Главная стр 1
скачать
Урок по теме: «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской культуры (урок Игра-викторина) 9 класс
Цель: Проверка знаний учащихся по произведению «Слово о полку Игореве»

Понять идею : «Слово о полку Игореве»

Проникнутся его поэтическим образом


Оборудований урока: аудиоза­пись отрывков из оперы А. П. Бо­родина «Князь Игорь»; выставка книг; репродукции произведений В. М. Васнецова, Н. Рериха, В. А. Фаворского; карточки с вопросами.

На доске — эпиграф:



Память — это преодоление вре­мени, преодоление смерти. Д.С. Лихачев
Методические приемы: работа по группам

роль учителя - ведущий;

помощники — административная группа (жюри) — 3—4 человека.

ХОД УРОКА


1. Слово учителя: Сегодня мы вновь обратимся к «Слову о полку Игореве» и посмот­рим, насколько хорошо вы позна­комились с этим произведением, как поняли великую идею «Сло­ва...», прониклись его удивитель­ными поэтическими образами.

Сначала проведем отборочный тур. В нем участвует весь класс. Первые шесть человек, правильно ответившие на вопросы, станут ли­дерами игры и наберут себе мини-команду для дальнейшего участия в викторине.


2.Вопросы отборочного тура:

1) Когда, кем и где было обнаружено «Слово...»?

2) Каким веком может быть датирова­на рукопись, которой располагал Мусин-Пушкин?

3) Что случилось с рукописным сбор­ником, содержащим текст «Слова...»?

4) Какие произведения древнерусской литературы называли словами? Как сам автор называет свое произведение?

5) Когда и кем было осуществлено пер­вое издание?

6) Что такое «темные места» в «Сло­ве...»?
I тур - Комментарий.

Объясните значение выделенных

слов. На 6 вопросов отвечают ко­манды; одна команда, не успевшая дать верный ответ, выбывает из игры.


  1. Пусть начнется же песнь эта по бы­линам нашего времени..

  2. Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие...

  3. Если бы ты был здесь, то была бы раба по ногате, а раб по резане

4) ...черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца

5) Уже доски без князя в моем тереме златоверхом.

6) Игорева храброго войска не воскре­сить! По нем кликнула Корна, и Желя поскакала по Русской земле.

Тексты-вопросы зачитываются, слова, требующие пояснения, зара­нее выписаны на доске под номера­ми.

II тур — «Славянский пантеон».

Приглашаются по одному участ­нику от каждой команды. Кто быст­рее назовет хотя бы одного древне­русского языческого бога, упомина­емого в «Слове...», тот приносит победу команде и, соответственно, возможность участвовать в следую­щем туре.

Дополнительный вопрос: кто та­кая Дева-Обида?

Объясните значение следующих слов и выражений, имеющих опре­деленное символическое значение:

1) меч;

2) вступить в стремя',

3) понизить стяг;

4) копье преломить.

Дополнительный вопрос: что оз­начает выражение испить шело­мом Дону!

тур - «Палитра "Слова..."», частники отвечают на вопросы:

1) Чье «слово» названо золотым!

2) В каких еще словосочетаниях упот­ребляется эпитет золотой!

3) Объясните значение слов: щиты червленые, стрелы паленые.

Дополнительный вопрос: какой еще цвет (тон) составляет цветовую символику «Слова...», какое он имеет значение? |У тур — «Имена».

Игроки отвечают на вопросы:

1) «Дремлет в поле Олегово храброе гнездо...» О чем и о ком речь?

2) Имена каких половцев упоминают­ся в «Слове...»? Что вы о них знаете?

3) Объясните смысл выражения «Тут Игорь князь пересел из седла золотого в седло рабское (кощеево)».



III тур — Вопрос для капитанов.

Звучит отрывок из оперы «Князь Игорь». Вопрос к капитанам: «Ил­люстрацию к какому эпизоду вы услышали?»

Участниками супер игры стано­вятся члены команды-победителя (3 человека).

Полуфинал.

Вопросы участникам:

Приведите последнее слово поэмы и объясните его значение.

«Слово...» послужило литературным образцом для создания... Какого произ­ведения? О чем оно?



Финал.

Назовите поэтов XIX и XX вв., создавших наиболее известные пе­реводы и переложения «Слова...». Последний отвечающий выигрыва­ет.

Выразительно прочитайте наи­зусть любой отрывок из «Слова...» (можно дать это задание выбывшим ранее участникам игры — «Игра со зрителем»).

Поздравление победителя.



Заключительное слово учителя.

Актуальность и высокое худо­жественное совершенство «Слова о полку Игореве...» сделали его бессмертным достоянием русской культуры.



«"Слово о полку Игореве", — пи­сал поэт П. Антакольский, — пред­ставляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее. Поэтому мы слышим прямые и косвенные отголоски "Слова", переклички с ним во многих произведениях на­шей культуры и искусства... Из па­мятников старины оно превращает­ся в живое достояние созидательной культуры». Вы тоже приобщились к сокровищнице мысли, чувства древнерусской литературы. По­здравляю вас!
скачать


Смотрите также:
Урок по теме: «Слово о полку Игореве» памятник древнерусской культуры (урок Игра-викторина) 9 класс
38.59kb.
"Слово о полку Игореве" — величайший памятник древнерусской литературы
44.68kb.
«Слово о полку Игореве величайший памятник древнерусской литературы»
152.21kb.
Слово о полку Игореве
233.22kb.
Слово о полку Игореве
266kb.
«Слово о полку Игореве…» величайший памятник древнерусской литературы
35.85kb.
«Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве
224.83kb.
Лекция (9 класс) Тема: «Золотое слово» русской литературы. Цели урока: а) образовательная: познакомить школьников с произведением древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
67.38kb.
№ урока Тема урока и содержание Применение и кт дата 1
169.13kb.
«Слово о полку Игореве величайший памятник древнерусской литературы»
168.25kb.
Сочинение по литературе. "Слово о полку игореве" величайший памятник древнерусской литературы "
104.84kb.
«Слово о полку Игореве» выдающийся памятник русской культуры
72.66kb.