Главная стр 1
скачать
МКОУ «Верхнетуровская СОШ»

Открытый урок по теме:

«Ландшафтный дизайн»




Подготовила учитель технологии: Макина Л.С.


2012-13 уч. год

Конспект урока

Класс 6
Урок 60-61
Тема: «Ландшафтный дизайн»
Раздел: «Дизайн пришкольного участка».

Дидактическое обоснование урока

Цель урока: познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна, уметь применять полученные знания в практической работе.


Задачи урока:
Образовательные: создать условия для формирования у учащихся понятий о зеленых насаждениях, их свойствах и видах, об использовании растений для благоустройства и озеленения территории, способствовать актуализации жизненного опыта учащихся, разработать оформление своего садового участка (палисадника);
- развивающие: способствовать развитию образовательной, информационной, социальной, поликультурной, коммуникативной компетентностей учащихся;
воспитательные: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе, способствовать формированию эстетического вкуса;
профориентационные: способствовать формированию знаний необходимых для профессий отрасли сельского хозяйства- растениеводства и для профессий в области ландшафтного дизайна.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база: кабинет технологии, проектор, экран, ноутбук.
2. Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь, альбомный лист, карандаши, клей.

3. Зрительный ряд: показ презентации, фотографии с изображением шедевров ландшафтного дизайна, журналы «Ландшафтный дизайн», «Ландшафтная архитектура».

Методы обучения: рассказ, наглядный (презентация), творческая групповая работа, творческая индивидуальная работа, выставка творческих работ учащихся.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, экология, география, технология выращивания растений, изобразительное искусство.
Понятия и термины: зеленые насаждения, ландшафтный дизайн, садово-парковая архитектура, климатические зоны.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и применения знаний на практике.

Ход урока:



  1. Организационный момент: (слайд 1)
    • Приветствие;
    • Проверка готовности учащихся к уроку
    • Настраивание учащихся на работу.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся (слайд 2-6)

Учитель. Урок начинает с вводной беседы об истории возникновения и развития ландшафтного дизайна. Ландшафтный дизайн – это природно-территориальный комплекс, созданный в результате целенаправленной деятельности человека. Ландшафтный дизайн – это направление в современном дизайне, которое ранее называлось садово-парковым искусством. Садово-парковое искусство (англ. Dardning,lanscape archecture, фран. art de jardin, нем. gartenkunst) – искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. Садово-парковое искусство использует для организации пространства живой, изменчивый материал, объединяя природу и художественное творчество. Подбор растений для разных климатических условий, размещение и группировка их сочетается с архитектурными сооружениями, водоёмами, дорогами, скульптурой.

Истоки садового искусства уходят корнями далеко в историю веков. Сады оформлялись до нашей эры уже в Древнем Египте, Греции, Риме при храмах, дворцах правителей и знати на высоких террасах, вокруг колоннад, беседок, при водоёмах и фонтанах. В средние века садово-парковое искусство расцветало в странах Востока и центральной Азии: плодовые и цветочные сады с сетью каналов и многоярусных газонов, с подстриженными деревьями, зеленью и изразцовыми бассейнами. Особенно поражают японские миниатюрные сады с карликовыми деревьями, причудливыми очертаниями водоёмов и пешеходных дорожек, с использованием песка, мха, камней и ярких цветочных акцентов. Эпоха Просвещения позволила отказаться от средневековых церковных догм и запретов и создать новую культуру и новое искусство. В 17 веке французские парки со строгой геометрической планировкой, размещённые на плоской поверхности или пологом склоне: зелёные партеры, бассейны, боскеты, скульптура, аллеи, расходящиеся лучами от дворца, создавали величественное зрелище Версаля (архитектор А. Ленотр). В 18 веке выделялись английские пейзажные парки, отличавшиеся свободной планировкой и использовавшие лужайки, озёра, реки, тропинки и группы деревьев. Архитекторы Ч. Бриджмен, У Кент дополняли парки романтическими руинами и имитациями сельских построек. В России расцвет садово-паркового искусства приходится на 18-19 век и связан с оформлением русских усадеб, парков в Петергофе, Царском селе, Павловске, в Кускове и Архангельском. В 19-20 вв. возникают новые виды городских парков: спортивные, выставочные, луна-парки, зоны отдыха, концертные площадки, детские игровые площадки, мини-парки в деловой зоне (плаза). Время потребовало создание проектного озеленения современных городов, соединяя архитектуру, скульптуру, садоводство в ландшафтный дизайн.


Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей, которые хранились в нем. Нет больших деревянных шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их тоже делают из древесины (слайд 7,8.)
Но это еще не самое страшное. Что было бы, если вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить - воздуха, кислорода? Ведь именно растения вырабатывают кислород, и благодаря ним вокруг планеты образовалась атмосфера - воздушная оболочка, без которой невозможна жизнь.
3. Тема урока:

Учитель: а теперь ребята я попрошу вас попробовать озвучить тему нашего урока.

