Главная стр 1
скачать
Урок № 1

Тема урока: Аспекты стилистики.

Ход урока:
Стилистика как наука, как самостоятельная отрасль появилась в начале 20 века. Но человека уже в давно интересует не только ЧТО он говорит, но и КАК говорит. А этим и занимается СТИЛИСТИКА.

Термин «стилистика»: (запись на доске и в тетради)

стиль (stylys) – стержень для писания на восковых дощечках.

Стило (устаревшее) - перо, орудие письма («…Вот вам, товарищи, мое стило, и можете писать сами» Маяковский «Разговор с фининспектором…»)

Стиль ( современное) – значение «почерк» = манера, способ, особенности речи.
Зачем нужна СТИЛИСТИКА?

Каков ее предмет?

Все знают 7 нот, но музыку сочинять не все могут.

Всем доступна глина, камень, гипс, но не все скульпторы.

Всем доступно слово, но не все становятся известными поэтами, писателями.

ПОЧЕМУ?

Это искусство!!! Надо иметь талант, способности, и их нужно развивать.


Например, даны два предложения:

Внизу находится Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял.

(Лермонтов М. Ю.)


Сообщает сведения.

Мы видим живописную картину, нарисованную словами. Как? С использованием выразительных средств языка (сравнение, эпитет)

Т.о.

1 раздел стилистики ИЗУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА. (Записать в тетради и на доске)
Выразительные средства языка – важны. Но есть и еще нечто, что не менее существенно для писателей.

Русский художник Карл Брюллов говорил: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».



Что это значит?

«Чуть-чуть»- это тончайшие оттенки цвета, света, линии, которые могут показаться несущественны, но для художника в этом суть искусства.


Пример: А. С. Пушкин 1830 год. Сонет «Поэту».
Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить сумеешь ты свой труд,

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Пушкин долго искал эпитет к слову художник. Им были отвергнуты:



Божественный – подчеркивает неземной дар художника.

Увенчанный – его заслуги, признание.

Разборчивый – говорит о вкусе.

Взыскательный – означает, что поэт очень требователен к себе, к своему творчеству. Поэтому он и есть «свой высший суд».

Т.о. выбрано самое тонкое слово, которое наиболее соответствует содержанию и замыслу сонета.


Стилистика учит говорить и писать ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Т.е. 2 аспект стилистики – ОБУЧАЕТ ЯЗЫКОВОМУ МАСТЕРСТВУ (записали в тетради и на доске).
3 аспект стилистики – ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕЙ (Запись на доске и в тетрадях)
Вопрос к классу: Какие стили в языке вы знаете?

  • художественная литература

  • научная проза

  • деловая речь

  • публицистический стиль

  • разговорная речь

(Записываем на доске и в тетради)
Задание: назовите, к какому стилю принадлежит текст:


  1. Говоря о периферии рассматриваемого поля, мы имеем в виду не только явно материальные компоненты полевой структуры, но и ближайшее окружение ядра. Научный.

  2. « Ажь кто ударит мечем не вынезъ (не обнажив) его или рукоятью, то 12 гривне продаже за обиду; оже ли вынезъ мечь, а не утнеть (не убьет), то гривну кунъ…» (Русская Правда 13 век) Деловой стиль.

  3. Короче, ништяк, финтач моржовый.

Гнесево, месиво – полный голяк!

Шмон закандычим – маразм будет клевый.

Ну и погодка у нас крутизняк.

Жаргонный.
Задание на дом:


  1. сделайте описание чего-либо (зимнего утра, осеннего леса, ледохода, гор и т.д.) Постарайтесь сделать описание ярким, наглядным, живописным.

  2. выделите используемые вами выразительные средства (подчеркните их).


