Главная стр 1
скачать

Урок физики в 7-м классе

Раздел физики: «Механика»

Тема урока: «Запись числа в стандартном виде»

Тип урока: интегрированный урок физики и математики, комбинированный урок




Эпиграфы к уроку:


«Математикой нужно заниматься не ради ее приложений, а во имя той духовной прибыли, которая связана с ней»

Платон
«Пусть не читает меня тот, кто не любит математику»

Леонардо да Винчи
«Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике»

Джордж Сантаяна


Цели и задачи урока:

  • создание условий, способствующих проявлению самостоятельности в освоении содержания образования на основе использования межпредметных умений и навыков;

  • формирование мотивации к учебному труду;

  • создание ситуации успеха для каждого, приобретение знаний через удивление и любопытство;

  • создание условий, обеспечивающих доступность учебного материала для каждого ученика с учетом его учебных индивидуальных способностей;

  • формирование устойчивых вычислительных навыков.


Оборудование урока:

  • технические средства обучения: кодоскоп;

  • наглядные средства обучения: кодограммы, плакат «Солнечная система»;

  • бланки индивидуальных домашних заданий;

  • бланки памятки (опорного конспекта);

  • бланки справочных таблиц (приложение №1);

  • материалы для информационного стенда «Эрудит» (приложение №2).


Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Основной материал.

  3. Закрепление.

  4. Проверка усвоения нового материала.

  5. Домашнее задание.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Приветствие учителя. Постановка целей и задач урока.

2. Основной материал


Значения физических величин в процессе измерения или вычисления выражают числами. В физике и астрономии часто приходится иметь дело с маленькими или очень большими числами. Как записать очень маленькое или очень большое число, чтобы сэкономить бумагу и чернила и чтобы было легче оперировать этими числами – складывать, умножать, делить и т.д.?

Наиболее удобный способ сокращения записи чисел – запись числа в стандартном виде.

(Объяснение учителя с использованием опорного конспекта).
ОК Запись числа в стандартном виде
х = a · 10n , где 1 ≤ a < 10, n – любое целое число.

! а - число с одной значащей цифрой перед запятой.

100 = 1

10n = 10 10 10 10 10 …….10




n – раз
Правила:





103=10·10·10=1000

0,1==10-1

0,1==10-2



3. Закрепление:

1). Отработка теоретических понятий в ходе фронтальной беседы с классом (задания записаны на доске).

Два ученика получают индивидуальные задания, правильность выполнения которых проверяется с помощью кодоскопа по окончании фронтальной беседы.
Кодограмма №1

1. Произведение (45)3 и (45)8 равно …….



  1. Частное от деления 6·105 на 3·10-7…….

  2. Даны четыре тела массой: 10 мг, 1000мкг, 102кг, 10-4кг. В порядке возрастания массы тела следует расположить в такой последовательности …


Кодограмма №2

  1. Площадь прямоугольника со сторонами 5мм и 4мм равна…….

  2. Какова наибольшая из длин: 106 мкм, 109 нм, 104мм, 10-1 м?

  3. Произведение 5 и 54 равно……


Вопросы для фронтальной беседы с классом:

  1. Что определяет целое положительное натуральное число n в показателе степени числа 10n ?

  2. Чему равно число 100?

  3. Какая десятичная дробь соответствует числу 10n, если n- целое отрицательное число?

n = - 3;

n = - 8;


4. Чему равно произведение 10m ·10n, если ……..?

а) m>0, n>0

б) m>0, n<0

5. Чему равно отношение 10m :10n, если ………?

а) m>0, n>0

б) m>0, n<0

в) m<0, n>0

6. Под стандартным видом числа понимают число, записанное в виде х = a · 10n. Какие значения может принимать множитель а? Показатель степени n?


2). Закрепление теоретических понятий на практике при решении задач.

Задача №1 «Зоопарк» (коллективное решение задачи)

Самое крупное животное в зоопарке – слониха Александра. Ее масса достигает 5 тонн, особенно после завтрака. Определите вес Александры после завтрака и сравните его с весом позавтракавшего без всякого аппетита самого мелкого существа в зоопарке попугая Шурика, масса которого 100 граммов. Запишите числа в стандартном виде.

Дано: СИ Решение:

m1= 5т 5000кг m1=5000кг=5·103кг

m2= 100г 0,1кг m2=0,1кг=кг=10-1кг

-? P1=m1g P2=m2g
=

==5·104
Ответ: =5·104



  • Устно разбирается задача с целью диагностики концентрации внимания учеников на данном этапе урока.

