И какие же звезды разные! Среди них есть большие и маленькие, голубые и желтоватые, одинокие и собравшиеся кучками, звездочка со звездочкой.

Про эти кучки говорят «созвездия».

Вот так же, как мы сегодня смотрим на ночное звездное небо, смотрели на него люди и тысячи лет назад.

Небо заменяло тогда и компас, и часы, и календарь. По звездам находили направление путники. У звезд спрашивали: «Скоро ли утро?». По звездам определяли, когда придет весна.

Небо было нужно человеку всегда, и во всем. И люди подолгу любовались, смотрели на него, удивлялись и думали, думали. Что такое звезды? Как они появились? Что означают созвездия?

А Вы знаете, какая она, наша планета? (ответы детей: круглая, большая, зеленая, голубая). А вот в древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Те люди, которые путешествовали пешком, или верхом, добирались рано или поздно до большой воды – моря или океана – и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-нибудь места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали свое путешествие. «Почему же так происходит?» - задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин, а круглая как шар.



Задание. Раздать мячи и фломастеры всем детям. Кончик фломастера поставить на верхушку мяча и вести его вниз по мячу, а мяч поворачивать вслед за движением фломастера. Если аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажешься в той же точке, откуда начал свой путь.

Педагог продолжает:

Вот так и наши путешественники убедились, что Земля – это шар. А что тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Звезды – это огромные огненные шары. А почему же они нам кажутся такими маленькими? (ответы детей). Да потому, что они находятся очень далеко от нас.

А какая звезда к нам ближе всего? (ответы детей). Да, это наша звезда – Солнце. Оно дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле.

Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре. Они все – огненные шары, одни более горячие, другие – менее. Поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие – белые, чуть менее горячие – голубые. Потом желтые и красные. То есть самые яркие звезды на нашем небе – голубые и белые.

Как вы думаете, Луна по размерам больше Земли? А она больше Солнца? Почему же Луна кажется нам гораздо больше звезд? (ответы детей).

А вы знаете, как образовались кратеры на Луне? Кратеры – это впадины на поверхности Луны, которые появились в результате столкновения Луны с метеоритами, падающими из космоса.

Как вы думаете, почему на Земле нет таких кратеров, как на Луне? (ответы детей). Землю защищает атмосфера. Метеориты просто не долетают до поверхности Земли, они сгорают в атмосфере.

А вы знаете, почему Луна каждую ночь выглядит по-разному?

Луна светит не собственным светом, а отраженным. Солнечные лучи освещают Луну, и поэтому мы можем видеть ее. Луна вращается вокруг Земли. Случается так, что часть Луны бывает, сокрыта в тени Земли, тогда Солнце освещает не всю поверхность, а только часть. Эту часть, или серп, месяц, мы видим на ночном небе. Педагог показывает на доске фазы Луны.

Чем планеты отличаются от звезд? Звезды состоят из раскаленных газов, планеты – из твердых, жидких частиц и газов. Планеты вращаются вокруг звезд, спутники – вокруг планет (наша Луна является примером).

Ночью тихо: успокаивается ветер, не шелестит листва на деревьях, затихает море. Спят птицы и звери. Спят люди. И когда в этой тиши смотришь на звезды, сами собой рождаются в голове всякие сказки, одна красивее другой.

Древние люди оставили нам много сказок о звездах. Вот одна из сказок:

Педагог рассказывает сказку:



Как солнце и луна друг к другу в гости ходили.

Однажды Луна получила от Солнца – царя света – приглашение прийти к нему в гости. Она долго думала, что подарить Солнцу. И наконец, додумалась…. Собрала несколько самых ярких и красивых звезд, положила их на серебряное блюдо и пошла в гости.

Царь света был очень рад этому подарку. Они посидели, вкусно поели, хорошо поговорили…

Затем Луна пригласила Солнце к себе в гости. Долго думал царь света, чем Луну порадовать. Наконец придумал. Позвал к себе лучшего портного и говорит:

- Я собираюсь к Луне в гости и решил ей подарить платье из облаков. Пожалуйста, сшей платье понарядней и по мерке, чтобы хорошо и удобно на Луне сидело.

А портной отвечает: «Нет, царь света, не возьмусь я за такую работу. Да и никто не возьмется. Луна каждый день меняется. Сегодня она круглая, как шарик, а завтра уже с одного бока худеть начинает. А недели через две и вовсе тоненькой становиться, да еще изогнется, как серп. По какой же ей мерке шить, сам посуди!»

