Главная стр 1
скачать
Русская православная обитель... Много самых разных чувств возникает у человека, прочитавшего эти три слова. Без православных монастырей нельзя представить себе Россию — нашу Святую Матушку-Русь. На протяжении всей истории нашей страны в русских монастырях всегда собиралось все самое лучшее: люди — прославившиеся на весь православный мир подвижники благочестия; бесценные сокровища русской культуры — храмы, книги, настенная живопись, иконы, священнические облачения, церковная утварь;
благочестивые обычаи и правила — безвозмездная помощь нуждающимся, духовное окормление и старческое руководство верующих. Русская православная обитель — это и чудотворные иконы, цельбоносные мощи святых угодников Божиих, благодатная помощь и исцеления от которых не поддаются исчислению. Православный монастырь — это прообраз,
отблеск Царствия Божия на земле, место, где таинственно соединяется Церковь воинствующая, земная и Церковь Небесная, торжествующая.
Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Одной из таких святых обителей явился Серпуховской Высоцкий мужской монастырь.Высоцкий монастырь — один из самых древних на Руси. Время его возникновения относится к
1374 году. В это время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского и его сподвижник князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за свою отвагу Храбрым. Владимир Андреевич владел и городком Радонежем, где в то время начинала расцветать обитель преподобного Сергия. Серпуховский князь был хорошо знаком с Преподобным — был его духовным чадом. Владимир Андреевич, как пишется в летописи, занимался строительством своего стольного града Серпухова. Он пожелал украсить город возграждением монастыря и поехал к преподобному Сергию с просьбой прибыть в Серпухов для совета и благословения на устроение обители. Несмотря на свои преклонные года и на то, что была зима, преподобный Сергий откликнулся на просьбу боголюбивого князя и пешком, в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из Радонежа в Серпухов. С великой радостью встретил Владимир святых подвижников. После обозрения местности избрали они место для будущей обители на берегу реки Нары, почти на месте впадения ее в Оку, на одном из холмов, который носил название "Высокий". Князь Владимир выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери и честному Ее Зачатию праведной Анной, “дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Ее чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе”. Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом избранное место для обители, святой старец стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основание обители, и ныне ежедневно возносимую братией. Руководство обители преподобный Сергий поручил ученику своему Афанасию, хотя тот по
смирению и отказывался от этого. Так в декабре 1374 года по Рождестве Христовом был основан Серпуховской мужской монастырь, который по месту основания "на Высоком" и был назван Высоцкий — под этим названием он известен всем последующим поколениям православных христиан.
Под мудрым руководством преподобного Афанасия (Старшего) обитель быстро возрастала. Стремясь к иноческому житию, сюда приходили многие, желающие подвизаться в подвиге поста и молитвы. Князь Владимир Серпуховской, со своей стороны, усердно помогал обители строиться и благоустраиваться. С течением времени он выстроил в любимом им монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезою, что по тому времени было редкостью. В дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова. Серпухов являлся южной оборонительной границей Московского княжества и потому часто подвергался нападениям татар и других врагов земли Русской. Часто под Серпуховом устраивались сборы войск, на которых всегда присутствовали великие князья, именитые бояре,
воеводы, бывало, что и сам Царь. Высоцкая обитель была часто посещаема знатью и самим Царем — для таких посещений даже были выстроены специальные "царские палаты". Высокопоставленные посетители зачастую делали значительные вклады в обитель, монастырю давались в дар вотчины с пашнями и лесами, льготные грамоты, жертвовались богослужебные
книги (в то время — редкость), сосуды, облачения и проч.