Космический корабль, стартовавший 27 августа 1996 года, пролетел 8,7·107км до 4 января 1997 года со средней скоростью…… (дети приходят к выводу о том, что для решения задачи в ее условии недостаточно информации).

Задачи №2, №3 учащиеся решают самостоятельно. Проверка решения проводится с использованием кодоскопа.



Задача №2 Переведите значение физических величин в СИ и запишите полученное число в стандартном виде.

Среднее удаление Земли от Солнца

149600 тыс. км =

Время одного оборота Земли вокруг Солнца

365,256 дней =

Масса Земли

5,976·1027г =……………………………………………
Задача №3 На сколько запаздывали команды управления, передаваемые операторами с Земли на луноход, который передвигался по поверхности Луны? Скорость распространения радиосигнала можно считать равной скорости света, а среднее расстояние от Земли до Луны равно 384 400 километров.

4. Подведение итогов урока (учащиеся самостоятельно подводят итоги урока)


  1. Индивидуальное домашнее задание «Запись числа в стандартном виде» (межпредметного содержания).

  2. Индивидуальное творческое задание: составить свой биологический паспорт, указав в нем значения биологических параметров в СИ (в стандартном виде) и сравнить полученные данные с теми данными, с которыми вы пришли в этот мир (необходимую информацию вам помогут получить ваши родители – создатели столь уникального биологического объекта).

Запись числа в стандартном виде (астрономия).

1. Запишите в стандартном виде диаметр планет и их расстояние от Солнца.



Меркурий Диаметр 4880 км =

Расстояние 57000000 км = .....



Земля Диаметр 12756 км =

Расстояние 149600000 км =



Юпитер Диаметр 142796 км =

Расстояние 778300000 км =



Сатурн Диаметр 120000 км =

Расстояние 1427000 км =



Уран Диаметр 51200 км =

Расстояние 2869700000 км =



Плутон Диаметр 2200 км =

Расстояние 5900 000 000 км =



Венера Диаметр 12104 км =

Расстояние 108,2 млн км =



Марс Диаметр 6787 км =

Расстояние 227,9 млн км =



Нептун Диаметр 49500 км =

Расстояние 4496,5 млн км =



Солнце Диаметр 1392000 км =
3. Объекты, которые мы наблюдаем на небе невооруженным глазом, а астрономы изучают с помощью телескопов, находятся от Земли на разных расстояниях. Для того чтобы представить эти расстояния, а значит, и масш­табы Вселенной, сделаем допущение: предположим, что наша планета Зем­ля — это дробинка диаметром 1 миллиметр. Тогда Солнце в этом масштабе будет иметь диаметр 11 сантиметров, а расстояние от Земли до него составит 12 метров. Одна из близких к Солнцу звезд, Вега (α-Лиры), в выбранном нами масштабе будет находиться от Земли-дробинки на расстоянии 20 000 километров, а на самом деле, на расстоянии 27 световых лет. Звезда Денеб (α-Лебедя), расстояние до которой в реальности около 500 световых лет, окажется в нашей модели на орбите реальной Луны.

Какие размеры будет иметь в такой модели наша Галактика, если ее ре­альный диаметр около 100 000 световых лет?



Запись числа в стандартном виде (анатомия)


  1. Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток. В стандартном виде это число имеет вид …..

  2. Каждый час у человека обновляется около 6·105 эпителий кожи. За год число обновленных эпителий, записанное в стандартном виде …..

  3. В основном человек теряет около двух волос в час. Если средняя длина волоса 8 сантиметров, то длина волос, потерянная за год ……..

  4. На 1см2 человеческого тела (поверхность составляет 1,7м2) находится в среднем 5,1 миллионов бактерий. Полное число бактерий на человеке, записанное в стандартном виде …..

  5. Активная площадь центров обоняния в носу человека примерно 4,7 см2, а в носу охотничьей собаки около 0,0065 м2. Область центров обоняния собаки больше, чем человека…..


Запись числа в стандартном виде (математика)

  1. На поверхность воды разлили нефть объемом 1 м3. Какую площадь займет нефть, если толщину слоя считать равной 1/40000мм?

  2. Какой длины получился бы ряд из плотно уложенных друг к другу своими гранями кубиков, объемом 1 мм3 каждый, взятых в таком количестве, сколько содержится их в 1 м3?