Расстроился царь света, да ничего не поделаешь. Пришлось идти в гости с пустыми руками.

Луна приготовила угощение, они посидели, поели, поговорили. Но когда царь света собрался уходить, и Луна увидела, что у него нет подарка, она огорчилась.

- Не сердись, Луна, - сказал ей царь света, - я долго думал, что тебе подарить. Решил, что лучший подарок – платье из облаков. Но самый искусный портной отказался выполнить мою просьбу. Зато я разрешаю тебе с этого дня собирать мои лучи и шить из них любое платье. Увидишь, какой ты станешь красавицей! И Луна решила, что подарок совсем не плох…

С тех пор Луна красуется на ночном небе яркая и блестящая, украшенная лучами Солнца, его отраженным светом.

Какие планеты Солнечной системы вы знаете? Что вы можете о них рассказать? Ответы детей.

У нашей Звезды – Солнца – есть своя семья. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Астрономы изучали планеты и звезды с помощью телескопов, а чтобы не перепутать их между собой – дали им имена в честь богов, которым поклонялись древние римляне.

Дети выходят и встают полукругом. На каждом ребенке шапочка-символ планеты. Ребенок «солнце» (их может быть два и более) стоит в центре обруча и держит его. На обруч привязаны ленточки разной длины, и разного цвета, имитирующие удаленность планет от солнца. По мере рассказа педагогом сказки, дети подходят к ленточкам и берутся за нее руками. А «луна» берет за руку «землю». Каждый ребенок-планета рассказывает о своей планете. В конце сказки дети-планеты начинают движение вокруг «солнца», показывая, как движутся планеты…Движение детей медленные и спокойные, ведь планеты в космосе не «толкаются».

Рассказ детей о своих планетах:

МЕРКУРИЙ – самая близкая к солнцу планета. На ней нет воздуха и воды, поэтому днем здесь стоит жара, ночью – холод. Планета совершает полный оборот вокруг солнца за 88 дней. Слишком маленькая, чтобы сохранить атмосферу (как Луна). Эту планету можно заметить по утрам, перед самым восходом Солнца.

ВЕНЕРА – это яркая планета бурь и гроз. Люди ее зовут Утренней звездой. Эта планета немного меньше нашей Земли и по сравнению с другими планетами вращается вокруг своей оси в обратную сторону! Венера окружена плотным слоем облаков, поэтому солнечный свет проходит с трудом.

ЗЕМЛЯ – единственная планета в Солнечной системе, на которой есть воздух и вода, необходимые для жизни. Спутник Земли – Луна. Вокруг Солнца наша планета перемещается в космосе со скоростью 30 км в сек. Это в 100 раз быстрее любого самолета. Жизнь на Земле зародилась в океане, и все живые существа состоят из воды. У Земли есть сила тяготения (как и у других планет), притягивающая к поверхности планеты предметы, людей, животных.

ЛУНА – единственный спутник нашей планеты. Она в 4 раза меньше Земли и светит отраженным солнечным светом. На Луне нет жизни. Ее поверхность усеяли кратеры от ударов множества метеоритов, не долетевших до Земли. Луна обращена к Земле всегда одной и той же стороной. Вулканы на Луне уже давно потухли, и из их застывшей лавы на поверхности этого небесного тела образовались огромные равнины – лунные моря.

МАРС – больше других похож на Землю. Планета покрыта горами и красным песком. Имеет два спутника: Деймос и Фобос (в переводе с греческого означает: «ужас» и «страх»). Спутники названы в честь сыновей бога войны Марса. Очень долгое время думали, что Марс обитаем, и там живут марсиане. Сегодня на этой планете можно найти только микробы. Возможно, Марс станет первой планетой, которую посетят люди.

ЮПИТЕР – планета – великан. Все остальные планеты могли бы поместиться у него внутри. Приближаться к этой планете опасно! Планета названа в честь отца римских богов Юпитера – громовержца. Можно сказать, что мы никогда не сможем ходить по Юпитеру, т. к. он состоит практически только из газа! Имеет 12 спутников. Из них – 4 самых крупных: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.

САТУРН – планета носит имя римского бога времени и земледелия. Состоит из газов. Вокруг этой планеты имеются огромные кольца из камня и льда. У Сатурна 10 спутников. Самый большой спутник Сатурна – Титан. Ученые считают, что Титан напоминает Землю в те времена, когда на ней еще не было жизни.