Задание классу:

Определите то слово, которое выбрал писатель, докажите свою точку зрения. (Текст написан на доске или выдан в виде карточек на парты)


«Зато природа на Люсоне (одинакова, постоянна, неизменна), как и везде, и (роскошна, богата, великолепна), как нигде. Как (прекрасен, чуден, замечателен) этот союз северного и южного неба, будто встреча и объятия двух красавиц! Крест и Медведица, Орион и Конопус так близко кажутся друг от друга… Необыкновенны (изменения, переливы, превращения) вечернего света на небе – яшмовые, фиолетовые, лазурные, наконец, такие странные; темные и прекрасные тоны, под какие ни за что не подделаться человеку!..»
Урок № 2

Тема урока: Стилистическая окраска слов.

Ход урока:
Н.В.Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зренисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».

К.Паустовский: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».
На сухом и точном языке науки, стилистики, то, о чем говорят писатели значит, что слова обладают стилистической окраской, т.е. не только называют предмет, но и оценивают его (одобрение, ласка, фамильярность, осуждение, шутка и т.д.)
Пример: Мы можем сказать:

Мой друг совершил поездку в Египет.

Мой друг совершил путешествие в Египет.

Мой друг совершил вояж в Египет.

Во всех трех случаях – сообщается о поездке, но в третьем варианте + ироническое, шутливое отношение к факту, благодаря стилистически окрашенному слову вояж.
Задание: определите стилистическую окраску слова, объясните разницу.
1. ПОМОЩНИК --- ПОСОБНИК

(помощник в дурных делах)

+ осуждение, порицание
2.. ДЕЛОВОЙ человек – положительная характеристика, толковый, дельный человек.

ДЕЛЕЦ - отрицательно окрашенное слово, ловко ведет дела, не выбирая средства.

ДЕЛЯГА – отрицательно окрашенное слово, озабоченный выгодой.
Но: не всем словам свойственна стилистическая окраска. Например: дом, лес, река, рама и т.д. и т.п.

Вернее сказать, стилистическая окраска у них есть (они же выразительны), но она как бы скрыта. Это НУЛЕВАЯ стилистическая окраска. Такое слово МОЖЕТ под пером мастера ЗАЗВУЧАТЬ.



Пример:
О. Мандельштам.

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная разбилась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Нет ни одного стилистически окрашенного слова, но как точно передано настроение.

Книжные слова (высокая стилистическая окраска)

Нейтральные слова (нулевая стилистическая окраска)

Разговорные слова (сниженная стилистическая окраска)



Например: слово ДЕВУШКА нейтрально, его можно употреблять в любой речи. ДЕВА – книжное, высокое слово. ДЕВКА – разговорное, просторечное слово.
Т.о. стилистическая окраска – это дополнительные к основному значению слова компоненты. Они могут выражать

1. оценку, и

2. могут характеризовать стиль изложения, стиль текста.
Задание:
Охарактеризуйте стилистическую окраску к слову новость:


  1. Мы узнали божественную (архаично) новость.

  2. Мы узнали вышеозначенную (канцелярский) новость.

  3. Мы узнали громоподобную (поэтическое) новость.

  4. Мы узнали обнадеживающую (книжно-литературное) новость.

  5. Мы узнали приятную (нейтрально) новость.

  6. Мы узнали неплохую (разговорное) новость.

  7. Мы узнали мировую (жаргонное) новость.


Домашнее задание:

Найдите и выпишите примеры художественных текстов, где бы встречались интересные стилистически окрашенные слова, и определите их стилистическую окраску.



Урок № 3

Тема урока: Синонимы и антонимы как выразительные средства языка.

Ход урока:
Вопрос классу: Вспомните, что такое синонимы? (Это близкие по значению слова – друг, товарищ, приятель).
Как появились в языке синонимы? В. Гумбольт (немецкий языковед) утверждает:
Комплекс звуков,

вызывающих

СЛОВО представление ПРЕДМЕТ

о предмете, понятие

о предмете


Здесь источник синонимов
Т.о. два или более слова, называя ту же вещь, соотносят ее с разными понятиями об этой вещи, раскрывают разные ее свойства.

Например, в санскрите (литературный язык Древней Индии)
Слон - дважды пьющий - двузубый - снабженный рукой

1 предмет 1 понятие 2 понятие 3 понятие


Возникают синонимы стихийно.

