Главная стр 1
скачать
Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам"
Тема: Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных

по родам и числам.
Цели: 1.Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

2.Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте,

определять их род и число.

3.Воспитывать самостоятельность, активность учащихся.


Оборудование: компьютерные программы, тесты, индивидуальные зада-ния , аудиокассеты
Ход урока:

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об изменениях в природе. Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщим значения имени прилагательного в нашей речи. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

II. Повторение.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду с помощью имен прилагательных.

- Ненастный, пасмурный, хмурый.

- Непогожий, светлый.

Учитель: Да, на дворе чудесная погода. А какая, вы скажете, отгадав загадку:

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Дети: Весной.

Учитель: Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года». А сейчас откройте тетради, запишите дату. Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.

Пп Пп Пп Пп

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Дети: Первый весенний цветок - нежный подснежник.

Учитель: Сейчас разберем по составу слово подснежник. (Дети выполняют задание самостоятельно).

Учитель: С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?

Дети: Нежный - имя прилагательное.

Учитель: Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

Ответы детей.

Учитель: Запишите предложения: Прекрасен мой родной край. Он богат просторными лугами, на которых растут желтенькие одуванчики, душистый чабрец. Живописные озера богаты рыбой. Недалеко от села течет широкая полноводная река Ик. В ее заводях распускаются белые лилии, желтые кувшинки. Я люблю свой край.

Подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Определите их род.

-Что обозначают эти имена прилагательные?

Дети: Цвет.

Учитель: С какой частью речи они связаны?

Дети: С существительными.

У. А как бы выглядело это предложение без имен прилагательных. Прочитайте. ( Ученики читают.)

Учитель: Какова же роль имен прилагательных в нашей речи?

Дети: Они украшают нашу речь.

Учитель: Вот перед вами текст. Первой группе дописать пропущенные буквы, а второй группе нужно выписать словосочетания - имена прилагательные с именами существительными. Устно объ ясните орфограммы.

« Нашему Ютазинскому району исполнилось 18 лет. Он расположен в живописном уголке республики Татарстан. Здесь есть высокие горы, большие и маленькие озера, богатые рыбой; заливные луга; смешанные леса, в которых растет много грибов, красивых цветов, ароматных ягод. По территории нашего района протекают три реки: широкий полноводный Ик, очень красивая река Дымка и небольшая река Ютаза. Прекрасен мой район!»

Ф.М. Пляшет девочка узбечка,

На руке блестит колечко.

У узбечки нет привычки

Две косички заплетать.

У москвички две косички,

У узбечки- 25.

«Мне б учительницей стать!»

думает узбечка.

Буду детям ставить «5»

За каждое словечко!»

Учитель: А теперь мы с вами поработаем на компьютере. Это программа «Игры со словами»

Задание 1.Большой - (маленький), сладкий - ( горький).

Высокий - (низкий), сильный - (слабый).

Шум - (тишина), веселый - (грустный).

Задание 2. «Логические концовки»

В двух шагах – (рукой падать).

Вверх ногами – (вверх дном).

И был таков – (и след простыл).

(Задания оцениваются.)

Учитель: А сейчас запишем предложения: Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.

(Взаимопроверка.)

III. Закрепление.

Учитель: Подберите слова к схемам, записанным на доске.

-окий, -енькая, -нее.

-Определите род этих прилагательных.

- Теперь подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные, определите число.

Праздничный, удивительные, радостное.
Ф.М.

Мы топаем ногами,

Хлопаем руками.

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.


Учитель: Сейчас я предлагаю вам выполнить тестовые задания.

1 вариант:

1. В какой строке родовые окончания прилагательных указаны верно:

а) средний род - ая, - яя.

б) мужской род – ый, ой, ий.

в) женский род – ое, ее.

2. Сколько прилагательных в стихотворении?

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке на чистой.

Рот раскрыл я, сколько мог,-

Откусил большой кусок:

Он мне сладеньким казался-

Очень кислым оказался.

а) 6; б) 5; в) 4.

2 вариант:

1. В какой строке записаны только окончания прилагательных мужского рода?

а) – ой, -ый, -ий, -ого, -его, -ым, -им.

б) – ая,-яя,ый,-ий,-ым,-им.

в) – ого,-его,-ое,-ее,- яя, -ая.

2. Сколько прилагательных в этом четверостишьи?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

а) 5; б) 6; в) 7.

(Учащиеся обсуждают по группам и отвечают).


Учитель: На уроке мы говорили о природе, о ее красоте. Если мы будем по-настоящему, серьезно заботиться о природе, мы станем добрее.

IV. Домашнее задание: 1.Напишите несколько предложений о красоте природы, о необходимости оберегать природу. (Всем.)

3. Выполнить тест№ 10- сильным ученикам.

4. Упражнение 1, стр. 145- по желанию.


V.Итог урока, оценивание знаний учащихся.


Урок русского языка в 3 классе

Тема: Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода

Тип урока: урок отработки умений и навыков

на основе применения исследовательской работы



Учебно-методический комплект: «Начальная школа XXI века».

Цели урока:

Знать приемы определения рода и числа имен существительных, приемы определения рода имен существительных во множественном числе и в косвенных падежах. Совершенствовать умение определять род имен существительных и изменять их по числам. Совершенствовать умение распознавать орфограммы, выполнять различные виды разборов.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, умение сравнивать, сопоставлять.

Воспитывать интерес к предмету. Воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе.



Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс (Иванов С. В., Евдокимова А. О. М., «Вентана-Граф»,2008 г.),ноутбук, мультимедийная установка, проектор, экран, наглядные пособия (таблицы определения рода имен существительных), карточки с индивидуальными заданиями, физическая карта Волгоградской области, на партах копии карты Волгоградской области, «Красная книга Волгоградской области» (Волгоград, 1999 год), гербарий растений, коллекция образцов полезных ископаемых.



Ход урока

I. Организационный момент

Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики.



Психологический настрой учащихся.

(Учитель проводит с учащимися упражнение на создание положительного эмоционального настроя. Звучит лёгкая музыка.)

Учитель. Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро.

Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!

Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!

II. Формулирование темы урока

Определим тему нашего урока. Для этого поработаем над словами: нитка, насос, ночной, небо.



Что общего в этих словах? (Начинаются на букву н, состоят из двух слогов). Какое слово лишнее? (Ночной). Почему? (Это имя прилагательное, все остальные – имена существительные).Выделим окончания этих существительных. Почему разные окончания? (Это существительные разного рода). Так какова тема сегодняшнего урока? (Род имен существительных) Измените число этих существительных. Уточните тему урока. (Род и число имен существительных).

