Главная стр 1
скачать
Березина О.В. Учитель высшей

квалификационной

категории. Урок русского языка.

4класс, программа « Школа 2100»

МБОУ СОШ № 16
Я работаю по образовательной системе «Школа 2100». На моих уроках дети учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск ее решения, рефлексировать результаты своей деятельности. В конце изучения любой темы я провожу уроки рефлексии.

Цели таких уроков — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

Рефлексия помогает детям сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.

Без рефлексии нет учения. В качестве опоры для рефлексивной деятельности обучающимся я предлагаю следующие ориентировочные вопросы :


  • Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?

  • Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

  • Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом?

  • С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?

  • Каковы замечания и предложения на будущее (себе, учителю)

На таких уроках важен психологический подход к организации рефлексии обучающегося. Моя задача- создать такие условия, чтобы дети захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации.

Рефлексия связана с другим важным действием — целеполаганием. Постановка обучающимся целей предполагает их выполнение и последующую рефлексию — осознание способов достижения поставленных целей.

Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности должно повторяться систематически. Данная работа приводит к тому, что обучающиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели. Рефлексия в конце изучения курса или завершения учебного процесса помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности.

Тема урока: Обобщение знаний о падежах.
Тип урока. Урок рефлексии.

Цель как деятельность учеников:



Развитие умений обобщать и систематизировать знания о падежах, демонстрировать умения использовать знания при решении практических учебных задач.
 Деятельностная  цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин). 


1Организационный момент.
-С ошибкой справишься любой,

Ведь рядом друг всегда с тобой!
-Как вы понимаете смысл этого предложения?

-Как друг может помочь справиться с ошибкой?

-В какой теме вы можете допустить ошибки?

-Как вы будете справляться? (найдем ошибку, ОПРЕДЕЛИМ ПРИЧИНУ, ИСПРАВИМ.)

Надо ли нам проверять свои силы в этой теме?

Тогда вперед!

2Актуализация знаний.
-Отгадайте грамматические загадки:

«В немецком языке их 4,в венгерском- 22, в английском-2,а в русском-6. Каждый имеет свои вопросы.»
«Часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, изменяется по числам и падежам.»
-По этим словам определите тему сегодняшнего урока.

-Составьте план по которому будем работать.

-Какие задачи каждый поставит перед собой.

-Вспомним, какие падежи мы знаем.

-Запишите в тетради на одной строке названия падежей.

  • Добрый падеж, падеж давания.

  • Это инструментальный падеж, им творят, работают.

  • У этого падежа два вопроса, и оба чужие, на прокат.

  • Этим падежом обозначают имя человека.

  • Его называют « родительским».

  • А этот падеж помогает мечтать.



-Проверьте по эталону, правильно ли вы записали падежи.

-Возьмите таблицу и отметьте как вы справились с заданием.


Утверждения

Поставьте знак + или ?

Я знаю падежи




Я умею определять падеж имени существительного




Я умею ставить существительное в нужный падеж




Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже




Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного





3 Локализация затруднений.
-Перед вами карточка белого цвета, рассмотрите предложения, попробуйте сформулировать задание. (Определить падеж существительного дело.)

У него дело из рук валится.

Без дела жить — только небо коптить.

Делу — время, потехе — час.

За правое дело стой смело.



За делом и день пролетел незаметно.

В игры играй, о деле не забывай.




-Вы выполнили задание. Что нужно сделать дальше?

(Проверить)

-Для чего будем проверять?

(Чтобы найти где допущена ошибка )
4.Построение проекта выхода из затруднений.
-Проверим по эталону ,отметим результат в таблице.

-Кто выполнил без ошибок?

-Какие умения вам помогли?
Мы с вами знаем, что в русском языке 6 падежей. Но возникает новый вопрос: все ли они одинаково употребляются в речи. Ученые задумались над этим, проанализировали тексты, подсчитали, и выявилась весьма примечательная картина в русском языке. Оказывается, падежи употребляются крайне неравномерно: один часто, другие- редко. Самым частым падежом в письменной речи является И. п., затем идет Р. П. и затем В. П. В разговорной речи лидирует так же И. п., на втором- В. П., Р. П. занимает почетное третье место.
-Какой вывод можно сделать?

(Надо уметь отличать Р п и В п., И п и В п)

5 Обобщение затруднений во внешней речи.

-С чем связана сложность в разграничении названных падежей?

-Повторим, как можно отличить один падеж от другого.

-У кого были трудности?


-Мы с вами все повторили. Готовы проверить себя?

-Выполним самостоятельную работу.