Познавая мир, человек в известных предметах находит новые черты, что требует новых слов.



Например,

С давних пор существуют слова мир, вселенная - «совокупность всех форм материи», позднее появилось слово мироздание – подчеркивает системность сущего (здание мира), а в XIX веке появилось слово космос.


Одно слово неспособно выразить понятие. Совокупность синонимов исчерпывает понятие. ----- Ряды синонимов.
Синонимы могут отличаться:

  1. оттенками значения (по смыслу) работать (широкое понятие) --- трудиться (только человек)

  2. стилистической окраской

жить (нейтральное) – проживать (официально-деловое)

строить (нейтральное) – возводить (книжное, нечто масштабное)
Синонимы используются и как яркое выразительное средство:


  1. «Лесенка синонимов» - ГРАДАЦИЯ (художественный прием)

Примеры: «Если сильные уходили в горы или подполье… то слабые прозябали в мире лжи, низости, жестокости» (И. Эренбург)

«О, если б этот плотный сгусток мяса растаял, сгинул, изошел росой!.. Каким докучным, тусклым и ненужным мне кажется все, что ни есть на свете!» (Шекспир «Гамлет»)


  1. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ СИНОНИМОВ – очень яркий прием.

Пример: «Он собственно не шел, а влачился, не поднимая ног от земли». (А. Куприн)

Задания классу: Определите оттенки значения синонимов.



  1. вылинявший под действием воды

выцветший от времени под действием разных факторов причина

выгоревший на солнце утрата

поблекший лишившийся яркости со временем признака


  1. мокрый наивысшая степень по степени

влажный меньше содержания

сырой еще меньше влаги

волглый то же, что и влажный – диалектное


  1. врач обозначение профессии

доктор устная речь

лекарь ироничное, презрительное

эскулап книжное, литературное, ироничное

Вопрос классу: Что такое антонимы? Противоположные по значению слова.
Главное значение антонимов в речи – выражение контраста.


  1. АНТИТЕЗА – прием контраста. Контраст помогает понять суть вещей.

Пример антитезы: М. Ю. Лермонтов

«И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови».



  1. ОКСЮМОРОН – фигура речи (соединение несоединимого)

Пример:

В. Маяковский «Мама! Ваш сын прекрасно болен» (=влюблен)

А. Пушкин «Люблю я пышное природы увяданье…»(=осень)
Домашнее задание:

Подобрать примеры градации, противопоставления синонимов, антитезы, оксюморона.

Урок № 4

Тема урока: Образ и понятие.

Ход урока:
Вопрос классу: Объясните, что такое ЛЕТО? (Самое жаркое время года, следующее за весной). А вот А. С. Пушкин так описал лето: «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи!»

В первом случае мы объясняем, указываем существенные признаки. А во втором случае показываем, рисуем картину лета, даем его образ (шутливый).

Что такое МЫСЛЬ? Можно найти рациональное объяснение этого понятия, а можно просто представить себе скульптуру Родена «Мыслитель» и увидеть образ мысли.
Т.о. существуют два разных способа познания мира:
ПОНЯТИЙНЫЙ ОБРАЗНЫЙ
Понятие – общая мысль о предмете, Образ – картина предмета,

его идея, сущность. воспринимаемая чувствами.

Понятие абстрактно. Образ конкретен.

Обращено к разуму. Обращен к чувствам.

Понятие – предмет науки. Образ – средство искусства.
Художник мыслит образами.
Гоголь: «Не мое это дело поучать проповедью, искусство и без того уже поучение, мое дело говорить живыми образами, а не рассуждениями. Я должен выставить жизнь лицом».

== Это особая сила воздействия искусства ==== эмоциональное воздействие.


Но художественное произведение ==/== копия живой жизни.

Творческое преображение фактов. === Художник имеет право на вымысел.


