Главная | стр 1
в 8 «Б» классе по теме:
«Теорема Виета», (закрепение). Цели урока: 1) Обобщить и закрепить знания по решению квадратных уравнений с использованием теоремы Виета и ей обратной; уметь применять при нахождении суммы и произведения корней приведенного квадратного уравнения, определении знаков корней уравнения, при проверке правильности нахождения корней квадратных уравнений. 2) Развивать логическое мышление, навыки сравнения и анализа; развивать монологическую речь в ходе объяснений, обоснований выполняемых действий; развивать коммуникативные навыки; навыки самостоятельной работы.
компьютер, проектор, презентация, карточки для устной работы. План урока: 1) Повторение теоремы Виета. Ее применение для любого квадратного уравнения. 2) Связь знаков и модулей корней приведенного квадратного уравнения с знаками и модулями его коэффициентов. 3) Тест на проверку усвоения темы. 4) Задание для разбора классом.
Приветствие, проверка присутствующих, готовности к уроку. Оглашение плана урока. (Сл. 1,2)
Учитель: С какой теоремой познакомились на прошлом уроке? Как она звучит для приведенного квадратного уравнения? (Сл. 3) Как можно ее записать для неприведенного квадратного уравнения. (Сл. 4) Задание на доске: решить уравнения и сделать проверку с помощью теоремы Виета (работают 4 ученика) 1. х2 – 9 = 0; 2. 3х2 + 15х = 0; 3. х2 – 4х – 11 = 0; 4. 2х2 + 5х – 3 = 0. В это время фронтальная работа с классом: 1 Составить квадратное уравнение, корни которого известны а) х1 = 2; х2 = - 7 Решение: p = - ( 2 – 7) = - (- 5) = 5 q = 2 · (-7) = - 14 х2 + 5х – 14 = 0 (Сл.5) б) х1 = - 2; х2 = - 5 Решение: p = - (- 2 – 5)= 7 q = -2 · (-5) = 10 х2 + 7х + 10 = 0 (Сл.6) в) х1 = 0,5; х2 = 0,75 Решение: p = - (0,5 + 0,75)= - 1,25 q = 0,5 · 0,75 = 0, 375 х2 – 1,25х + 0,375 = 0 8х2 – 10х + 3 = 0 (Сл.7) 2. Составить квадратное уравнение, если а = 2, х1 = 4, х2 = - 1 Решение: p = - (4 - 1)= - 3 q = 4 · (-1) = - 4 х2 – 3х - 4 = 0 2х2 – 6х – 8 = 0 (Сл.8) Проверка работы у доски: 1. х2 – 9 = 0; а = 1; в= p = 0; с =q = - 9. (х – 3)(х+3) = 0; х1 + х2 = 3 + (-3) = 0 = - p х1 = 3; х2 = - 3. х1 · х2 = 3 · (-3) = - 9 = q 2. 3х2 + 15х = 0; а = 3; в = 15; с = q = 0. 3х(х + 5) = 0; p = 5; х1 = 0; х2 = - 5. х1 + х2 = 0 + (-5) = - 5 = - p х1 · х2 = 0 · (-5) = 0 = q 3. х2 – 4х – 11 = 0; а = 1; в= p = - 4; с =q = - 11. Х1 = 2 + √15; х2 = 2 - √15. х1 + х2 = 2 + √15+ 2 - √15 = 4 = -p х1 · х2 =(2 + √15)( 2 - √15) = 4 – 15 = - 11 = q 4. 2х2 + 5х – 3 = 0. а = 2; в = 5; с = - 3; х1 = 0,5; х2 = - 3. p = 2,5; q = - 1,5. Х1 + х2 = 0,5 + (-3) = - 2,5 = - p х1 · х2 = 0,5 · (-3) = - 1,5 = q Связь знаков и модулей корней приведенного квадратного уравнения с знаками и модулями его коэффициентов. Учитель: Можно ли находить корни квадратного уравнения без вычисления дискриминанта? Ответ – да, но при условии, если уравнение приведенное, а корни целочисленные. Теорема, обратная теореме Виета гласит: если найдутся два числа, сумма которых равна числу противоположному коэффициенту при х, а их произведение есть свободное слагаемое приведенного квадратного уравнения, то эти числа являются корнями данного уравнения. Такой способ решения называется способом подбора, и этим способом можно пользоваться наиболее результативно, если уловить связь знаков и модулей корней приведенного квадратного уравнения с знаками и модулями его коэффициентов. Попробуем эту связь объединить в таблицу: (Сл.9) х2 + pх + q = 0