Слайд 1. Тема урока: Упражнение в изменении существительных по числам и

определении рода III. Сообщение целей урока

К концу этого урока вы должны твердо знать, как определить род и число имени существительного, уметь определять род имен существительных, в том числе в косвенных падежах и во множественном числе. Будем развивать умение распознавать изученные орфограммы, правильно писать слова на изученные орфограммы, выполнять различные виды разборов. На уроке будем работать над развитием орфографической зоркости, внимания, будем учиться анализировать, сравнивать, сопоставлять.Поговорим о бережном отношении к родной природе.



IV. Работа над материалом урока

1) Каллиграфическая разминка

Проведем каллиграфическую разминку, так как она помогает выработать красивый и правильный почерк. ни нитка на насос не небо



2) Повторение приемов определения рода имен существительных

Как определить род имен существительных? Учебник, с.131. (Работа по таблицам).

Дети хором читают стихотворение.

Женский род запомню я

И скажу она, моя.

И запомню род мужской

И опять скажу он, мой.

Средний род – оно, мое.

Это – правило твое.



3) Слово учителя о Волгоградской области

Слайд 2. Карта Волгоградской области.

В этом учебном году наш класс проводит исследовательскую работу по изучению родного края, Волгоградской области. На этом уроке мы продолжим это исследование. Но при этом, раз это урок русского языка, будем совершенствовать орфографические умения и навыки.



4) Определение рода имен существительных в начальной форме

а) Города области

Посмотрите на карты Волгоградской области, лежащие на ваших партах. Назовите города нашей области. Запишем названия некоторых городов области, определим род. (Дети записывают слова под диктовку)



Волгоград, Урюпинск, Дубовка, Фролово.

б) Реки области

Какие реки протекают по территории Волгоградской области? Спишите названия рек нашей области, самостоятельно определите род этих существительных.



Волга, Дон, Хопер, Медведица. (Проверка).

в) Полезные ископаемые

Наша область богата полезными ископаемыми. Обратимся к карте. Какие полезные ископаемые добывают на территории нашей области? (Рассматривание образцов полезных ископаемых).

Запишем под диктовку названия некоторых полезных ископаемых и определим род. Нефть, газ, глина, известняк.

5) Словарная работа

Растительный и животный мир Волгоградской области богат и разнообразен. Проведем словарную работу, используя названия растений и животных нашего края.



Растение, береза, животное, заяц, сорока, ворона, корова, молоко.

(Взаимопроверка).

Сколько букв и звуков в слове заяц? Почему? Самостоятельно определите род существительных. Поставьте слова во множественное число. Можно ли слово молоко поставить во множественное число? Назовите существительные, которые употребляются только в единственном числе, только во множественном числе.

6) Физкультминутка

Слайд 3. Упражнения по коррекции зрения.

7) Групповая работа

Сейчас пора показать, как вы умеете работать в группе, сообща. Вам предстоит выполнить тестовые задания: найти имена существительные определенного рода.

Но прежде чем выполнять эту работу, давайте вспомним редкие виды рыб, птиц нашей области.

Слайд 4. Редкие виды рыб.

Слайд 5. Редкие виды птиц.

Слайд 6. Групповая работа.

Отметить знаком Х все имена существительные




женского рода:

БЕЛУГА


ОСЁТР

СЕВРЮГА


СТЕРЛЯДЬ
мужского рода:

ОРЁЛ


СКОПА

ЖУРАВЛЬ


ДРОФА
среднего рода:

ВОДА


ТЕПЛО

КИСЛОРОД


СОЛНЦЕ


(Проверка).

8) Изменение имен существительных по числам

Много птиц обитает на территории нашей области. (Рассказы учащихся о птицах).

Как определить род имен существительных, которые стоят во множественном числе? (Учебник, с. 133).

Измените число данных существительных, определите род.



Ястребы, орлы, кукушки, пеночки.

Многие птицы и другие животные Волгоградской области стали редкими. (Работа с «Красной книгой».)



Слайд 7. Животные, занесенные в «Красную книгу» (жук-олень, выхухоль, хорь- перевязка)

9) Определение рода имен существительных в косвенных падежах

Растительный мир нашей области не менее разнообразен. (Рассматривание гербария растений). А теперь выполним задание, используя названия растений нашей области. Как определить род существительного, если оно стоит в косвенном падеже? (Поставить в именительный падеж). На доске записаны существительные в косвенных падежах. Вы должны поставить их в начальную форму и определить род.



Клевером, на осоке, с пионами, под соснами. (Проверка).

Рассказы учащихся о лекарственных растениях, о растениях, занесенных в «Красную книгу».



Слайд 8. (Редкие виды растений (пион тонколистый, прострел раскрытый, ландыш майский)

10) Комментированное письмо

Сейчас запишем предложение с комментированием, объясняя все орфограммы. Развиваем орфографическую зоркость.



На вершине сосны громко застучал лесной доктор.

(Разбор предложения по членам, определение частей речи. Разбор слова застучал по составу. Определение рода и числа имен существительных).



11) Дифференцированная работа

Предлагаю вам выполнить задания разной степени сложности по определению рода и числа имен существительных.



Слайд 9. Дифференцированная работа.

II группа

Определить число и род имен существительных. Щуки, сом, лещи, красноперка.

I группа


Определить число и род имен существительных.

Осами, шмеля, бабочку, кузнечиков, муравьями.

Индивидуальные карточки.

Карточка №1.

Определи род имен существительных: Пальто, кенгуру, кофе, метро, пони.

Карточка №2.

Подчеркни имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа: Ученицы, брюки, кресла, ножницы, весы, птицы.

Карточка №3.

Подчеркни имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа: Суп, молоко, каша, сало, огурец, мука. (Проверка).

12) Работа по выбору

Чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, проведем небольшую самостоятельную работу. Вы должны показать, как научились определять род и число имен существительных. Задания разной степени сложности вы выберете по своим силам.

Выполняя эту самостоятельную работу, вы продолжите знакомство с животным миром нашей области.

Слайд 10. Самостоятельная работа.

I уровень

Определите род имен существительных: Бобр, черепаха, рак, лисица

II уровень

Поставьте существительные в единственное число, определите род:

Лоси, косули, ящерицы, хорьки

III уровень

Спишите, определите число и род имен существительных:

В степях нашей области обитают суслики, тушканчики, полёвки.

Слайд 11. Проверка выполнения заданий.

V. Обобщение

Заканчивается этот урок и заканчивается наше путешествие по Волгоградской области. Но это далеко не все интересное, что можно узнать о нашей области.

Волгоград – это, прежде всего, город-герой. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

Слайд 12. Волгоград – город-герой.