Процесс творчества = процесс познания. Можно говорить о каком-то первоначальном замысле, когда возникает вопрос, но не ответ. А ответ художник ищет в процессе творчества. И часто приходит к неожиданному результату. (Толстой «Анна Каренина», Пушкин «Евгений Онегин») Иногда у героев есть прототипы, но они никогда не копируются (Толстой «Война и мир»).
Понятие ------ Слово заключает в себе ----- Образ
Лес, зеленый, дрожать – понятия о предмете. Когда обозначаются единичные предметы, в них проявляется конкретное, образное.

Лес – множество деревьев….

Лес «помрачнел, насупился, зашумел кронами деревьев». (Картина конкретного леса)
Все слова русского языка потенциально (скрыто) образны. Нужно лишь увидеть эту образность.

Потебня (языковед): «Слово имеет все свойства художественного произведения»

ОКОЁМ (горизонт)

Село Окоёмово (на берегу Оки из него видно половину России)

«емлет око» - видит глаз.

----- Художественный прием ЛОЖНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ.

Поэт Асеев: «Что такое счастье? Соучастие в добрых человеческих делах»
Но есть в языке слова и выражения, образность которых не потенциальна, а реальна. Это изобразительно – выразительные средства языка:


  • метафоры

  • сравнения

  • эпитеты

  • фразеологизмы

  • пословицы

  • поговорки

  • афоризмы

  • и т.д.


Урок № 5

Тема урока: Метафора.

Ход урока:
Метафора -

Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства.




Сухие Образные общеязыковые

(мертвые) (именно переносное значение)



лист бумаги ишак – упрямый человек

стрелка часов ветер плачет

корень слова кукла – бездушная женщина

снежная каша – полужидкая масса снега


Авторские

(свежие, оригинальные метафоры)

несет в себе особенности стиля художника. Её нельзя повторить, её можно только цитировать.
«Глупая вобла воображения» (Маяковский)

«Стекло стрекоз сновало по щекам» (Пастернак)

«Приливы и отливы рук» (Мандельштам)

«Костер рябины красной» (Есенин)



Задание классу: Придумать по 3 свои метафоры.

Урок № 6

Тема урока: Выразительные средства языка (тропы)

Ход урока:
Итак, на предыдущем уроке мы познакомились с одним из выразительных средств языка метафорой. Сегодня мы продолжим знакомство с тропами.
1. ЭПИТЕТ образное определение
Седые волосы – обычное определение

Серебряные седины – эпитет

Эпитеты



В поэзии Постоянные эпитеты

(авторской) (характерные для устной речи, народной

авторские эпитеты поэзии, фольклора)
«пергаментные речи» (Блок) добрый молодец, красна девица,

синее море, чисто поле, белый лебедь.
Эпитет позволяет одним словом и выразительно, ярко охарактеризовать предмет, подчеркнуть его особое свойство.
Задание классу: Подчеркните эпитеты в стихотворении Бродского «Рождественский романс».
2. МЕТОНИМИЯ – «переименование»замена прямого названия предмета или явления переносным, основана на сближении несходных предметов, но находящихся в причинной (временной, пространственной, вещественной) или другой внешней или внутренней связи.
Примеры:

Съешь тарелочку, выпей стаканчик (разговорная речь).

«А в двери - бушлаты, шинели, тулупы» (Маяковский)

«Белинского и Гоголя с базара понесет» (Некрасов)



«Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою» (Лермонтов)

«Шипенье пенистых бокалов»

«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)
3. СИНЕКДОХА – особая разновидность метонимии – значение с одного предмета или явления переносится по принципу количественного соотношения. Характерно употребление ед. ч. вместо мн. ч. И наоборот.

Примеры:

«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (Лермонтов)

«Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» (Ломоносов).


4. ГИПЕРБОЛАнепомерное преувеличение.

Примеры:

Тысячу раз простите, не виделись тысячу лет (разговорный язык)

«Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский)
5. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение.

Примеры:

Мальчик с пальчик (фольклор)

«Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить» (Некрасов)
Часто литота и гипербола употребляется одновременно, что создает контраст.
6. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры. Перенесение свойств человека на неодушевленный предмет или отвлеченное понятие.

