Главная стр 1
скачать
Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ (3 ч)

УРОК 25. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Соединенные Штаты Америки в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
1. Страна раскинулась от Атлантического океана до Тихого. «Земельная лихорадка». 2. Особенности промышленного переворота. 3. Американский идеал — «человек, у которого нет хозяина». 4. Плантационное хозяйство на Юге. Применение труда черных рабов. 5. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. 6. А. Линкольн. Гражданская война и отмена рабства. 7. Значение Гражданской войны.
Возможная личностно значимая проблема: если государство заинтересовано в преданности своих граждан, оно должно проявлять о них заботу

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что идеалом американца являются личная свобода и индивидуализм, что находит свое воплощение в положении фермера; воспринимают институт рабства как насилие над личностью; понимают его антигуманную сущность; осуждают расизм; уясняют, что главными задачами в Гражданской войне были необходимость сохранения территориальной целостности государства и отмена рабства

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Выделите особенности промышленной революции в США. 2. Англичанин Олмстед в книге «Путешествие по прибрежным рабовладельческим штатам» писал: «Здесь крайне трудно вводить новые, усовершенствованные методы труда... На многих плантациях никогда не пользовались плугом. Землю подготавливают к посеву, разрыхляя мотыгой...» Как вы думаете, когда могла быть написана эта книга — до или после Гражданской войны? Свою точку зрения аргументируйте. 3. Оцените действия Авраама Линкольна, направленные на сохранение целостности государства. 4. Как вы думаете, какое значение имела победа северян в Гражданской войне для дальнейшего развития процесса модернизации?
Форма урока: комбинированный урок (1) или сюжетно-ролевая игра «Круглый стол историков на тему «Авраам Линкольн — президент, сохранивший республику» (2).
Приемы деятельности учителя: 1) Аналитическое описание (Страна раскинулась от Атлантического океана до Тихого. «Земельная лихорадка»; Особенности промышленного переворота), образное повествование («Человек, у которого нет хозяина», Плантационное хозяйство на Юге), сюжетный повествовательный рассказ (Аболиционизм. Восстание Джона Брауна; А. Линкольн. Гражданская война и отмена рабства), беседа (Значение Гражданской войны). 2) Учитель руководит учебно-игровой и коммуникативной деятельностью учащихся

Развитие умений учащихся

1) Учатся переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания; аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы. 2) На основе самостоятельного изучения исторической литературы готовят индивидуальные и групповые сообщения по отдельным проблемам изучаемой темы; развивают коммуникативные умения; участвуют в дискуссии

Основные понятия и термины

Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 24. Рабочая тетрадь. Карты: «Война за независимость английских колоний в Северной Америке и образование США (1775—1783 гг.)», «Территориальное расширение США в 1783—1867 гг.», «Гражданская война в США в 1861—1865 гг.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 550—552 (Авраам Линкольн); Американские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга. — Ростов-на-Дону; М., 1997. — С. 227—250; Е. Б. Черняк. Судебная петля: Секретная история политических процессов на Западе. — М., 1991. — С. 480—485; У. Уитмен. Листья травы. Сборник стихотворений. — М., 1982; Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома; М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльбери Финна; В. А. Война. Кондуктор тайной железной дороги Гарриет Табмен. — М., 1965; Н. Кальма. Джон Браун. — М., 1985; Л. Рубинштейн. Честный Эйб. — М., 1965; М. Митчелл. Унесенные ветром; К. Сергиенко. Увези нас, Пегас!; Р. Хилдред. Беглый раб. — М.; Л., 1960; С. Н. Бурин. На полях сражений Гражданской войны в США. — М., 1988

Комментарии к технологической карте

      В начале урока подводятся итоги изучения главы III и проводится мотивация изучения новой темы (см. учебник). Первый вариант урока проходит в соответствии с алгоритмом технологической карты. Учебник является вполне достаточным источником информации, для рассмотрения отдельных сюжетов могут привлекаться внешкольные источники.

      Более сложно подготовить и провести занятие в форме сюжетно-ролевой игры, требующей достаточно большой предварительной работы. Тема круглого стола предполагает возможность изучения истории США в XIX в. через знакомство с биографией Авраама Линкольна. Будущий президент родился в 1809 г. Его годы жизни хронологически совпадают с той эпохой, которую мы должны изучить на первом уроке темы. Рост территории страны, «земельная лихорадка», начало промышленной революции, борьба фермеров за выживание, плантаторское хозяйство и положение негров, аболиционистское движение. Через 5 дней после капитуляции Юга А. Линкольн был убит. Рассмотрим возможный вариант занятия. Учитывая возраст учащихся, роль ведущего следует взять учителю, который сделает вступление — мотивацию занятия и будет вести круглый стол.

      Вступление учителя (ведущего). Аврааму Линкольну (1809—1865) выпал жребий быть президентом США во время одного из важнейших событий в истории этой страны — Гражданской войны между Севером и Югом. Гражданская война сыграла роль революции в американской истории, так как уничтожила многие препятствия, стоявшие на пути модернизации, в значительной мере определила пути дальнейшего развития США: ликвидировала позорное для американцев рабство негров, решила аграрный вопрос (все желающие получили земельные наделы на Западе). В ходе войны решался вопрос о целостности североамериканской республики и сохранении демократии. Победа северян была достигнута под руководством Авраама Линкольна, и он до сих пор остается центральной исторической фигурой в сознании американского народа, его считают человеком, сохранившим республику и возродившим американскую нацию. Во время кризиса союза все мысли президента были направлены на то, чтобы спасти и продемонстрировать наследие отцов-основателей — ценности и принципы республики, изложенные в Декларации независимости и в конституции. Личность Авраама Линкольна за полтора столетия стала мифом.