  3. Сколько потребовалось бы времени для того, чтобы уложить в ряд кубики, объемом в 1 см3 каждый, взятые в таком количестве, сколько их содержится в 1 км3, если на укладку одного кубика затрачивается время, равное 1 секунде?

  4. Длина швейной нити в катушке равна 200метров. Достаточно ли одной катушки, чтобы получить кусок нити длиной в миллионную долю длины железнодорожного пути между Санкт-Петербургом и Москвой, равного 650километров?

  5. Ученые подсчитали, что на корне пшеничного стебля имеется 10000000 волосков, служащих растению для питания. Какова общая длина этих волосков и какова площадь поперечного сечения волоска, если средняя длина его равна 2 миллиметра, а общий объем их составляет 1,5 см3?


Основные физические константы (Приложение №1)





Скорость света в вакууме

с=2,998 · 108 м/с

Гравитационная постоянная

G=6,672·10 –11Н·м2/кг2

Стандартное ускорение свободного падения

g=9,807 м/с2

Постоянная Авогадро

NА=6,022·1023 моль -1

Постоянная Больцмана

k=1,3807·10-23 Дж/К

Элементарный заряд

е=1,602·10-19 Кл

Масса покоя электрона

me=9,109·10-31 кг

Масса покоя протона

mp=1,673·10-27кг

Масса покоя нейтрона

mn=1,675·10-27кг

Электрическая постоянная

ε0=8,854·10-12Ф/м

Электрическая постоянная k=1/4πε0

k=9·109 м/Ф

Магнитная постоянная

µ0=4π·10-7Гн/м=1,257·10-6 Гн/м

Постоянная Планка

h=6,626·10-34 Дж·с

Постоянная Планка ћ=h/2π

ћ=1,055·10-34 Дж·с



Производные от основных констант








Молярная газовая постоянная R=k·NА

R=8,314 Дж/(моль·К)

Постоянная Фарадея F=e· NА

F=9,65·104 Кл/моль

Отношение заряда электрона к его массе

e/m=1,759·1011 Кл/кг

Энергия покоя электрона Е=me·c2

Е=8,187·10-14 Дж

Энергия покоя протона Е=mр·c2

Е=1,503·10-10 Дж

Энергия покоя нейтрона Е0n=mn·c2

Е0n=1,505·10-10 Дж



Некоторые внесистемные единицы

1эВ = 1,602·10-19 Дж 1 а.е.м. = 1,661 ·10-27 кг

1 Å = 10-10м 1 а.е.м. = 931,5 МэВ
Десятичные приставки к названиям единиц

Наимено-

вание
Обозначе-

ние

Множи-

тель
Наимено-

вание
Обозначе-

ние

Множи-

тель
экса-

Э


1018
деци-
д

10-1
пета-
П

1015
санти-
с

10-2
тера-

Т

1012
милли-
м

10-3
гига-
Г

109
микро-
мк

10-6
мега-
М

106
нано-
н

10-9
кило
к

103
пико-
п

10-12
гекто-
г

102
фемто-
ф

10-15
деко-
да

10
атто-
а

10-18




Наименование

физической величины



Обозна-чение

Наименование

единицы


Обозначение

Длина

l

метр

м

Площадь

S

квадратный метр

м2

Объем

V

кубический метр

м3

Время

t

секунда

с

Скорость

υ

метр в секунду

м/с

Ускорение

а

метр на секунду в квадрате

м/с2

Плоский угол

α

радиан

рад

Угловая скорость

ω

радиан в секунду

рад/с

Угловое ускорение

ε

радиан на секунду в квадрате

рад/с2

Частота

ν

герц

Гц 1/с

Масса

m

килограмм

кг

Количество вещества

ν

моль

моль

Плотность

ρ

килограмм на кубический метр

кг/м3

Сила

F

ньютон

Н кг·м/с2

Давление

р

паскаль

Па кг/(м·с2)

Импульс

р

килограмм-метр в секунду

кг·м/с

Работа

А

джоуль

Дж кг·м22

Мощность

Р

ватт

Вт кг·м23

Момент силы

М

ньютон-метр

Н·м кг·м22

Термодинамическая температура

Т

кельвин

К

Количество теплоты

Q

джоуль

Дж кг·м22

Внутренняя энергия

U

джоуль

Дж кг·м22

Удельная теплоемкость

с

джоуль на килограмм- кельвин

Дж/(кг·К) м2/(с2·К)