Примеры:

«Я свистну, и ко мне послушно, робко,



Вползет окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли» (Пушкин)

«Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана» (Лермонтов)

«Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов)
7. АЛЛЕГОРИЯ – это образное иносказание. Аллегорические образы условны, однозначны, просты, приложимы к одному понятию.

Примеры:

Лиса – хитрость, заяц – трусливость, герои басен, пословицы, сказки.
8. ИРОНИЯ (насмешка) – это употребление слов в значении прямо противоположном их значению. Основана на контрасте внутреннего значения и внешней формы.

Пример:

«Ты уснешь, окружен попеченьем дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпеньем» (Некрасов)

Высшая степень иронии САРКАЗМ – злая, горькая и гневная насмешка. Пример: Некрасов «Размышления у парадного подъезда».



Урок № 7

Тема урока: Фигуры речи.

Ход урока:
Фигуры речи – особые синтаксические построения. Средство усиления выразительности речи. Открытие античных философов и ораторов.

Главное поле действия – синтаксис, построение предложений и текстов.


1. АНАФОРА – повторение в строке или стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Единоначалие.

Пример:

«Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством» (Лермонтов)
2. ЭПИФОРА – повторение заключительных слов.

Пример:

«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник (Гоголь)
3. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – это сочетание двух или нескольких смежных стихов с одинаковой синтаксической конструкцией. Часто встречается в фольклоре.

Пример:

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут…»

« Шелковая ниточка к стене льнет.

Дунюшка матушке челом бьет».

«Так храм оставленный – все храм,

Кумир поверженный – все бог».
4. УМОЛЧАНИЕ – намеренный обрыв высказывания.

Пример:

«Нет; я хотел…быть может, вы…я думал,

Что уж барону время умереть» (Пушкин)
5. ИНВЕРСИЯ – перестановка. Это необычный порядок расположение слов в предложении.

Пример:

«Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной»
6. ПЕРИФРАЗ – это замена собственного названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета.

Например: «Невольник чести» == поэт (Лермонтов).
7. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – подчеркнутое обращение, выражает отношение автор, дает характеристику, служит для усиления эмоционально-эстетического восприятия изображаемого.

Пример:

«Москва! Москва! Люблю тебя как сын!»

«Цветы, любовь, деревья, праздность, поля! Я предан вам душой» (Пушкин)

8. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это вопрос, не требующий ответа, обращенный к читателю или слушателю, чтобы привлечь их внимание к изображаемому.

Пример:

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» (Гоголь)

«Что ищет он в краю далеком, что кинул он в стране родной?» (Лермонтов)


Задание классу: Определите, какие тропы и фигуры речи использованы?


  1. «Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь» (Есенин) олицетворение

  2. «Путь шел по целине; люди падали с обрывов» (Эренбург) параллелизм

  3. «Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так с горяча, Коль рубнуть, так уж с плеча» (А. К. Толстой) анафора+ параллелизм

  4. «Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы, а миру хоть бы что!» (Омар Хайям) эпифора

  5. «Она свежа, как внешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, Она стройна» (Пушкин) сравнение


Домашнее задание: Сделать карточки с примерами троп и фигур речи.

Урок № 10

Тема урока: Стили речи. Разговорный стиль.

Ход урока:
Функция
Стиль
Отбор языковых средств (слов, выражений, формы)
За каждым стилем закреплен круг тем:

Разговорный стиль ---- бытовой, обиходный сюжет

Официально-деловой стиль ----- судопроизводство, право, дипломатия и т.п.

Научный стиль ----- наука

Газетно-публицистический стиль ---- политика, пропаганда, общественное мнение.
Не может быть полного параллелизма между стилями.

Но попытки могут быть, правда, комического характера: несоответствие темы и средств ее воплощения.



Разговорный стиль: Утром я быстро убралась у себя в комнате и на кухне. Потом ходила в магазин за продуктами.

Официально – деловой стиль: Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а так же в предназначенном для приема пищи подсобном помещении общего пользования.
Разговорная речь.
Обязательно для разговорной речи:

  • неподготовленность

  • непосредственность общения

  • отсутствие между участниками официальных отношений.