      Для того чтобы понять, почему Авраам Линкольн в сознании американцев является самым великим из всех президентов, мы должны рассмотреть историю США с начала и до середины 60-х гг. XIX в., т. к. жизнь и политическая деятельность этого великого человека неотделима от его страны и его народа.

      1. «Земельная лихорадка». Для подготовки сообщения используются первые два раздела параграфа и факты о детстве А. Линкольна (см. учебник, материал «Для дополнительного чтения»). Докладчик говорит, что среди десятков тысяч семей бедняков-переселенцев был и отец Авраама Линкольна, неоднократно пытавшийся найти незанятую землю и обосноваться на новом месте. Рассказ о детстве Линкольна создает запоминающееся описание жизни переселенцев, их быта.

      2. Начало промышленной революции и ее особенности. За основу сообщения берется третий раздел параграфа. Однако задача состоит не только в том, чтобы пересказать его содержание. На этом этапе начинается формирование понимания растущего и обостряющегося конфликта между Севером и Югом.

      Докладчик продолжает биографию будущего президента с того момента, когда Авраам Линкольн ушел из семьи и начал самостоятельную жизнь. Здесь следует дать панораму экономического развития США. Приведем дополнительный материал, который может быть использован в этом сообщении.

      Как отмечает американский историк Роберт У. Фогел, к 1820-м гг. ведущие отрасли промышленности быстро развивались, причем большая часть из них в таком темпе, который намного превосходил 35%ный рост населения. Группу быстрорастущих отраслей возглавляла хлопковая промышленность, однако рост производства товаров из шерсти, ковров, бумаги, оптического стекла, свинца, сахара и патоки, соли, чугуна и паровых двигателей тоже был впечатляющим. Семейное производство достигает своего пика в 1815 г., после чего его упадок был столь стремительным, что переход от товаров домашнего производства к товарам, изготовленным в мастерских и на фабриках, был в целом завершен еще до 1830 г. Особенностью промышленной революции и одной из причин быстрых темпов экономического роста была нехватка и, следовательно, дороговизна рабочей силы в Соединенных Штатах. Это создавало у предпринимателей стимул вкладывать средства в машиностроение. Квалифицированные работники создавали машины, использовавшиеся в большинстве отраслей промышленности. К 1850-м гг. посещавшие США английские специалисты могли видеть, что «по части приспособления тех или иных специальных устройств для выполнения какой-либо отдельной операции почти во всех отраслях промышленности американцы демонстрируют такую изобретательность в сочетании с бесстрашной энергией, для подражания которой нам как нации придется очень и очень потрудиться». Среди мужского населения были распространены грамотность и умение разбираться в технике, в соответствии с чем «в духе народа этой страны имеется некая особенная способность к техническим усовершенствованиям». Выдающийся английский изобретатель Джеймс Нэсмит отмечал в середине XIX столетия: «Американский мальчишка-подмастерье быстро вырастает в умелого мастерового... В  штатах новой Англии не найдется ни одного мальчишки-подмастерья, среди способностей... у которого не было бы идеи какого-либо механического изобретения или усовершенствования производства, посредством которого он надеется в надлежащее время улучшить свое положение или пробиться к удаче и знакам отличия в обществе».

      Для успешного развития промышленной революции требовались рабочие руки и капиталы. Рабочие руки поставляла непрекращающаяся иммиграция из Европы. Оттуда же шел приток свободных капиталов в виде иностранных займов и вложений капитала в экономику. В середине XIX в. в стране завершился промышленный переворот и утвердился промышленный капитализм. В США стал расширяться рынок. В этом процессе важную роль сыграло развитие путей сообщения (см. примеры в учебнике).

      В развитии капиталистического сельского хозяйства тоже были особенности. На Северо-Востоке страны создавались свободные фермерские хозяйства, на Юге сохранялись плантаторские хозяйства рабовладельцев.

      3. Американский идеал — «человек, у которого нет хозяина». Сообщение посвящается проблемам развития фермерского хозяйства. Для его подготовки используется соответствующий раздел параграфа. Следует добавить, что для подъема сельского хозяйства большое значение имела колонизация новых земель и рост фермерства на Западе. К середине XIX столетия патриархальная семейная ферма «пионера» превращалась в товарное капиталистическое хозяйство, в котором часто использовался наемный труд и доступные машины. Растущее фермерское население Севера и Северо-Запада требовало новых земель. Оно выдвинуло лозунг «гомстеда» (по-английски — участка), т. е. свободной раздачи или продажи по низкой цене еще незанятых государственных земель на Западе и Юго-Западе, но туда же стремились плантаторы-рабовладельцы. Назревал конфликт. Какую позицию занимал в этом вопросе Авраам Линкольн? Его мировоззрение основывалось на принципах либерализма. Он подчеркивал, что Декларация независимости не содержит в перечне естественных прав человека право владения собственностью. По его убеждению, это не было случайностью, а свидетельствовало о том, что Джефферсон считал право собственности второстепенным по отношению к правам на жизнь, свободу, стремление к счастью. К середине века в США численно преобладали мелкие независимые предприниматели и фермеры, которых никто не нанимал, но и сами они никого не нанимали, а работали на себя. Линкольн утверждал, что такой предприниматель и фермер являются центральными фигурами американского общества, свидетельствуя, что труд в Америке ценится выше капитала. Положение наемного рабочего Линкольн считал переходным, ссылаясь на свой жизненный опыт, доказывал, что усердные и предприимчивые рабочие в Соединенных Штатах имеют стопроцентный шанс начать собственное дело, если будут стремиться к этой цели.