Удельная теплота плавления

λ

джоуль на килограмм

Дж/кг м22

Удельная теплота парообразования

r

Джоуль на килограмм

Дж/кг м22


Поверхностное натяжение

σ

ньютон на метр

Н/м кг/с2

Сила электрического тока

I

ампер

А

Плотность электрического тока

Ј

ампер на квадратный метр

А/м2

Электрический заряд

q

кулон

А·с

Напряженность электростатического поля

Е

ньютон на кулон

вольт на метр



Н/Кл, В/м

кг·м/(А·с3)



Потенциал

φ

вольт

В кг·м2/(А·с3)

Электрическая емкость

С

фарада

Ф А2·с4/(кг·м2)

Электрическое сопротивление

R

ом

Ом кг·м2/(А2·с3)

Удельное сопротивление

ρ

ом-метр

Ом·м кг·м3/(А2·с3)

Магнитная индукция

В

тесла

Тл кг/(А·с2)

Магнитный поток

Ф

вебер

Вб кг·м2/(А·с2)

Индуктивность

L

генри

Гн кг·м2/(А2·с2)

Оптическая сила

D

диоптрия

дптр 1/м

Сила света

I

кандела

кд

Приложение №2

Материалы для стенда «Эрудит»

***

Давида Гильберта (1962-1943) спросили об одном из его быв­ших учеников.



Ах, этот- то? - вспомнил Гильберт. Он стал поэтом. Для матема­тики у него было слишком мало воображения.

***


Великий физик Гиббс был очень замкнутым человеком и обычно молчал на заседаниях ученого совета университета, в котором он пре­подавал, Но на одном из заседаний, когда решался вопрос о том, чему уделять в новых учебных программах больше места - математике или иностранным языкам, он не выдержал и произнес речь: «Математика - это язык » - сказал он .
***

Дирак любил выражаться точно и требовал точности от других. Однажды на семинаре в конце длинного вывода докладчик обнаружил, что знак в окончательном выражении у него не тот. «Я в каком-то мес­те перепутал знак»,— сказал он, всматриваясь в написанное. « Вы хо­тите сказать - в нечетном числе мест »,— поправил с места Дирак.


***

В другой раз Дирак сам был докладчиком. Окончив сообщение, он обратился к аудитории: «Вопросы есть?».— «Я не понимаю, как вы по­лучили это выражение»,— спросил один из присутствующих. «Это ут­верждение, а не вопрос,— ответил Дирак.— Вопросы есть?»


***

Одна знакомая просила Альберта Эйнштейна позвонить ей по теле­фону, но предупредила, что номер очень трудно запомнить: 24361.



  • И чего же тут трудного? — удивился Эйнштейн.— Две дюжины и 19 в квадрате.

***


Один слишком навязчивый аспирант довел своего руководи­теля до того, что тот сказал ему: «Идите и разработайте построение правильного многоугольника с 655537 сторонами». Аспирант удалил­ся, чтобы вернуться через 20 лет с соответствующим построением (храниться в архивах в Геттингене).
***


Интегрированный урок астрономии и информатики в 11-м классе (2 часа).

Раздел программы: «Солнечная система»; «Информационные технологии»

Тема урока: «Планеты земной группы»;

«Применение пакета прикладных программ Microsoft Office»



Тип урока: обобщающий урок
Цели урока:

  • Углубить представления учащихся о некоторых методах астрономических исследований планет;

  • Продолжить изучение влияния различных факторов на физические характеристики планет, диалектики развития научной мысли;

  • Формирование целостного представления о возможностях пакета прикладных программ Microsoft Office;




  • Развитие познавательного интереса, логического мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;

  • Развитие комплексного аналитического мышления, способности систематизировать накопленные знания, проводить обобщающий и сравнительный анализ;

  • Развитие творческих способностей учащихся;



  • Продолжить формирование коммуникативных навыков: умение слушать, говорить, аргументировано вести дискуссию;

  • Способствовать развитию у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива, навыков общения и работы в микрогруппах;

  • Воспитывать чувство патриотизма в процессе ознакомления учащихся с огромными достижениями советской и российской науки в исследовании Луны и планет земной группы, а также с перспективами дальнейшего развития этой области знаний.


Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;

  • Создание первого блока итоговой таблицы «Основные сведения о планетах Солнечной системы» с приложениями: «Внутреннее строение планет», «Химический состав атмосфер планет», «Поверхности планет»;

  • Проверка усвоения учебного материала;

  • Закрепление навыков работы с приложениями MS-Office;

  • Создание мультимедийных презентаций, являющихся базой для формирования новых информационных ресурсов;

  • Проверка умений рационального использования различных возможностей прикладных программ для решения конкретных задач.


Этапы урока:


  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач урока.

  3. Представление результатов выполнения творческого домашнего задания.

  4. Самостоятельная работа в группах.

  5. Представление результатов работы групп.

  6. Постановка проблемы.

  7. Аналитическая работа динамических групп.

  8. Итоговый контроль знаний.

  9. Итоги урока.

  10. Домашнее задание.


Ход урока:


  1. Приветствие.

Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики (проводит учитель информатики).


  1. Постановка целей и задач урока.

Учитель астрономии

Астрономия не только увлекательна, но и в высшей степени поучительна. Она была одной из первых наук, возникших на заре человечества, и всегда оставалась на передовой линии фронта познания природы.

В XX столетии астрономическая наука развивалась особенно бурно. Благодаря появлению новых средств исследования, от радиотелескопов до разного рода космических аппаратов, в том числе и орбитального телескопа имени Хаббла, приток информации из космоса резко увеличился, и открытия в области изучения Вселенной следуют буквально одно за другим.

В сравнении с Вселенной человек пренебрежимо мал, но его разум столь могуществен, что способен понять не только устройство Мира, но и причины возникновения всего многообразия его проявлений. Возможность создания материальной Вселенной на пустом месте «из ничего», всегда озадачивала человека. Но оказалось, что законы, правящие нашим Миром, таковы, что материя может рождаться за счет энергии поля. И в результате, как говорят ученые, все наблюдаемое нами многообразие звезд и галактик – не более чем случайная флуктуация некоего инфлатонного поля, позволившая возникнуть звездам за счет энергии гравитации. Человечество болезненно расставалось с мыслью о том, что Земля – далеко не центр Мироздания. А сегодня ученый мир уже спокойно говорит о том, что и наша Вселенная вовсе не уникальна, что существует «скрытая темная материя», что за интервалы времени порядка длительности человеческой жизни, движение тел Солнечной системы происходит с поразительной упорядоченностью, но видимость обманчива. Сейчас мы знаем, что во временном масштабе много больше времени жизни человека, траектории некоторых астероидов, комет и даже планет оказываются хаотичными. Исходя из этого, можно прогнозировать, что человечество стоит на пороге революционных открытий в области физики и астрономии, которые совершат переворот в мировоззрении людей Земли.

Однако любое новое в науке, каким бы оригинальным оно не казалось, всегда в конечном счете так или иначе вырастает на фундаменте прежнего знания. В связи с этим значительная часть нашего занятия будет посвящена рассмотрению тех фактов и представлений, которые с точки зрения современной астрономической науки считаются достаточно надежно установленными.

При подготовке к этому обобщающему уроку ваши группы получили творческое домашнее задание по следующим темам: «Меркурий», «Венера», «Земля-Луна», «Марс», «Малышам о Солнечной системе», которое предполагало поиск информации в учебных пособиях, научно-популярной и справочной литературе, периодической печати, электронных справочниках, в сети Интернет. Сегодня мы хотим познакомиться с результатами вашей исследовательской работы.


Учитель информатики

Изобретение компьютера дало мощный толчок в развитии всех отраслей науки и техники, в том числе астрономии и астрофизики, так как с его помощью стало возможным проводить трудоемкие, требующие высокой точности, вычисления за считанные часы, минуты, секунды, строить и исследовать различные модели и т.д. В наши дни компьютер – это не только ЭВМ, но универсальное средство обработки информации. А информационные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы не представляем себя без них.

С появлением и быстрым развитием «всемирной паутины» можно говорить о так называемой инфосфере, т.е. информационной оболочке Земли. Мы живем в информационном обществе, где информация стала объектом изучения, средством производства, предметом торговли. Но в отличие от всех других, информационные ресурсы единственные, запас которых становится тем больше, чем больше их используют.

Готовясь к этому уроку, вы переработали большое количество информации, выбрали наиболее актуальные, значимые, интересные сведения о планетах земной группы. Но в традиционном виде, на бумажном носителе, она доступна лишь ограниченному числу людей. Наша задача сделать ее доступной всем интересующимся данной проблемой. В этом нам помогут современные информационные технологии, позволяющие создавать эффектные мультимедийные программы, которые, будучи размещены в глобальной сети, станут частью мировых информационных ресурсов.