Весной 1571 года татарский хан Девлет-Гирей, обойдя русскиеоборонительные линии, приблизился к Серпухову.Неподготовленному к сражению Царю Иоанну Грозному, который
находился в то время с опричниной в Серпухове, пришлось спешно бежать, оставляя город на растерзание врагам. Татары прошлись по городу огнем и мечом, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая все на своем пути. Высоцкий монастырь, как и вся округа, был разграблен и сожжен. Судьба настоятеля — архимандрита Агапита — осталась неизвестна. Не
успел монастырь оправиться от татарского нашествия, как наступило "смутное время" междуцарствия с царившим по всей стране произволом и безвластием. Как и вся Россия, Высоцкая обитель претерпела все бедствия этого времени. Она находилась без защиты, была постоянно разоряема шайками поляков и разбойников, пользующихся нестроениями в царстве
для собственной наживы.Но вот, с воцарением Михаила Феодоровича Романова на Русском Престоле для всей страны настало время благоденствия. С наступлением мира в обитель стали поступать вклады от
благочестивых людей — особенно значительными они были в 20-40 годы XVII века. Время правления Царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича было для Высоцкого монастыря временем возрождения и благоустройства. В 70-е годы XVII столетия вокруг обители были воздвигнуты каменные стены с 4-мя угловыми башнями вместо старой деревянной ограды. Большой вклад в строительство монастыря сделали князья Нарышкины и лично Наталья Кирилловна, мать Петра 1-го, вотчина которых находилась на серпуховской земле.
К середине XVIII века монастырь процветал: он имел жалованные грамоты на земли от Царей и Великих князей, в обители было до 70 человек братии, огромная библиотека, большая ризница, на территории монастыря было 7 действующих церквей и собор, все они были каменными, а не деревянными, что по тем временам было высоким показателем цветущего состояния обители. Но с середины ХVIII века, при введении Императрицей Екатериной II штатов для монастырей, цветущее благосостояние обители стало падать — от монастыря по указу отошли его вотчины, и он стал существовать только на положенное по штату государственное содержание и на пожертвования верующих. Но с начала XIX века благосостояние Высоцкой обители стало опять подниматься: реставрировались старые храмы, стоились и освящались новые, увеличился приток паломников. С этого времени Высоцкая
обитель становится очень известной в среде православных верующих благодаря высокому молитвенному духу насельников, благообразию и торжественности служб, обилию святынь и внутреннему благоустройству.
В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году на Православную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные в мире гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы
этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. В 20-х годах соседний женский монастырь был превращен в военное училище. Престарелые монахини были переведены в мужской Высоцкий монастырь, где были размещены в настоятельском корпусе и в подсобных помещениях. Настоятель обители, архимандрит Пантелеимон, переселился в верхние комнаты Покровского храма, братии монастыря было предложено покинуть обитель. Братский корпус заняли латышские стрелки. До 1931 года, пока не арестовали архимандрита Пантелемона, в Покровском храме совершались богослужения, за которыми пели монахини. Но после ареста настоятеля монахини разошлись кто куда, часть из них была выслана, а монастырь был превращен безбожной властью в тюрьму, где не раз производились массовые расстрелы. В послевоенные годы помещения монастыря использовались под жилье и складские помещения. В это время было разрушено три башни и большая часть стен. Монастырский комплекс постепенно разрушался, и в нем были начаты реставрационные
работы, которые хоть как-то сохранили обитель от полного разрушения.
25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Разоренная и оскверненная обитель, в которой не сохранилось ничего, кроме некоторых полуразрушенных и обветшалых зданий, начала возрождаться. Настоятелем был поставлен архимандрит Иосиф.
Торжественное открытие монастыря было в среду Светлой Седмицы 1991 года. С этого дня началась молитвенная и трудовая жизнь Высоцкого монастыря, его внешнее и внутреннее духовное созидание.
Самым первым храмом обители была деревянная церковь, заложенная преподобными Сергием и Афанасием и князем Владимиром Андреевичем во имя Пресвятой Богоматери честного Ее Зачатия праведной Анной. Церковь эта находилась на месте нынешнего Никольского храма. В
1380 году произошла Куликовская битва, которая положила начало освобождению Руси от татарского ига. Князя Димитрия Донского и его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского благословил на эту великую битву их духовный наставник — преподобный Сергий Радонежский. Во время самой битвы князь Владимир командовал засадным полком,
который состоял из серпуховичей. На Куликовом поле победили русские, наголову разгромив войско Мамая. Павшие воины Серпуховского ополчения были погребены в братской могиле в стенах Высоцкой обители.