Решение приведенных квадратных уравнений способом подбора (фронтальная работа с классом, уравнения на карточках) 1) х2 – х – 6 = 0 х1 + х2 = 1; х1 · х2 = - 6; х1 = 3; х2 = - 2. 2) х2 + 5х + 4 = 0 х1 + х2 = - 5; х1 · х2 = 4; х1 = - 1; х2 = - 4. 3) х2 – 11х + 18 = 0 х1 + х2 = 11; х1 · х2 = 18; х1 = 9; х2 = 2. 4) х2 + 7х – 18 = 0 х1 + х2 = - 7; х1 · х2 = - 18; х1 = 2; х2 = - 9. 5) х2 – 3х – 4 = 0 х1 + х2 = 3; х1 · х2 = - 4; х1 = 4; х2 = - 1. 6) х2- 5х + 6 = 0 х1 + х2 = 5; х1 · х2 = 6; х1 = 3; х2 = 2. 7) х2 + 11х + 30 = 0 х1 + х2 = - 11; х1 · х2 = 30; х1 = - 5; х2 = - 6. 8) х2 – х – 30 = 0 х1 + х2 = 1; х1 · х2 = - 30; х1 = 6; х2 = - 5. Тест на проверку усвоения темы: ( с использованием слайдов) 1) Один из корней данного уравнения равен 4, определите второй корень уравнения. (Сл.10) 1 вариант. 2 вариант х2 + pх + 12 = 0 х2 + pх - 12 = 0 Варианты ответов: а) – 3; б) 8; в) 3; г) – 8. 2) Один из корней данного уравнения равен 2, определите второй корень уравнения. (Сл.11) 1 вариант. 2 вариант х2 - 8х + q = 0 х2 + 8х + q = 0 Варианты ответов: а) 10; б) - 10; в) 6; г) – 6. 3) Определите знаки корней данного квадратного уравнения, если таковые имеются. (Сл.12) 1 вариант. 2 вариант х2 + 3х + 1 = 0 х2 - 3х – 1= 0 Варианты ответов: а) корней нет; б) оба коря отрицательные; в) оба корня положительные; г) корни разных знаков. 4) Корнями данного приведенного квадратного уравнения являются два числа (Сл.13) 1 вариант. 2 вариант х2 + 5х – 6 = 0 х2 – 5х – 6 = 0 Варианты ответов: а) – 3 и 2; б) 3 и - 2; в) 6 и – 1; г) – 6 и 1. 5) Корнями данного квадратного уравнения являются два числа (Сл.14) 1 вариант. 2 вариант 2х2 – 6х + 4 = 0 2х2 + 6х + 4 = 0 Варианты ответов: а) 1 и 2; б) 4 и – 1; в) – 4 и 1; г) – 1 и – 2. Ключ к тесту: (Сл.15)
Задание для разбора классом. Не решая уравнения 5х2 – 13х – 6 = 0 найдите сумму квадратов его корней. Решение: 5х2 – 13х – 6 = 0 х2 – 2,6х – 1,2 = 0 По теореме Виета х1 + х2 = 2,6; х1 · х2 = - 1,2; По формуле квадрата суммы (х1 + х2 )2 = х12 + 2 х1 х2 + х22 х12 + х22 = (х1 + х2 )2 - 2 х1 х2 х12 + х22 = 2,62 – 2 · ( - 1,2) = 9,16. Ответ: 9,16. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Урок подготовлен учителем математики МОУ СОШ №6 города Озеры Московской области Капустиной Галиной Витальевной. Смотрите также: Урок по алгебре и математическому анализу в 10А классе по теме: «Теорема Безу. Корни многочлена»
97.4kb.
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «Линейные уравнения и неравенства. Системы линейных уравнений и неравенств»
31.24kb.
Урок по алгебре в 8 «Б» классе по теме
80.63kb.
Урок в 6 классе по теме
67.17kb.
Урок по теме: «Земля». Задачи урока: обобщить и систематизировать знания по теме:
38.64kb.
Урок математики по теме: "Число и цифра 3" в 1-а классе Учитель начальных классов: Поселеннова Ю. М. 2011г. Урок математики по теме: "
47.02kb.
Уроку математики в 3-ем классе по теме
100.09kb.
Урок английского языка в 11-м классе по теме "Russia as a tourist destination" Учебно-методическое обеспечение : О. Л. Гроза и др. "
74.28kb.
Урок по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»
67.19kb.
Семинар в 11 классе по теме «Показательная функция». Для учителя математики Урок проводится в форме игры «счастливый случай» Подготовка к уроку: Вопросы к семинару
50.86kb.
Урока разноуровневого обобщающего повторения по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «Показательные уравнения»
87.97kb.
Урок по французскому языку в 7 классе «Que vous apporte la musique?» по теме №5 «Ecoutez le guitariste et fermez les yeux…» 37.06kb.
|