Главная стр 1
скачать
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя существительное»
Цели урока:

  • продолжить работу над формированием орфографической зоркости, учить детей видеть и чувствовать мир;

  • развивать эмоциональную сферу ребенка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы (мышление, память);

  • развивать устную и письменную речь учащихся.

  • воспитывать интерес к предмету, русскому языку.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. Поприветствуем их.

–Запишем число и классную работу.

Кто сегодня станет первым?
Кто сегодня будет лучшим?
Я сегодня буду первым.
Я сегодня буду лучшим.

Сегодня мы совершим путешествие по стране Знаний. Я уверена, что все задания вам будут по плечу. Желаю вам успешной работы. Пожелайте друг другу удачи.

– Перед вами сказочная “Карта Знаний”, на ней указан наш маршрут.

Кто за приключения?
Все без исключения!
Давайте поднимем парус.
И – прямо в океан.

А отравляемся мы в путешествие на корабле под названием « Имя существительное»



II. Минутка чистописания

Начнем мы плавание из порта Чистописания под девизом «Учись, смекай, активным будь!

И к знаньям ты откроешь путь!»

Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите.



Знания, ученье, смекалка.
 

- Сегодня на чистописании мы напишем три буквы. Первая буква находится в существительном, которое стоит во множественном числе и обозначает парный звонкий твердый согласный звук. Какая это буква? (з)

- В каком слове? (знания)

- Вторая буква находится в существительном среднего рода и обозначает два звука. Какая это буква? (Е)

- Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])

- В каком слове? (ученье)

- Третья буква находится в существительном женского рода , обозначает непарный согласный твердый звук .Какая это буква? (Л)

- В каком слове? (смекалка)

- Напишите шесть вариантов расположения данных букв. (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)

Проверьте. (На доске) Покажите сигналом у кого также.

 III. Словарная работа.

– Вперед! Вот уже мы в море Словарных Слов.

Прочитайте словосочетания.

Купил п..льто, шел по ш..ссе, ходили в к..фе, прочитал м..ню, наблюдали

за к..нгуру.

Запишите их, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударения.

К доске работать пойдет Неклюдов Дима.

Какие это слова? Какие слова мы называем неизменяемыми? Подтверждение этому авторские предложения, которые вы подготовили дома. А теперь составьте свои предложения.



IV. Повторение.

Продолжаем путешествие

– Вот мы в заливе Существительных.

Давайте составим кластер на тему «имя существительное», пользуясь планом.

Что называют именем существительным?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Как изменяется имя существительное?

Назови постоянные признаки имени существительного.

Каким членом предложения может быть имя существительное?



V. Физкультминутка.

Мы сегодня с вами находимся в роли моряков. А какие они? Что нужно делать, чтобы быть такими?

Выполним физкультминутку

(Движения под музыку)



VI. Проблемное задание с объяснительной функцией.

Проведем групповую работу.

– Займите места в своих “каютах”. Смотрите, под парусами вьются на ветру яркие флажки, в каждом из них задание для бригад экипажа. Каждая команда получает флажок, на обороте которого задание. Бригады выполняют задание сообща, затем один рапортует.

Перепиши, подчеркни “лишнее” слово, объясни свой выбор:http://festival.1september.ru/articles/577608/image8849.jpg

существительное, прилагательное, глагол, определение, местоимение.

Продолжи ряд синонимов к существительному смелость-., храбрость, отвага, бесстрашие.

Придумай словосочетание существительное + прилагательное.

Кофе, мышь, ботинок, повидло, тюль.

Запиши все слова, подчеркни имена существительные:



Синеть, синева, синеватый, синенький, синь.

Запиши антонимы к существительным:



Шум-тишина-, грусть- радость, свет- тьма, легкость -трудность, холод -жара.

Повесим флажки. Если правильно повесить флажки, то можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна. ЗЕМЛЯ.

Подберите родственные слова к этому слову. Землемер, земляной, землетрясение, землепашество.

А называется эта земля-остров Поэзии.



VII. Разбор предложения по членам.

– Прочитайте выразительно строки:



Б..леет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что кинул он в кр…ю д…леком?
Что ищет он в краю р…дном?