Учащиеся: называют тему урока: «Ландшафтный дизайн»

Учащиеся делают записи определения ландшафтного дизайна в рабочих тетрадях.

4. Определение задач для учащихся на урок (слайд 9)


Учитель: сегодня на уроке

вы узнаете:
- Что такое зелёные насаждения.
- Какими свойствами обладают зелёные насаждения.
- Ознакомитесь с защитными и декоративными насаждениями.
- Познакомитесь с понятием «ландшафтный дизайн»
вы выполните:

план - разработку и оформление своего садового участка (палисадника);


анализ плана озеленения участка.

5. Актуализация знаний учащихся (слайд 10)



Учитель: задает вопросы:
- Как вы думаете что такое «зеленые насаждения»?
- Какие виды зеленых насаждений вы знаете?
- Какие свойства зеленых насаждений важны для человека?

6. Изучение нового материала.


Запись в тетрадь:
(слайд 11) Зелёные насаждения — совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определённой территории.

Зеленные насаждения для современного человека играют важную роль, так как их результаты непосредственно влияют на эмоциональное состояние и здоровье.


(слайд 12) Этому способствуют следующие свойства зелёных насаждений:
• поглощение углекислого газа и выделение кислорода в ходе фотосинтеза;
• понижение температуры воздуха за счёт испарения влаги;
• снижение уровня шума;
• снижение уровня загрязнения воздуха пылью и газами;
• защита от ветров;
• выделение растениями фитонцидов - летучих веществ, убивающих болезнетворные микробы;
• положительное влияние на нервную систему человека.

(слайд 13-15) Ритм современной жизни человека проявляется в накоплении усталости, тревоги, напряжения, снижении работоспособности, эмоционального переутомления. Чем дальше происходит отдаление человека от природы, тем сильнее становятся негативные воздействия, поскольку человек был и остается неотъемлемой частью природы, несмотря на достижения технического прогресса. А ничто так не снимает негативное состояние, как общение с природой.


Многие растения (например, береза повислая, кипарис вечнозеленый, туя западная, липа мелколистная, лиственница сибирская и др.) выделяют летучие вещества – фитонциды. Под их действием повышается общая работоспособность организма, нормализуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем. Береза улучшает работу сердца и легких, а ель и тополь - желудочно-кишечного тракта, дуб снижает давление.
Ряд растений (черемуха обыкновенная и черемуха Маака, клен красный, облепиха, дуб северный, лиственница сибирская, туя западная, можжевельник казацкий и обыкновенный) обладает свойством накапливать токсины и тяжелые металлы, тем самым, очищая среду вокруг себя.
Широко известна пылезащитная функция растений. Так, в летний период они способны улавливать до 80% пыли. Наиболее хорошо задерживают пыль дуб, калина, рябина, ива, вяз, сирень.
Закладка широких и густых насаждений может обеспечить существенное снижение шума. Борьба с шумом в городах - острая гигиеническая проблема. Шум не только травмирует, но и угнетают психику, разрушает здоровье, снижая физические и умственные способности человека. Различные породы растений характеризуется разной способностью защиты от шума. Наилучшими из хвойных пород деревьев являются: ель, сосна, пихта; из лиственных - липа, граб, акация, тополь, дуб.
Почвозащитные насаждения уменьшают скорость ветра и тем самым препятствуют ветровой эрозии. В ветрозащитных полосах высаживаются кипарисовики Лоусона и Лейленда, тополь белый и черный, туя складчатая и другие.
Другие растения отличаются способностью насыщать воздух отрицательными ионами. Они, в свою очередь, положительно влияют на кроветворную, дыхательную, сердечнососудистую систему, снижают сахар в крови, снимают головную боль и «Ландшафтный дизайн»

(слайд 22-24) Специфика садово-паркового искусства – в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества.


Практика озелененного строительства включает помимо создания озелененных участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий.
По температурному режиму вся территория Земли разбита на климатические зоны. Принцип простой. Местность (страна, материк) разбивается на регионы, климат которых в целом одинаков или сильно похож. Этот регион называется климатической зоной. Зона характеризуется минимальной температурой зимой и ещё дополнительно датой первого осеннего заморозка и последнего весеннего заморозка. Определив по карте, к какой зоне относится ваш населённый пункт, и, зная минимальные требования к климатической зоне для любого растения (во многих книгах по садоводству, энциклопедиях растений приводятся требования к климатическим зонам), можно определить, будет оно расти у вас в открытом грунте или нет. Кроме того, такие знания дают возможность эффективно использовать в насаждениях разные породы. Например, холодостойкие растения можно высаживать на несколько лет без боязни, что они зимой погибнут, теплолюбивые же лучше высаживать рассадой на летний период.
Изучение особенностей растений является необходимым в ландшафтном дизайне, так как только при учете свойств и требований данного вида можно создать грамотные насаждения и композиции.