Наша область – это родина знаменитых людей: исследователей, военных, путешественников, артистов, спортсменов, писателей и поэтов. Есть даже космонавт – Юрий Малышев.



Слайды 12, 13, 14. Фотографии знаменитых людей Волгоградской области.

И я надеюсь, что вы, когда вырастите, будете преумножать славу нашего края, постараетесь сделать его еще лучше, еще краше.



VI. Итог урока

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Чему вы научились? Как определить род имен существительных? (Дети вспоминают стихотворение, помогающее в определении рода имен существительных). Как определить число имен существительных?



VII. Оценивание

VIII. Домашнее задание

II группа: из орфографического словаря выписать по четыре существительных мужского, женского и среднего рода.

I группа: написать мини-сочинение на тему «Мой край», определить род и число имен существительных.

Слайд 15. Молодцы! Спасибо за хорошую работу!

Возьмите снова в руки маленькое солнышко Добра те ребята, у кого настроение осталось хорошим. Я благодарю вас за урок.

Рецензия на проведённый урок по русскому языку
Урок разработан и проведён Чугуновой Еленой Алексеевной, учителем начальных классов высшей квалификационной категории, образование высшее, стаж педагогической деятельности - 23 года.

Тема «Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода»

( 3класс). Тип урока: урок отработки умений и навыков на основе применения исследовательской работы.

Это один из уроков, входящих в систему сценариев, разработанных учителем по разделу «Имя существительное».

Урок проведен в соответствии с требованиями, предъявляемыми Министерством образования РФ к содержанию данного типа уроков.

При разработке сценария урока учителем продемонстрирована методическая система в совокупности дидактических элементов (цель обучения русскому языку, содержание обучения, методы и приемы, методические принципы обучения, средства обучения и организационные формы), находящихся в тесных связях друг с другом в целостности и органичности.

Цели данного урока:

Знать приемы определения рода и числа имен существительных, приемы определения рода имен существительных во множественном числе и в косвенных падежах. Совершенствовать умение определять род имен существительных и изменять их по числам. Совершенствовать умение распознавать орфограммы, выполнять различные виды разборов.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, умение сравнивать, сопоставлять.

Воспитывать интерес к предмету. Воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе.

Продемонстрирован инновационный подход в обучении. Учитель направила свои усилия на создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик превращается в активного деятеля на уроке. Урок продемонстрировал методическую систему, основанную на принципах гуманизации и демократизации учебного процесса. Он был ориентирован на формирование коммуникативной и социальной компетенций.

На уроке совершенствовались знания и умения, полученные в процессе изучения темы с применением компьютерных технологий, которые дали возможность построить урок логично, научно, с использованием видеофрагментов.

Результаты урока:

В процессе решения проблемной ситуации учащиеся сами сформулировали тему урока.

Учащиеся на более высоком уровне научились определять род имен существительных и изменять их по числам. Совершенствовалось умение распознавать орфограммы, выполнять различные виды разборов.

Эффективно выполнялась парная, групповая, дифференцированная работа на уроке.

Написание самостоятельной работы разного уровня сложности показало достаточно высокий уровень знаний и умений учебной деятельности.

На уроке присутствовала атмосфера комфорта как для учащихся так и для учителя.

Предложенный план урока выполнен, все задачи реализованы.
Директор МОУ Петровской СОШ Урюпинского муниципального района Волгоградской области ____________________

Зам. директора по УВР МОУ Петровской СОШ Урюпинского муниципального района Волгоградской области



Урок русского языка в 3 классе

Тема: Имя существительное


Задачи:


1. Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные; дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи; знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных.

2.Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи.

3. Воспитывать любовь к родному краю и языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вы растете и с каждым днем узнаете что-либо новое. Эти знания вы получаете постепенно, в определенной последовательности. С сегодняшнего дня на уроках русского языка вы сможете расширить свои знания о том, что вы уже знаете.

- Как вы понимаете смысл пословицы: «Сила человека в его знаниях»?
II. Постановка цели урока.

Учитель читает стихотворение А. Косоговского "Имя существительное", учащиеся договаривают слова.



Кто спешит так рано в школу?

Все спешат ... (ученики)!
Что несут они в портфелях?

Книги, ручки, ... (дневники).
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить.
Имя ... (существительное).

Итак, какую часть речи мы начинаем изучать? (Имя существительное.)

Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете?

Как вы полагаете, все вы уже знаете о существительном?

Через несколько уроков я вновь задам вам этот же вопрос, а вы либо подтвердите свой сегодняшний ответ, либо его опровергнете.

- Сегодня мы начнём более подробно изучать имя существительное.
III. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

1.Прочитайте стихотворение на доске.

Села ... на ... ,

Опустила ... .

Прилетает к ней ... :

- Что ты ищешь там?

- ... !


-А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

- Нет!

Тому, кто занят ... ,



Просто некогда скучать!

(Г.Ладонщиков)

-О чём говорится в стихотворении? Вставьте нужные слова. Прочитайте.

Слова для справок: комар, нектар, пчелка, цветок, делом, хоботок.

-Можно ли понять его без имён существительных?

- Какова же роль имён существительных в речи? (Ответы детей)

- Что вам уже известно об имени существительном? (Имя существительное часть речи, которая называет предметы, действия, исторические события, явления природы, абстрактные предметы, отвечает на вопросы кто? или что?)

-Что еще помните об именах существительных? (Бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственного числа и множественного, изменяются по родам.)

Что значит — изменяются по родам? (Бывают женского, мужского и среднего рода.)
Открывается книжка «Здравствуй, имя существительное!»

(повторяют все, что не назвали.)

А какие еще части речи вы помните?

Найдите в тексте глаголы.

На какие вопросы отвечают глаголы?

Какие еще части речи встречаются в тексте? (Прилагательные, частица не, предлоги, союз а.)

—Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении мы используем предлоги.)

Все слова в русской речи являются какой-либо частью речи. Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные.

Всему название дано — и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными.
2. Словарная работа.

А сейчас я буду говорить загадки, и вы продолжите записывать отгадки в два столбика: кто? и что?

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —

Золотистые глаза.

Кто же это?...



(Стрекоза)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

(Гусеница)

Не огонь — а жжется,

В руки не дается.

Выросла под ивой.

Звать ее...

(Крапивой)

Подрастала —

Хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла —

Зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.

(Лягушка)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок —

И остался стебелек.

(Одуванчик)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(Береза)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах!—

Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица)
- Что объединяет существительные первого столбика? (Эти имена существительные обозначают одушевленные предметы, лексическое значение данных слов - животные.)