Возвратившись в свою вотчину, князь Владимир Андреевич, прозванный за эту битву Храбрым и Донским, пожелал возблагодарить Бога за дарованную Им еще неслыханную на Руси столь славную победу над страшным и сильным неприятелем. В основанной им любимой Высоцкой обители над братской могилой убиенных воинов он строит величественный и дивный
каменный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведною Анной. Вот почему соборный храм Высоцкого монастыря представляет собой один из замечательных исторических памятников нашего отечества — памятник, воздвигнутый непосредственно самим доблестным победителем в память великой Куликовской битвы, чтобы через многие века сохранить память о том радостном великом событии, которое переживала тогда, ликуя и
славя милость Божию, вся многострадальная Русская земля. Этот храм, претерпев некоторые переделки, сохранил в основных своих формах все данные, подтверждающие, что он — тот же подлинный храм, который некогда воздвиг герой Куликовской битвы. Собор имеет вид правильного квадрата. К его восточной стороне примыкает граненая алтарная апсида,
свидетельствующая о несомненной древности, а вокруг идет крытая каменная галерея на массивных столбах. Собор в основных своих формах хранит характер зодчества XIV века. Правильность квадратов внешних частей этого храма, внутреннее устройство сводов, наличники его дверей и общий характер зодчества — все это дало возможность компетентному
ученому-византологу академику Никодиму Павловичу Кондакову признать этот храм за памятник зодчества XIV века, то есть современный Димитрию Донскому. Однако в некоторых отдельных частях во внешнем его виде произошли значительные перемены — пять шлемовидных куполов заменены на луковичные главы, устроена железная кровля с прямыми
скатами, расширены окна. По-видимому, собор со времени своего основания многократно возобновлялся и перестраивался, пока не принял современного вида.
В 1380 году был заложен и другой храм — во имя Покрова Божией Матери. Храм был деревянный, с обширной трапезой. В 1381 году оба храма — соборный и трапезный — были освящены Митрополитом Московским и всея Руси Киприаном. На освящение прибыл из своей обители и преподобный Сергий Радонежский. При частых обновлениях Покровского храма его наружный вид значительно уклонился от первоначального. Об облике первоначального каменного Покровского храма ничего не известно. Он простоял почти два столетия, постепенно ветшая и страдая от пожаров при
неоднократных разорениях монастыря врагами. От этого здания доныне сохранился только белокаменный подвал под восточной частью существующего храма.После пожара и разрушения в 1571 году возникла настоятельная необходимость в реконструкции пострадавших строобители. В это время возводится из кирпича и новое здание трапезной с Покровской церковью на высоком подклете, в котором расположились скитница, теплый погреб, хлебня, кузница. Здание представляло из себя большую одностолпную палату, к которой с севера примыкали служебные помещения, а с востока — безапсидный храм с шатровым завершением. С Зачатьевским собором трапезную соединяла тогда же выстроенная галерея. В таком виде храм просуществовал около столетия. В конце XVII столетия Покровский храм вновь подвергся коренной перестройке — в 1697 году от Нарышкиных в их излюбленный монастырь поступили значительные вклады на строительство и украшение храмов. Ктиторами этого третьего по счету каменного Покровского храма были и другие знатные лица — такие, как, например, царский спальник князь Фeoдор Васильевич Засекин. В облике этого храма отразились характерные черты архитектурного стиля московского барокко. Высокий четверик храма увенчивался рядом декоративных кокошников
и одной главой на граненом барабане. Окна были обрамлены наличниками с килевидными завершениями. Барабан главы и фасады церкви украшались полихромными изразцами. Среди них выделялись изразцы с изображением Российского государственного герба — двуглавыми орлами. Они напоминали о том, что с южной стороны Покровского храма располагались
палаты, в которых останавливались все Великие князья и Цари вплоть до царя Алексея Михайловича.
В начале XIX столетия Покровский храм приобрел черты классицизма — фронтоны и купол. В 1872 году храм был расширен за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой
было разобрано. В 1902 году была осуществлена реставрация храма на средства казначея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), с 1904 по 1906 годы епископа Серпуховского, впоследствии архиепископа Вологодского.