7. Физкультминутка. (слайд 25).


Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?

8. Практическая работа:

- план - разработка и оформление своего садового участка (палисадника);

- анализ плана озеленения участка.



9. Вступительный инструктаж учителя:
На слайдах вы увидели множество ландшафтных проектов. Работа над ландшафтом начинается с создания проекта – плана участка. Дизайнер изображает будущий проект на бумаге. (слайд 26). План участка - это изображение ландшафта как бы с высоты птичьего полета. Давайте представим, как выглядят деревья, дома, кусты, дорожки и цветы, если мы смотрим на них сверху. (слайд 27-30).

Далее учитель объясняет практическое задание: разработки проекта оформления содового участка.


Этапы работы над оформлением садового участка: (слайд 31)

- изучить размеры земельного участка, рельеф местности, садовые насаждения и кустарники, жилищные постройки.

- придумать единое стилевое решение для оформления участка.

- построить перспективу участка, используя несколько точек схода.

- выполнить цветовое решение садового участка акварелью, гуашью, цветными мелками, фломастерами.

10. Самостоятельное выполнение учащимися творческой работы

Ученики приступают к индивидуальной самостоятельной работе. Учитель консультирует, помогает.

Учащиеся объединяются в группы, каждая группа получает план участка или по желанию составляют свой. Ученики должны проанализировать полученный или составленный план.


Вопросы для анализа плана:
• Что вижу?
• Что нравится?
• Что бы я изменил?

В процессе выполнения работы учитель настраивает ребят на возможность выразить свою фантазию, свои творческие идеи.



11. Обсуждение результатов работы.

По окончанию практической работы проводится анализ и коллективное обсуждение ландшафтных эскизов. Выявление оригинального художественно-эстетического решения оформления садового участка. Высокий уровень техники исполнения, удовлетворённость учащихся выполненным заданием. Обсуждение проводится в виде выставочных работ.



12. Творческое задание на дом.
Все желающие могут выполнить творческое задание: составить и нарисовать план пришкольного участка, закрепленного за классом, внеся в него свои изменения «Самый красивый ландшафт».
13. Рефлексия: ( слайд 32)

- дайте определение понятию « ландшафтный дизайн»;

-что такое зелёные насаждения;


- какими свойствами обладают зелёные насаждения;
-  какие насаждения являются защитными и декоративными;
- расскажите об истории развития садово - паркового искусства в России;

- объясните важность развития ландшафтного искусства в современном мире.



14. Итог урока:

- учитель сообщает о достижениях целей урока;


- дает объективную оценку результатам коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке;

- выставляет оценки в классный журнал и дневники учащихся;

- благодарит учащихся за урок.

15. Уборка рабочих мест.



Литература

1.Закон об образовании.

2.Сборник нормативных документов. Технология. Москва, ООО «Дрофа», 2006 г.

3.Научно-методический журнал «Школа и производство». 2009-11г.г.



4. Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд – 6 класс», Москва «Просвещение» 2008г. (в электронном виде).

  1. Е.А. Ковалева «Технология. «Просвещение» 2006 г.

  2. Е.А. Ковалева « Методика обучения сельскохозяйственному труду». 59209s043.edusite.ru›Mihailova/DswMedia.

  3. «Сельскохозяйственный труд 5 6 7 8 кл.». Просвещение 2006г. Приложение № 4. Утвержден. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. maystro.ru›dmdocuments/11.12.05-uchebniki.pdf.

  4. Петер Клок «Фруктовые деревья и кустарники». Москва.1995г.

  5. «Лесное и лесопарковое искусство в России». Санкт-Петербург. 2001г.

10.Журналы «Ландшафтный дизайн», «Ландшафтная архитектура».

11.Интернет ресурсы.
скачать


Смотрите также:
Урок по теме: «Ландшафтный дизайн»
105.25kb.
Анкетные данные слушателя программы «Ландшафтный дизайн»
12.01kb.
Ландшафтный дизайн школьного двора
192.85kb.
Проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка»
50.02kb.
Программа элективного курса «Основы экологии и ландшафтный дизайн»
103.46kb.
Законы ландшафтного дизайна Почва Растения Проектирование Рельеф участка Составление плана
193.67kb.
Билет 1 Дизайн как проектная художественно-техническая деятельность. Виды дизайна. Дизайн
444.75kb.
Урок изо по теме: "Интерьер жилого дома" Тема урока: Интерьер жилого дома
64.58kb.
Урок по теме. Обоснование включения компьютерного сопровождения в
61.07kb.
Урок истории по теме «Боги Древней Греции»
43.85kb.
Обобщающий урок по теме
58.8kb.
Урок в 6 классе по теме
67.17kb.