Главная стр 1
скачать
Урок русского языка во 2 классе Жигулина Е.Н.

УМК: “Начальная школа XXI века”.

Тема: Омонимы.

Тип урока: изучения нового материала.

Цели: создать условия на уроке для знакомства с омонимами (их использование в речи)

Задачи:

Предметные: содействовать усвоению формулировки правила;

упражнять в решении орфографических задач в соответствии с правилом;

содействовать формированию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;

Личностные: воспитание культуры общения на уроке;

воспитывать интерес к уроку русского языка, как к учебному предмету;



Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение планировать свою деятельность на уроке; умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке;

Познавательные: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения, расширение лингвистического кругозора:

Коммуникативные: учить выражать свои мысли, учить работать в сотрудничестве со сверстниками и учителем

Оборудование:

учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. – 2 класс. – часть 2. – С. 62-64.

задания для диагностики

картинки с изображением слов-омонимов

толковые словари русского языка

разноуровневые цветные карточки

конверты (синонимы, антонимы, омонимы)

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)










-Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка, и продолжаем работу над блоком “Как устроен наш язык”, раздела “Лексика”.

Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


- Откройте тетради. Запишите число, пользуясь правилами красивого письма.

  1. Каллиграфическая минутка

  1. Мотивация.

- Как вы думаете, зачем нужно писать красиво и пользоваться правилами красивого письма?

(показатель культуры человека; уважительное отношение к человеку, которому адресовано письмо; приятно читать)



  1. Решение графико-каллиграфических задач.

С - с

- Как называется общий для каждой пары элемент?

(полуовал)

Учебное действие

- Рассмотрите внимательно образец на доске и сформулируйте цели своей деятельности.



4. Контроль и оценка

- Карандашом подчеркните те буквы, которые соответствуют правилам красивого письма.

- Поменяйтесь тетрадями и подчеркните красивые буквы у соседа.

5)Словарная работа.

- Какие словарные слова, начинающиеся с буквы «с» вы помните?

- Запишите 2-3 слова, поставьте ударение, подчеркните «опасно место»

Встают, приветствуют гостей


Проверяют готовность к уроку
Проверяют осанку с помощью мешочка.

Записывают в тетрадь число


Свободные высказывания детей



Духовно-нравственное воспитание

Следят за осанкой с помощью мешочков

Дети называют выученные ранее слова (орфографически)


Записывают слова в тетрадь

Регулятивные – волевая саморегуляция

Коммуникативные (умение строить высказывания)
Познавательные ( логический анализ)











- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним словом, которое начинается с буквы «с»

Прочитайте и отгадайте загадку:

Этим, словом день недели назовём

И окружение, в котором мы живём.

- Кто-нибудь догадался, о чем идет речь?

- Подскажу немножко: Какой сегодня день недели ? (среда).

- Прочтите слово орфографически. Поставьте ударение, подчеркните опасное место двумя чертами. Почему?

- Запишите слово в тетрадь.

- А о чем еще идет речь?

- Что надо сделать, чтобы определить лексическое значение слова?

(Посмотреть в словарь)

- Обратитесь к толковому словарю.

- Сколько слов “среда” записано в словаре? (два – 1. день недели; 2. все, что нас окружает)

- Давайте составим предложение с каждым словом.

- Запишите оба предложения.

- Что вы заметили, работая со словарным словом?

(два разных по лексическому значению слова пишутся и произносятся одинаково)

Стадия осмысления.

- Какой вывод можно сделать?

(Это два разных слова)

- Можем ли мы сказать, что это синонимы?

- антонимы? Почему? Докажите. Мы открыли новые слова. Познакомимся с ними поближе.

4) Сообщение темы урока

- Это слова – омонимы. Запись темы на доске.



5) Постановка проблемы. Наблюдение над ролью омонимов в нашей речи. Работа по учебнику с 66

Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию с опорой на слайды и полученные ранее сведения о значении слов устанавливается различие между словами, звучащими и пишущимися одинаково.

Физминутка для глаз

6) Первичное закрепление нового материала

- Посмотрите по сторонам.

Девочки найдите слово «бабочка»

Мальчики - тройка

Работайте, придерживаясь алгоритма: (на доске)

- Что обозначает слово?

- Это одно и тоже слово или разные?

ПРИ ЗАТРУДНЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОВАРЬ Коса - прическа, инвентарь, часть суши

Лук - растение, стрелковое оружие

Ключ – от замка; источник, родник

- Это одно и тоже слово или разные? (одно слово, если оно многозначное должно иметь что-то общее в лексическом значении, а здесь ничего похожего нет – это 3 разных слова).