В литературном произведении разговорная речь искусственная, сочиненная.

Говорим совсем не так. Как пишем (и обороты, конструкции неизвестные книжной речи)
Словарь разговорной речи ограничен.
Разговорная речь стремиться к краткости: вечерняя газета = вечерка, подсобное помещение = подсобка, сгущенное молоко = сгущенка.

Нередко словосочетание заменяется одним словом: дипломная работа = диплом, декретный отпуск = декрет.


Часто используется метонимия: Изделие из серебра = серебро, тарелка супа = тарелка, полное собрание сочинений Есенина = полный Есенин.

Использование слов – дуплетов(похожие значения): испаритель в холодильнике = морозилка, заморозка, ледник; суповая ложка = половник, поварежка, черпак.

Использование слов – указателей (часто местоимения): Здравствуй, Нин. Что, его нет?

Слова с опустошенным значением: вещь, штука, дело, история, бандура, волынка, драндулет.


Синтаксис разговорной речи:


  1. Частое употребление местоимений.

  2. редкое употребление причастий и деепричастий.

  3. особая звательная форма (Мам, Нин, Вер, пап…)

  4. усеченные формы глагола (хвать, стук, скок, прыг).

  5. обилие простых предложений (больше неполных): Мне два, пожалуйста.

Человек может удержать в памяти от 5 до 9 слов. В разговорной речи глубина предложения = 7 слов.

  1. неполное произношение (Мария Ивановна = Мариванна, вообще = вабще)


Разговорная речь

(речевые жанры):

  1. Диалог

  2. рассказ (диалогизированный монолог – долгая речь одного человека)

  3. полилог (разговор нескольких человек)


Задание классу: Заменить предложения синонимичным разговорным. Можно заменять книжные слова разговорными.


  1. Заинтересовавшись историей инквизиции, я выучил испанский язык.

  2. Алексеев – хороший шахматист, но тем не менее выиграть эту партию он не смог.

  3. В случае если погода испортится, соревнования будут перенесены на другой день.

  4. Если скажешь правду, то потеряешь дружбу.

  5. Прежде, чем дать окончательный ответ, надо ознакомиться и с другими работами автора.


Задание классу: Составьте диалог, используя разговорную лексику и разговорные синтаксические конструкции.


Урок № 11

Тема урока: Научный стиль.

Ход урока:
Каждый стиль появляется в свое время – тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Это время – разное в разных странах.

Средние века, эпоха феодализма – «ученым» стилем всей Западной Европы была латынь (международный язык науки)


+ Ученые, говорившие на разных языках, могли читать труда друг друга.

- Мешало формированию научного стиля в каждой стране.


Первый научный журнал вышел 5 января 1655 года при Французской академии.

Сейчас в мире более 50 тысяч научных журналов.

Начало формирования языка русской науки – 1/3 18 века. Однако в это время (вплоть до начала 20 века) язык науки еще не выделился в самостоятельный стиль. Он был очень близок к языку художественной литературы:

«И вот в течение всех лет моих наблюдений я нашел паука этого вида только однажды и нашел его совершенно случайно: глядя на ветку с другой целью и заметив быстро мелькнувшее по ветке существо…» (Вл. Вагнер «Об окраске и мимикрии у животных» 1901 год)

здесь автор не только как исследователь, но и как писатель описывает свои впечатления и переживания.


Формирование научного стиля:

  1. формирование собственной системы языка

  2. стремление к четкому изложению мыслей

  3. исключение всего эмоционального и образного.

Хоть эмоциональность и не свойственна научному стилю, но возможна ( в зависимости от темы и характера сочинения). Гуманитарные науки более расположены к эмоциональности, точные – менее.


Основная задача научного стиля = предельно ясно и точно донести до читателя информацию.
Жанры научно-технического стиля:

  • статья, монография, учебник, реферат, патентное описание (описание изобретения), аннотация, справочник, документация, реклама, инструкция, каталог


Требования к научному стилю:

  1. Обобщенность (не конкретность, вневременного значения). Датчик фиксирует изменения температуры.

