Главная | стр 1
Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. Оборудование: скелет голубя, коллекция перьев, гнезд, записи голосов птиц, таблицы по теме, самодельные рисунки, таблицы. Оформлена выставка книг по теме «Птицы».
Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе. В ней есть душа, В ней есть любовь, В ней есть язык. На улице весна. Скоро из далеких странствий возвратятся наши пернатые друзья и мы должны достойно их встретить.
Составьте синквейн понятия «птицы». Правила составления синквейна. В синквейне пять строк: 1 – понятие (слово); 2 – прилагательные (два слова); 3 – глаголы (три слова); 4 – предложение ( из четырех слов); 5 – существительное (одно слово). Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. Пример синквейна: 1. Птицы. 2. Красивые, удивительные. 3. Летают, бегают, поют. 4. Птицы украшение нашей природы. 5. Друзья. Что отличает птиц от всех других существ? Чудо полета – так, наверное, скажут многие, - присущая им великолепная и завидная способность словно бы без всяких усилий отрываться от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши.
Первая группа – анатомы, вторая – физиологи, третья – этологи, четвертая – экологи. Каждая группа получает карточку с вопросами и практическим заданием. Учитель обращается к анатомам и физиологам. Лучшая одежда – крылья. Хорошо сидит. Прочна, легка. Не боится ни дождя, ни пыли И уносит нас под облака. Так поэт Валентин Берестов в своем стихотворении « Дикий голубь» отметил особенности не только этой удивительной птицы, но и многих летающих птиц. Каковы же приспособления птиц к полету? Каковы особенности внутреннего строения, связанные с полетом? Первая и вторая группа отвечает на вопросы, выполняет практическое задание, руководитель группы делает вывод. Учитель обращается к этологам. Ни одно существо не живет такой полной жизнью, как птица; никакое другое существо не умеет так хорошо, как она пользоваться ею. Весной при оживлении всей природы и птицы начинают жить новой жизнью. Члены третьей группы рассказывают о строительстве гнезд, о сложном поведении птиц, делаю вывод. Учитель обращается к экологам. Мы перестраиваем экономику, психологию людей, но остаемся глухими и безразличными к экологическим проблемам. Все меньше окружающей природы Все больше окружающей среды. Экологи отвечают на вопросы, распределяют птиц по экологическим группам. Руководители каждой группы выставляют оценки за работу. 4.Рубрика «Надо подумать» Задаются вопросы всему классу. 1. Почему ласточки не погибают, когда садятся на линии электропередач? ( Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи и ток пойдет через тело птицы). 2. Почему голова и шея грифов лишена перьевого покрова? (Грифы питаются падалью. Их называют птицами - санитарами. Отсутствие перьевого покрова на голове и шее облегчает проникновение внутрь трупа животного). 3. Какую птицу называют другом английских шахтеров? Почему? (Шахтеры, спускаясь в забой берут с собой канареек. Канарейки очень чувствительны к содержанию в воздухе даже ничтожного количества токсичного рудничного газа. Птицы, погибая, спасают жизнь шахтерам). 4. Грач и перепел склевали гранулы минерального удобрения, оставшегося на пшеничном поле. Какая птица погибнет? Почему? (Перепел. Ротовая полость грачей имеет мало вкусовых почек. Апробация пищи грачей происходит в желудке в тот момент, когда от нее не поздно освободится. Когда грач почувствует, что пища несъедобная, он отрыгивает ее из зоба и желудка). 5. Верно ли утверждение, что у птиц зубы в желудке? (Верно. Птицы не имеют зубов. Функцию зубов выполняет зоб и мускулистый желудок). 6. Зерна, лишенные зародыша, смешали с полноценными зернами. Этой смесью кормили голубей. Какие зерна клевали голуби? Почему? (Голуби клевали полноценные зерна, а остальные отбрасывали. Полноценные зерна они определяли с помощью вкусовых сосочков по неодинаковому вкусу крахмала и белка. Эндосперм зерна содержит больше крахмала, а зародыш – белка). 7. Нефть, смазав оперенье водоплавающей птицы, вызывает ее гибель через четыре часа. Почему? (Нефть разрушает структуру перьев, уничтожает жировую смазку птиц. У них исчезает воздушная прослойка между перьями и телом. Перьевой покров сильно намокает, и птица погибает от переохлаждения. Порция нефти, заглоченная птицей, действует на организм как яд. У птиц возникает пневмония и расстройство нервной системы). 5. Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
За правильный ответ 1 балл. 10 баллов – «5» 7-9 баллов – «4». 6. Рефлексия. В зачетные книжки руководители групп выставляют оценки за устные ответы и за выполнение задания «Выбери правильное суждение». Приложение Задание «Анатомам»
Заполнить таблицу Сравнительная характеристика строения скелета и внутренних органов птиц и пресмыкающихся.
Подпишите название костей, отделов скелета. ![]() Задание «Физиологам»
Заполните таблицу. Органы полости тела птицы.
Подпишите на схеме основные отделы пищеварительной системы и назовите функции каждого отдела. ![]() Задание «Этологам»
Какая из изображенных птиц относится к оседлым? ![]() Задание «Экологам»
Распределите птиц по экологическим группам. Название экологических групп:
Название птиц: а)серая цапля б)орел в)королек г)рябчик д)тетерев е)дятел ж)дрофа з)страус и)утка – кряква к)синица л)ласточка м)поползень н)стриж о)глухарь п)сокол р)лебедь. Смотрите также: Урок по теме «Птицы» Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке
61.78kb.
Урок обобщения и контроля знаний по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России"
43.8kb.
Урок в 5 классе. Тема : «Праздники» План. Цель: развитие коммуникативной компетенции на уроке английского языка
77.69kb.
Уроке русского языка по теме: " Имя существительное"
51.33kb.
Урок №4. Тема урока: «Обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость»
53.19kb.
Урок по английскому языку в 8 классе по теме: «В здоровом теле здоровый дух»
38.08kb.
Обобщающий урок по теме
58.8kb.
Урок по теме: "Конструирование из мозаики"
84.02kb.
Конспект урока повторение и закрепление знаний по теме «Сложение рациональных чисел»
153.78kb.
Урок обобщения знаний по теме «Южная Америка»
53.57kb.
О чём рассказывают иконы
47.68kb.
Урок по испанскому языку в 5 классе (Второй язык, первый год обучения) Тема урока: Профессии Тип урока : Обобщающий 46.23kb.
|