Что объединяет в одну группу слова второго столбика? (Имена существительные, которые называют неодушевленные предметы, относятся к теме «Растения».)

Что объединяет эти две группы существительных? (Насекомые не могут существовать без растительного мира.)
Упр. 3. Заменить имена существительные словами-синонимами: темнота сумрак, дремучий лес густой, непроходимый, заросли кустарники, густая растительность(устно).

Какие имена существительные, обозначающие явления природы вы можете назвать? (Буря, гром, дождь, молния, ветер.) Запишите в тетрадь.


3.Физиминутка

Упражнение на релаксацию (мышечное расслабление).



Стряхиваем воду с пальцев.

Исходное положение – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.


4. Игра.

- Поиграем в группы слов,



Кто из вас играть готов?

(Как назвать одним словом?)



Пёс, петух, корова, кошка - ?

Кукла, мячик и гармошка - ?

Лук, редиска, огурцы - ?

Молоток, топор, щипцы - ?

Платье, юбка и рубашка -?

Бак, стакан, кастрюля, чашка - ?
5. Работа по учебнику.

Упр. 4. .(Работа в тетрадях и у доски с последующей проверкой).

Пропущенные буквы подчеркните. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

Выборочное письмо:

Предметы — снег, помидор, ягоды, осина.

Явления природы — ненастье, половодье.

(Самостоятельно.)

Действие — езда, бег, косьба, рисование. Дополните каждую группу еще 3—4 словами.

Упр. 5

Устно, словообразование. От глаголов образовать существительные.

Прыгать – прыжок, ездить -..., петь - ..., бегать - ..., косить -..., резать -... .

— Что обозначают имена существительные, которые вы образовали от глаголов? (Указывают на действия имен существительных.)



Упр 6. Самостоятельно. Выделите группами и запишите существительные, которые обозначают предметы (девочки) и явления природы (мальчики).
6. Работа в парах.

Почему имена существительные написаны с заглавной буквы? (Данное задание выполнить устно.) К каким лексическим группам вы можете отнести данные слова.

Имена: Андрей, Иван, дядя Коля, дед Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров, Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Казань, Тула, Харьков и Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой — Пишут с буквы прописной.

Какие новые лексические группы имен существительных вам встретились в этом тексте?

Попробуйте ответить еще раз на вопрос: «Все ли вам было до сегодняшнего урока известно об имени существительном?»


7. Домашнее задание

Упр. 7 на стр. 54.

Запишите данные слова группами. Даша, Вася, Лиза, Коля добавят в эти группы 2-3 слова.

А желающие могут составить кроссворд с одной из лексических групп (5-6 слов).
8. Итог урока

1. Обобщение

Что мы называем именем существительным?

Что могут обозначать имена существительные?

Какие существительные называем одушевленными или неодушевленными? Собственными или нарицательными?

Как могут изменяться имена существительные?

2. Рефлексия

Кто смог запомнить, на какие группы мы можем поделить все имена существительные?

А кто из вас сможет самостоятельно находить имена существительные в тексте и определять, к какой лексической группе они относятся?

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Имя существительное


Задачи:


1. Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные; дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи; знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных.

2.Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи.

3. Воспитывать любовь к родному краю и языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вы растете и с каждым днем узнаете что-либо новое. Эти знания вы получаете постепенно, в определенной последовательности. С сегодняшнего дня на уроках русского языка вы сможете расширить свои знания о том, что вы уже знаете.

- Как вы понимаете смысл пословицы: «Сила человека в его знаниях»?
II. Постановка цели урока.

Учитель читает стихотворение А. Косоговского "Имя существительное", учащиеся договаривают слова.



Кто спешит так рано в школу?

Все спешат ... (ученики)!
Что несут они в портфелях?

Книги, ручки, ... (дневники).
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить.
Имя ... (существительное).

Итак, какую часть речи мы начинаем изучать? (Имя существительное.)

Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете?

Как вы полагаете, все вы уже знаете о существительном?

Через несколько уроков я вновь задам вам этот же вопрос, а вы либо подтвердите свой сегодняшний ответ, либо его опровергнете.

- Сегодня мы начнём более подробно изучать имя существительное.
III. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

1.Прочитайте стихотворение на доске.

Села ... на ... ,

Опустила ... .

Прилетает к ней ... :

- Что ты ищешь там?

- ... !


-А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

- Нет!

Тому, кто занят ... ,



Просто некогда скучать!

(Г.Ладонщиков)

-О чём говорится в стихотворении? Вставьте нужные слова. Прочитайте.

Слова для справок: комар, нектар, пчелка, цветок, делом, хоботок.

-Можно ли понять его без имён существительных?

- Какова же роль имён существительных в речи? (Ответы детей)

- Что вам уже известно об имени существительном? (Имя существительное часть речи, которая называет предметы, действия, исторические события, явления природы, абстрактные предметы, отвечает на вопросы кто? или что?)

-Что еще помните об именах существительных? (Бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственного числа и множественного, изменяются по родам.)

Что значит — изменяются по родам? (Бывают женского, мужского и среднего рода.)
Открывается книжка «Здравствуй, имя существительное!»

(повторяют все, что не назвали.)

А какие еще части речи вы помните?

Найдите в тексте глаголы.

На какие вопросы отвечают глаголы?

Какие еще части речи встречаются в тексте? (Прилагательные, частица не, предлоги, союз а.)

—Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении мы используем предлоги.)

Все слова в русской речи являются какой-либо частью речи. Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные.

Всему название дано — и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными.
2. Словарная работа.

А сейчас я буду говорить загадки, и вы продолжите записывать отгадки в два столбика: кто? и что?

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —

Золотистые глаза.

Кто же это?...



(Стрекоза)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

(Гусеница)

Не огонь — а жжется,

В руки не дается.

Выросла под ивой.

Звать ее...

(Крапивой)

Подрастала —

Хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла —

Зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.

(Лягушка)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок —

И остался стебелек.

(Одуванчик)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(Береза)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах!—

Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица)
- Что объединяет существительные первого столбика? (Эти имена существительные обозначают одушевленные предметы, лексическое значение данных слов - животные.)

Что объединяет в одну группу слова второго столбика? (Имена существительные, которые называют неодушевленные предметы, относятся к теме «Растения».)

Что объединяет эти две группы существительных? (Насекомые не могут существовать без растительного мира.)
Упр. 3. Заменить имена существительные словами-синонимами: темнота сумрак, дремучий лес густой, непроходимый, заросли кустарники, густая растительность(устно).

Какие имена существительные, обозначающие явления природы вы можете назвать? (Буря, гром, дождь, молния, ветер.) Запишите в тетрадь.


