Главная стр 1
скачать
УРОК № 1

Тема урока: Связь физики и техники, связь физики и астрономии, строение солнечной системы; Возникновение физики, органы чувств как источник информации.



Цели урока:

Общеобразовательная: Определить место изучения физики как науки в системе общепрофессиональных дисциплин.

Развивающая: Развивать психические познавательные процессы: мышление, внимание, восприятие, речь.

Воспитательная: Воспитывать интерес к выбранной профессии, интерес к предмету.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Знакомство студентов с преподавателем.

2. Лекция учителя.

Физика изучает мир, в котором мы живём, явления в нём происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления, и как они взаимосвязаны. Вы изучали природные явления в курсе природоведения. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. Запишем к ним относятся:



ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

- механические

-электрические

-магнитные

-оптические

-тепловые

-атомные

-звуковые




  1. Механические явления (например, движение машин, самолётов, небесных тел, течение жидкости).

  2. Электрические явления (например, электрический ток, нагревание проводников с током, молния).

  3. Магнитные явления (например, действие магнитов на железо, влияние магнитного поля Земли на стрелку компаса).

  4. Оптические явления (например, отражение света от зеркал, радуга, излучение световых лучей).

  5. Тепловые явления (например, таяние льда, кипение воды, тепловое расширение тел).

  6. Атомные явления (например, работа атомных реакторов, процессы, происходящие внутри звёзд).

  7. Звуковые явления (например, звучание музыки).

Физика – наука, которая изучает все эти явления.

Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. На примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности – механике, строительстве, энергетике, военном деле, мореплавании, даже в цирке и других областях.

На доске схема.

ПРИРОДА ФИЗИКА ТЕХНИКА

Согласитесь – любопытно:

- почему такой огромный и тяжёлый океанский лайнер не тонет, а плывёт по воде, но попробуйте бросить в неё топор;

- почему такой же огромный и тяжёлый воздушный лайнер, самолёт, летает по воздуху?

- почему на сотнях метров глубины в океане плавает подводная лодка, да ещё и все видно в ней капитану что под водой, что на поверхности воды?

- почему чёрные тучи в непогоду, весящие сотни тонн, не падают на землю, а несутся ветром по небу и, в своё время проливаются дождём?

- почему, если вы терпите бедствие в пустыне, не следует обольщаться и бежать, неразумно расходуя свои силы, увидев оазис?

- как максимально увеличить шанс выживания, если вы попали в грозу?

- в какую сторону прыгать с движущегося поезда в случае необходимости?

- почему знаменитый барон Мюнхгаузен, опять таки, бессовестно врал, когда рассказывал, как он вытаскивал себя из болота за свои собственные волосы?

- Ответы на все эти и многие другие вопросы даёт именно физика.

III. Беседа со студентами

Студенты приводят примеры простых физических процессов, которые они наблюдали в природе.

Учитель отпускает из поднятой руки спичечный коробок, дав ему упасть на стол.

- какое явление здесь наблюдается? (движение);

переливает воду из полного стакана в пустой

- какое явление здесь наблюдается? (движение);

кладёт коробок на стол и пальцем продвигает по столу

- какое явление здесь наблюдается? (движение);

зажигает спичку, свечу, зажигалку

- какое явление здесь наблюдается? (горение)



Вывод беседы. Законы физики являются объективным отражением развития природных закономерностей. Любые процессы, происходящие в природе, тесно связаны между собой. Даже смена дня и ночи на планетах обусловлена вращением их вокруг своей оси.

Рассмотрим связь физики с другими науками.

-Скажите, с какими науками сотрудничает физика?

-Приведите примеры?

Связь физики с другими науками

Физика как наука очень тесно связана с другими науками. Например, с географией, астрономией, химией, биологией. Физика помогает более глубоко изучить процессы, на первый взгляд, не относящиеся к физике. Это – течение различных химических и биологических процессов, строение небесных тел и другие.