Ко времени передачи монастыря Православной Церкви в 1991 году Покровский храм пришел в аварийное состояние. Купол был снесен, западная часть храма сгорела, в стенах зияли огромные пробоины, крыша едва прикрывалась листами ветхого железа, штукатурка снаружи
и внутри осыпалась, пол был выломан, в стенах виднелись многочисленные трещины. В 1992 году была начата кропотливая работа по восстановлению храма. Сегодня уже ничего не напоминает о былом поругании. 9 июля 1993 года было совершено освящение предела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 года — главного престола в честь Покрова
Пресвятой Богородицы. Поскольку в Зачатьевском соборе службы совершались лишь в летнее время, Покровский храм всегда служил соборным храмом обители. В настоящее время именно в нем совершаются все уставные монастырские Богослужения. Перед чтимыми святынями
обители в этом храме день и ночь неугасимо горят четыре лампады, проливая благодатный свет в души приходящих сюда.
Есть в обители и храм, посвященный преподобному Сергию. Он расположен с южной стороны Зачатьевского собора, на месте, где при основании обители был водружен Крест и воздвигнута первая деревянная церковь. Основанием его служит храм во имя небесного покровителя
Серпухова — святителя Христова Николая, во втором этаже здания расположена соборная ризница, над ней — церковь во имя преподобного Сергия. Внешняя реставрация здания произведена в 1991 году.
Сергиевская церковь существовала уже в конце XVI в. Во вкладной книге монастыря упоминается, что в 1618 году архимандрит Иосиф жертвовал деньги на ремонт Сергиевского храма, пострадавшего в разрушительное и бедственное время междуцарствия. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. В нем сохранялся иконостас XVIII в. Царские врата являлись одним из лучших образцов русской резьбы по дереву XVII в. Мерзость
запустения коснулась и этого храма. Из его внутреннего убранства ничего не сохранилось.
Реконструкция интерьера Сергиевского храма была начата зимой 1996 года. Храм был вновь оштукатурен, заменены оконные рамы и двери, настелены дубовые паркетные полы. Изящная резьба трехъярусного иконостаса и настенных киотов выполнена выпускниками Абрамцевского художественного училища в стиле XVI века. Особенно великолепно тончайшее кружево Царских врат. Иконы иконостаса и чудная настенная живопись воспроизведены в древнерусском стиле художником-реставратором 1 категории В.В.Артемьевым. В куполе храма изображение Святой Троицы и трех евангельских событий — искушения Христа в
пустыне, умовения ног и моления о чаше. Они напоминают о необходимости неустанной борьбы с искушениями, непрестанной молитвы, смирения и послушания. Ниже — жизнь Преподобного Сергия, образец монашеских трудов и подвигов. На горнем месте находится старинная чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радосте". Она особенно чтилась в одном из ныне уничтоженных подмосковных храмов, по просьбам верующих ее
носили с Крестными ходами по окрестным селениям. В храм преподобного Сергия с галереи собора ведет узкая крутая лестница, он совсем маленький и необычайно радостный и теплый.
Его освящение состоялось 6 сентября 1996 года, в день празднования явления Божией Матери преподобному Сергию. Освящение совершалось ночью, в присутствии только братии, так как храм не мог вместить богомольцев. Необычность священнодействия, ночной Крестный ход со
святым Антиминсом под звон колоколов "во вся", переживание духовной радости живо напомнили Пасху. В дни, связанные с памятью Преподобного Сергия (18 июля, 6 сентября, 8 и 20 октября) в этом храме совершается ранняя Литургия.Восстановлен и Никольский храм. 18 июня 1997 года совершилось его малое освящение. Основанный в XVI в. Никольский храм служил для совершения заупокойных богослужений по ктиторам обители, в числе которых был и род Нарышкиных. 26 января 1734 года у северной
стены в храме был погребен государственный канцлер граф Гавриил Иванович Головкин (1660-1734), родственник царицы Наталии Кирилловны, матери императора Петра I. Последняя реставрация храма была произведена в 1873 году на средства гг. Шибаевых. К этому времени
относится и сохранившаяся масляная живопись, изображающая жизнь и чудеса святителя Христова Николая. Ко времени открытия монастыря в храме располагалась пилорама. Он был настолько обезображен, что трудно было догадаться, что когда-то здесь был храм. Но в 1991 году это был единственный храм, который возможно было приготовить к зиме для совершения богослужений. Наскоро были произведены необходимые работы, расчищена замазанная известью живопись, из старых икон, пожертвованных монастырю, собран иконостас и 11 августа 1991 года в день Рождества святителя и чудотворца Николая Преосвященным епископом Можайским Григорием было совершено великое освящение храма. В 1996 году в храм проведено отопление. Зимой 1997 года начат капитальный ремонт. Заново перештукатурена северная часть храма, вновь настелен пол из итальянской плитки, стены храма украсили инкрустированные панели, живопись 1873 года отреставрирована, а утраченная часть написана вновь. Храм украшают небольшие иконы в старинных киотах, среди которых выделяется древний резной образ святителя Николая XIV века. Невысокий
сводчатый Никольский храм невелик и по-домашнему уютен.