3.Физиминутка

Упражнение на релаксацию (мышечное расслабление).



Стряхиваем воду с пальцев.

Исходное положение – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.


4. Игра.

- Поиграем в группы слов,



Кто из вас играть готов?

(Как назвать одним словом?)



Пёс, петух, корова, кошка - ?

Кукла, мячик и гармошка - ?

Лук, редиска, огурцы - ?

Молоток, топор, щипцы - ?

Платье, юбка и рубашка -?

Бак, стакан, кастрюля, чашка - ?
5. Работа по учебнику.

Упр. 4. .(Работа в тетрадях и у доски с последующей проверкой).

Пропущенные буквы подчеркните. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

Выборочное письмо:

Предметы — снег, помидор, ягоды, осина.

Явления природы — ненастье, половодье.

(Самостоятельно.)

Действие — езда, бег, косьба, рисование. Дополните каждую группу еще 3—4 словами.

Упр. 5

Устно, словообразование. От глаголов образовать существительные.

Прыгать – прыжок, ездить -..., петь - ..., бегать - ..., косить -..., резать -... .

— Что обозначают имена существительные, которые вы образовали от глаголов? (Указывают на действия имен существительных.)



Упр 6. Самостоятельно. Выделите группами и запишите существительные, которые обозначают предметы (девочки) и явления природы (мальчики).
6. Работа в парах.

Почему имена существительные написаны с заглавной буквы? (Данное задание выполнить устно.) К каким лексическим группам вы можете отнести данные слова.

Имена: Андрей, Иван, дядя Коля, дед Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров, Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Казань, Тула, Харьков и Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой — Пишут с буквы прописной.

Какие новые лексические группы имен существительных вам встретились в этом тексте?

Попробуйте ответить еще раз на вопрос: «Все ли вам было до сегодняшнего урока известно об имени существительном?»


7. Домашнее задание

Упр. 7 на стр. 54.

Запишите данные слова группами. Даша, Вася, Лиза, Коля добавят в эти группы 2-3 слова.

А желающие могут составить кроссворд с одной из лексических групп (5-6 слов).
Предмет: русский язык

Класс: 3
Тема: Имя существительное. Обобщение.
Цель: Способствовать обобщению и систематизации изученного по теме «Имя существительное»
Задачи:

Совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

Развитие памяти, логического мышления, устной и письменной речи, умения работать индивидуально и в группе; расширение кругозора учащихся.

Воспитание интереса к изучению русского языка, патриотизма.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер с интерактивной доской, раздаточный материал, Презентация, фильм «Зимние мотивы», медальки за хорошую работу, белые листы бумаги, разрезанная на части эмблема Азиады, оценочные листы.
Ход урока
Организационный момент.

Учащиеся всего класса делятся на 3 команды и рассаживаются за столы. В каждой команде выбирается спикер, который будет отслеживать работу каждого члена команды, записывая результат деятельности на оценочный лист. В течение всего урока при выполнении заданий учащиеся по одной детали прикрепляют к листу разрезанную эмблему Азиады по принципу «Собери мозаику».

На фоне музыки П.И. Чайковского и фильма «Зимние мотивы» проводится «Круг радости».

- Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей.)

- Глубоко вдохните и выдохните … Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту и свежесть белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. (Небольшая пауза.)

- Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко, с интересом даётся учение.


Введение в тему.

- Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского. (Слайд № 1)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»
Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. О чём же пойдёт сегодня речь? (Слайд № 2)

Все учащиеся получают карточку:

Расшифруй запись, поставив буквы в соответствии с цифрами:

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Я

Е

И

М

С

В

Л

Н

О

Щ

Ь

У

Т

Сообщение темы и цели урока

- Да, вы совершенно правы. Сегодня мы подведём итог нашей работы по теме «Имя существительное». (Слайд № 3)

Поговорим с вами о

Значении существительных

Признаках существительных

Синтаксической роль в предложении


Работа по теме урока

1) - Для начала проведём «Мозговой штурм». (Слайд № 4-5) Каждой команде выдаётся лист с незаполненной таблицей. Вам надо заполнить её в течение 5 минут.

2) - А знаете ли вы, историю слова «существительное»? Давайте заглянем на следующую страницу. (Слайд № 6)

Ученица зачитывает информацию:

«Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской - имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным [субстанция], означающим: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Слово оказалось удобным и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древнеримской культурой. Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово [субстантивум] на свой язык. У русских получилось существительное – родственное, как у римлян, словом, означающим «сущность» и «существо».

3) Работа в тетрадях (Слайд № 7)

Записываем число, классная работа.

Минута чистописания – 3 минуты

4) Словарная работа (Слайд № 8)


Каждому выдаётся карточка с заданием. Время, отведённое на работу 5 минут

Для спикеров Для участников




М…роз

Ф…враль

Ин…й

Хол…д

Сн…ж…нка

Вет…р

К…ньки

В…юга

М…тель

Д…кабрь
5) Физминутка для глаз (Слайд № 9)
6) Составь предложение и выполни синтаксический разбор (Слайд № 10)

В, снежинки, воздухе медленно, пушистые, кружились

с.П.п. нар. гл. прил. с.Им.п.

Запись в тетрадь: В воздухе медленно кружились пушистые снежинки. (Повест., невоскл., простое, полное, двусост., распр.)


7) Выполни морфологический разбор (Слайд № 11)

Кружились в воздухе³

(в чём?) в воздухе – им. сущ.

н.ф. – воздух, неодуш., нариц., м.р., 2 скл.;

П.п., ед.ч.;

Кружились (в чём?) в воздухе
8) Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые: (Слайд № 12)

а) пароход, лошадь, кино, кнопка;

б) лес, окно, табун, стекло;

в) белка, лисица, детвора, Снегурочка.

Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:



а) снег, зима, лыжи, ёлка;

б) стадо, иволга, веретено, медведь;

в) ученик, карандаш, рассвет, год.

- Какие из существительные стоят во множественном числе? (детвора, лыжи)


9) Просклоняйте по падежам эти существительные (Слайд № 13)

Им.п. (кто? что?) детвора, лыжи

Р.п. (кого? чего?) детворы, лыж

Д.п. (кому? чему?) детворе, лыжам

В.п. (кого? что?) детвору, лыжи

Т.п. (кем? чем?) детворой, лыжами

П.п. (о ком? о чём?) о детворе, о лыжах
8) Цифровой диктант.

- Укажите только склонение существительных



Земля, снег, метель, снеговик, облако, шуба, Снегурочка, лес, погода, ветер, лёд, солнышко, ночь, природа, январь, стадион, столица.