Вы уже приступили к оформлению результатов работы ваших групп в виде мультимедийных презентаций, на настоящий момент все группы находятся на разных этапах выполнения задания. У нас есть микрогруппа, которая получила более сложное задание, чем остальные. Им было предложено подготовить материал о планетах Солнечной системы для использования учителями начальных классов при проведении учебных занятий с учащимися младшего школьного возраста. Первый этап работы завершен, и мы предлагаем вам познакомиться с презентацией «Малышам о Солнечной системе».


  1. Представление результатов выполнения творческого домашнего задания.

Члены микрогруппы рассказывают о задачах, поставленных перед ними, и путях их решения. Выступление сопровождается просмотром презентации.


  1. Самостоятельная работа в группах.

Учитель информатики

Ребята, вы посмотрели один из возможных вариантов оформления презентации. Сейчас вы в ходе выполнения самостоятельной работы, должны будете подготовить к просмотру, имеющиеся у вас «домашние заготовки». Для этого вы можете использовать все известные вам средства пакета прикладных программ. По завершении работы скопируйте вашу презентацию в сетевую папку All на Server1.




  1. Представление результатов работы групп.

Учащиеся проводят комментированный показ своих презентаций, рассказывают об основных особенностях данной планеты, перспективах ее изучения, обосновывают применение тех или иных информационных технологий, намечают перспективы продолжения работы по данной теме и другим направлениям. Учителя информатики и астрономии проводят фронтальную беседу с классом.


  1. Постановка проблемы.

Учитель астрономии

Ребята, для проведения следующего этапа работы мы предлагаем вам переформировать группы так, чтобы в составе каждой новой группы были представители групп, изучавших разные планеты.



В конце нашего занятия вам предстоит провести обобщающий и сравнительный анализ основных особенностей планет земной группы. Для выполнения этого задания вам потребуется систематизировать накопленные ранее знания.

Задание первой группе:
Систематизировать сведения об элементах орбит планет Солнечной системы.


Название планеты и ее обозначение



Меркурий

Венера

Земля

Марс


































































































































Среднее расстояние от Солнца, большая полуось орбиты, млн.км.













Среднее расстояние от Солнца, большая полуось орбиты, а.е.













Сидерический период обращения, сут.













Сидерический период обращения, год













Сидерический период вращения, ч













Наклон оси в градусах













Средняя орбитальная скорость, км/с













Задание второй группе:

Название планеты и ее обозначение

Меркурий

Венера

Земля

Марс












Масса, кг













Масса в массах Земли, M =1













Средний радиус, км













Средний радиус, R =1













Объем, V =1













Сжатие













Средняя плотность, г/см3













Средняя плотность, ρ =1













Ускорение свободного падения, м/с2













Вторая космическая скорость, км/с













Число спутников












Систематизировать сведения о физических характеристиках планет.
Задание третьей группе:
Построить сравнительную диаграмму относительных долей для внутреннего ядра, внешнего ядра, мантии планет данной группы. Проиллюстрировать ее схематичными изображениями внутреннего строения планет.

Задание четвертой группе:
Построить сравнительные диаграммы основного химического состава атмосфер планет и основных компонентов планетных атмосфер (CO2, N2, O2, Ar, CO, H2O). Систематизировать сведения о значениях давления и температуры у поверхности планет.


Название планеты и ее обозначение

Меркурий

Венера

Земля

Марс











Наличие атмосферы













Температура поверхности, К













Давление у поверхности














Задание пятой группе:

Составить краткую характеристику поверхностей планет земной группы по следующему плану:



  • Причины изменения поверхностей планет;

  • Элементы рельефа поверхностей планет;

  • Наличие H2O на поверхности планет.

Для выполнения предложенных заданий вы можете воспользоваться учебной литературой и электронным справочником, имеющимся в сетевой папке.
Учитель информатики

Итак, перед каждым из вас поставлена проблема по обработке информации. Вам необходимо определиться с выбором технологии, которая позволит сделать это наилучшим образом. (Выбор технологии, рекомендуемой каждой группе, осуществляется в ходе дискуссии всего классного коллектива).




  1. Аналитическая работа динамических групп.

Работа завершается заполнением первого блока таблицы «Основные сведения о планетах Солнечной системы» с приложениями.

Таблицы, диаграммы, сравнительная характеристика сохраняется в сетевой папке.