Современная трехъярусная колокольня в обители была сооружена около 1840 года взамен старой, которая пришла в ветхость и рухнула, к счастью, никого не задев. Вскоре затем во втором ее ярусе был устроен храм во имя Трех Великих святителей и Вселенских Учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Освящен он был в 1843 году митрополитом Филаретом (Дроздовым). Храм это небольшой, выполнен он в греческом стиле, имеет форму креста. Трехсвятительский храм был первым храмом, в котором начались ежедневные богослужения в 1991 году во вновь открытой обители. В настоящее время в нем проходит Исповедь во время больших праздников.На третьем ярусе, на самой колокольне, до закрытия монастыря в 1931 году было 1колоколов, самый большой в 721 пуд весом, и башенные часы в циферблатами на четыре стороны. Все колокола богоборцами были с колокольни сняты, и только недавно с большим трудом часть колоколов удалось вернуть, и праздничный звон звучит “во вся тяжкие”.
Установили и новые часы, которые каждые четверть часа оглашают округу своим мелодичным перезвоном.С северной стороны Зачатьевского собора, в самом конце галереи находится маленький придельный храм Рождества Богородицы. Храм этот, неизвестно когда и кем устроенный, существовал уже в конце XVI века. В описи ХVIII века говорится, что церковь эта была
покрыта тесом, а глава ее железом. Царские врата иконостаса состояли из двух массивных столбов с сенью, на которые были привешены сами врата. В храме был золоченый резной иконостас с иконописью ХVI века. В советское время внутренний интерьер храма был полностью уничтожен. В настоящее время храм находится на реставрации.С восточной стороны монастыря рядом с самой стеной расположен храм во имя Всех Святых.
Построен он в 1896 году архитектором Р.И.Клейном на средства Н.Н.Коншина. Стиль еезодчества византийский. Тяжелый камепирамидальный верх этой церкви заканчивался массивным каменным же крестом. Нижняя часть храма была облицована красным камнем и
имела вид открытой галереи с лестницей на два входа, вся наружная часть была выложена серым камнем. Нижний этаж был занят семейной усыпальницей храмоздателя, а верхний — церковью. Иконостас был низким и мраморным, выполненным в византийском стиле. Царские Врата были бронзовыми, настенная живопись выполнялась известным живописцем Копьевым, иконы в иконостасе — не менее известным М. Дикаревым. Сейчас этот когда-то красивейший храм находится почти в разрушенном виде, все могилы в усыпальнице вскрыты, разграблены и осквернены.
В Высоцком монастыре был еще один храм — церковь во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. Находился он как раз между Зачатьевским собором и Покровским храмом над часовней с могилкой преподобного Афанасия Высоцкого (Младшего).
Первый храм на этом месте, деревянный, был построен в 1697 году на средства бояр Нарышкиных. В 1878 году при настоятеле архимандрите Мелетии I, в память 500-летия основания обители, вместо пришедшего в ветхость деревянного храма был выстроен каменный. Он имел вид большого шатра и был соединен с Зачатьевским и Покровским храмами внутренними переходами. Внутри храма была резная деревянная сень над местом
захоронения преподобного Афанасия Высоцкого (Младшего), резной иконостас в русско-византийском стиле. Снаружи, по бокам входной двери, на стене была выбита надпись с историей основания Высоцкого монастыря. К сожалению, во время реставрации монастыря в 1967 году этот замечательный храм был разрушен до основания, "как не имеющий
исторической и художественной ценности". В настоящее время на месте храма выстроено крытое крыльцо в русском стиле с маковкой и крестом.