      Превращение масс американцев в независимых фермеров и предпринимателей, считал он, невозможно без свободного доступа к западным землям. В полном соответствии с заветами Джефферсона Линкольн полагал, что земельные участки должны предоставляться труженикам или бесплатно, или за минимальную плату.

      4. Нужно ли «белой Америке» рабство негров? За основу сообщения берется соответствующий раздел параграфа.

      Начиная сообщение, ученик отмечает, что вопрос о рабстве занимал значительное место в сознании Авраама Линкольна. Его отец, глубоко религиозный человек, отвергал рабство как по религиозным и моральным причинам, так и потому, что, будучи простым рабочим, он на собственном опыте убедился в том, что значит конкурировать с дешевым рабским трудом. В юности Авраам Линкольн побывал на невольничьем рынке и увидел группы скованных цепью и при этом поющих рабов. Это глубоко его потрясло.

      Рабство было одной из проблем, которая рождала противоречия между северными и южными штатами. Рабовладельческое хозяйство тоже было рыночным, производимый хлопок являлся товаром, товаром были и сами рабы. Но крайне низкий, примитивный уровень техники и агрономии, являющийся следствием подневольного труда рабов, быстро истощал землю. Для увеличения продукции рабовладельцам нужны были новые рабы и новые земли на Западе. Вопрос, будут ли западные земли розданы фермерам или же рабовладельцы превратят их в свои плантации, углублял противоречия.

      В 20—40-х гг. в США между Севером и Югом существовали острые противоречия, вызванные различием взглядов на дальнейшие пути экономического развития страны. К концу 50-х гг. XIX в. внутри союза противостояли друг другу два различных общества, две культуры, два видения будущего, и конфликт между ними был предрешен.

      За основу сообщения об аболиционистском движении берется материал из учебника и дополнительная литература (при необходимости это может быть отдельное сообщение), указанная в технологической карте.

      Известно, что А. Линкольн не одобрил восстание Джона Брауна, хотя и отрицательно относился к рабству негров. Проблема заключается в том, что, во-первых, будучи либералом, А. Линкольн отрицательно относился к любым попыткам повлиять на изменение развития страны насильственным путем. Восстание Джона Брауна он осудил из-за применения аболиционистами насильственных методов. Во-вторых, являясь политиком и понимая, что большинство белого населения морально не готово к отмене рабства, Линкольн не торопился с решением этой проблемы. Понять его позицию поможет ответ издателю газеты «Нью-Йорк Трибюн» на вопрос, почему он медлит с освобождением рабов (август 1862 г.). Уже началась Гражданская война, и президент ответил так: «Моей высшей целью в этой борьбе является сохранение союза, не сохранение или уничтожение рабства. Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного-единственного раба, я бы сделал это, и если бы я мог спасти его, освободив всех рабов, я бы сделал это, и если бы мог спасти его, освободив одних рабов, а других не освободив, я бы сделал это. Что я предпринимаю в вопросе рабства и для цветной расы, я делаю потому, что верю, это поможет сохранить союз... Этим я объяснил здесь мое намерение, которое рассматриваю как официальный долг. И не намерен изменять мое часто высказываемое личное желание, что все люди везде должны быть свободны».

      5. «Честный Эйб» становится президентом. Докладчик коротко рассказывает о создании республиканской партии, избрании Авраама Линкольна на пост президента страны и делает выводы из всего сказанного за круглым столом о причинах, которые привели к войне между Севером и Югом.

      6. «Моей высшей целью в этой войне является сохранение союза...». Докладчик использует в сообщении разделы параграфа, где рассказывается о Гражданской войне. Однако его задача не освещать подробно ход военных действий, а остановиться на мероприятиях президента, способствовавших организации победы над южанами, и прежде всего отмене рабства и принятию закона о гомстедах.

      Закон о гомстедах заложил основы современного американского фермерства. Прокламацию же об освобождении рабов сам Линкольн оценивал так: «Если мое имя когда-либо попадет в историю, то за этот акт, и в нем — вся моя душа». Прокламация освобождала рабов мятежных штатов, но когда Гражданская война стремительно приближалась к завершению и победа Севера была очевидной, по инициативе А. Линкольна была принята 13-я поправка к конституции США, навсегда запретившая рабство.

      Закон о гомстедах и уничтожение рабства — вклад Линкольна в развитие подлинной свободы личности в США.