IV. Продолжение лекции – из истории физики

Рассмотрим влияние физики на другие науки

Физика как наука зародилась давно. Попытки объяснить явления природы были и в Китае, и в древней Греции, Индии. Первоначально физикой занимались философы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке д.н.э. Аристотель ввёл понятие « физика» (от греческого слова « фюзис» - природа).

В русском языке это слово появилось в 18 веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, учёному - энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу – материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.

Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс.

Получив некие знания, человек сформулировал закон, использовал в своей жизнедеятельности изученное явление, создал приборы, машины, и прочие вспомогательные орудия, с помощью которых он может успешнее и совершеннее изучать и глубже описывать другие явления. Таким образом, процесс изучения физики образно можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх. Поэтому дополним нашу схему следующим образом:

ПРИРОДА ФИЗИКА ТЕХНИКА

ПРИМЕР: Приведу пример: древний человек вынужден был поддерживать «вечный огонь» в своей пещере для обогрева и приготовления пищи, поскольку огонь ему «дарила» только гроза. Потом он научился получать огонь трением, затем начал высекать огонь из кремниевого огнива, изобрёл спички (кстати, зажечь можно и от солнца с использованием линзы).

Сначала человек располагал только костром для освещения, обогрева и приготовления пищи, потом соорудил печь и использовал лучину, затем придумал керосиновую лампу и керосиновую плитку, изобрёл газовую и электрическую плиты, а также лампочку Эдисона, которую в нашей стране именовали «лампочкой Ильича».



Рассмотрим как устроена солнечная система

1.Что такое наша Солнечная система 

Ответьте на вопросы?

Предлагаемые вопросы


Ожидаемые ответы.

  1. Ваше мнение – Одиноко ли человечество во Вселенной?

При отсутствии фактов – вопрос личной веры.

  1. Возможно ли посещение Земли представителями

разумных цивилизаций в прошлом?

Да


  1. Какие из известных Вам фактов можно было бы

отнести к следам их деятельности?

Из знаний и кругозора учащихся.

Гипотеза советского астронома Владимира Коваля

Вероятным претендентом на памятник для человечества является Луна.

«…чтобы не возводить неизвестно где и неизвестно для кого гигантский обелиск или монумент, чтобы уберечь памятник от пагубных воздействий приповерхностной земной активности — ливней, ветров, перепадов температур, наводнений, «всемирных пото­пов», извержений вулканов и разрушительных землетрясений, а заодно сделать видимым для всех людей Земли — его неизбежно следовало поместить в космос! Как только нам стало понятно, что нигде, кроме околоземного пространства, не следует искать следов палеоконтакта, так сразу перед мысленным взором предстает Луна — спутник Земли. Да, да, именно Луна! Нет, не обелиск на обратной стороне Луны, не «клад мудрости» таинственных пришельцев в одном из лунных кратеров, а именно само небесное тело, - Луна. Самый заметный, крупный, привлекательный объект в околоземном пространстве.

С Луной связано очень много странностей и закономерностей. Если теперь рассмотреть ее с точки зрения наших критериев, как претен­дентку на памятник, то увидим, что она отвечает им на все 100%!»


Обоснования:

  1. Ярче всех тел на ночном небе – ориентирование, навигация

  2. Постоянно изменяется – смена Лунных фаз - календарь

  3. Равенство угловых размеров Луны и Солнца 0,5° - полные Солнечные затмения, наблюдаемость короны Солнца, внутренних планет

  4. Орбиты Земли и Луны составляют угол 5° - на Зеле нет места, где не наблюдается Луна и затмения.

  5. Слишком большая для Земли величина спутника

  6. Период вращения вокруг Земли равен периоду собственного вращения –видна только одна сторона – вечная загадка

Вывод: Луна - Естественное тело в «неестественном месте»!
Откуда пришельцы взяли Луну? Если не привезли с собой, то нашли на месте.

