Главная стр 1
скачать


Нравственно-психологические проблемы повести И.С. Тургенева «Ася»

(Урок русской литературы в 8а классе)

Цели:

донести до учеников поэтическое обаяние Аси, показать красоту, чистоту повести, задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, противоречивостью характеров, над проблемой ответственности человека перед другими людьми, перед жизнью вообще;

развитие навыков связной устной речи, навыков выразительного чтения, умения анализировать, сопоставлять, выделять главное;

воспитание любви к русской литературе.


Технологии: проблемного обучения; система Е.Н. Ильина.
Оснащение: портрет, диск, иллюстрации из повести.

На доске слова Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручаем».



Ход урока

Звучит музыка светлая, но печальная (Рубинштейн «Мелодия» или Рахманинов «Вокализ»).

Учитель: Прочитаны последние страницы повести «Ася». На доске слова не из повести, а слова Экзюпери. Мне бы хотелось, чтобы к концу урока вы попытались применить их к повести.

Представьте, что вы режиссёры и перед вами нелёгкая задача: выделить самые весомые, значимые картины из фильма по повести, которые бы заставили зрителя почувствовать главное в повести.

1. Какие вы для этого эпизоды возьмёте?

Учитель: А, как главный режиссёр, взяла бы, те, которые на интерактивной доске (Рисунки на доске).

2. Подберите им названия.

3. А какую бы вы музыку подобрали для фильма (мажорную или минорную, чтобы было понятно, чем закончится повесть)?

4. А этот кадр о нашей главной героине Асе, по её имени названа повесть.

5. Назовите основную тему повести?

Учитель: В рассказе «Воробей» И.В.Тургенев скажет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти, именно ею держится и движется жизнь».

6. Докажите, что с первого появления Аси её окутывает какая-то тайна? (запнулся, представляя Асю, она нисколько не похожа на брата).

7. Когда откроется тайна Аси, и от кого мы её узнаем?

8. Какими качествами характера наделяет автор свою героиню? Подтвердите текстом (загадочность, романтичность, ранимость, обаяние, тонкость).

9. Что мы можем сказать о лице Аси? (Самое изменчивое лицо, которое я когда-нибудь видел.) (Ученики зачитывают подготовленные дома отрывки).

Учитель: портрет Аси в изменениях, в движении. Основное представление о героине дают поступки, поведение в различных ситуациях.

10. Объясните значение слова «экстравагантный» (расходящийся с общепринятыми обычаями, странный).

11. Докажите экстравагантность Аси (то со стаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет, то назначает свидание, то порывает с «N», уезжая от него).

12. Проанализируйте диалог: «За здоровье дамы вашего сердца». Объясните его. (Ася задумалась, изменилось лицо, дерзкая усмешка).

13. Давайте глубже разберёмся в характере Аси. Как вы объясните ранимость, самолюбие, своенравность, стремление к свободе? (ненормальные условия воспитания, незаконнорожденная).

14. Что Гагин говорит об Асе? (сердце доброе, а голова бедовая; не дразните её, она ещё на башню заберётся; беда, если кого полюбит; с огнём шутить нельзя).

15. Докажите её глубину переживаний? (Постоянно размышляет себя, мечтает пойти на трудный подвиг…жизнь уходит, а что мы сделали; мечтает стать Татьяной).

16. А какого человека мечтает полюбить Ася? (герой или пастух в горном ущелье).

17. Каков он, герой её романа? (Весёлый, беззаботный, живущий в своё удовольствие, любящий природу, начитанный, музыкальный, общительный). (Текст, стр.172).

18. Расскажите, как зарождаются чувства у Аси?

а) первое свидание; б) лунный столб; в) состояние души после вальса.

Учитель: «N» не спрашивает себя, влюблён ли в Асю, но много размышляет о ней, судьба занимала, радовался сближению. О завтрашнем дне не думал. (Сопоставьте с началом). Утопает в сладостном чувстве, не желает заглядывать в самого себя, ускорять события. А Ася! Полюбив, требует решений от героя. А герой? Верящий, что будущее бесконечно, не собирается сейчас судьбу решить.

Инсценирование 16-й главы в костюмах.

19. Можно ли утверждать после прочтения 16 главы, что «N» фактически отталкивает её от себя?

Учитель: Покорённый силой чувства, доходящий до безрассудства, «N» на какое-то время теряет самообладание. У него растерянность перед силой чувства героини. Он, наверное, неожиданно для себя, бросает ей в лицо обвинение, в котором нет логики: зачем открылась брату, т.е. обогнала ход событий. Только расставшись с Асей, понял, что любит её.

20. Зачитайте рассуждения о счастье. (212 стр.).



Диспут:

21. Как оценить нерешительность господина «N» и всю его историю любви?

Учитель: В хрестоматии приведены слова Писарева и Чернышевского. Можно ли безоговорочно осудить героя, как Писарев. В какой мере прав Чернышевский, перекладывая вину «N» на общество?

22. Какова позиция самого писателя?

23. Для чего даны на доске слова?

Выводы учащихся: Характер героя сложился при определённых условиях. Он рассказывает, что жил беззаботно, делал, что хотел. Сам иронизирует над нежеланием таких людей, как он и Гагин, трудиться. Но всё же это не снимает с него ответственности за свою судьбу. Поэтому горьким самоосуждением звучат грустные заключительные строки повести (учитель заранее даёт их 1 человеку выучить наизусть, 212 стр.). Сам автор объясняет нерешительность своего героя известным легкомыслием и безответственностью юности, верит в то, что жизнь бесконечна, всё может повториться. Поэтому в те годы недолго грустит об Асе, а только спустя много лет понял значение встречи с Асей.



Учитель: Вернёмся к словам на доске. Какой можно извлечь урок из них? (человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту).

Оценки за урок:


скачать


Смотрите также:
Интегрированный урок кабардинской и русской литературы в 11-х классе. Тема: А. А. Шогенцуков основоположник и классик кабардинской литературы. Учителя: Тхакахова Л. М
49.4kb.
Урок для родителей по литературе в 7 классе Тема урока: «Произведения русской классической литературы 19 века» Обобщающий урок по пройденным
50.46kb.
Урок русской литературы в 8 классе Крень Наталья Константиновна, учитель русского языка и литературы
63.52kb.
Цели изучения русской литературы в 8 классе
341.77kb.
Урок литературы в 11 классе по теме «Традиции русской сатиры»
83.51kb.
Урок литературного чтения в 4 классе по умк «Начальная школа XXI века» Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» Цели: продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина
56.38kb.
Урок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»
63.17kb.
Урок по русской литературе в 9 классе Учитель русского языка и литературы Жубоева М. М
42.6kb.
Уроков литературы в 6 классе 2013 2014 год Учитель: Ермакова М. В. Количество часов: всего 68 часов; в неделю
129.6kb.
Уроков литературы в 9 классе 2013 2014 год Учитель: Ермакова М. В. Количество часов: всего 102 часов; в неделю
43.57kb.
Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе. № год
169.81kb.
Рабочая программа по литературе в 11 классе Учитель русского языка и литературы высшей категории Голдова Ирина Георгиевна
386.47kb.