Проверка (Слайд № 14)



1, 2, 3, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 2, 2, 1.

- Сложите между собой все числа. Какое число у вас получилось?

30 января впервые в нашей стране проводится «Азиада» и посвящена она главному событию года – 20-летию независимости Республики Казахстан. На участие подали заявки 31 страна. Свыше тысячи спортсменов будет участвовать в борьбе за 69 медалей по 11 видам зимнего спорта. Зимние игры будут проходить в северной и южной столицах – Астане и Алматы. В связи с этим событием в нашем городе тоже пройдёт ряд мероприятий по зимним видам спорта. Прикрепите последнюю деталь мозаики и вы узнаете, какое животное станет символом Азиады-2011.
9) Составьте и запишите предложения, используя следующие словосочетания (Слайд № 15):

зимняя олимпиада

пройдёт в Алматы и Астане

примут участие

представители многих стран

казахстанским спортсменам

желаем победы
Рефлексия урока.
- У каждого есть разноцветные листочки. Выберите стикер по цвету и прикрепите его на лесенку знаний:
1 - если вам было интересно - жёлтый;
2 - если вам было интересно, но трудно - оранжевый;
3 - если вы ничего не поняли, вам было неинтересно - зелёный;
4 - вы не знаете, что можно сказать об уроке - красный.

- Я очень рада, что большинство ребят поднялись на верхние ступеньки.

6. Выставление оценок. Спикеры каждой команды оглашают результаты работы и оценивают ребят.

5 - Пятёрку получить не просто. Пятёрка - самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.

4 - Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.

3 - Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.

Всем большое спасибо!

7. Домашнее задание. Написать сочинение «Зимний день».



8. Итог урока

1. Обобщение

Что мы называем именем существительным?

Что могут обозначать имена существительные?

Какие существительные называем одушевленными или неодушевленными? Собственными или нарицательными?

Как могут изменяться имена существительные?

2. Рефлексия

Кто смог запомнить, на какие группы мы можем поделить все имена существительные?

А кто из вас сможет самостоятельно находить имена существительные в тексте и определять, к какой лексической группе они относятся?

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель начальных классов – Блохина Н.В.

Тема : «Понятие об имени существительном».



Цели: 1.Формировать у учащихся умение определять в речи им. существительные;

2.дать общее представление о том , на основе каких признаков слова объединяются в части речи;

3.знакомить с обобщённым лексическим значением им. сущ.

4.Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, речи.



Оборудование: карточки с понятиями, плакат с игрой, карточки-стихотворения, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.


2.Введение в тему.
Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. И как всегда мы начинаем её с минутки чистописания.

а) Запишите задание в строчку.

-назовите и запишите парную согласную буквы ф;(в)

-какая буква в алфавите стоит перед буквой п, запишите её 2 раза; (о)

-запишите букву, которая обозначает звуки(л,л)

-какой звук чаще звучит в скороговорке? Обозначьте его буквой.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.(с)

А теперь соберите эти буквы вместе. Что получилось? (слово)


Всему название дано- и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным –полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.
Слова мы пишем, словами общаемся. У каждого слова своя работа: одни слова называют предметы, другие- признаки, третьи- действия. Великое множество слов в языке- сотни тысяч. Как же разобраться и справиться с такой армией слов? К счастью, есть строгий командир у слов- Морфология. Подаст , к примеру, команду: «Части речи, становись!»Вмиг все слова построятся в чёткие колонны. И первым будет стоять… имя существительное.

-Что вы знаете об этой части речи? (ответы детей)


3. Работа над темой урока.
-Действительно ли имя существительное такое важное в русском языке? Проведём эксперимент. Из стихотворения вычеркните все им.сущ. и прочитайте.

-Понятно ли, что происходит в тексте?

-Назовите одушевлённые им. сущ. из стихотворения. (хозяйка, пёс, кот, мышка)

-А теперь неодушевлённые? (конура, чердак, стул, щёлочка)

-Назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются именами существительными.
Словарная работа.

Упр. 2. на стр. 53

Объяснить написание орфограмм по всему тексту. Выполните задания к данному упражнению.

-А сейчас я буду говорить загадки, и вы продолжите записывать отгадки в два столбика: кто? что?


1На ромашку у ворот 2 Я румяную Матрёшку 3 Волосата, зелена,

Опустился вертолёт- от подруг не оторву, В листьях прячется она.

Золотистые глаза. Подожду, когда Матрёшка Хоть и много ножек,

Кто же это?... (стрекоза) Упадёт сама в траву. (яблоко) Бегать всё равно не может.


4 Белым шариком пушистым 5 Клейкие почки, 6 Не огонь- а жжётся,

Я красуюсь в поле чистом. Зелёные листочки. В руки не даётся.

Дунул лёгкий ветерок- С белой корой Выросла под ивой.

И остался стебелёк. (одуванчик) Стоит под горой. (берёза) Звать её … (крапивой)


7 Подрастала- хвост растила, 8 Бегает среди камней,

Платье тёмное носила. Не угонишься за ней.

Подросла- зелёной стала, Ухватил за хвост, но – ах!-

Хвост на вёсла поменяла. (лягушка) Удрала, а хвост в руках. (ящерица)


-Что объединяет сущ. первого столбика? Второго столбика?

- Что объединяет эти две группы сущ.? (Насекомые не могут существовать без растительного мира).

Мы называли конкретные предметы, которые называли одуш. и неодуш. предметы окружающего мира. Прочитайте выписанные на доску пословицы.
Без совести и при большом уме не проживёшь.

Знания в юности- это мудрость в старости.

Добрый человек и после смерти оставляет добрую память.
- К какой группе вы бы отнесли имена сущ., которые подчёркнуты?

Эти подчёркнутые слова называют отвлечёнными именами сущ., которые нельзя представить предметно, они живут только в мыслях. И таких слов в русском языке великое множество.

4. Физминутка.

Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимайте руки вверх, если на вопрос что?- руки в стороны, а если услышите другие части речи- нужно присесть.

Мальчик, гроза, карась, окно, белый, сторож, рисует, мороз, туча, они.

Продолжаем нашу работу. Упражнение 4 (сначала устный разбор, затем два ученика работают у доски ). Выборочное письмо. Дополните каждую группу ещё 2-3 словами.


Игра «Слова играют в прятки».
Найдите спрятавшиеся слова и запишите их в два столбика кто? что?

Волкосастолбмракременьхле. (слова расположены по кругу)

(волк, вол, оса, рак, лев; хлев, коса, стол, столб, мрак, крем, ремень)
Дополнительное задание.
Образуйте имена существительные от имён прилагательных.