      7. Убийство в президентской ложе. Эмоциональный рассказ об убийстве Авраама Линкольна. Американский поэт Уолт Уитмен, современник Линкольна и участник войны, образно выразил мысли и чувства миллионов американцев в песне «О капитан, мой капитан!», посвященной президенту. В ней есть такие строки:

О капитан, мой капитан! Сквозь бурю мы прошли.
Изведан каждый ураган, и клад мы обрели.
И гавань ждет, бурлит народ, колокола трезвонят,
И все глядят на твой фрегат, отчаянный и грозный!
Мой капитан ни слова, уста его застыли.
Моей руки не чувствует, безмолвен и бессилен.
До гавани довел он свой боевой фрегат,
Провез он через бурю свой драгоценный клад.

      Смерть Авраама Линкольна потрясла весь мир. Нескончаемым потоком шли люди в Белый дом проститься с человеком, спасшим страну от раскола, сохранившим целостность государства и уничтожившим рабство.

      Оценивая заслуги Авраама Линкольна, Лев Толстой сказал: «Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни».

      8. «Погибшие умерли не напрасно» (заключение). Учитель говорит, что в течение четырех лет страна была в огне беспощадной гражданской войны. Американцы воевали с американцами. Война разделила семьи, друзей. Три брата президента Линкольна погибли, сражаясь в армии южан. 600 тыс. убитых и 1 млн раненых и искалеченных — вот цена победы Севера и поражения Юга.

      Учитель подводит итоги обсуждения проблемы, указывая на создавшиеся предпосылки для бурного экономического развития страны в последней трети XIX — начале XX в. Экономическому росту страны способствовали произошедшие социальные и культурные изменения.

      Домашнее задание указано в технологической карте.



УРОК. 26. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

США в конце XIX — начале XX в.: империализм и вступление в мировую политику
1. Причины успешного развития хозяйства. 2. Фермер чувствует себя покинутым. 3. Господство трестов. Финансовая олигархия. 4. Президентская республика. 5. Проблемы индейцев, негров, рабочих. АФТ. 6. «Прогрессивная эра». «Справедливый курс» Т. Рузвельта. 7. «Мы начали овладевать континентом».
Возможная личностно значимая проблема: ориентация личности на достижение успеха в результате упорного труда — залог этого успеха

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что одной из причин успешного развития экономики в США являлось уважительное отношение американцев к труду, бережливость и отсутствие препятствий, сковывавших инициативу личности; наличие в обществе острых социальных противоречий заставило правящие круги перейти к проведению либеральных реформ; внешняя политика США имела экспансионистский характер

Методы обучения
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Согласны ли вы с тем, что процесс модернизации в США в последней трети XIX — начале XX в. развивался значительно быстрее чем в первые две трети XIX в.? Если согласны, то укажите причины этого явления и факты, подтверждающие вашу точку зрения. 2. Как вы считаете, существовали ли особенности в развитии империализма в США в сравнении со странами Западной Европы? Если существовали, то в чем они выражались? 3. Подумайте, какие изменения произошли в структуре американского общества в последней трети XIX в. и чем они были вызваны. Поразмышляйте, какие новые проблемы появились в результате этих изменений. 4. В сознании американцев имя Теодора Рузвельта, которого называют первым «современным» американским президентом, связывается с постепенным превращением США в мировую державу. Согласны ли вы с такой оценкой его деятельности или хотите возразить?
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы (1), работа в группах (2), сюжетно-ролевая ретроспективная игра «Президентские выборы: наказы избирателей» (3).
Приемы деятельности учителя: 1) Организация лабораторной работы с текстом учебника («Причины успешного развития хозяйства»), образное повествование («Фермер чувствует себя покинутым»; «Господство трестов. Финансовая олигархия»; «Президентская республика»), сюжетный повествовательный рассказ («Проблемы индейцев, негров, рабочих. АФТ»), рассказ с элементами драматизации («Справедливый курс» Т. Рузвельта»), информативное сообщение («Мы начали овладевать континентом»). 2) Учитель руководит работой групп, организует предъявление результатов учебной деятельности учащимися. 3) Учитель заранее создает сценарий ролевой игры и готовит его с учащимися, а затем руководит реализацией этого замысла на уроке

Развитие умений учащихся

Учатся переносить знания в новые ситуации (итоги Гражданской войны в США); анализируют источники; делают выводы и высказывают свои суждения; рационально выполняют познавательные задания; предъявляют результаты своей деятельности; самостоятельно работают с источниками; проявляют личное творчество при «вживании» в определенную эпоху и жизнь людей этой эпохи; ведут дискуссию с одноклассниками, авторами научных публикаций и учебников

Основные понятия
и термины

Олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара»

Источники информации: школьные
и внешкольные

Учебник, § 25. Рабочая тетрадь. Хрестоматия по новой истории. Второй период. — М.: Просвещение, 1993 (раздел «Соединенные Штаты Америки»). Карты: «Соединенные Штаты Америки в конце XIX — начале XX в.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Американские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга. — Ростов-на-Дону; М., 1997. — С. 330—351 (о Теодоре Рузвельте); М. Лернер. Развитие цивилизации в Америке. — М.: Радуга, 1992. — Т. 1. — С. 134—137, 334—336, 467—468; М. Твен. Собрание сочинений. — М., 1961. — Т. 12 (из «Автобиографии», очерки, публицистика); Т. Драйзер. Сестра Керри. Финансист. Титан. Стоик

Комментарии к технологической карте

      Содержание урока позволяет использовать различные формы изучения нового материала. Проведение комбинированного урока не представляет какой-либо сложности, поэтому рассмотрим такие формы, как работа в группах и ролевая игра.