УРАН – зеленая планета, потому что в атмосфере ядовитый газ метан. Уран отличается от других планет тем, что вращается вокруг своей оси как бы лежа на боку. Имеет 10 спутников. Планета названа в честь римского бога неба. Уран обходит вокруг Солнца один раз в 84 года.

НЕПТУН – всегда темно и холодно, потому, что находится далеко от Солнца. Имеет 8 спутников. Планета названа в честь римского бога моря. Понадобится 20 лет, чтобы долететь до планеты на ракете. Огромные циклоны бушуют на планете – Большое Темное Пятно и Малое Темное Пятно.

ПЛУТОН – самая далекая от Солнца планета. Это самая маленькая и легкая планета, меньше Луны (ее еще называют карликовой планетой). Плутон вращается вокруг Солнца в направлении противоположном движению других планет. Ни один из космических аппаратов не побывал на Плутоне. Это небесное тело названо в честь римского бога подземного мира. Поверхность Плутона состоит из каменистой породы и льда. До Плутона почти не доходит свет далекого Солнца. Год на Плутоне – 250 земных лет. Самая холодная планета – 230 .

СОЛНЦЕ – самая близкая к нам звезда. Это раскаленный шар. Оно дает Земле и другим планетам свет и тепло. Солнце в 100 раз тяжелее, чем все планеты Солнечной системы. Они вращаются вокруг него, притягиваемые этой огромной массой материи. Солнце вращается вокруг своей оси. Пятна на Солнце – это менее горячие места (поверхность Солнца в 2 раза горяча). Солнечные пятна – это признак активности звезды.



Игра-моделирование: « Солнечная система».

Живет во Вселенной дружная семейка – Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей – планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую доченьку – Венерой, а самую добрую – Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья – спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в космосе без дружбы!
Итак, в космосе есть много самых разных звезд. Вокруг некоторых из них вращаются планеты. Может быть, на этих планетах тоже есть живые существа, как и на Земле. Но, чтобы жизнь стала возможна, планеты должны быть не слишком горячими, но и не слишком холодными, на них обязательно должны быть атмосфера и вода. Пока мы ничего не знаем о других обитаемых планетах. Почему? (ответы детей). Да потому, что планеты у далеких звезд рассмотреть нельзя даже в самый сильный телескоп. И пока никакой космический корабль, существующий на Земле, не может долететь до звезд.

Люди уже сделали свой первый шаг в космос: они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетели до Луны, и как следует, рассмотрели ее, даже путешествовали по ее поверхности.

Сейчас люди осваивают уже всю Солнечную систему: запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. И здесь их ждет много удивительных открытий.

А следующим шагом будут полеты к звездам. Кто знает, ребята, может быть, и кто-нибудь из вас сможет совершить такой полет. Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия.

Самый главный закон космоса это гармония и красота!

У каждой планеты в космосе есть свое «солнышко». Давайте откроем свои ладошки и поймаем лучик солнца и пошлем эти лучики добра всем людям и скажем: «Пусть миру будет хорошо!», ведь в наших сердцах много доброты.


Тезис к открытому уроку «Космос и мы».

Данное занятие рассчитано на детей 6-7 лет.



Цель занятия - сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство». Объяснить, что представляет собой Солнечная система. Ввести понятие «звезда», «планеты», «кометы», «спутники», «Вселенная». Рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются реальность. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Прививать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии. Развивать навыки творческого рассказывания. Добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании. Обогащать словарь.
скачать


Смотрите также:
Урок Педагог рассказывает
94.18kb.
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы
89.27kb.
Г. Дубна Московская область педагог-психолог высшей квалификационной категории Направление: «Педагог-исследователь»
82.47kb.
Урок «20 ноября День защиты прав ребенка информационная линейка учащиеся 1 9 классов холл 2 этажа Шулепова Л. В., педагог организатор 2 урок «Мои помощники в стране Право»
18.33kb.
Вопросы родителей
27.49kb.
План проведения профилактической акции
74.46kb.
Выходит с сентября 2007 года. Выпуск №25. 23 Декабря 2011 года
75.6kb.
Программа «Мы вместе». Основные разработчики
435.7kb.
Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры ц е л и
159.06kb.
План мбоу «сош №8» по проведению акции «Молодёжь выбирает жизнь»
77.06kb.
Департамента образования
363.33kb.
Основные цели, задачи и направления деятельности социального педагога
20.49kb.