Не пропадала ли у астрономов планета?



1772 год сформулировано правило Тициуса-Боде

Расстояние до планет R = 0,4+0,3·2n
Между орбитой Марса и Юпитера предсказано расположение планеты массой от 70 до 90 масс Земли. Фаэтон.

1801 год – открытие малой планеты – Цереры, далее – пояс астероидов (более 2000) – суммарная масса не превышает 0,15 массы Земли.

Сегодня –9 планет + пояс астероидов.

Куда могла исчезнуть такая большая масса, даже если предположить, что планета погибла в результате взрыва?



Вывод: Достоверных подтверждений тому, что Луна есть не что иное, как памятник, оставленный человечеству высокоразвитой цивилизацией нет. Однако набор «индивидуальных особенностей» Луны, и несоответствие наблюдений в поясе астероидов с теоретическими прогнозами не исключает возможной справедливости гипотезы В.Коваля об астроинженерной деятельности «пришельцев»

Оценки ученых: для перемещения тела массой Луны с астероидной орбиты на орбиту Земли надо 21·1030 Дж. энергии – энергия, излучаемая Солнцем за 1 день!


Органы чувств как источник информации

Проведём не большой опросник

1.Отметьте, как называются органы зрения?

А) нос

Б) уши


В) глаза

Г) кожа


Д) язык

2.Органом какого чувства являются уши?

А) Осязания.

Б) Обоняния.

В)Вкуса.

Г)Слуха.

Д)Зрения

3.Как называются клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе?

А )Осязательные.



Б) Обонятельные.

В Вкусовые.

4.Органом обоняния является...

А Кожа.


Б) Уши.

В) Язык.


Г) Глаза.

Д) Нос.

5.Что воспринимает человек с помощью языка?

А) Запах.

Б) Вкус

В) Внешний вид предмета.



Г) Признаки предмета на ощупь.

Итог урока: Оценки за работу.

-Назовите строение солнечной системы?

-Дайте определение физика?

Домашнее задание:

-Завести одну тонкую тетрадь для домашней, контрольной, практической, самостоятельной работе.

- Ответить письменно на следующие вопросы:

  • Что такое Млечный Путь?

  • Что такое галактика?

  • Каково строение нашей галактики?

  • Как движется галактика?

  • Что такое световой год?

  • Из чего состоит межзвездное вещество Галактики?

  • Какие существуют галактики?

скачать


Смотрите также:
Урок №1 Тема урока: Связь физики и техники, связь физики и астрономии, строение солнечной системы; Возникновение физики, органы чувств как источник информации
79.29kb.
Урок физики в 7-м классе Раздел физики: «Механика» Тема урока: «Запись числа в стандартном виде» Тип урока: интегрированный урок физики и математики, комбинированный урок
391.46kb.
Урок по физике (биологии, экологии). "Глаз. Особенности зрения человека" Васильева Ирина Васильевна, учитель физики и астрономии
145kb.
Отчет о проведении недели физики и астрономии
29.53kb.
Урок Тема урока: Информация в природе обществе и технике. Цель урока: рассказать учащимся о информации. Ход урока
429.06kb.
Интегрированный урок: "Звук. Звуковые колебания"
110.53kb.
Урок физики в 8-м классе по теме Делимость электрического заряда. Строение атома Цели урока: показать, что электрический заряд можно делить на части; познакомить учащихся с электроном; познакомить учащихся с планетарной моделью атома по
35.38kb.
Урок, 7 класс. "Что изучает физика"
57.52kb.
Физики или шизики
96.2kb.
Урок физики в 7 классе. Учитель Саломахин Сергей Юрьевич Тема урока: "Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел"
55.47kb.
Инструкция по технике безопасности в кабинете физики № общие требования техники безопасности к занятиям в кабинете физики допускаются
46.27kb.
Урок физики «Решение экспериментальных задач на равновесие твёрдого тела»
62.12kb.