      При работе в группах учитель выделяет в содержании урока 5—6 сюжетов и распределяет их по группам для самостоятельного изучения. Вместе с определенным сюжетом школьники получают и вытекающую из него проблему. Задача каждой группы — ознакомиться с содержанием, решить познавательное задание и предъявить результаты своей деятельности одноклассникам. Задания могут соответствовать пунктам плана урока, можно также использовать предложенные в технологической карте познавательные задания, дополнив их при необходимости.

      Первые десять минут школьники самостоятельно изучают фрагмент параграфа и обсуждают внутри группы вариант ответа на полученное познавательное задание. Затем представители всех групп поочередно предъявляют результаты самостоятельной работы. В  заключительной части урока подводятся результаты учебной деятельности, делается общий вывод.

      При подготовке к ролевой игре восьмиклассники заранее (за две недели) получают роли: индейцев, американских негров, фермеров, рабочих, предпринимателей, политиков, военных. Один из учеников получает роль Теодора Рузвельта, кандидата на пост вице-президента от республиканской партии на президентских выборах 1900 г.

      Школьники — представители каждой социальной группы заранее готовят рассказ о своей жизни и изготавливают плакат, на котором написаны их требования к будущей власти (наказы). Эти наказы после «озвучивания» вывешиваются на классной доске, а одноклассники должны коротко записать их в тетрадях.

      Место действия — зал, где проходит встреча американских избирателей с Теодором Рузвельтом во время президентской избирательной кампании в 1900 г.

      Ход игры. 1. Выступление политика — члена республиканской партии, рассказывающего о достижениях США к 1900 г. (причины быстрого экономического развития страны). 2. Выступление Теодора Рузвельта, в ходе которого он рассказывает автобиографию и предъявляет свою политическую программу. 3. Выступления индейцев, американских негров, фермеров, рабочих (можно выделить персоналию Сэма Гомперса), предпринимателей, военных. 4. В заключительной части встречи политик призывает избирателей отдать голоса за кандидатов от республиканской партии. В ходе предвыборного собрания проходит дискуссия между представителями различных социальных групп, обнаруживающая противоречия между фермерами и рабочими, с одной стороны, и предпринимателями-монополистами и банкирами — с другой. Для оживления дискуссии используются проблемные задания (см. технологическую карту).

      Ниже приводятся материалы, которые могут быть использованы при работе в группах и при подготовке к ролевой игре.

      Выступление политика о причинах быстрого успеха США в области экономического развития: «Победив плантаторов Юга, американские предприниматели бросили свои силы на завоевание континента и на то, чтобы занять достойное место в мировой экономике. Все понимали, что только современной технологии было по плечу освоить новые пространства для новых хозяев: уничтожить леса, запахать земли, проложить железные дороги, собирать хлопок, молотить пшеницу, обуздать энергию рек. Американские бизнесмены не жалели средств на науку, создавая различные исследовательские фонды и лаборатории: ведь наука давала огромные прибыли, новые технологии снижали затраты. Америка превратилась в огромную лабораторию. Значительную роль в повышении производительности труда сыграло развитие общего и технического образования. К 1900 г. расходы на образование в стране (в среднем на душу населения) превышали примерно в 2,5 раза соответствующие расходы Англии и Германии, занимавших по этому показателю первое место в Европе. К концу XIX в. у нас имелось 60 колледжей, готовивших специалистов по сельскому хозяйству. Такие колледжи были в каждом штате. Они организовывали краткосрочные курсы для фермеров, создавали опытные сельскохозяйственные станции. Успехи могли бы быть и больше, если бы не слабые президенты, которых нам навязывали бесхозяйственные демократы.

      Нельзя забывать и о том, что у нас свободная страна, где нет средневековых каст, привычек и традиций, которые сковывают инициативу личности в Европе. У американцев особый характер — они стремятся обратить свои способности на достижение успеха. Успех же мы измеряем не только деньгами, но и тем местом, которое занимает человек на ступеньках социальной лестницы, а также тем, насколько он полезен обществу.

      Мы, американцы, стремимся делать свое дело как можно лучше. Этому нас учит и наша религия. Трудолюбие и бережливость — вот наш идеал. «Помоги себе сам!» — вот наш девиз. Я рос в бедной семье, но мой богатый дядюшка-бизнесмен в письмах посылал мне не деньги, а советы о том, как важно преуспеть в трудолюбии, умеренности, бережливости. Я следовал его советам и преуспел в жизни. Таким людям, как мы, нужны сильные президенты. Я призываю вас отдать голоса за кандидатов от республиканской партии, партии великого Авраама Линкольна».

      Затем выступает кандидат в вице-президенты Теодор Рузвельт. Для подготовки используется текст из учебника — биография Рузвельта (см. материалы «Для дополнительного чтения» и книгу «Американские президенты»).