  2. Логичность (строгая последовательность изложения).

  3. Объективность («я» говорящего незначительно, главное – сообщение)

  4. Точность (сжатость, максимальная полнота)

Лексика научного стиля:

  1. Общеупотребительные слова (слова общего языка, которые часто встречаются в научных текстах. Благодаря им язык науки сохранил связь с общим литературным языком, т.е. понятен всем. Эта доля то меньше, то больше)

  2. Общенаучные слова (с их помощью описываются явления и процессы в разных областях науки и техники): операция, вопрос, задача, процесс, базироваться, приспособление и др.

  3. Терминология. Терминус – по преданиям имя римского бога блюстителя границ. В честь него отмечались праздники терминалии. «Термин» - «межевой знак». Его украшали, ему приносили жертвы. Позже значение «срок, период»

Терминология – ядро научного стиля.

Термин – это слово, словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление и понятие науки, и раскрывающее его содержание.

Например, суффикс -ИТ- (медицинские термины –воспалительный процесс в органах: бронхит, аппендицит, трахеит).

В основе терминов лежат общие понятия.



  1. Номенклатурные знаки. В основе знаков лежат единичные понятия. Серийные марки машин, механизмов и т.д., географические названия, названия предприятий, учреждений, организаций. Москвич – 408, Мерседес – 600.


Служебные слова научной речи:

  1. подтверждение сообщения (поэтому, следовательно, таким образом, в результате, тем самым)

  2. отрицание сообщения (однако, с другой стороны, тем не менее, все же, наоборот)

  3. расширение сообщения (кроме того, в свою очередь)


Особенности морфологии:

  1. преобладание имен (существительных и прилагательных) = предмет и его описание.

  2. меньше употребляется глаголов (для связей, соединения понятий)

  3. использование во множественном числе абстрактных существительных (глины, сорта стали, вина = значение «сорт, вид»), в других стилях эти слова не имеют мн.ч.

  4. употребление единственного числа для передачи множества (Вглубь материка преобладают дуб и береза. = «порода дерева»)


Синтаксис научного стиля:

  1. сложные предложения (сложноподчиненные) преобладают.

  2. неличная форма предложения (не Я занимаюсь наблюдениями…, а Мы имеем теорему…) МЫ = я + аудитория, мы с вами. Безличная форма (Имеется теорема)

Научная лексика прочно входит в язык, переосмысляясь, превращаясь в метафору:

Душевная травма, моральный вакуум, вирус стяжательства.
Задание классу: Отредактируйте научный текст:

  1. Был намечен целый ряд экспедиций.

  2. Свое образование Палас закончил уже в Голландии.

  3. Три года тому назад состоялась первая конференция.

  4. Результаты, полученные в анализе, приведены в таблице 3.

Урок № 12

Тема урока: Официально – деловой стиль.

Ход урока:
В связи с официально – деловым стилем обычно говорят о засилье канцеляризмов в нашем языке, о том, что язык канцелярии губительно влияет на русскую литературную речь.

Ведутся дискуссии о чистоте русского языка.

Даже в обиходную речь вторгаются канцеляризмы:

Почему вы не пользуетесь услугами лифта?

Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив.

Ты по какому вопросу плачешь?

Очень плохо, когда выразительные лес, роща, дубрава, березняк, мы заменяем зеленым массивом.

Вместо шапка, кепка, фуражка – головной убор.

Вместо ларек, павильон, магазин – торговая точка.

Но можно ли сказать, что они плохи сами по себе, и что надо исключить их из нашего обихода? Это было бы заблуждением. Эти слова становятся канцеляризмами лишь за пределами деловой речи. Но в самой деловой речи они уместны, необходимы.

Магазин, где продают шапки = магазин головных уборов (экономное название)

Деловая речь нуждается в общих названиях.

Официально-деловой стиль речи вполне равноправен другим стилям.


