Главная стр 1
скачать

Урок №30 7 класс


По теме “Трение. Сила трения”

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: комбинированный урок – исследование.

Оборудование: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, лист из резины, карандаши круглые, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Цель:

  • познакомить учащихся с явлением трения, ввести понятие «сила трения», установить природу и выявить основные особенности силы трения;

  • формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции, развивать логическое мышление, навыки анализа; развивать воображение, память, внимание учащихся;

  • показать связь изучаемого материала с различными предметами школьной программы, с окружающим миром.

Образовательные:

  1. Способствовать формированию представления о силе трения.

  2. Показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике.

  3. Выяснить от чего зависит сила трения.

Воспитательные:

  1. Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения.

  2. Развивать умение исследовательской работы в паре или группой.

Развивающие:

  1. Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.

  2. Способствовать расширению кругозора.



Подготовка к уроку


Подбор оборудования и заданий: наклонная плоскость; легкоподвижная тележка; математический маятник; демонстрационный динамометр; набор грузов; набор различных покрытий ( линолеум, песок, поверхность стола ); флажки для отметки дистанций; карточки-исследования (8 шт.); динамометр Бакушинского (8 шт.); брусок деревянный (8 шт.); фанерная плоскость (8 шт.).

Структура занятия



Этап занятия.

Дидактические задачи этапа.

Методы, приемы, средства.

Формы учебной работы.

1. Организация начала занятия. /1мин./

Подготовка учащихся к работе на занятии.







2. Подготовка к основному этапу. /5 мин./

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализация опорных знаний и умений.

Беседа с элементами проблемной ситуации

Мультимедийный проектор




Фронтальная работа

3. Усвоение новых знаний. /15 мин./

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

Беседа

Метод наблюдения

Исследовательская работа


Фронтальная работа

Групповая работа



4. Закрепление знаний. /10 мин./

Обеспечение усвоения новых знаний и формирования умений применять их в ходе своей деятельности.

Классификационный метод

Метод сравнения



Фронтальная работа

5.Первичный контроль знаний. /7 мин./

Выявление качества и уровня овладения знаниями обеспечение возможности их коррекции.

Мультимедийный проектор

Анализ


Фронтальная работа

6. Информация о домашнем задании. /2 мин./

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Рефлексия






Организация и ход урока


Доска закрыта. Объявляется девиз урока: “ Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением»

М. В. Ломоносов



  1. Организационный момент. (отметка отсутствующих учащихся, проверка подготовки к уроку)

  2. Определение темы и целей урока учащимися.

Здравствуйте, ребята. Вы любите читать сказки? Знаете ли вы русскую народную сказку «Репка»? (слайд 1)

Не удивляйтесь, вы не на уроке литературы! Почему же репку не могли вытащить из земли? В чем причина?

А вы любите отгадывать загадки? Отгадайте о чем эта загадка.

«Что будет три, три, три?». (дырка). Как вы думаете, о чем эта загадка? (о трении).

- почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной? (слайд 2)

- почему бочку легче катить, чем тащить?

- почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает?

Цель нашего урока разобраться со всеми «почему».

Так как вы сформулируете тему нашего урока? (дети дают ответ и записывают в тетради) (слайд 3,4)

Но прежде чем говорить о трении проведем небольшую разминку, чтобы настроиться на рабочий лад.



  1. Разминка (фронтальная работа по слайдам) (слайд 5)

Что такое сила?

В каких единицах измеряется сила в система СИ?

Что называется силой тяжести? Куда она направлена?

Что такое сила упругости?

Что называется весом тела?

Как определяется равнодействующая 2-х сил,

направленных по одной прямой в одну сторону? в противоположные стороны?


  1. Изучение нового материала.

Итак, возвращаемся к теме нашего урока – это «трение».

Проведем фронтальный эксперимент: потрите ладонью по парте вращательным движением. Что вы чувствуете? (сопротивление )

А если ладони потереть интенсивно друг о друга?

Ладони нагреваются, напоминая нам о том, что при трении выделяется тепло. Это факт известный ещё человеку каменного века. Как они его применяли? (слайд 6)

Теперь потрите о парту школьным ластиком. Сопротивление резко возросло. Это не вызывает особого удивления: всем известно, что, кроме скользких предметов, норовящих выскочить из рук, есть резина, которая в отличие от других материалов не скользит, а потому с успехом идет, например на подметки обуви.

Демонстрация: соскальзывание игрушки с наклонной плоскости. Под действием какой силы она движется?

Почему остановилась машина, после того как съехала? Почему останавливаются санки, после того как съехали с горы?

Мы знаем, что причиной всякого изменения скорости движения (уменьшения в наших опытах) является сила.

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется сила трения (слайд7)

Причины возникновения силы трения: (слайд8)


  1. Шероховатость поверхности.

  2. Взаимное притяжение молекул.



Существуют различные виды трения: покоя, скольжения, качения. (слайд9, 10, 11)

Демонстрационный эксперимент измерить динамометром величину каждой из сил. Убедиться, что сила трения покоя самая большая, сила трения качения самая маленькая.