Учитель информатики объединяет полученные данные и готовое дидактическое пособие раздается учащимся для проведения сравнительного анализа (см. приложение №1, №2, №3).


  1. Итоговый контроль знаний.

Индивидуальная работа учащихся, в ходе которой они проводят письменный сравнительный анализ основных особенностей планет земной группы.



  1. Итоги урока.

Учитель информатики

Созданные вами презентации послужат прекрасным, зрелищным, наглядным обучающим материалом. В рамках недели физики мы проведем серию внеклассных мероприятий для учащихся среднего и младшего звена нашей школы с использованием ваших работ.



Учитель астрономии

Итоги нашего занятия убедили нас в том, что вы творчески подошли к решению поставленных перед вами задач и постарались не только сообщить ряд занимательных астрономических фактов, но и познакомить нас с диалектикой развития научной мысли. Вы убедились, что современная эпоха требует творческого, динамичного мышления, свободного от предвзятости, требует новых оригинальных идей.



X. Домашнее задание.

Вам предстоит продолжить работу в группах по теме «Планеты-гиганты»



Приложение №1


Основные сведения о планетах

Солнечной системы – планетах земной группы


Название планеты и ее обозначение

Меркурий

Венера

Земля

Марс











Среднее расстояние от Солнца,









большая полуось орбиты, млн.км.

57,9

108,2

149,6

227,9

Среднее расстояние от Солнца,









большая полуось орбиты, а.е.

0,387099

0,723332

1

1,523691

Сидерический период обращения, сут.

87,969

224,701

365,256

686,98

Сидерический период обращения, год

0,2408

0,6152

1

1,8808

Сидерический период вращения,ч

58,65 сут

- 243,01сут

23,9345 ч

34,6229ч

Наклон оси в градусах

0

-2

23,45

23,98

Средняя орбитальная скорость, км/с

47,89

35,02

29,79

24,13

Масса, кг

3,31*1023

4,87*1024

6*1024

6,4*1023

Масса в массах Земли, M =1


0,0558

0,815

1

0,1074

Средний радиус, км

2439

6050

6378

3398

Средний радиус, R=1


0,382

0,949

1

0,532

Объем, V =1

0,055

0,854

1

0,15

Сжатие

0

0

0,034

0,0059

Средняя плотность, г/см3

5,42

5,25

5 ,52

3,94

Средняя плотность, ρ=1

0,986

0,95

1

0,714

Ускорение свободного падения, м/с2

3,78

8,6

9 ,78

3,72

Вторая космическая скорость, км/с

4,3

10,3

11,2

5

Число спутников

0

0

1

2

Наличие атмосферы

Следы

Очень

плотная


Плотная

Разреженная

Температура поверхности, К

111-690

743

240-310

250-320

Давление у поверхности

2*10-12

90

1

6*10-3

Приложение №2


Сравнительный анализ состава атмосфер планет земной группы.





Состав атмосферы Меркурия Состав атмосферы Венеры


Состав атмосферы Земли









Состав атмосферы Марса



































П
риложение №3







Меркурий

Венера

Земля

Марс

Внешнее ядро

74

35

40

70

Мантия

26

50

45

30

Внутреннее ядро

0

15

15

0


Обучение в разновозрастных группах

Урок физики в 9-м классе


Урок проводят учащиеся 11-х классов под руководством учителя

Раздел физики: «Механика»

Тема урока: «Реактивное движение»

Тип урока: комбинированный урок, метод обучения в разновозрастных группах
Цели и задачи урока:

  • продолжить формирование понятий импульс, изменение импульса;

  • закрепить теоретические понятия закона сохранения импульса;

  • продолжить формирование навыков решения физических задач с использованием закона сохранения импульса;

  • развивать интерес к изучаемым проблемам, показать значение политехнических знаний в развитии человечества;

  • воспитывать патриотизм и интернационализм при изучении достижений советского народа в освоении космоса;

  • продолжить формирование мировоззрения учащихся, акцентировав внимание на необходимости объединения усилий всего человечества для дальнейшего развития науки, космоса;

  • развитие способностей школьников к управлению своей учебной деятельностью, поведением и умения участвовать в работе группы;


Оборудование урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • материалы электронных презентаций;

  • творческие работы учащихся «Задачи-рисунки»;

  • бланки индивидуальных домашних заданий;

  • бланки творческих домашних заданий;


Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач урока.

  3. Применение знаний, умений, навыков в новых условиях.