До закрытия монастыря в 1931 году здесь была богатейшая ризница. Располагалась она над Никольским храмом на втором этаже. Среди прочего там хранились две ризы, принадлежавшие самому Преподобному Сергию Радонежскому, покровцы и пелена, вышитые старинной русской вышивкой (XVII век), более 20 напрестольных крестов — серебряных, вызолоченных, резных кипарисных и др., различная церковная утварь, митры, среди которых были настоящие произведения искусства. Во времена советских гонений почти вся ризница была сокрыта монахами и до настоящего времени не найдена. Множество замечательных иконбыло в обители, среди которых выделялись икона Николая-Чудотворца XVII века с клеймами,
изображающими чудеса и житие святого и семь икон византийского письма, присланныхобитель из Константинополя в 1395 году; иконы эти Деисусный
иконостаса, ныне шесть из них находятся в Третьяковской галерее, одна в Русском музее.
В настоящее время по Божией милости в Высоцкой обители собрано множество святынь, почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери " Чаша", который находится в Покровском храме. Образ сей прославлен чудесами исцелений от страсти винопития, наркомании и табакокурения, о которых красноречиво
свидетельствуют многочисленные украшения, пожертвованные верующими, специальная книга с описаниями случаев исцелений от иконы, множество писем, приходящих в монастырь ежедневно.
Вообще, в Покровском храме находятся все главные святыни Высоцкого монастыря, которым с большим благоговением поклоняются верующие. В Покровском приделе почивают в искусно сделанной раке мощи преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого (Младшего), второго
игумена монастыря, которые обретены были в 1994 году и прославлены многими чудесами исцелений и благодатной помощи. Всего в обители собрано более 200 частиц мощей различных угодников Божиих, прославленных от первых веков христианства до последних новомучеников Российских. Наиболее крупные частицы мощей хранятся в алтаре храма,
каждая в своем особом ковчеге, среди которых выделяется серебряный ковчег в форме митры с частью мощей преп. Сергия Радонежского — его передал в обитель 8 октября 1992 год Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Среди множества икон, украшающих стены храма, особо чтятся верующими образ св. Георгия-Победоносца, новгородского письма XV века, который всегда брало в поход Серпуховское войско, а в мирное время, если Серпухову грозила опасность нашествия неприятеля, незажженная свеча у этого образа самовозгоралась; храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы письма московской школы ХVII века; иконы Божией Матери "Скоропослушница", "Утоли моя печали", образ св. Великомученика и Целителя Пантелеимона, которые писаны в прошлом веке на святой горе Афон; чудотворный образ Богородицы “Взыскание погибших”; чудотворная икона Николы Можайского XIV века; образ Преподобного Сергия Радонежского — крышка раки с его мощами, находящийся в Высоцком монастыре с 1801 года; икона преподобного Серафима Саровского с частицей от рубашки, пропитанной его кровью, когда святой был избиваем разбойниками, и другие иконы. Почти все они старого письма, у каждой из них своя история, некоторые прославились чудесами.
С великим благоговением хранятся в обители и части Древа Животворящего Креста Господня, Гроба Господня, частичка Гвоздя, одним из которых был распят Иисус Христос, частица Пояса Пресвятой Богородицы, который она носила при жизни, Господня, часть камня, на котором молился 1000 дней и ночей преподобный Серафим Саровский, частица Древа куста
Неопалимой Купины со святой горы Синай, епитрахиль св. праведного Иоанна Кронштадского и другие святыни.

