Главная стр 1
скачать
Урок №4. Тема урока: «Обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость».
Цель урока:

1. Повторение, общение и систематизация материала по данной теме, контроль усвоения знаний, умений и навыков

2. Развитие математического кругозора, мышления и речи,

внимания и памяти.

3. Воспитание интереса к математике и ее приложениям,

активности, умения общаться.



Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость». Выполняя различные задания, вы покажете нам свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите в них число, классная работа.



2.Мотивация урока.

Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?....Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.

Системы координат окружают нас повсюду


  • чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;

  • система географических координат (широта - параллели и долгота -меридианы);

  • те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят , что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой:

  • с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;

  • применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;

  • при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.

Урок у нас будет необычный, мы проведем «Звездный час на координатной плоскости». А фраза - «Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…» - будет эпиграфом нашего урока.

На различных этапах урока, за правильно выполненные задания вы будете получать звезду. Помощь в учете звезд и их раздаче мне окажут сегодня дежурные звездочеты:

(На каждом ряду назначаются помощники. Им выдаются, заранее заготовленные, звезды и список учащихся)

Итак, все готовы? Мы отправляемся в звездный путь.



3. Актуализация опорных знаний.

И первым на нашем пути стало «Море загадок».

Давайте посмотрим, из чего состоит это звездное море?

Какие нас ждут испытания?

Фронтальный опрос учащихся:


  • Определение координатной плоскости.

  • Какие оси называются координатными?

  • Как располагаются координатные оси?

  • Практическое применение координат точек?

  • Определить координаты учащихся, которые присутствуют на уроке.

  • Что общего у точек, которые лежат на оси Х, на оси У?

  • Как называются части, на которые делит система координат плоскость?

  • Кто придумал для нас систему координат?

«Морской бой»

Один ученик выбирается капитаном корабля, терпящего бедствие. Он называет координаты своего местонахождения, а другие ученики должны быстро и правильно показать точку на координатной плоскости.



4. Обобщение и систематизация знаний.

Мы с вами благополучно преодолели эти испытания. И первые ученики уже получили свои звездочки. Мы отправляемся дальше в звездную обсерваторию.

У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, её любимую собаку – в Малую Медведицу взял их на небо.

(6;6), (-3;5,5), (-8;5), (0;7,5), (3;7), (-5;7), (-6;3) - созвездие «Малой Медведицы»,

(-15;-7), (-3;-6), (5;-10), (-6;-5,5), (-10; -5), (6;-6), (-1;-10) – созвездие «Большой Медведицы».

Построение выполняется у доски.

Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию на "Остров координат".

На нашем острове обитает много животных, в океане плавают рыбы. Нарисуйте их по данным координатам, придумайте им свои названия (задание выполняется в рабочих тетрадях).

1 вариант. (3; 3); (0; 3); (-3; 2); (-5;2); (-7;4); (-8;3); (-7;1); (-8;-1); (-7;-2); (-5;0); (-1;-2); (0;-4); (2;-4); (3;-2); (5;-2); (7;0); (5;2); (3;3); (2;4); (-3;4); (-4;2); глаз(5;0).

2 вариант. (3; 0); (1; 2); (-1;2); (3;5); (1;7); (-3;6); (-5;7); (-3;4); (-6;3); (-3;3);(-5;2); (-5;-2); (-2;-3);

(-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0); глаз (-1;5).

Историческое созвездие.

-Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека?

Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом.

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.

Математическая зарядка.

При верном утверждении учителя дети поднимают руки вверх, а при неправильном – руки в стороны. Учитель: а) точка (2;2) лежит в 3 четверти (дети разводят руки в стороны); б) точка (0;3) принадлежит оси ОУ (руки вверх) и т. д. в быстром темпе.

Следующий этап нашего путешествия – посещение «Бухты треугольников».

Учащиеся выполняют задания на индивидуальных координатных плоскостях – карточках.

Начертить треугольник АВС и треугольник КLМ по данным координатам их вершин: А(-4;2), В(0;5), С(4;-2), К(0;-5), L(-4;2), М(4;2). Какая фигура получилась в пересечении этих треугольников? (шестиугольник). Какой четверти принадлежат эти точки? Правильные и аккуратные работы демонстрируются всему классу. Выставляются оценки.

5. Самостоятельная работа.

Последним на нашем пути мы встречаем млечный путь с названием «Заморочки».

К сожалению, очень часто наш путь состоит из трудностей, которые надо преодолевать. Я желаю вам успешного преодоления всех «заморочек».

Самостоятельно с последующей проверкой по вариантам на листочках: постройте на координатной плоскости точки по указанным координатам, соедините их последовательно.


Постройте фигуру по точкам


Вариант 1

Вариант 2


A (6; 6)

B (3; 7)
C ( 0; 8)

D (-3; 5)
E (-6; 3)

F (-8; 5)


G (-5; 7)

D (-3, 5)




K (-15;-7)

L (-10;-5)


M ( -6;-5)

N ( -3;-6)


O ( -1;-10)

P ( 5;- 10)


R ( 6; -6)

N (-3; -6)





6. Итоги урока.

Я думаю, что вы согласны со словами, взятыми сегодня как эпиграф. У нас получился очень интересный урок, на котором вы показали нам свой багаж знаний, а он не маленький и он будет вам необходим в старших классах, он будет еще пополняться и расширяться. А тема «Координатная плоскость», надеюсь, останется для вас любимой.



Рефлексия.

- Скажите, какие испытания нам выпали, путешествуя?

- Какие испытания вызвали у вас затруднения?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие знания математики нам пригодились, какими знаниями мы воспользовались, смогли применить на уроке?

-Давайте вспомним понятия, связанные с координатной плоскостью?



7. Домашнее задание

Построить на координатной плоскости свое зодиакальное созвездие, указав координаты точек.
скачать


Смотрите также:
Урок №4. Тема урока: «Обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость»
53.19kb.
Урок-семинар по теме «Современные компьютерные технологии». Раздел программы : «Современные компьютерные технологии». Тема урока : обобщающий урок по теме «Современ­ные компьютерные технологии». Тип урока : обобщающий урок
38.37kb.
Обобщающий урок по теме «Компьютерные сети. Интернет» Ролевая игра «Суд над Интернетом». Тема урока: обобщение темы «Компьютерные сети. Интернет». Тип урока: обобщающий урок. Вид: урок ролевая игра
122.88kb.
Тип урока: урок смотр знаний. Тема урока: Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения, обращения и знаки препинания в нем"
35.41kb.
Урок-исследование по русскому языку в 4-ом классе тема: Исследование слова «доброта». Тип урока: повторительно-обобщающий урок форма урока: урок-отчёт
126.45kb.
Урок математики в 6 классе, проведенный учителем Периксинской сош моисеевой И. Е. 10. 04. 07 Тема урока «Координатная плоскость в жизни человека»
225.9kb.
Обобщающий урок по теме
58.8kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Обобщающий урок Учитель биологии: Елисеева Ю. С. 2010 -2011 уч год Тема урока: «Семейства растений, на примере семейств растений Орловской области». Тип урока : обобщающий урок
37.47kb.
Урок по испанскому языку в 5 классе (Второй язык, первый год обучения) Тема урока: Профессии Тип урока : Обобщающий
46.23kb.
Урок 49. Тема урока: повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции» Раздел урока
58.41kb.
Конспект по географии в 7 классе Тема урока: «особенности природы материка австралия» Тип урока: Обобщающий урок-игра
41.3kb.