Дружный - ….. (дружба), радостный- ….. (радость), храбрый- ….. (храбрость), добрый - ….. (доброта), холодный- ….. (холод), правдивый- ….. (правда).

-К каким лексическим (смысловым) группам им. сущ. вы бы отнесли эти слова?

Какие новые лексические группы им. сущ. вам встретились на уроке?

-Попробуйте ответить ещё раз на вопрос: «Всё ли вам было до сегодняшнего урока известно об им. сущ.?»

5. Итог урока.

-Что мы называем им. сущ.?

-Что могут обозначать им. сущ.?

-Как могут изменяться им. сущ.?

-Кто смог запомнить, на какие группы мы можем поделить все им. сущ.?




Составила и провела:

учитель начальных классов МБОУ гимназии № города Данкова Панина Лариса Вячеславовна

Урок русского языка в 3 классе по теме:

Дательный падеж имён существительных 1-го склонения”.

Цель урока: учить определять склонение имен существительных,

правильно склонять их, отрабатывать навыки правописания падежных окончаний; развивать орфографическую зоркость, устойчивое внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие, активность; воспитывать потребность в самостоятельном поиске знаний, интересе и любви к русскому языку, национальным традициям.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, опорные схемы по склонению имен существительных, по падежам, карточки №1, №2, плакат-девиз урока: “Учитесь тайны открывать!”, карточки со словами: зима, декабрь, январь, февраль, ключики, солнышко, буклеты.

Литература: В.И. Даль. Толковый словарь.- М., 1955.

С.И. Ожегов. Толковый словарь.- М., 2007.

Народный календарь.- М.: Дрофа, 2007.

М.Ю. Новицкая. Введение в народоведение. - М.,


Ход урока.


Этап урока.


Деятельность учителя.


Деятельность ученика.

I. Органи-

зационный

момент.

II. Повторение.



III. Актуали- зация знаний

учащихся.


Работа с опорой.
IV. Постановка проблемы.

V. Определение темы и цели урока.

VI. Работа по теме урока.

Работа с дидактическим материалом.

VII. Физкульт-

минутка.

Сам. работа,

сущ. 1скл.

VIII. Д/з.

IX. Подведение итогов урока.




Приветствие учителя.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей.

Вы – я уверена, любите получать и дарить подарки. Давайте мы друг другу и нашим гостям подарим улыбки. Вы, ребята, умные, любознательные, способные, конечно,

поможете мне вести урок, и у нас все получится. У Вас на столах лежат пушистики, выберите такого, который соответствует Вашему настроению и покажите, его мне. Будем стараться вместе. Это мой. Урок сегодня буду вести я – Панина Лариса Вячеславовна.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать!

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

- Какое сегодня число? (11марта) (Один на десять –11)

-Запишите число, классная работа.

- Какая орфограмма встретилась в словах?

Одиннадцатое марта.
Классная работа.
Молодцы, Вы имеете право зажечь фонарик – указатель орфограммы.

- Внимательно посмотрите на девиз нашего урока, тут пропущено слово.

Давайте его восстановим. Отгадайте загадку:

Стучат капели.

Журчат ручьи.

Быстро смекай,

Какое время года,

Отвечай!


- Молодцы, а теперь прочитайте наш девиз!

- Какая орфограмма в слове “весна”?

- Как проверить? Каким словом является слово “вёсны”?

- Запишите эту пару слов:

Весна – вёсны. Зажгите фонарик.

- Какую тайну русского языка Вы открыли?



Вывод: Чтобы письмо было безошибочным, нужно уметь проверять написание слов.

- К какому склонению относится слово – весна? Докажите.

- Какие Вы знаете склонения?

Ребята, а можете Вы определить по нашей схеме склонение слова “вёсны”?

- Какие Ваши мысли? Предложения?

- Почему не можем?

- Подумайте, что можно сделать, изменить? Попробуйте.

- Как теперь можно определить склонение сущ.-х во мн. числе?


Мн.ч . ед.ч. (И.п.)

- Какой можно сделать вывод?

- Молодцы. Мы с Вами создали опору.

- Вы решили грамматическую задачу.

- Вы – настоящие исследователи!

- Вы раскрыли ещё одну тайну русского языка и определили тему и цель нашего урока.

Мы будем сегодня определять склонение имён существительных; учиться правильно писать падежные окончания.

- Что такое склонение?

- Как определить склонение имени существительного? Что значит начальная форма?

- Давайте определим склонение имён

существительных в нашей загадке с устным комментированием.

- Работаем с жёлтой карточкой, пожалуйста. Отгадайте загадку.



3 скл. 2 скл.

Короче ночи, длиннее дни.

3 скл. 2 скл.

Звенят капели, журчат ручьи.

2 скл. 2 скл.

Под солнцем ярким снеговик

Подтаял, сгорбился и сник.

2 скл. 2 скл.

Лес пробудился после сна.

2 скл. 1 скл.

Приходит март, а с ним - весна.

- Какой можно сделать вывод? Вы доказали, что можете правильно определять склонения имён сущ.

- Подберите однокоренные слова к словам “вёсны”, “весна”, “весны”

- Запишите: весенний,

весенняя,

весеннее,

весняночка.

- Давайте сделаем разбор этих слов по составу.

Составьте предложения (рассказ)

о весне.


- Какая весна за окном?

- Опишите весну, используя опорные слова: весенние деньки,

звонкие ручейки,

длинные сосульки.

Пришла весна. Солнце льёт на землю свет и тепло. Журчат ручьи. Звенят капели. На деревьях набухают почки.

Птицы вьют гнёзда.

- Молодцы!

- Давайте запишем предложение с комментированием.

Стоят весенние деньки.


Весной на деревьях набухают почки.

Продолжите пословицу:

1скл. 1скл., Д.п.

Длинные сосульки к долгой весне.

- Почему я зажгла фонарик?

- Запишите с комментированием.

- Определите склонение и падеж сущ..

- Как определили падеж?

- Какие ещё знаете падежи? (И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п..)

- Ребята, а зачем нам надо знать склонение имён существительных?

- Просклоняйте письменно:

I – вариант слово “сосулька”

II – вариант слово “весна”.

Выделите падежные окончания. Взаимопроверка по опоре

(С.13, Упр. 282).

Фронтальная проверка:

И.п. (что?) сосулька

Р.п. (чего?) сосульки

Д.п. (чему?) сосульке

В.п. (что?) сосульку

Т.п. (чем?) сосулькой

П.п. (о чём?) о сосульке И.п. (что?) весна

Р.п. (чего?) весны

Д.п. (чему?) весне

В.п. (что?) весну

Т.п. (чем?) весной

П.п. (о чём?) о весне

- Сравните окончания имён существительных.

