Главная стр 1
скачать
Урок-презентация. История, 9 класс. Учитель истории, обществознания 1КК

МОУ Казачинская СОШ Вотякова Ольга Петровна.

Тема урока: «Гражданская война в России».
Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок).

Цель урока: ознакомить учащихся с одной из самых трагических страниц истории России: гражданской войной и интервенцией.
Задачи урока:

  1. Помочь учащимся выявить причины, этапы, участников гражданской войны;

  2. Дать определение интервенции. Проследить, как началась интервенция в России, кто был её участниками, их цели и задачи.

  3. Помочь учащимся выявить причины победы большевиков и ответить на главный вопрос урока: «Кто виноват в гражданской войне в России?»

Оборудование: карта и атласы по теме урока; мультимедийная установка для демонстрации слайдов, учебные принадлежности.

  1. Входной (опережающий) контроль по теме Гражданская война.

Какие из названных причин могли спровоцировать начало гражданской войны?

Обведите кружком номера утверждений, с которыми вы согласны.
1) Несоответствие целей по преобразованию общества с методами их достижения.
2) Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам.
3 Национализация всей земли конфискация помещичьих земель.
4) Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты.
5) Национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений.
6) Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим.
7) Создание однопартийной системы, установление диктатуры пролетариата.

Обсуждение ответов.

  1. Изучение новой темы.

  1. Выводы о том, что такое гражданская война.

Гражданская война – период острых классовых столкновений, и начинается она с октября 1917 года, а заканчивается осенью 1922 года, когда белая армия была разгромлена на Дальнем Востоке.

Гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил – начинается с середины 1918 года и продолжается до конца 1920 года, хотя военные действия продолжались и после 1920 года.

Гражданская война – это противостояние классов и общественных групп, в отличие от обычных войн, она не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных. (Слайды№1, №2).

  1. Запись в тетрадях: Гражданская война – это вооружённое столкновение различных политических сил, социальных слоёв, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знамёнами различных цветов и оттенков.

Главные противоборствующие силы выступали под белыми знамёнами (белогвардейцы) и красными (красноармейцы).


  1. Презентация.

Учитель: рассмотрим эти движения по социальному и политическому составу, выявим их основные цели, ознакомимся с личностями, возглавлявшими эти движения, а затем вы ответите ещё на один очень важный вопрос: Какая из оценок гражданской войны наиболее верна:
а) это столкновение нескольких сил: красных, белых и «зеленых» (крестьянское движение);

б) это трагедия народа;


в) это героическая страница истории?

(Демонстрация слайдов № 5-19). Показ сопровождается работой по карте и с атласами. После ознакомления с содержанием слайдов, учитель повторяет задание, просит отвечать, аргументируя свой ответ. После беседы демонстрируется слайд №23, следуют комментарии учителя и учащихся.

  1. Интервенция.

Учитель: Большинство историков выделяют четыре этапа гражданской войны:
I этап – май 1918 года;
II этап – ноябрь 1918 года – весна 1919 года;
III этап – весна 1919 года – весна 1920 года;
IV этап – апрель – ноябрь 1920 года.

На первых 2-х этапах белогвардейцам оказывали помощь страны-участницы 1 мировой войны. И бывшие союзники по Антанте, и противники Российской империи хотели воспользоваться трагедией нашего народа и, преследуя свои цели, начали вооружённое вмешательство во внутренние дела нашего государства. Такое вмешательство имеет своё название - интервенция (Слайды № 20-21).



Запись в тетрадях: Интервенция – насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны или во взаимоотношения с третьими странами.

5. Работа с картой. (характеризуются основные направления иностранной интервенции и выявляются основные цели интервентов).

6. Беседа по вопросам учителя.

1. Кто победил в гражданской войне?

Отметьте аргументы, которые вы считаете верными:
а) победили красные, так как Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась;
б) победили белые, так как властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классом;
в) победили зеленые, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.

2. Почему интервенты вынуждены были прекратить вмешательство во внутренние дела России?

3. Какое влияние оказала гражданская война на политическое развитие России?
1) Отметьте понятия, которыми можно охарактеризовать советское государство в 1920-21 годах:
многопартийность / однопартийность;
демократия / диктатура;
открытость общества / закрытость общества.

4) Определите причины победы большевиков, обсуди в группе (с товарищем):
а) попытка реставрации помещичьего землевладения оттолкнула крестьян от Белого движения;
б) население национальных окраин поддержало большевиков, поверив декларации «о правах наций на самоопределение» и другим обращениям к нерусским народам;
в) большевики сумели создать массовую дисциплинированную армию на основе всеобщей воинской повинности, мобилизовать все ресурсы страны, превратив её в единый военный лагерь.

5) Кто виноват в гражданской войне в России? (Выводы учащихся).

Заключительное слово учителя. Итог.

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных…
И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас — тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.


Макс Волошин. 22 ноября 1919.
Д.З. Параграф №14.

Инд. задания:

  1. Добровольческая армия М.В. Алексеева.

  2. Рождение красной Армии.

  3. Зелёные, кто они? (Задания по выбору для желающих).

скачать


Смотрите также:
Урок-презентация. История, 9 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема урока: «Гражданская война в России». Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок)
47.83kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Урока по французскому языку в 7Б классе Учитель: Середавкина Ольга Николаевна Тема урока: «Les activités des élèves»
63.26kb.
Класс 8 Тип урока : урок изучения новой темы. Тема урока : «Гражданская война в США. Реконструкция» Субкомпетенция
39.74kb.
Урок-путешествие физика 7 класс. Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера)
130.93kb.
Урок развития речи Тема урока: рифма тип урока: урок изучения нового материала
50.75kb.
Урок по теме: «Что такое старение и как с ним бороться?». Тип урока
154.56kb.
Урок в 5-м классе по теме «Графика. Алфавит» Тип урока : урок объяснения нового материала. Цели урока: расширить знания учащихся в области истории родного языка
85.73kb.
Конспект урока Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков» Тип урока: урок изучения нового материала
104.5kb.
Урок по теме: Видообразование. Учитель: Е. Ю. Еременко 11 класс Тип урока: урок изучения нового материала
141.84kb.
Форма урока: урок-лекция с использованием икт тип урока: Урок изучения нового в форме лекции Тема урока : достопримечательности Великобритании Оснащение: персональный компьютер
64.49kb.
Трение. Сила трения
116.44kb.