Главная стр 1
скачать
Урок 1
Имя прилагательное (итоговое повторение)

Цель:

  1. определить уровень усвоения изученной темы,

  2. систематизировать знания учащихся,

  3. закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала;

  4. воспитать интерес к русскому языку, орфографическую зоркость, быстрое ориентирование, стремление расширить свои знания самостоятельно.

Ход урока.

1. Игра «Эстафета».

Каждому последнему в ряду дается листок бумаги. Ученик 1 ряда записывает одно прилагательное с суффиксом -к- и передает листок вперед; сидящий впереди тоже пишет прилагательное с суффиксом –к- и передает листок следующему. И т.д.

II ряд работает с суффиксом -ск-,

III ряд – с суффиксом –н-,

IV ряд – с суффиксом -нн-,

V ряд – с суффиксом -ск-,

VI ряд – с суффиксом -к-.

Чей ряд справится с заданием быстрее и правильнее?

Фронтальная беседа с классом по основным вопросам темы (определение имени прилагательного, разряды прилагательных по значению, степени сравнения прилагательных; правописание безударных окончаний прилагательных, мягкого знака после шипящих в краткой форме, н и нн, -ск- и –к-, не с прилагательными, слитное и дефисное написание сложных прилагательных).

II. На экране с помощью проектора высвечивается предложение:

На тихий свист откликнулись десятки звонких птичьих голосов, и соловьиный раскат пронесся по прибрежным зарослям.

Выполните задание:

1) делают устный синтаксический разбор предложения;

2)показывают, какими частями речи выражены члены предложения (учитель называет слово, а ученики показывают соответствующую карточку);

3) определяют, какой звук обозначает буква (учитель показывает на букву, учащиеся поднимают нужную карточку) в словах десятки, голосов, прибрежным;

4) выясняют, из каких морфем состоят слова откликнулись, птичьих, соловьиный, раскат, пронесся, прибрежным, зарослям;

5) делают устный морфологический разбор слов тихий, свист, звонких, птичьих, соловьиный, прибрежным.

III. Игры («Кто быстрее? », «Кто первый? », «Кто больше? »).

1. Назовите слова, с помощью которых описывается внешность человека (голубоглазый…), его характер и поведение (молчаливый…). И т.д.

2. Заполните устно таблицу.

Качественные

Относительные

Притяжательные

светлый

речной

лисий

(Учитель указывает на разряд имен прилагательных, а ученики называют прилагательные).

3. Определите разряд имен прилагательных.



Белый, лисий, узкий, немецкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, орлиный, барсучий, папин, смелый, классный, зимний, холодный, каменный.

(Учитель указывает на слово, а ученики поднимают карточки: К- качественное, О – относительное, Пр – притяжательное).

4. Подберите существительные к словам острый (нож, язык, угол, нюх, соус, ум, взгляд), заячий, золотой..

5. Как чувствуют себя гласные О и Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных и существительных после шипящих и ц?



Еж..вый, лиц..вой, пищ..вой, ключ..вой, пунц..вый, каблуч..к, хорош..го, пальц..в, под плащ..м, чуж..й, со свеч..й, с мяч..м, со свеж..й, руч..нка, друж..к, больш..й, и т. д.

(Учитель указывает на слово на экране, а ученики поднимают карточку с гласной.)

6. Продолжите синонимический ряд:

красный (пурпурный, рубиновый, кумачовый, багряный, огненный..),

большой (огромный, громадный, величественный…).

7. Сколько н в словах?

Масля..ое пятно, песча..ый берег, овчи..ая шуба, цели..ый урожай, глиня..ый горшок, ю..ый герой, оловя..ый солдатик, комари..ый укус, безветре..ый день, торфя..ое болото, чугу..ый рельс, кожа..ый портфель, соломе..ая крыша, деревя..ый стол.

(Учитель указывает на слова на экране, а ученики показывают карточки с н и нн).

8. Правильно ли написаны слова? Если нет, назовите правильную форму (рег. комп.).

Дешевле, зжоровше, длиньше, мягше, красившее, тяжельше, крепше, легшее, громше, слабше, слаже, громче, хуже и т. д.

9. Как пишется не с полными и краткими прилагательными?

Не?добрый, а злой; не?брежный, не?взрачный; не?счастливый, не?лепый; не?вежлив, а груб; не?отложный; не?мелкий, а глубокий; далеко не?удачный ответ, не?лнгкий, не?ряшливый и т. д.

(Учитель читает предложения с этими словами, ученики поднимают карточки: С – «слитно», Р – «раздельно».)

IV. Домашнее задание:Образуйте прилагательные с помощью суффиксов –тельн-, - н-, -ист-.

ИНТЕРЕСНЫЙ БЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ

но СВЕРХИНИЦИАТИВНЫЙ

МЕЖИНСТИТУТСКИЙ

приближ.

присоед.


близость

неп. дейст.



«Буквы ы и и после приставок»

«Дефисное и слитное написание слов с пол-»


«Слитное и раздельное написание не с прилагательными»


НЕ с сущ. и прилаг.

слитно

раздельно

1. Без НЕ не употребляется

1. Если есть а

2. Есть синоним без НЕ

2. Если есть слова совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

«Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»



прилаг.


Н

НН

1. –ин-

1. –н, -н


2. –ан (-ян)

искл:


стеклянный

оловянный

деревянный


2. –онн-, -енн-

искл:


ветреный

скачать


Смотрите также:
Урок 1 Имя прилагательное (итоговое повторение)
67.6kb.
Урок по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»
67.19kb.
«Повторение. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное»
174.84kb.
«Имя прилагательное как часть речи»
111.62kb.
Имя прилагательное Das Adjektiv Имя прилагательное (das Adjektiv) обозначает качество, признак предмета. Ему свойственны: падеж, число и степени сравнения. Прилагательное выступает в предложении в основном как определение
33.2kb.
Урок-модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»
230.67kb.
Урок русского языка. «Имя прилагательное и имя существительное»
51.5kb.
Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам"
453.27kb.
Степени сравнения прилагательных Сравнительная степень Прилагательное + are
60.18kb.
Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б. Понятие об имени прилагательном
48.02kb.
Итоговое повторение I вариант выберите правильный ответ
49.51kb.
Контрольная работа №1 Содержание работы: Словообразование, орфография, имя существительное, имя прилагательное
21.47kb.