Неудивительно, что качение победило скольжение. Недаром человечество уже очень давно перешло на колёсный транспорт. Но замена полозьев колёсами не была полной победой над трением скольжения – ведь колесо насажено на ось. (слайд 12)

  1. Физминутка. (слайд 13)

-разогреем ладони

-вирус гриппа- стимулировать иммунитет

потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет.

-для расслабления мышц спины, кулачками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в этих мышцах.

-пройдемся. 3 шага вперед и три назад.

В каких упражнениях вы встретили трение? (ходьба- качение и покой).


  1. Фронтальный эксперимент. (Выполняют эксперименты в группах.(слайд 14)

Группа 1. Изучение зависимости сил трения скольжения при изменении площади поверхности тела.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол большой гранью. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок в движение. Запишите показание динамометра.

  3. Измерьте силу трения скольжения бруска другой грани (меньшей) по столу. Для этого перемещайте брусок равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

вес тела,Н

сила трения скольжения (большой грани бруска), Н

сила трения скольжения (малой грани бруска), Н










6. ВЫВОД: зависит ли сила трения скольжения от площади поверхности бруска _____.

Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, полоска резины.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра;

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге;

г) по резине.

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.


Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву




Дерево по гладкой бумаге




Дерево по наждачной бумаге




По резине



ВЫВОД: сила трения ….. от рода трущихся поверхностей.


Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления .

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы:

    1. Определите цену деления шкалы динамометра.

    2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.

    3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.

    4. Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.




F тр. скольжения

1 груз




2 груза




3 груза




5.ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ….. сила трения скольжения.

Каждая группа проговаривает результат своей работы.

ВЫВОДЫ (слайд 15):

-сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности;

-сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках;

-сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества обработки поверхностей.



7. Закрепление материала.

Что можно сделать, чтобы увеличить силу трения? (Слайд 16)

  1. Использовать нагрузку.

  2. Увеличить шероховатость поверхности.

  3. Использовать спец материалы.

Что можно сделать, чтобы уменьшить силу трения ?(слайд 17)

  1. Шлифование поверхности.

  2. Уменьшение нагрузки.

  3. Смазка.

Объясните поговорки о трении:

  • готовь сани летом, а телегу зимой

  • не подмажешь – не поедешь

  • в октябре ни на колесах, ни на полозьях

  • пошло дело как по маслу

  • угря в руках не удержишь

  • баба с возу- кобыле легче;

  • -пошло дело- как по маслу;

  • -что кругло- легко катится.

8.Первичный контроль знаний (слайд 18)
Вариант 1.

1.Сани скатываются с горы под действием силы ….., а, скатившись, останавливаются за счёт силы…..

1)трения….. тяжести; 2)упругости… трения ; 3)трения… упругости; 4)тяжести… трения

2. При смазке трущихся поверхностей сила трения….

1)не изменяется; 2)увеличивается; 3)уменьшается.

3. Совпадает ли сила трения с направлением скорости движения тела?

1)Совпадает с направлением скорости.

2)Направлена в сторону, противоположную скорости.

4.При равных нагрузках сила трения скольжения всегда …. Силы трения качения ….

1)равна; 2)больше; 3)меньше

5.Трактор при вспашке земли, двигаясь равномерно, развил силу тяги 15кН .Чему равна сила сопротивления почвы?

1)150кН 2)30кН 3)15кН; 4)12кН; 5) 24кН.


Ответы: 1-4, 2-3, 3-2, 4-2, 5-3. взаимопроверка или самопроверка. (слайд 19)

Подведение итогов, выставление отметок. (слайд 20,21,22, 23)



9. рефлексия: показать отношение к проведенному уроку (слайд 24)
10.Домашнее задание: п. 30-32, творческое задание: придумать фантастическую историю «Что бы было, если бы исчезла сила трения» (слайд 25)
скачать


Смотрите также:
Урок №30 7 класс По теме "Трение. Сила трения" Тип урока: урок формирования новых знаний
113.44kb.
Трение. Сила трения
116.44kb.
7 класс Сила трения. Трение в природе и технике Цель: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»
89kb.
Урок истории в 9 классе Тема урока: Реформы Столыпина. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели урока: образовательная
55.54kb.
Урок по курсу «История Древнего мира», 5 класс Тема урока «Рабство в Древнем Риме» Тип урока : урок усвоения новых знаний
43.19kb.
Тип урока Урок изучения и закрепления новых знаний Тема урока, № урока по теме А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»Урок №1
116.33kb.
Сила трения. Трение покоя
50.54kb.
Урок №22. Практикум «Создаем диаграммы и графики»
62.89kb.
Урок физики в 7 классе по теме «Сила трения»
41.42kb.
Конспект урока по биологии в 6 классе Тема урока : «Дыхание животных» Место урока : третий урок в теме «Дыхание» Тип урока: урок новых знаний
64.91kb.
План урока №1 Тема урока Введение Тип урока Урок формирования новых знаний
1322.26kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.