      Основой для сообщений представителей различных социальных групп служат тексты из учебника.

      Примерное выступление фермеров: «Главным источником американского богатства является земля, и после гражданской войны на фермах работала половина жителей. Фермер стал главным человеком в стране. Подъем делового духа и прогресс технологии охватил все фермерское дело. Закон о гомстедах привел к освоению 81 млн га свободных земель, но не все получили фермеры — часть земель была расхищена спекулянтами, железнодорожными компаниями, промышленниками. Возникли и другие проблемы: стоимость ферм, инвентаря и орудий труда увеличилась почти втрое.

      Наука, техника и промышленность не зыбывали наши нужды. Они изобрели разного рода сеялки, жатки, сноповязалки и т. п. На полях появились первые паровые тракторы, в 1878 г. Джон Аленби изобрел сноповязалку. Производство сена также увеличилось благодаря применению косилок и конных граблей.

      Возникли такие «короли» сельскохозяйственного машиностроения как, например, С. Мак-Кормик из Чикаго. В итоге сельское хозяйство нашей страны заняло первое место в мире. Но техника стоит очень дорого, не все могут ее приобретать.

      Наш идеал — семейная ферма и независимый фермер как «человек, у которого нет хозяина». Появились и проблемы: наше хозяйство полностью стало зависеть от рынка. В этих условиях многие семейные фермы стали разоряться. В 1880 г. почти 1/4 часть фермеров лишилась хозяйства и превратилась в арендаторов. В то же время выделились богачи, которые могут себе позволить приобретать новейшую технику и нанимать сельскохозяйственных рабочих — самую бедную и бесправную часть наемных работников.

      В 90-х гг. XIX в. наше положение еще более ухудшилось, так как на мировой рынок хлынуло зерно из России, Канады, Аргентины и Австралии. Кроме того, в ряде стран повысили ввозные пошлины на американские сельскохозяйственные продукты и цены на зерно стали падать.

      В довершение всех бед мы попали в зависимость от владельцев железнодорожных компаний, увеличивавших цены на перевозку зерна и от хозяев элеваторов. Многим фермерам ничего не оставалось делать, как продавать зерно владельцу местного элеватора по той цене, которую тот назначал. К этому следует добавить необходимость выплачивать банкам грабительские проценты за взятые ссуды, а государство год от году увеличивало налог на землю.

      Мы отдадим свои голоса кандидату от республиканцев, но он должен сделать так, чтобы федеральные власти о нас заботились. Мы требуем остановить грабежи со стороны владельцев железных дорог и элеваторов, со стороны торговцев-перекупщиков, уменьшить государственные налоги, помогать фермерам банковскими ссудами под низкие проценты и запретить продавать с молотка за долги наши фермы. Мы не хотим чувствовать себя покинутыми».

      Представители индейского населения: «После Гражданской воины нам не стало жить легче. Кто только не вторгался в наши земли! Через нашу территорию прошли золотоискатели, охотники, фермеры, а затем и строители трансконтинентальных железных дорог. Все они вносили свой вклад в разрушение нашей древней цивилизации, сгоняя нас с родовых земель, разрушая наши дома, истребляя скот. Правительство стало проводить против нас военные экспедиции, регулярная армия оттесняла нас в пустыни, сжигала наши поселки, убивала женщин, детей, стариков.

      Среди белых никто не сомневается, что их интересы важнее прав коренного населения. В ответ мы поднимали восстания. Особенно упорными были выступления племен сиу и апачей, иногда наши братья даже одерживали победы над регулярными войсками. Они, например, разгромили отряд в 200 человек под командованием полковника Кастера. Но силы были слишком неравны. 23 декабря 1890 г. состоялась последняя битва, после чего нас загнали в особые зоны, которые белые назвали резервацией. Здесь над нами установили правительственную опеку. Государственные служащие должны снабжать нас всем необходимым. Правда, закон 1887 г. позволяет нам становиться фермерами, но фермерство не наша традиция. Выделение фермы противоречит племенным связям и общинному земледелию, да и земли нам отвели самые неплодородные.

      Среди белых людей многие относятся к нам враждебно. Ваш сенатор Хант, выступая в Конгрессе, заявил: «Наши селения возведены на их тропах, наши телеграфные линии и железные дороги проложены по их земле. Мы пользуемся их лесами, пашем их землю; дикая природа приручена. Индейцы должны изменить образ жизни или исчезнуть». Но мы не хотим изменяться и не хотим погибать. Наши люди требуют, чтобы им дали возможность жить так, как жили их предки еще до того, как белые люди пришли на нашу землю. Отмените резервации, верните наши земли».

      По такому же образцу, от первого лица, готовятся выступления и требования негров, рабочих, военных (излагающих доктрины внешней политики).

      После того как прозвучат все выступления и наказы (их тексты вывешиваются на классную доску), ученик, выступающий в роли Т. Рузвельта, произносит заключительное слово, в котором дает обещания выполнить пожелания избирателей и провести ряд реформ, которые уменьшат социальное неравенство, усилят США перед лицом вооружающихся стран Европы, особенно Германской империи, приведут страну к процветанию.