– Кто автор этих замечательных строк? (М.Ю.Лермонтов)

_Сколько здесь предложений? Дайте характеристику каждому предложению. Определите пропущенные орфограммы.

Найдите в этом стихотворении существительные и определите их падеж.

Запишите эти строки, подчеркните им. существительные. А у доски будут работать…

Индив. работа: у доски ф.р. парус, разбор по составу одинокий, туман, синтаксический разбор 1 предложения.



VIII. Закрепление

Ребята, смотрите вот в этой старинной бутылке, которая судя по всему долго пролежала в воде, находилось письмо. Даже не столько письмо сколько дневниковая запись одного путешественника. Он запечатал ее в бутылку и бросил в океан. Ну ,а мы ее нашли и можем прочитать.



5 июля. Наша экспедиция оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наш корабль потерпел крушение, и мы высадились на какой-то остров в океане.



Какое значение имеет слово экспедиция? (путешествие, разведка) Уточним его значение по словарю Ожегова. Со словарем работает Шевченко Ирина. А мы поработаем с текстом записи.

Найдите имена сущ., определите их род и число. Послушаем Иру.

Что случилось с участниками этой экспедиции?

– Хотите им помочь? Что ж все в ваших руках! Это же не простой документ, а заколдованный. Если вы выполните задания теста, то экспедиция будет спасена.

1. 1.Выберите верное утверждение.

а) имя существительное — это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?

б) имя существительное — это часть речи ,которая отвечает на вопрос кто? что?

2.Выберите верное утверждение.

а) имя существительное — это часть речи, которая обозначает признак предмета;

б) имя существительное — это часть речи, которая обозначает действие предмета;

в ) имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.



3.Выберите верное утверждение.

а) имена собственные пишутся с маленькой буквы;

б) имена собственные пишутся с большой буквы.

4.Выберите верное утверждение.

а) собственные имена существительные — это географические названия, клички животных, имена, отчества, фамилия людей.

б) собственные имена существительные — это названия предметов домашнего обихода, названия птиц, животных, месяцев.

5.Выберите верное утверждение.

а) имена существительные по числам не изменяются;

б) имена существительные изменяются по числам.

а) имена существительные бывают только мужского и женского рода;



6.Выберите верное утверждение.

б) имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода;

в) имена существительные бывают только среднего рода.

7.Какое из слов является именем существительным женского рода:

а ) тёмный б шкаф в)зеркало г)темнота.



8.Выберите верное утверждение.

а ) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? , а неодушевлённые — на вопрос кто?

б) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые — на вопрос что?

Взаимопроверка

Обменяемся работами. Проверьте. Если все выполнено правильно поставьте отметку «5», если 1,2 ошибки – «4», ну а остальным ребятам нужно еще повторить материал.



X. Подведение итогов

– Ребята, мы побывали в стране знаний на корабле имя Существительное, и пришла пора нам возвратиться в класс.

Какие знания мы закрепили сегодня на уроке?

– Что пожелаете для следующего путешествия?



X. Домашнее задание.

Найди 1,2 загадки на «морскую» тему, запиши их в тетрадь, а со словом отгадкой выполни ф.р.
скачать


Смотрите также:
Урок русского языка в 4-м классе по теме Имя существительное
63.22kb.
Урок русского языка. «Имя прилагательное и имя существительное»
51.5kb.
Имя существительное ( обобщение) Цели и задачи: закрепить все изученное по теме Имя существительное
95.25kb.
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя числительное"
64.35kb.
Конспект урока русского языка в 6 классе «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»
53.97kb.
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Подписная кампания или компания» Адресована: учителям русского языка
74.15kb.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение» Манакова Татьяна Викторовна учитель русского языка и литературы, образование высшее
189.45kb.
Уроке русского языка по теме: " Имя существительное"
51.33kb.
Урок русского языка в 11-м классе Богданова Н. В., учитель литературы и русского языка Цели урока: подготовить учащихся к выполнению части с в егэ
69.38kb.
Урок русского языка в 7 классе «Путешествие по заснеженному лесу» Урок обобщение по теме
38.54kb.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста» Манакова Татьяна Викторовна
227.63kb.
Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам"
453.27kb.