  4. Презентация нового учебного материала.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.


Ход урока:
1-й этап урока. Организационный момент. Учитель представляет учащимся 9-го класса учеников 11-х классов, которым предстоит выступить в роли учителей на этом уроке. Объясняет регламент урока.

2-й этап урока. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы продолжим формирование навыков решения качественных и расчетных задач с использованием закона сохранения импульса. Насколько эта тема важна для изучения, вы оцените в конце сегодняшнего занятия, познакомившись с результатами творческих работ учащихся 11-х классов - электронными презентациями. Нам предстоит очень интересная и увлекательная работа.



3-й этап урока.

  1. Проверка усвоения понятий импульс, изменение импульса.

Вам предстоит письменно ответить на вопросы задания. В вашей работе вам помогут консультанты – ученики 11-х классов.

Задание:

  1. Как изменяется импульс тел (по модулю и направлению) в перечисленных случаях?

а) снежный ком скатывается с горы;

б) снежный ком, скатившись с горы, катится по горизонтальной ровной поверхности;

в) стрела, выпущенная вертикально вверх, летит вверх;

г) стрела, выпущенная вертикально вверх, падает вниз;



  1. Что означает выражение?

а) ; б) д) ,
в) г)


  1. На рисунке показана зависимость ускорения тела от времени движения тела. Какой из графиков, выражающих зависимость импульса тела от времени соответствует этому движению?

a p p






0 t 0 t 0 t



  1. Б)

p


0 t

В)


  1. Точка равномерно движется по окружности. Как при этом изменяются направление и модуль ее импульса?

  1. Решение качественных и расчетных задач-рисунков (приложение №1, №2, №3). По рисунку необходимо составить текст задачи и решить ее.

  2. Постановка проблемы.

Космонавту, находящемуся в открытом космосе, необходимо вернуться на корабль. Как это можно сделать?

4-й этап урока. Объяснение нового материала проводят учащиеся 11-х классов с использованием материалов электронной презентации «Реактивное движение».
5-й этап урока. Подведение итогов урока в ходе коллективного обсуждения актуальности изучаемых проблем.
6-й этап урока. Творческое домашнее задание. Для подготовки к конференции «Освоение космоса» вам предстоит выполнить творческую работу, в которой необходимо отразить историю освоения космоса, достижения и проблемы современной науки и техники в освоении космоса, перспективы развития космоса.
Освоение космоса (указать источник информации)

Вопросы

Материал по вопросу

Основоположники космонавтики:


  1. Н.И.Кибальчич

  2. К.Э.Циолковский

  3. С.П.Королев




Основные этапы освоения космоса:

  1. Искусственные спутники Земли

  2. Космические аппараты

  3. Первый полет человека в космос

  4. Орбитальные станции

  5. Исследование Луны

  6. Исследование планет Солнечной системы







Космос – человеку

  1. Служба погоды

  2. Космос промышленности

  3. Космос сельскому хозяйству

  4. Проблемы и перспективы использования космоса

  5. Космос медицине







Приложение №1


Приложение №2



Приложение №3



скачать


Смотрите также:
Урок физики в 7-м классе Раздел физики: «Механика» Тема урока: «Запись числа в стандартном виде» Тип урока: интегрированный урок физики и математики, комбинированный урок
391.46kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Урок №1 Тема урока: Связь физики и техники, связь физики и астрономии, строение солнечной системы; Возникновение физики, органы чувств как источник информации
79.29kb.
Урок разработан и проведен Тушкановым Ю. А. учителем физики моу школы №10 г о. Тольятти Тип урока: комбинированный
57.2kb.
Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
150.8kb.
Урок №2 Тема урока: «Анимация в презентации»
245.53kb.
Урок физики в 9 классе Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала. Форма урока : беседа
70.24kb.
Урок-исследование по русскому языку в 4-ом классе тема: Исследование слова «доброта». Тип урока: повторительно-обобщающий урок форма урока: урок-отчёт
126.45kb.
Урок физики «Решение экспериментальных задач на равновесие твёрдого тела»
62.12kb.
Интегрированный урок географии и физики в 6-м классе
61.12kb.
Урок истории в 9 классе Тема урока: Реформы Столыпина. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели урока: образовательная
55.54kb.
Урок защита учебных проектов Раздел программы: «Современные компьютерные технологии». Тема урока: «Защита учебных проектов». Тип урока: итоговый урок по теме. Вид: интегрированный урок защита
35.87kb.