Зарождение русской официально-деловой речи начинается с 10 века, с эпохи Киевской Руси (договоры Киевской Руси и Византии).

«Русская правда» - памятник древнерусского права (законы)

В Московской Руси (15-16 век) было 2 параллельных книжных языка: церковнославянский и деловой язык приказов (учреждений).

Последний близок живому московскому наречию.

Конец 17-1начало 18 века общегосударственный язык становится общим языком письменности Московской Руси.
Современная официально – деловая речь.
Официально – деловой стиль обслуживает сугубо официальные сферы человеческих взаимоотношений:


  • отношения между государственной властью и населением

  • между странами

  • между предприятиями

  • между личностью и обществом

От рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.
Требования к официально – деловому стилю:

    1. высокая регламентированность речи (определенный запас средств выражения)

    2. официальность (строгость, отсутствие образности)

    3. безличность (избегает конкретного и личного)

Речевые жанры и структура:
Официально – деловой стиль


Официально - документальный

Обиходно - деловой

Язык дипломатии

Язык законов

Служебная переписка

Деловые бумаги

Своя система терминов.

Западная Европа средние века общий язык дипломатии латинский. Затем французский (18 – нач. 19в.) поэтому много терминов французского происхождения (атташе, коммюнике), и латинского происхождения (консул, конвенция, депозитарий)

+ русские слова (посол, посланник, наблюдатель)

+ этикетные слова (только в дипломатии) обращение к представителям других государств, титулы (господин, король, Его Высочество и т.д.)


Требует точности, обобщенности.

Образец – телеграфный стиль:

Текст компактный, высокая стандартность. Главное – убедить и победить. Краткость и точность.



Составляются по форме.


Задание классу: Составить заявление о приеме на работу.
Задания классу: Вычеркните лишние слова, исправьте другие стилистические погрешности.

  1. Совместное сотрудничество российских и японских ученых станет еще одним звеном в укреплении дружеских связей двух народов – соседей.

  2. За отчетный период времени было внедрено более тридцати рационализаторских предложений.

  3. За год артель получила более 150 млн. рублей денег дохода.

  4. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.

  5. Художник согласно настоящего пункта договора обязан предоставить пробные рисунки в трех различных вариантах.

  6. На совещании был разработан широкий комплекс практических мероприятий.

  7. Планы организаторов совещания охватывают целый ряд вопросов внедрения автоматики в производство.

  8. Для немедленного ремонта аппаратов необходимы трубы, которые полностью на заводе отсутствуют.

  9. Работники обязаны строго соблюдать регламент должностной инструкции.


скачать


Смотрите также:
Урок №1 Тема урока: Аспекты стилистики
240kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Урок истории в 9 классе Тема урока: Реформы Столыпина. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели урока: образовательная
55.54kb.
Урок-исследование по русскому языку в 4-ом классе тема: Исследование слова «доброта». Тип урока: повторительно-обобщающий урок форма урока: урок-отчёт
126.45kb.
Форма урока: урок-лекция с использованием икт тип урока: Урок изучения нового в форме лекции Тема урока : достопримечательности Великобритании Оснащение: персональный компьютер
64.49kb.
Конспект урока по биологии в 6 классе Тема урока : «Дыхание животных» Место урока : третий урок в теме «Дыхание» Тип урока: урок новых знаний
64.91kb.
Тип урока Урок изучения и закрепления новых знаний Тема урока, № урока по теме А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»Урок №1
116.33kb.
Урок №2 Тема урока: «Анимация в презентации»
245.53kb.
Тип урока: урок смотр знаний. Тема урока: Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения, обращения и знаки препинания в нем"
35.41kb.
Урок в 5-м классе по теме «Графика. Алфавит» Тип урока : урок объяснения нового материала. Цели урока: расширить знания учащихся в области истории родного языка
85.73kb.
Урок по курсу «История Древнего мира», 5 класс Тема урока «Рабство в Древнем Риме» Тип урока : урок усвоения новых знаний
43.19kb.
Урок-презентация. История, 9 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема урока: «Гражданская война в России». Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок)
47.83kb.