УРОК 27. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Латинская Америка в XIX — начале XX в.: время перемен
1. Время освободителей. Симон Боливар. 2. Итоги и значение освободительных войн. 3. Век каудильо. 4. Медленное развитие экономики. 5. Латиноамериканский «плавильный котел».
Возможная личностно значимая проблема: общество, где господствует традиционное сознание, является средой, где рождаются авторитарные режимы

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что в латиноамериканском обществе сохранилось много черт общества традиционного; понимают, что войны за независимость и десятилетия кровавых междоусобных войн после достижения независимости, разрешение конфликтов не путем реформ, а путем революций и установления авторитарных режимов, отсутствие демократических традиций задерживали формирование индустриального общества

Методы обучения
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Подумайте, какие причины лежали в основе освободительных войн в первой четверти XIX в. 2. Войны за независимость испанских колоний вызвали различное к себе отношение. Англия и США считали выгодным для себя отделение колоний от Испании, а страны, входившие в Священный союз, стремились к восстановлению испанского владычества в Латинской Америке. Чем вы можете объяснить разные позиции этих держав? 3. Какими причинами, на ваш взгляд, можно объяснить развитие в Латинской Америке такого явления, как каудильизм? Почему каудильизм не развился в США?
Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: беседа (причины освободительного движения в колониях), сюжетный повествовательный рассказ (Время освободителей. Симон Боливар), образное повествование (Итоги и значение освободительных войн; Век каудильо. Медленное развитие экономики), конспективное повествование (Латиноамериканский «плавильный котел»), картинное описание (Особенности верований у католиков в Латинской Америке)

Развитие умений учащихся

Учатся воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; определять круг информации, необходимой для решения проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать); выделять общее и особенное, причины и следствия

Основные понятия
и термины

Каудильо, клан, гаучо, латиноамериканский «плавильный котел»

Источники информации: школьные
и внешкольные

Учебник, § 26. Рабочая тетрадь. Карты: «Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Я. Г. Шемякин. Латинская Америка: традиция и современность; И. Лаврецкий. Боливар. — М., 1981; А. Виноградов. Черный консул

Комментарии к технологической карте

      На уроке посвященном истории стран Латинской Америки в XIX — начале XX в. школьники не только знакомятся с новым историческим материалом, но и готовятся к итоговому обобщению по теме «Две Америки». Задача учителя заключается еще и в том, чтобы восьмиклассники, знакомясь с историей Латинской Америки, проводили сравнительный анализ североамериканского и латиноамериканского обществ.

      Урок начинается с повторения ранее изученного (см. учебник), затем учитель знакомит класс с темой и планом урока, познавательными задачами и напоминает, что после изучения истории стран Латинской Америки им предстоит подвести итоги изучения темы «Две Америки», объяснить, почему развитие государств в Северной и Южной Америке пошло столь разными путями.

      Вспомнив в ходе беседы о причинах, которые привели к подъему освободительного движения в испанских и португальских колониях в Латинской Америке, учитель переходит к рассказу об их борьбе за независимость (см. учебник).

      Во время изучения этого вопроса вполне уместно провести небольшую лабораторную работу, в результате которой школьники смогут убедиться в том, какое влияние на освободительное движение латиноамериканцев оказали идеи Просвещения и Великой французской революции.

Симон Боливар. Речь на открытии


Конгресса Венесуэлы (1819)

(Извлечение)

      ...Бессменное пребывание у власти одного и того же лица знаменовало конец Демократических Правлений. Регулярно осуществляемые выборы являются основой народных режимов, ибо ничто не таит в себе столько опасностей, как длительное пользование властью одним и тем же Гражданином. Народ привыкает ему повиноваться, а он привыкает повелевать, что порождает узурпацию и тиранию...

      ...Будучи рьяной поборницей всего самого полезного, самого справедливого... Венесуэла, отделившись от Испании, завоевала свою Независимость, свою Свободу, свое Равенство, свой национальный Суверенитет. Утвердившись в качестве Демократической Республики, она покончила с монархией, социальными различиями... привилегиями, провозгласила права Человека, Свободу действия, мысли, устного и письменного слова...

      ...Природа награждает людей неодинаково, если иметь в виду ум, темперамент, силу и характер. Законы исправляют это различие, предоставляя индивидууму место в обществе, чтобы образование, ремесло, искусство, служба и умение дали бы ему подлинное равенство, называемое политическим и социальным.



Вопросы к документу: идеи каких мыслителей и какие документы повлияли на формирование мировоззрения Симона Боливара? Сформулируйте его политические идеалы.

      Рассмотрев итоги и значение освободительных войн, учитель указывает, что достижение национальной независимости не решало всех проблем.

      После завоевания независимости страны Латинской Америки еще долго оставались на обочине мировой истории. В то время как в США в середине XIX в. бурно шел процесс промышленного переворота, развивался «свободный капитализм», государства Латинской Америки только вступали на этот путь. Что же мешало им встать на путь модернизации?

      После окончания войн за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Наступил период политической нестабильности, выражавшийся в бесконечных государственных переворотах, сменах правительств, войнах, диктаторских режимах.

      После войны за независимость прежние колонии дробились на многие территории, процесс создания единых национальных государств шел мучительно долго. Ростки демократии с трудом пробивались через толщу господствовавших традиционных отношений. Даже принятие конституций и создание парламентов не означало каких-либо гарантий прав для латиноамериканцев.