Вывод: каждое слово имеет свое значение. Как же называются такие слова?

с. 66 чтение правила

Слово омоним произошло от двух древнегречиских слов: омос – «одинаковый» и онима - имя

- Давайте устно составим предложение с каждым словом-омонимом.



Физминутка для глаз (зрительные ориентиры)


Отгадывают загадку

Работа со словарем

Экологическое воспитание


Регулятивные – наблюдение

Познавательные – умение находить информацию

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные


5) Включение нового понятия в систему знаний.







Цель: наблюдение за омонимами, пишущимися одинаково, имеющими разное значение, но различающиеся только ударением.
- Обязательно ли омонимы должны произноситься и писаться одинаково? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к упражнению 2.
- Прочитайте предложение.

- Что называется словами замок, мука, атлас?

- Что необходимо сделать со словом, значение которого не ясно?

Рубрика «Подсказка»



Вывод: есть слова, которые похожи на письме, но если их произнести, то они по звучанию (месту ударения) не совпадают. Это омонимы.

- Запишите понравившееся предложение в тетрадь, поставьте знак ударения.

- Зачем нам в речи использовать слова – омонимы?


Работа по учебнику с. 67 упр 2

Списать, поставить знак ударения.


Запись предложений в тетрадь.



Познавательные (логический анализ)


6) Физминутка для осанки

(учитель читает стих, дети имитируют движения)

« У нас славная осанка, мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках,

Пойдём мягко, как лисята, ну, а если надоест,

То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес».










7) Наблюдение за омонимами-омофонами (Термин не вводится.)

- Прочитай предложение. Рассмотри сюжетные картинки. Найди «спрятанную» шутку

Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

-Кто догадался, на чём основана шутка?




Упр 3 с 67


Запись в тетрадь

(Хлеб сухой - хлеб с ухой).




Познавательные (выделение существенных признаков)

( Игра «Почтовый ящик».

Разобрать слова и определить, где синонимы, антонимы, омонимы.

Разнести по правильным адресам.

Адреса:

СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

ОМОНИМЫ

Смелый, храбрый.

Весёлый, грустный.

Опрятный, аккуратный.

Есть-принимать пищу, есть - быть, находиться.

Бык - животное, бык - опора моста.

Весёлый, радостный.

Холодный, горячий

Передовой, отсталый.

Дети, ребята.




Работа в группах

Повторить правила

работы в группе.

Познавательные (умение осмыслить задачу

Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве)



19. Домашняя работа.

1)Выучить словарные слова



По выбору:

2) с. 69 упр 6. Или с.67 упр 1



18. Рефлексия

Самым интересным для меня было…………

Что нам удалось узнать на уроке?

Теперь я умею…..

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Мне было трудно…..

Доволен ли ты своей работой?

- Как вы думаете, зачем надо изучать эту тему?

Итог урока. Выставление оценок

- Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.






Регулятивные: самооценка собственной учебной деятельности, фиксирование соотношения цели и результатов деятельности, определение степени своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.












скачать


Смотрите также:
Урок русского языка во 2 классе Жигулина Е. Н. Умк: "Начальная школа XXI века". Тема: Омонимы. Тип урока: изучения нового материала
96.97kb.
Города Кирова Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе умк «Начальная школа XXI века» Тема урока: «Звуки [р] и [р, ], обозначение их буквой Рр»
115.76kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Конспект урока Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков» Тип урока: урок изучения нового материала
104.5kb.
Конспект урока составлен по умк «Начальная школа XXI века» под общей редакцией проф. Н. Ф. Виноградовой Учитель начальных классов моу нош №40 Е. В. Головко Тема: Слова-синонимы
68.87kb.
Урок в 5-м классе по теме «Графика. Алфавит» Тип урока : урок объяснения нового материала. Цели урока: расширить знания учащихся в области истории родного языка
85.73kb.
Урок литературного чтения в 4 классе по умк «Начальная школа XXI века» Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» Цели: продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина
56.38kb.
Урока по французскому языку в 7Б классе Учитель: Середавкина Ольга Николаевна Тема урока: «Les activités des élèves»
63.26kb.
Урок математики в 1 классе умк «Перспективная начальная школа» Тема урока:«Задача. Условие и требование» Место урока в теме: 1-й и 2 й урок Тип урока: открытие новых знаний
98.27kb.
Урок-путешествие физика 7 класс. Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера)
130.93kb.
Проектная деятельность младшего школьника на уроках окружающего мира в современном личностно-ориентированном обучении по умк «Начальная школа XXI века»
53.3kb.
Умк «Начальная школа ХХI века» умк «Начальная школа XXI века»
23.83kb.