6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Возьмите карточку синего цвета. Прочитайте задания, осмыслите, сформулируйте своими словами, что нужно сделать.
Все понятно? Выполняем работу 10 мин.


Запиши данные существительные в указанных падежах, выдели окончания.

Р.п Р.п. Д.п.

стекло Т.п. сосна Д.п. огонь Т.п.

П.п. П.п. П.п.
Составь и запиши словосочетания, укажи падеж существительного.
Покрылись (лёд Т п) , любит (сметана В п), заливается (лай Т п), мечтал (книга П п), сидел (приятель Т п),

побежал (сестра Д п).


Выпиши словосочетания с именами существительными, укажи падеж.
Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

-Проверьте себя по карточке желтого цвета. Зафиксируйте результаты в таблице с помощью знаков.




Эталон проверки

Стекла (Р.п), стеклом (Т.п.), о стекле (П.п.), сосны (Р.п.), сосне (Д.п.),о сосне (П.п.), огню (Д.п.), огнём (Т.п.), об огне (П.п.).

Покрылись льдом (Т.п.), любит сметану (В.п.), заливается лаем (Т.п.), мечтал о книге (П.п.), сидел с приятелем (Т.п.), побежал к сестре (Д.п.).

Гуляет по морю (Д.п.), подгоняет кораблик (В.п.), бежит в волнах (П.п.),

бежит на парусах (П.п.), мимо острова (Р.п.), палят с пристани (Р.п.)

-Кто допустил ошибки в задании №2? …. Человек

-Кто допустил ошибки в задании № 3 ….Человек
-Кто допустил ошибки в задании № 4 ….Человек
-У кого все ответы совпали?
-Вы уже опытные ученики и наверное можете отличить какие задания простые, какие посложнее, а какие совсем сложные.
-Определите почему. (Простые делаем каждый день, посложнее реже.)

-Кто должен уметь выполнять простые задания? (Все)


-Посложнее.?
-Самые трудные? (Тот, кто работает много самостоятельно, узнает дополнительно .)
7 Введение нового знания в систему.
-У кого все ответы совпали будут работать в парах. Вы должны составить предложение, употребив в нем имена существительные во всех падежах.

Девочка, панамка, дом, улица, Дорожка, дома.
С ошибкой справишься любой:

Ведь рядом друг всегда с тобой.
-Консультанты помогут исправить ошибки остальным .

-Как исправляем?



Определяем место, причину, исправляем ошибку.
-Заслушаем творческие задания.
- На проверку какого умения были задания урока?
Тест «Верные и неверные» утверждения»
Я вам задаю вопросы, а вы, если согласны, то ставите «+», если не согласны

«-«, если у вас возникает вопрос, то «?».

Верите ли вы, что имя сущ. отвечает на вопрос кто? Что?

Верите ли вы, что имя сущ. всегда стоит в форме ед. числа?


Верите ли вы, что род- это непостоянный признак?

Верите ли вы, что в русском языке 5 падежей?

Верите ли вы, что дательный падеж имеет два предлога?

Верите ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?

Верите ли вы, что склонение- это постоянный признак имени существительного.
-Есть ли высказывания, которые вызвали спор.

Какой вывод можно сделать?


Значит, мы еще не все знаем об имени существительном.

8 Рефлексия.

Вспомним, какой план мы составили вначале урока.
-Какие задачи вы ставили перед собой,

-Проанализируйте таблицу с результатами.

Какими умениями вы обладаете, без которых не получили бы результат?

-Пригодятся вам эти знания в дальнейшем?

-А в жизни?
скачать


Смотрите также:
Урок русского языка. 4класс, программа «Школа 2100»
75.49kb.
Урок русского языка Образовательная система «Школа 2100»
82.16kb.
Программа по русскому языку 5 класс по программе «Школа 2100»
749.74kb.
Урок русского языка в 11-м классе Богданова Н. В., учитель литературы и русского языка Цели урока: подготовить учащихся к выполнению части с в егэ
69.38kb.
Технологии ос «Школа 2100» испецифика их внедрения в моу- сош №3 г. Аткарска
71.65kb.
Программа «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»?
37.68kb.
Урок русского языка «Экскурсия по селу диалог времен» в 8 классе Тема урока : «Экскурсия по селу диалог времен»
92.38kb.
Кабинет русского языка и литературы
76.51kb.
Обоснование выбора педагогической технологии
202.36kb.
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Подписная кампания или компания» Адресована: учителям русского языка
74.15kb.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение» Манакова Татьяна Викторовна учитель русского языка и литературы, образование высшее
189.45kb.
Урок русского языка
66.42kb.