      Развитие стран тормозилось господством крупных земельных собственников, сосредоточивших в своих руках экономическое и политическое могущество. Почти до конца XIX в. в таких странах, как Бразилия и Куба, сохранялось рабство, ставшее со второй половины века экономически невыгодным.

      Развитию внутреннего рынка государств мешала крайняя бедность большинства населения. Их нищета и бесправие постоянно порождали политическую нестабильность: восстания крестьян, выступления рабочих, революции.

      Медленно и болезненно преодолевались эти препятствия. Огромные усилия пришлось приложить латиноамериканцам, чтобы покончить с изоляцией континента.

      С конца XIX в. страны Латинской Америки стали испытывать сильное давление со стороны своего северного соседа — США, проявлявшееся в экономическом, политическом и военном вмешательстве в их внутренние дела.

      Последующие вопросы раскрываются в пределах учебника. Рассказ о развитии хозяйственной жизни можно дополнить сообщением о производстве каучука в Бразилии.

      Производство каучука давало огромные прибыли владельцам плантаций. Работники надрезали кору деревьев и собирали в чаши выступавший сок. Затем брали стержень и вращали его над костром, поливая этим соком, пока не получался каучуковый шар весом в 30—40 кг. Шары эти сдавали хозяину, который расплачивался не столько деньгами, сколько товарами, нужными сборщику для работы в лесу в следующем сезоне. Как правило, сборщик каучука еще оставался в долгу у хозяина и не мог погасить его в течение всей жизни. Свидетельством «каучукового бума» стал расцвет г. Манауса. На рубеже XIX—XX вв. Манаус был красивым современным городом с великолепным зданием оперного театра, мощеными улицами, по которым ходили трамваи, с громадным зданием таможни, построенным по образцу шотландской таможни (камни, из которых построили здание, тоже были привезены из Шотландии).

      При наличии времени можно рассказать о движении протеста в Латинской Америке. Определенный интерес представляет для учащихся движение вакейро (пастухов) в Бразилии.

      Одним из наиболее ожесточенных выступлений против бесправия, безземелья, нищеты и кабальных условий труда стало выступление вакейро в Бразилии в 90е гг. XIX в.

      Еще в период империи в провинции Баия среди простого люда стал популярен некто Антониу, объявивший себя посланцем Бога. Издалека приходили к нему угнетенные и обиженные за утешением. Его и прозвали в народе «Конселейру», что значит утешитель, советчик. В проповедях Антониу объяснял собравшимся, что мир погряз в грехах, что государственные законы несправедливы, католическая церковь превратилась в орудие сатаны, а частная собственность противоестественна. Учение Конселейру напоминает другие примеры крестьянских ересей.

      Центром движения стало небольшое селение Канудос, где жил проповедник и куда к нему стали стекаться его последователи. В короткое время оно превратилось в оживленный город. Его жители строили для себя дома, возводили укрепления, а на центральной площади выстроили церковь. Так возникла община, строившая свою жизнь на принципах общности земли, совместного труда, обязанности работать, равенства всех членов коллектива. Каждый получал часть того, что создавалось общим трудом. Вступавший в общину отдавал все, что имел. Существование такой общины вызвало испуг у помещиков провинции, и они обратились за помощью к властям. Так в 1896 г. началась настоящая война сторонников Конселейру с государством. Первые попытки правительственных войск овладеть Канудосом завершились поражением. В селении не хватало еды, оружия, патронов, находилось много женщин и детей, но военные действия его защитники вели с неослабевающим упорством, проявляя чудеса храбрости. Сам Конселейру умер от ран, но его ученики еще долго защищали Канудос. Только осенью 1897 г., когда пали последние защитники, селение было захвачено.

      «Итак, на каком же языке говорят латиноамериканцы?» — спрашивает учитель. И подводит итог: «На рубеже XIX—XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживало 60 млн человек (в 1820 г. — 20 млн). Здесь существовало 20 независимых государств. Последняя испанская колония — Куба — добилась независимости в 1898 г. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии — на португальском, в Гаити — на французском».



      Последний вопрос плана рассматривается в рамках учебника. Учащиеся предлагают свои варианты решения познавательных заданий, в том числе и ответ на вопрос, чем объясняются различия в развитии США и государств Латинской Америки.
скачать


Смотрите также:
Урок 25. Технологическая карта тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
293.58kb.
Урок 7 (25) «Цена Победы». Технологическая карта Тема занятия, план занятия, возможная личностно-значимая проблема. Цена Победы
92.67kb.
Урока по физике и биологии «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
246kb.
Урока, № урока по теме «Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметром.»
67.28kb.
Проект урока по формированию ууд тема Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
139.52kb.
План урока №1 Тема урока Введение Тип урока Урок формирования новых знаний
1322.26kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
О технологичекой карте урока
60.56kb.
Урока, № урока по теме икт г. Ефрушын «Шошо» ойлымашыштыже шошо пуртусын сылнылыкше
44.04kb.
Технологическая карта (план) занятия №15. 2
95.45kb.
План-конспект урока музыки 3 класс 2 четверть Тема урока «Интонация»
50.44kb.
№ урока Тип урока Тема урока Основное содержание урока 1 Беседа
153.9kb.