Высоцкая обитель славна не только своими святынями — просияла она и своими подвижниками-иноками, некоторые из них прославлены Православной Церковью как преподобные, к их молитвенному предстательству прибегают многие верующие. Первым игуменом Высоцкой обители был поставлен Преподобным Сергием Радонежским преподобный Афанасий Высоцкий (Старший) — подвижник высочайшей духовной жизни,


прозорливец и великий молитвенник. После того, как он вместе с Митрополитом Московским и всея Руси Киприаном отбыл в 1387 году в Константинополь, где и остался до конца дней своих, его приемником по управлению обителью стал его же ученик преподобный Афанасий
Высоцкий (Младший), которому в то время было около 30 лет. Но несмотря на молодые года, он был высшим в монашеском подвиге из всей братии. Сравнительно недолго управлял он обителью, и от великих трудов монашеских почувствовал, как пишется в его житии, "старческое изнеможение" и преставился о Господе. На его могилке стали происходить
многочисленные чудеса, свидетелями которых были не только братия монастыря, но и многие богомольцы и паломники. Мощи его были обретены в 1994 году и почивают ныне в Покровском храме монастыря. После Афанасия (Младшего) в обители игуменствовал преп.
Никита Серпуховской чудотворец. Управлял он обителью дольше всех в истории монастыря — 44 года, при нем обитель благоустроилась и достигла расцвета. Подвизался здесь и приемник великого Сергия преподобный Никон Радонежский, постигая монашескую науку под руководством преподобного Афанасия (Старшего), именно здесь он был пострижен в монахи и получил священный сан. По некоторым источникам в Высоцкой обители в течение двух лет проходил иноческий искус преподобный Андрей Рублев, а учеником преподобного Никиты в течение многих лет был преподобный Пафнутий, основатель знаменитого Боровского монастыря. В 1825-26 годах в Высоцком монастыре скрывался от преследований знаменитый монах-прорицатель Авель Вещий, который имел удивительный дар пророчества и предсказывал многие события в жизни Российских Императоров. А сколько неизвестных монахов-подвижников возносили здесь ежедневно в продолжение многих столетий свои святые молитвы к Господу и Его Пречистой Матери! Монастырская земля освящена их
подвигами и молитвами, которые они и поныне возносят уже в Горних Селениях Престолу Божию.
Сегодня монастырь насчитывает более 20 насельников — монахов и послушников. Настоятель и духовный руководитель обители — архимандрит Иосиф. Почти за 7 лет существования возрожденного монастыря многое уже восстановлено и сделано, но многое и предстоит сделать, с помощью Божией, по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Службы в монастыре проходят по полному суточному кругу богослужения. Ежедневно служатся молебны с водоосвящением у Чудотворного образа Божией Матери "Неупиваемая чаша". По пятницам после вечернего богослужения в 18 часов совершается братский молебен со акафистом преподобному отцу нашему Афанасию Высоцкому (Младшему) Серпуховскому чудотворцу у раки с его чудотворными мощами. Каждое воскресенье после вечерни служится братский молебен со акафистом иконе Божией Матери "Неупиваемая чаша"Монастырь принимает паломников на несколько дней (обязательно наличие паспорта) — в обители обустроены мужская и женская гостиничные кельи по 20 мест каждая.Мало-помалу Серпуховской Высоцкий мужской монастырь восстанавливается и
благоустраивается. Многие и многие приезжающие в монастырь отмечают особенную молитвенную настроенность в стенах обители, стремление к покаянию и очищению, душевное успокоение в доме Пресвятой Богородицы и не посрамляется всякий имеющий надежду на неоскудную милость Господа нашего Иисуса Христа, Ему же и слава во веки веков.


скачать


Смотрите также:
Усская православная обитель Много самых разных чувств возникает у человека, прочитавшего эти три слова. Без православных монастырей нельзя представить себе Россию нашу Святую Матушку-Русь
180.44kb.
Кейс «Отрасль джинсовых изделий» анализ внешней среды
119.26kb.
Сделано в Японии
4719.86kb.
Рождение Будды Отречение Будды
1539.24kb.
Анатолий Глазунов (Блокадник) Все Русские на борьбу с погромщиками Русского слова! На сайте «Русь Православная»
1124.84kb.
Реферат «Навигация в файловой системе»
222.58kb.
Социально-экономический
429.71kb.
Использование информационно коммуникационных
116.83kb.
«Святая Русь»
29.66kb.
Программа деятельности лагеря труда и отдыха «живи, моя деревня»
154.29kb.
Н. Г. Чернышевский Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие
106.87kb.
Общественно-политическое и деловое объединение православных
208.5kb.