- Какой можно сделать вывод?

- Зачем нам нужны эти знания?

(Чтобы правильно писать падежные окончания имён существительных).


Кому отдать? К чему призвать?

- Лишь только я могу сказать.

С предлогом “по” и “к” порой дружу,

Но и один гулять хожу.

- О каком падеже идёт речь? (Дательный падеж.)

- Какие окончания у сущ. 1скл. Д.п.? Р.п.?

Работа с карточкой (зелёного цвета):

найдите потерянные окончания - е или -и. Определите падеж.

к деревн_ по дорог_

к изгород_ от дорог_

к дяд_ к бабушк_

к весн_ к дач_

Собирай по ягодк_ - наберёшь

кузовок.

Взаимопроверка.

Д.п. Д.п.

к деревне по дороге

Д.п. Р.п.

к изгороди от дороги

Д.п. Д.п.

к дяде к бабушке

Д.п. Д.п.

к весне к даче

Д.п

Собирай по ягодке - наберёшь

кузовок.
- Какую закономерность обнаружили?

- Какой можно сделать вывод?

- С какой трудностью встретились?

- Почему?

- К какому склонению относится имя существительное “изгородь”?

- 3 скл. Д.п. окончание – и. Запомните.

Эти тайны русского языка Вы будете открывать на следующих уроках.
Склонение имён существительных.

1-е 2-е 3-е

м.р. –а м.р. ж.р.

ж.р. –я ср.р. -о -ь

И.п. И.п. И.п.


Р.п. –ы –и Р.п.

Д.п. – е Д.п. - и

Т.п. –ой, -ей Т.п.-ом,-ем П.п.

П.п. –е П.п. –е Т.п. - ью

весна, земля, мороз, день, капель

солнце
За окном мы видим, что природа потихоньку пробуждается. (Показ тающего снега.)

- Отгадайте загадку:

Спит в берлоге он зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

- Сколько букв и сколько звуков в слове медведь? Почему? Докажите.

- Выполните задание №2 в карточке.

№2. Как записать название животного, изображённого на рисунке именами существительными 1-го и 2-го склонения?

1скл. мишка, медведица

2 скл. медведь, медвежонок. Проверка.

- Какие ещё придумали слова?

- Докажите. Запишите. Читайте орфографически правильно. Молодцы! (За ответы вручаются солнышки, ключики.)

Просклонять дома самостоятельно 3 слова 1-го склонения. Вечером всей семьёй погуляйте, кто на лыжах, кто на коньках, кто на санках или просто вместе поиграйте в снежки на улице.
-А теперь мы проверим свои знания. Выполним упр. 344 на стр.39

-Откройте учебник. Прочитайте текст.

-Какие слова непонятны Вам?

1) Владимир Иванович Даль. Толковый словарь.

Печь – разных видов устройство ради тепла. Печурка – отверстие в пачи, куда сыплется зола, пепел от дров, угля. Сижу возле печи, да грею плечи.

С.И. Ожегов. Печурка – маленькая печка (железная). Медведь – медолюб, на Руси их два вида – бурый и белый. Медвежонок – пестун, детёныш.

Хозяин в дому, что медведь в бору; хозяюшка в дому, что оладья в меду.

“Хочу всё знать!”

Чтобы произвести 100 граммов мёда, пчела собирает нектар из 190 тыс. цветков.

- Вставьте пропущенные буквы.

Дети читают предложения.

Уч.-ся I-го варианта списывают 1,2,3 предложения.

Уч.-ся II-го варианта- 3,4,5 предложения.

Выборочная проверка. Докажите.

- Давайте определим части речи 3-го предложения.

- Какие тайны русского языка узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Что интересного узнали?

Оценки с комментированием.

Все работали на уроке хорошо и я дарю Вам ключи успеха и добра, которые помогут открывать тайны новых знаний.

Я знаю, что у Вас есть свой солнечный мишка. Поместите каждый своего пушистика – символ Вашего настроения рядом с ним на доске.

Прозвенел опять звонок и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите.

Это нужно детворе для здоровья, при игре.

Спасибо за урок!


Приветствуют учителя, слушают его.
Слайд №1.

Дети пишут число.

Пишу орфографически правильно( - нн-,

-сс-).


Отвечают дети:

весна.
Слайд №2.

Дети читают девиз: “Учитесь тайны открывать!”

(Весна – безуд.гл. -е- , проверочное слово вёсны).


Правило (безуд.гл.)
Слайд №3.

1-е,2-е,3-е скл.

Опора.

(Весна – имя сущ.-ное, она,моя, ж.р. окончание



- а , 1скл., И.п..)

Учащиеся:

В ед.ч.поставить слово вёсны – весна.

Слайд №4.

Опора.

Слайд №5.



(Склонение – это изменение имён сущ.-х по падежам.)

Учащиеся:

нужно –

1) определить род имени сущ.;

2) выделить окончание в И.п.
Слайд №6.

Слайд №7: Проверь себя!

Уч.-ся подбирают записывают, комментируют.

- по цепочке,

- по рядам.
Слайд №8.

“Проверь себя!”

Уч.-ся составляют 5-6 предложений о весне.

Запись предложений, которые придумали уч.-ся.

Слайд №9.
Опора – падежи.

Чтобы правильно писать окончания сущ..


Слайд №10.

Опора - падежи.

Уч.-ся: у сущ. бывают разные падеж. окончания. Чтобы правильно писать падежные окончания.


Уч.-ся отвечают:

Дательный падеж.

Слайд №11.

Слайд № 12.

Р.п. – и, Д.п. - е

В сочетании слов:

К изгороди было трудно определить окончание 3 скл.

Опора.


Уч.-ся: 7б., 6зв.

Уч.-ся составляют слова.

Слайд №13.

Слайд №14.



Слайд №15.


скачать


Смотрите также:
Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам"
453.27kb.
Изменение имён прилагательных по родам и числам
83.76kb.
Урок русского языка. «Имя прилагательное и имя существительное»
51.5kb.
«Имя прилагательное как часть речи»
111.62kb.
А. И. Куприн «Слон»; И. С. Соколов Микитов «Листопадничек»; В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку»
28.89kb.
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам»
94.33kb.
Урок русского языка в 3 классе «Род и число имен прилагательных»
53.32kb.
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б. Понятие об имени прилагательном
48.02kb.
Изменение имён прилагательных по родам
66.82kb.
Урок по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»
67.19kb.
Степени сравнения прилагательных Сравнительная степень Прилагательное + are
60.18kb.
Урок русского языка в 4-м классе "Склонение имен существительных"
68.07kb.